Организация спортивно-оздоровительной работы в отряде с участием необходимых специалистов (медицинских работников, инструкторов по физкультуре и плаванию)
· Планируя работу на день, стремиться организовывать больше мероприятий на открытом воздухе;
· Регулярно совершать прогулки, дающие детям возможность живого общения с природой;
· Участвовать в спортивной жизни лагеря;
· Организовать купание отряда в соответствие с установленным графиком, соблюдая технику безопасности;
· Допускать к участию в спортивных мероприятиях и купании только детей, имеющих разрешение врача;
· Пропагандировать здоровый образ жизни.
Организация досуга
· Заранее планировать и готовить досуговые мероприятия, ставя в известность о них администрацию лагеря;
· При организации досуговых мероприятий ориентироваться на программу и планы лагеря, учитывать возрастные особенности детей, следовать логике развития лагерной смены;
· При организации досуговых мероприятий использовать различные безопасные виды деятельности, способствующие творческому, интеллектуальному, личностному росту каждого ребенка, а также становлению детского коллектива;
· Организовать участие отряда в общелагерных досуговых мероприятиях, а также принимать участие в их планировании и подготовке.
Организация воспитательной работы
· Применять в работе современные приемы, методы и формы трудового, нравственного и эстетического воспитания и формирования коллектива с учетом возраста, потребностей и интересов детей;
· Уделять особое внимание к организации мероприятий, формирующих гражданскую патриотическую позицию, толерантность, экологическую культуру, ценностное отношение к семье, ответственность;
· Организовать самоуправление в отряде с целью реализации и развития лидерских качеств у детей;
· Оформить вместе с детьми отрядный уголок и своевременно менять оперативную информацию: план на день, поздравления, результаты конкурсов и соревнований.
· Анализировать успехи и неудачи, находить пути выхода из затруднительных ситуаций и учить этому детей;
· Вести работу с родителями, раскрывая для них лучшие качества их детей и корректно сообщая им о возникших трудностях.
Ведение отрядной документации
· Иметь список детей отряда с датами их рождения, с именами и номерами телефонов родителей, домашним адресом и другой полезной информацией;
· Иметь список ослабленных или больных детей с допусками врача лагеря к участию в спортивных и оздоровительных мероприятиях;
· Вести журнал работы, в котором:
- отражена работа с родителями;
-график приезда родителей и временной контроль возвращения ребенка в отряд;
- заявление родителей об ответственности за жизнь и здоровье ребенка;
- производится сбор отзывов родителей о работе лагеря и вожатых;
· Иметь план-сетку на смену с внесенными в него отрядными мероприятиями;
· Ежедневно вывешивать в отрядном уголке план на день;
· Иметь график дежурства вожатых по корпусу в ночное время;
· Составление и ежедневная работа с графиком проживания детей в отряде (график на случай эвакуации и сверки при пожаре);
· Иметь график работы душевой и прачечной;
· Иметь график купания;
· Иметь расписание банных дней;
· Иметь график выходных вожатых отряда;
· Иметь рабочую тетрадь, блокнот или дневник, где фиксируется вся поступающая информация;
· Иметь ежедневно заполняемый список детей ночующих в корпусе.
10. Соблюдать договорные обязательства и трудовую дисциплину
· Своевременно предоставить все необходимые для трудоустройства документы;
· Своевременно пройти медицинский осмотр, при необходимости оформить медицинскую книжку, предоставить соответствующие документы медицинским работникам лагеря;
· Согласовывать с администрацией выходные дни, вовремя уходить и возвращаться с них;
· Не нарушать режим лагеря;
· Четко соблюдать все обязательства, закрепленные в договоре о приеме на работу.
Заповеди вожатого
§ Общение с ребенком строй на позиции трех «П»:
«понимание» - смотрю на окружающий мир глазами ребенка;
«принятие» - я люблю тебя такого, какой ты есть;
«признание» - ты мой партнер, включаю тебя в свою взрослую жизнь;
§ Умей выслушать и услышать каждого ребенка;
§ Жалок вожатый, лишенный чувства юмора;
§ Помни: от улыбки хмурый день светлей, от улыбки солнышко смеется;
§ Говорят, как пройдет первый день, так пройдет и вся смена. Поэтому тщательно планируй первую встречу с детьми;
§ В воспитании мелочей не бывает;
§ Помни: ты пример для подражания;
Не забывай, что дети смотрят на тебя с утра до вечера. А ночью слышат твои речи, когда ты думаешь, что они спят;
§ Научись не приказывать, а просить. Просьба укрощает даже строптивых;
§ Сначала включай сердце ребенка, потом голову, потом руки;
§ Не сердись на ребенка долго – это не профессионально;
§ Научись все видеть, но кое-что не замечать, все слушать; но кое-что не слышать;
§ Не всегда ищи виновного;
§ Не читай нотаций – все равно не помогут;
§ Главный путь к сердцу ребенка – любовь и справедливость;
§ Ставь себя на место счастливого и, особенно несчастного ребенка;
§ Добрый воспитатель – это не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не способен причинить зло.
Притча «Хрупкие подарки»
Как-то в одно селение пришел и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Еще он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое- то время, мудрец снова дарил им игрушки, но еще более хрупкие. Однажды родители не выдержали и пришли к нему: — Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки все равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно. — Пройдет совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им свое сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?
Табу для вожатого
· Не позволять себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других;
· Не допускать оскорблений по отношению к детям со стороны других детей;
· Не навязывать детям свою волю, не командовать, не слушать только себя;
· Не держаться изолированно от детей;
· Не проявлять самоуправства в моменты неподчинения детей;
· Не создавать стрессовых ситуаций для детей и коллег;
· Не быть безразличным к недисциплинированности детей;
· Не заниматься своими личными делами в рабочее время;
· Не всегда искать виновного;
· Не приказывать, а просить;
· Не читать нотаций: вспомни, помогло ли это тебе;
· Не позволять равнодушного отношения к детям;
· Не потакать ленивым;
· Не пытаться выяснить что-либо с помощью силы;
· Не вести беседы на запрещенные темы в присутствии детей;
· Не срывать свое плохое настроение на детях;
· На пляже не загорать, а смотреть за детьми;
· Не унижать детей и не смеяться над ними;
· Нельзя запрещать что-либо, а потом это же позволять;
· Нельзя быть скучным, хмурым, надутым, равнодушным, высокомерным.
Глава 2