Школьные спортивные сооружения.
Важным элементом школьного здания является физкультурный зал, размещаемый в первом этаже. Он должен обеспечивать возможность проведения с детьми:
· гимнастических упражнений со снарядами и без них;
· полезных игр;
· спортивных и массовых развлечений.
Дополнением к нему служат рекреационные помещения, в которых дети активно отдыхают во время перемен. Для этого используют либо отдельные залы, либо расширенную часть коридора.
· 25 – 30% площади земельного участка отводят под здание школы, учебно-производственные и вспомогательные помещения, проезды, хозяйственный двор.
· 25 – 30% площади занимают физкультурные и спортивные площадки;
· 50% территории озеленяют.
Особое внимание обращают на создание гигиенических условий труда в рабочих помещениях:
· обеспечение средствами техники безопасности;
· соблюдение правильного режима труда и отдыха.
УСЛОВИЯ ТРУДА ШКОЛЬНИКА.
Скорейшему освоению избранной профессии могут способствовать
· специальные физические упражнения в виде спорта;
· развивающие двигательные навыки, необходимые для выполнения трудовых операций.
ШКОЛЬНАЯ МЕБЕЛЬ.
Школьная мебель представлена партами и школьными столами. Правильно устроенная мебель должна:
Ø соответствовать размерам тела учащегося;
Ø соответствовать его возрасту;
Ø обеспечивать правильную посадку.
В противном случае мебель может быть одной из причин:
· ухудшения зрения, когда детям приходится держать голову при чтении и письме то слишком высоко, то слишком низко;
· способствовать искривлению позвоночника;
· вызывать излишнее мышечное напряжение;
· вызывать более быструю утомляемость;
· стеснять дыхание и внутренние органы;
· мешать нормальному развитию костной системы.
Первой была предложенная Ф.Ф. Эрисманом в конце прошлого века парта. Она послужила прототипом для современных моделей школьной мебели.
Главными параметрами парты, обеспечивающим правильную, менее утомительную позу учащихся, являются:
· дистанция;
· дифференция.
Дистанция – расстояние (по горизонтали) между задним краем стола и передним краем скамьи (стула) для сиденья. Оно должно быть отрицательным, т.е. край скамьи должен заходить за край стола на 4-5 см.
Дифференция– расстояние (по вертикали) от заднего края стола до скамьи при опущенной и согнутой в локте руке. Принято считать, что в среднем дифференция должна составлять I/7 – I/8 часть роста.
При положительной дистанции ученик вынужден:
· тянуться и сгибать корпус,
· это приводит к искривлению позвоночника (кифоз).
Школьник лишен возможности, использовать спинку парты, как дополнительную опору, отчего он быстрее утомляется.
При большой дифференции (высокий стол или низкое сиденье), чтобы положить руки на стол, ученик должен поднимать правое плечо, что неизбежно вызывает искривление позвоночника (правосторонний сколиоз); расстояние от глаз до тетради может в этом случае оказаться заниженным (норма 36-40 см).
При малой дифференции (низкий стол и высокое сиденье) ученик, чтобы расположить предплечье на столе, должен сильно наклоняться, что способствует появлению сутулости или искривлению позвоночника назад (кифоз) особенно, если одновременно имеется положительная дистанция.
Классные доски изготовляют из:
· линолеума;
· релина;
· пластмасс коричневого или темно-зеленого цвета с упругой, гладкой матовой поверхностью.
Нижний край досок должен находиться несколько выше уровня парт (89-95 см от пола). Для обеспечения лучшей видимости над досками устраивают добавочное местное освещение.
· писать на доске следует буквами высотой около 4 см, чтобы они были видны с последних парт;
· стирать с доски надо влажной тряпкой; у нижнего края доски устраивают желоб для задержки падающих кусочков мела при письме на ней.
ЗРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Постоянное и чрезмерное напряжение аппарата аккомодации приводит к длительному спазму аккомодации, при котором глаза в течение продолжительного времени остаются в положении, приспособленном к рассматриванию предметов в близи. В результате этого развивается:
· сначала функциональная близорукость
· которая может перейти в истинную
· кроме того, в том же направлении действует, одновременное сильное, сведение глаз к средней линии (конвергенция), наблюдающаяся при рассматривании предметов вблизи
· доказано, что отсутствие нормальных гигиенических условий для зрительной работы учащихся, может способствовать развитию близорукости, особенно у детей, предрасположенных к этому.
Не всегда уделяется должное внимание условиям приготовления уроков и чтения художественной литературы дома:
· вредное чтение лежа, поскольку при этом нарушается нормальное расстояние от книги до глаза;
· повышается внутриглазное давление;
· слишком много времени школьники уделяют просмотру телевизионных передач.
Правильная организация учебно-воспитательной работы в дошкольных и школьных учреждениях, дома:
· способствует нормальному умственному и физическому развитию детей и подростков;
· укрепляет их здоровье;
· повышает успеваемость.
Особенно важно:
· рациональное распределение труда и отдыха;
· гигиеническое нормирование нагрузок в различных видах деятельности.
Учебные занятия связаны с интенсивной деятельностью нервных клеток коры большого мозга, которые у детей в функциональном отношении менее устойчивы, а потому отдых должен быть тщательно охраняем.
РЕЖИМ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА.
В дошкольном возрасте процесс воспитания и обучения требует большой осторожности при нормировании различных видов деятельности:
· в детских садах в режиме младших групп (3-4 года) продолжительность занятий рисованием, лепкой составляет 10-15 минут
· в более старших группах она увеличивается до 20-25 минут, причем переводится с перерывом два занятия и характер трудовой деятельности постепенно усложняется.
Элементы режима дня | Время суток |
Сбор детей, туалет, гимнастика | 8 ч |
Завтрак | 8 ч 30 мин |
Занятия (первое 20 мин, второе 15 мин) | 9 ч 30 мин |
Прогулки, игры на воздухе | 10 ч 10 мин |
Обед | 12 ч 45 мин |
Дневной сон | 13 ч 30 мин |
Игры | 15 ч 20 мин |
Полдник | 16 ч |
Прогулка, игры на воздухе | 16 ч 30 мин |
Ужин | 19 ч |
Уход детей домой | 20 ч |
РАБОТА ШКОЛЬНИКА.
При построении учебного процесса в школах необходимо учитывать периодичность в работоспособности учащихся, которая меняется на протяжении года, месяца, недели, дня.
Эти изменения:
· обусловлены функциональными
· психофизиологическими особенностями организма
· характерны для каждого возраста
· связаны с величиной учебной нагрузки
· режимом занятия
· гигиеническими условиями.
К концу года, главным образом, с января:
· умственная работоспособность снижается
· ухудшаются некоторые физиологические реакции.
Происходящие изменения обратимы и организуемые три раза в год каникулы, особенно летние, обеспечивают восстановление работоспособности.
· Наиболее высокий уровень работоспособности учащихся наблюдается с 8 до 11 ч., т.е. на первых двух – трех уроках. В это время следует проводить занятия по более трудным предметам ( математика, иностранные языки, физика, химия), чередуя их с более легкими.
· В предобеденное и послеобеденное время происходит снижение работоспособности.
· Некоторый подъем ее наблюдается во второю половину дня, хотя по уровню ниже, чем бывает утром.
Итак, ознакомившись с влиянием различных факторов внешней среды на организм ребенка в процессе его жизнедеятельности, воспитания и обучения, медицинские работники должны стремиться вместе с органами просвещения к созданию таких условий, которые бы максимально способствовали укреплению здоровья и наилучшему его развитию.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
1. Что является основной задачей гигиены детей и подростков?
2. Как сказывается на состоянии детей и подростков неблагоприятное воздействие окружающей среды?
3. Какие анатомо-физиологические особенности происходят во втором возрастном периоде?
4. Основной принцип планировки к эксплуатации детского дошкольного учреждения.
5. Что такое дистанция и дифференция?
6. Световой коэффициент для школьных классов.
7. Условия, способствующие развитию близорукости у детей.
8. Кто относится к первой группе здоровья?
9. какая патология может развиваться у школьников при положительной дистанции?
10. Продолжительность сна для детей 7-10 лет.
11. Перечислите состав групповой ячейки детского сада.
12. Назовите основные гигиенические требования к классной комнате.
13. Требования к школьной мебели.
14. Определение КЕО.