Памятка для родителей о мерах предосторожности.
Памятка для родителей о мерах предосторожности.
1. Никогда не оставляйте ребенка дома одного, хотя бы до 10-12 лет. Помните: может случиться все, что угодно, и достаточно только одной роковой случайности, чтобы потом помнить о ней всю жизнь. Любая квартира содержит массу опасностей для ребенка. Их спектр огромен: от мимоходом включенного газа или случайного пожара в результате короткого замыкания электропроводки – до целенаправленного вторжения чужого человека. Все это может повлечь за собой необратимые последствия.
2. Никогда не выпускайте ребенка одного на улицу, хотя бы до 10-12 лет. Не оставляйте ребенка одного у входа в магазин, в аптеку, отделение связи, во дворе, даже около собственного подъезда. Даже на даче ребенок никогда не должен один гулять за пределами вашего участка. И здесь может случиться всякое, и здесь достаточно только одной роковой случайности, чтобы потом страдать всю оставшуюся жизнь.
3. Добейтесь того, чтобы ваш ребенок на всю жизнь предельно четко усвоил: надо настороженно относиться к чужим людям. Весь мир для ребенка должен жестко делиться на «своих» и «чужих». Чужому нельзя открывать дверь. С чужим не о чем разговаривать во дворе. От чужого на улице нельзя принимать подарки. С чужим нельзя никуда идти, садиться в автомобиль, уезжать на автобусе и т.п. С чужими людьми никогда нельзя садиться в один лифт.
4. Воспитывайте у ребенка наблюдательность. Поверьте, она будет полезна как ему, так и вам. Ребенок должен уметь внимательно смотреть по сторонам и подмечать все, что происходит вокруг. Дети часто замечают то, что мы, взрослые, пропускаем «между глаз». Научите ребенка не просто наблюдать, а еще и рассказывать вам обо всем, что он заметил необычного во дворе, на улице, вокруг дачи. Не исключено, что его детские наблюдения приведут вас к серьезным взрослым умозаключениям и выводам.
5. Ребенок должен знать: все, что ему необходимо, он получает от вас и только от вас. В крайнем случае, от кого-то, но в вашем присутствии и, обязательно, с вашего одобрения. Значит, ничего нельзя подбирать на улице – ни яркой игрушки, ни красивой бумажки. Значит, никогда и ничего нельзя брать у незнакомых людей – ни мороженого, ни пирожного; ни напитков, ни сигареты, ни шприца.
6. Ребенок не должен тащить в дом ничего из того, что он все-таки может найти во дворе или на даче. Ни брошенной кем-то игрушки, ни забытой авторучки; ни красивой банки, ни симпатичной бутылки; ни найденной на скамейке книги, ни выброшенного кем-то конверта с редкой маркой; ни бездомной собаки, ни приблудной кошки. Все это может быть источником реальной или потенциальной опасности.
7. Никакие детские слезы никогда не должны стать поводом для того, чтобы вы дали «слабину». Ваше «нет» всегда должно значить именно «нет», а не «быть может». Ребенок должен твердо знать и понимать слова «можно» и «нельзя». Все, что вы сочтете допустимым для ребенка (новая игрушка, собака, кошка), должно пройти через ваши руки, быть проверено вами и соответствующим образом обработано.
Рекомендации для педагогов-психологов, воспитателей и учителей по оказанию психологической помощи детям в кризисной ситуации.
Проявление и развитие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у детей имеют ряд особенностей по сравнению со взрослыми, которым был поставлен аналогичный диагноз. Это связано в первую очередь с особенностями детской психики. Так, дети не всегда могут связать свои травматические проявления с фактом психологической травмы, что крайне важно при проработке травмы.
Навязчивое воспроизведение травматического случая у детей может иметь форму повторяющихся игр, в которых прослеживаются тема или аспекты травмы. Это особый вид игры, когда дети однообразно, монотонно повторяют один и тот же сюжет игры, не внося туда никаких изменений, никакого развития. В таких играх, как правила, отсутствуют катартические элементы, то есть дети, проиграв определенные сюжеты, не испытывают облегчения.
У детей могут быть сны, на первый взгляд непонятные, но вызывающие ужас. Ребенок может не понимать, что во сне каким-то образом отражена катастрофа, тогда как постороннему человеку это очевидно.
Нарушения в познавательной сфере у детей порой достигают такой выраженности, что их успехи в обучении сильно ухудшаются. Отличники становятся двоечниками, очень болезненно переживая это.
У детей имеют место тревожные мысли неосознаваемого содержания, вызванные травматическими переживаниями. Часто ребенок не может представить себе, что у него будет долгая жизнь, семья, карьера, дети и т.д.
Острота реакции ПТСР может зависеть от нескольких факторов:
1. Степень вовлеченности (находился в эпицентре события, сам попал в заложники, среди заложников были родные и близкие, следил за событиями по телевизору).
2. Индивидуальные особенности (чувствительность, наличие навыков совладания).
3. Наличие предшествующего травматического опыта (потеря близких, был в роли жертвы или свидетеля катастрофы и пр.).
Обозначим общие для всех возрастов реакции на травмирующее событие.
Физические реакции: возбуждение (может привести к истощению), повышенная настороженность, мышечная напряженность, прерывистый пульс, повышенное потоотделение, изменение дыхания, расстройство желудочно-кишечного тракта, нарушение сна (трудности засыпания, ночные кошмары, прерывисты сон, слишком долгий сон или, напротив, короткий), головные и другие боли, необычные жалобы, обострение хронических заболеваний, психосоматика.
Поведенческие реакции:поведенческая регрессия, изменение пищевого поведения, ограничение социальных контактов вплоть до изоляции, ухода в себя, жесткое следование или отрицание культурных стандартов поведения. Изменения, возникшие вследствие удара по адаптивным способностям, защитам, навыкам. Перемена внешнего вида. Отсутствие контакта глаз. Избегание любых напоминаний, мыслей о происшедшем. Повышение импульсивности поведения. Повышение конфликтности (особенно у подростков). Отказ идти в школу. Создание системы внешних вех стабильности, предсказуемости мира (суеверия, приметы).
Когнитивные реакции: трудности с концентрацией и переключением внимания, принятия любых решений, мысль скачет (или, напротив, мыслительный процесс замедляется), снижение академической успеваемости.
Личностные реакции: изменение системы представлений о мире, о себе и других, подрыв на уровне базовых потребностей – физиологических (вода, питание), в безопасности, защите. Изменение ценностно-смысловой сферы. Удар по чувствам доверия, открытости, безопасности. Сужение перспективы будущего. Ощущение бессмысленности жизни и мира. Мир вдруг оказался опасным и несправедливым.
Эмоциональные реакции:общий дистресс, гнев и враждебность, депрессия, тревожность, страх, паника, чувство беспомощности и бессилия, чувство вины, стыда, отвращения к себе, обвинение других. Эмоциональная нестабильность (скачки настроения), апатия. Ощущение несправедливости того, что произошло. Злость.
Памятка для родителей о мерах предосторожности.
1. Никогда не оставляйте ребенка дома одного, хотя бы до 10-12 лет. Помните: может случиться все, что угодно, и достаточно только одной роковой случайности, чтобы потом помнить о ней всю жизнь. Любая квартира содержит массу опасностей для ребенка. Их спектр огромен: от мимоходом включенного газа или случайного пожара в результате короткого замыкания электропроводки – до целенаправленного вторжения чужого человека. Все это может повлечь за собой необратимые последствия.
2. Никогда не выпускайте ребенка одного на улицу, хотя бы до 10-12 лет. Не оставляйте ребенка одного у входа в магазин, в аптеку, отделение связи, во дворе, даже около собственного подъезда. Даже на даче ребенок никогда не должен один гулять за пределами вашего участка. И здесь может случиться всякое, и здесь достаточно только одной роковой случайности, чтобы потом страдать всю оставшуюся жизнь.
3. Добейтесь того, чтобы ваш ребенок на всю жизнь предельно четко усвоил: надо настороженно относиться к чужим людям. Весь мир для ребенка должен жестко делиться на «своих» и «чужих». Чужому нельзя открывать дверь. С чужим не о чем разговаривать во дворе. От чужого на улице нельзя принимать подарки. С чужим нельзя никуда идти, садиться в автомобиль, уезжать на автобусе и т.п. С чужими людьми никогда нельзя садиться в один лифт.
4. Воспитывайте у ребенка наблюдательность. Поверьте, она будет полезна как ему, так и вам. Ребенок должен уметь внимательно смотреть по сторонам и подмечать все, что происходит вокруг. Дети часто замечают то, что мы, взрослые, пропускаем «между глаз». Научите ребенка не просто наблюдать, а еще и рассказывать вам обо всем, что он заметил необычного во дворе, на улице, вокруг дачи. Не исключено, что его детские наблюдения приведут вас к серьезным взрослым умозаключениям и выводам.
5. Ребенок должен знать: все, что ему необходимо, он получает от вас и только от вас. В крайнем случае, от кого-то, но в вашем присутствии и, обязательно, с вашего одобрения. Значит, ничего нельзя подбирать на улице – ни яркой игрушки, ни красивой бумажки. Значит, никогда и ничего нельзя брать у незнакомых людей – ни мороженого, ни пирожного; ни напитков, ни сигареты, ни шприца.
6. Ребенок не должен тащить в дом ничего из того, что он все-таки может найти во дворе или на даче. Ни брошенной кем-то игрушки, ни забытой авторучки; ни красивой банки, ни симпатичной бутылки; ни найденной на скамейке книги, ни выброшенного кем-то конверта с редкой маркой; ни бездомной собаки, ни приблудной кошки. Все это может быть источником реальной или потенциальной опасности.
7. Никакие детские слезы никогда не должны стать поводом для того, чтобы вы дали «слабину». Ваше «нет» всегда должно значить именно «нет», а не «быть может». Ребенок должен твердо знать и понимать слова «можно» и «нельзя». Все, что вы сочтете допустимым для ребенка (новая игрушка, собака, кошка), должно пройти через ваши руки, быть проверено вами и соответствующим образом обработано.
Рекомендации для педагогов-психологов, воспитателей и учителей по оказанию психологической помощи детям в кризисной ситуации.
Проявление и развитие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у детей имеют ряд особенностей по сравнению со взрослыми, которым был поставлен аналогичный диагноз. Это связано в первую очередь с особенностями детской психики. Так, дети не всегда могут связать свои травматические проявления с фактом психологической травмы, что крайне важно при проработке травмы.
Навязчивое воспроизведение травматического случая у детей может иметь форму повторяющихся игр, в которых прослеживаются тема или аспекты травмы. Это особый вид игры, когда дети однообразно, монотонно повторяют один и тот же сюжет игры, не внося туда никаких изменений, никакого развития. В таких играх, как правила, отсутствуют катартические элементы, то есть дети, проиграв определенные сюжеты, не испытывают облегчения.
У детей могут быть сны, на первый взгляд непонятные, но вызывающие ужас. Ребенок может не понимать, что во сне каким-то образом отражена катастрофа, тогда как постороннему человеку это очевидно.
Нарушения в познавательной сфере у детей порой достигают такой выраженности, что их успехи в обучении сильно ухудшаются. Отличники становятся двоечниками, очень болезненно переживая это.
У детей имеют место тревожные мысли неосознаваемого содержания, вызванные травматическими переживаниями. Часто ребенок не может представить себе, что у него будет долгая жизнь, семья, карьера, дети и т.д.
Острота реакции ПТСР может зависеть от нескольких факторов:
1. Степень вовлеченности (находился в эпицентре события, сам попал в заложники, среди заложников были родные и близкие, следил за событиями по телевизору).
2. Индивидуальные особенности (чувствительность, наличие навыков совладания).
3. Наличие предшествующего травматического опыта (потеря близких, был в роли жертвы или свидетеля катастрофы и пр.).
Обозначим общие для всех возрастов реакции на травмирующее событие.
Физические реакции: возбуждение (может привести к истощению), повышенная настороженность, мышечная напряженность, прерывистый пульс, повышенное потоотделение, изменение дыхания, расстройство желудочно-кишечного тракта, нарушение сна (трудности засыпания, ночные кошмары, прерывисты сон, слишком долгий сон или, напротив, короткий), головные и другие боли, необычные жалобы, обострение хронических заболеваний, психосоматика.
Поведенческие реакции:поведенческая регрессия, изменение пищевого поведения, ограничение социальных контактов вплоть до изоляции, ухода в себя, жесткое следование или отрицание культурных стандартов поведения. Изменения, возникшие вследствие удара по адаптивным способностям, защитам, навыкам. Перемена внешнего вида. Отсутствие контакта глаз. Избегание любых напоминаний, мыслей о происшедшем. Повышение импульсивности поведения. Повышение конфликтности (особенно у подростков). Отказ идти в школу. Создание системы внешних вех стабильности, предсказуемости мира (суеверия, приметы).
Когнитивные реакции: трудности с концентрацией и переключением внимания, принятия любых решений, мысль скачет (или, напротив, мыслительный процесс замедляется), снижение академической успеваемости.
Личностные реакции: изменение системы представлений о мире, о себе и других, подрыв на уровне базовых потребностей – физиологических (вода, питание), в безопасности, защите. Изменение ценностно-смысловой сферы. Удар по чувствам доверия, открытости, безопасности. Сужение перспективы будущего. Ощущение бессмысленности жизни и мира. Мир вдруг оказался опасным и несправедливым.
Эмоциональные реакции:общий дистресс, гнев и враждебность, депрессия, тревожность, страх, паника, чувство беспомощности и бессилия, чувство вины, стыда, отвращения к себе, обвинение других. Эмоциональная нестабильность (скачки настроения), апатия. Ощущение несправедливости того, что произошло. Злость.