Положение об организации работы логопедического кабинета

Раздел 6.

Специфика работы логопеда детских лечебно-профилактических учреждений

Работа логопеда детских лечебно-профилактических учреждений осуществляется согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.12.98 г. № 383.

Считать не действующими на территории Российской Федерации приказы Министерства здравоохранения СССР 08.04.85 г. № 465 «О мерах по дальнейшему совершенствованию логопедической помощи больным с нарушениями речи», от 19.08.95 г. № 1097 «Об утверждении расчетных норм обслуживания для логопедов учреждений здравоохранения и примерного перечня оборудования логопедических кабинетов».

Работа логопедических кабинетов проводится на основании Положения о детском логопедическом кабинете.

6.1. ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДЕ[1]

Общие положения

1.1.Логопед — специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по логопедии.

1.2.В своей работе руководствуется действующим законодательством Российской Федерации по вопросам образования и охраны здоровья граждан, приказами Минздрава и Министерства образования России, органов управления образованием и здравоохранением и настоящим Положением.

1.3.Подчиняется руководителю учреждения и его заместителю.

1.4.Назначается на должность и увольняется с должности в соответствии с действующим законодательством.

Обязанности

2.1. Проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и других высших психических функций.

22. Совместно с врачом составляет индивидуальные программы медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.).

2.3. В соответствии с намеченными программами проводит индивидуальные и групповые занятия с больными.

2.4. По мере необходимости организует консультации с врачами и другими специалистами.

2.5. Проводит консультативную работу с родственниками больных, в том числе в части рекомендаций относительно занятий с больными в домашних условиях.

2.6. Имеет график работы непосредственно с пациентами в соответствии с действующими штатными нормами педагогической работы в учреждениях здравоохранения.

Подготовка пособий, оформление документации, работа с родственниками, консультации со специалистами и другие виды деятельности осуществляются вне графика работы с пациентами.

2.7.Совместно с врачом участвует в ведении медицинской документации с записями содержания консультации, результатов логопедического (нейропсихологического) обследования, индивидуальной программы медицинской и педагогической реабилитации, информации о проведенных занятиях, этапных эпикризов с указанием динамики состояния пациента не реже 1 раза в 10—12 дней, заключительного эпикриза. Ведет Дневник работы логопеда.

2.8.В конце календарного года представляет годовой отчет о работе главному логопеду органа управления здравоохранением.

2.9.Повышает свою квалификацию по дефектологии на курсах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет.

2.10.Внедряет в практику современные методы логопедической помощи.

Права

3.1. Принимает участие в совещаниях, научно-практических конференциях врачей и педагогических работников по профилю своей работы.

3.2. Участвует в работе общественных профессиональных организаций.

Ответственность логопеда

В случае нарушений прав граждан в области охраны здоровья, недобросовестного выполнения своих профессиональных обязанностей и нарушения педагогической этики несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

Таблица 6.1

№ п/п Наименование оборудования Количество
  I. Помещение и дизайн  
Помещение для организации приема больных площадью 14—20 кв. м
Помещение для индивидуальных и групповых логопедических занятий площадью 30—40 кв. м
Помещение для социального работника и медицинской сестры площадью 15—20 кв. м
Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен, декоративные растения, ковровые покрытия, напольные вазы, картины, эстампы и пр.) В соответствии с возможностями
  II. Аппараты и приборы  
Прибор тонометрический
Секундомер
Аудиокомплекс:  
  Магнитофон кассетный 0—1 класса
  Звуковой усилитель мощностью до 50 Вт с эквалайзером
  Система стереофоническая мощностью 50—100 Вт
  Наушники стереофонические
Диктофон
Магнитофонные кассеты
Метроном
Диапроектор для слайдов
Экран
Наборы слайдов
Экспериментально-логопедические методики
Зеркало ручное
Зеркало настенное
Видеомагнитофон
Кассеты для видео магнитофонов
Набор настольных игр для детей
Набор игрушек для детей
Телевизор
Персональный компьютер с программным обеспечением марки ГВМ
Видеокассеты с программами по восстановлению речи и других высших психических функций  
  III. Медицинский инструментарий  
Ножницы прямые
Пинцет анатомический
Фонендоскоп комбинированный
Набор логопедических зондов и шпателей
Набор-укладка для оказания неотложной медицинской помощи
  IV. Предметы ухода за пациентами  
Банка стеклянная для термометров и шпателей
Пипетка глазная
Стаканчик для приема лекарств
Тазик эмалированный почкообразный
Термометр медицинский максимальный
Ведро педальное
  V. Специальная мебель и оборудование  
1. Кушетка смотровая
Стол логопеда
Стол медицинской сестры
Шкаф для медицинских инструментов
Столик для инструментов
Ящик для картотеки
  VI. Бытовая мебель и оборудование  
Кресло мягкое
Стул полумягкий
Шкаф для одежды
Шкаф книжный
Полка книжная
Столик журнальный


Первичный прием логопедом

Первичный прием детей проводится в специально отведенное время по предварительной записи. К логопеду детей направляют педиатры, невропатологи, психоневрологи, психиатры, а также непосредственно обращаются сами родители.

После подробного ознакомления с анамнезом ребенка и его речью, данными врачебного обследования логопед устанавливает речевой диагноз и принимает решение о необходимости индивидуальных или групповых занятий в условиях поликлиники или психоневрологического диспансера. Если ребенок не нуждается в специальных логопедических занятиях, необходимо проконсультировать родителей, как работать с ребенком дома. В случае отсутствия места в группе ребенка следует записать на очередь для последующего вызова на занятия.

Все дети, обратившиеся в текущем году за логопедической помощью, должны быть зарегистрированы в журнале первичного приема. На детей, приступающих к систематическим или консультативным занятиям, логопед заводит логопедические карты, в которых подробно записывает анамнез ребенка, состояние его речи, речевой диагноз, намеченный план занятий и динамику продвижения. Кроме того, логопед имеет журнал посещаемости логопедических занятий (групповых и консультативных). Журнал делится на две части: в первой фиксируются регулярные занятия, а в другой — консультативные Обе части журнала содержат следующую информацию: фамилия, имя, возраст ребенка, диагноз, даты и количество занятий, результативность.

Как указывалось выше, логопеды детских поликлиник оказывают помощь детям в возрасте от 2 до 14 лет со всеми видами речевой патологии.

При оказании помощи следует учитывать:

1) нервно-психическое, соматическое состояние детей и их возрастные особенности (негативизм, возбудимость, быструю утомляемость, трудность в переключаемости внимания);

2) разнообразие речевой патологии в детском возрасте как органического, так и функционального характера;

3)необходимость присутствия родителей на логопедических занятиях для дублирования работы в домашних условиях.

Профилактическая работа

Для выявления детей с речевой патологией логопед принимает участие в массовых профилактических осмотрах, которые проводятся в дни, выделенные поликлиникой.

Логопед поликлиники включен в состав медико-психолого-педагогической комиссии района и принимает участие в комплектовании логопедических групп при детских садах.

Для координации и преемственности в работе целесообразно 1—2 раза в год (в сентябре и июне) проводить совместные совещания старших логопедов детских поликлиник, детских садов, школьных логопунктов, психоневрологических диспансеров.

Диспансеризация

Диспансерное наблюдение проводится систематически за детьми, страдающими тяжелыми речевыми расстройствами: дизартрией, ринолалией, общим недоразвитием речи без снижения интеллекта, заиканием и др.

Выявление детей, подлежащих диспансерному наблюдению, проводится логопедами при профилактических осмотрах, на первичном приеме, по окончании регулярных занятий в логопедическом кабинете и при выписке из логопедических групп и детских садов. На детей, взятых на диспансерный учет, заполняется учетная карта, в которой фиксируются анкетные данные, диагноз, даты посещений, рекомендации и результаты занятий.

Документация

В логопедическом кабинете должны быть:

а) перспективный план работы на год;

б) журналы первичного приема и диспансеризации детского населения, посещаемости логопедических занятий, заседаний медико-педагогических комиссий, санитарно-просветительной работы;

в) индивидуальная логопедическая карта;

г) карты диспансерного учета больных;

д) копии информации о работе логопедического кабинета.

Форма 1

Лечебная работа

1. Комплектование групп детей:

—с дислалией (сентябрь, январь, март);

—с дизартрией (сентябрь);

—с заиканием (сентябрь);

—с другими недостатками речи (сентябрь).

2. Выпуск детей из групп по окончании курса занятий:

—с дислалией (январь, март, май);—с дизартрией (май);

—с заиканием (май);

—с другими недостатками речи (по мере коррекции).

3.Прием первичных больных в течение года (два вечерних и один утренний прием каждую неделю).

4.Обеспечение комплексного лечения детей с дизартрией, с недоразвитием речи, заикающихся (постоянно в течение учебного года).

5.Индивидуальная работа с детьми при тяжелых нарушениях речи (по мере необходимости).

6.Направление детей в специальные логопедические учреждения:

а) в логопедические группы (январь, май);

б)в речевое отделение детской больницы (в течение года);

в) в детский санаторий (по мере работы комиссий);

г) в лагерь для заикающихся (май);

7. Изготовление наглядных пособий (в течение года).

Профилактическая работа

1. Консультация для воспитателей по обследованию речи детей (сентябрь).

2.Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп по постановке звуков (октябрь).

3.Консультация для воспитателей младших и средних групп по воспитанию общих речевых навыков (октябрь).

4.Обследование речи детей старших и подготовительных групп в детских садах (сентябрь, октябрь, апрель).

5.Участие в работе райпедкабинета (согласно плану).

6.Диспансеризация неорганизованных детей 5—6 лет в поликлинике (1 раз в месяц в течение года).

7.Участие в работе медико-психолого-педагогической комиссии:

а) по приему детей в логопедические группы (апрель—май);

б)по выпуску детей из логопедических групп (апрель, май);

8.Консультации детей в логопедических группах (по мере необходимости).

9.Консультации логопедов речевых групп (по мере необходимости).

Повышение квалификации

1.Активное участие в работе методического объединения логопедов детских поликлиник города (согласно плану объединения).

2.Самостоятельная работа над литературой по специальности (постоянно).

3.Участие в работе областных (городских) научных медико-психолого-педагогических обществ и их секций (ежеквартально).

4.Участие в работе семинаров, курсов усовершенствования и рабочих совещаний, проводимых по намеченным планам (по мере проведения).

Отчетность

В конце календарного года логопед представляет главному врачу и главному логопеду области информацию, которая отражает состояние диспансерного наблюдения детей с речевой патологией в данном лечебно-профилактическом учреждении. Кроме статистических (цифровых) данных составляется пояснительная записка с анализом всей лечебной, профилактической и санитарно-просветительной работы, проведенной за истекший год.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОСТРОЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

Первый этап. Проведите психолого-педагогическое обследование и наблюдение за поведенческими реакциями ребенка, проанализируйте историю его развития. Сопоставьте все полученные данные. Запишите их в виде заключения.

Второй этап. Определите приоритетную задачу индивидуальной программы ребенка.

Третий этап. Проанализируйте, что малыш может делать, а в чем испытывает затруднения.

Четвертый этап. Решите, чему новому его нужно научить в первую очередь, а что необходимо закрепить на занятиях и в повседневной жизни.

Пятый этап. Определите, какие задачи будут реализованы на занятиях у логопеда, а какие — на занятиях у воспитателя, с родителями.

Шестой этап. Разделите каждое умение на составляющие его действия. Помните, все новое нужно вводить постепенно, двигаться маленькими шажками, чтобы ребенок освоил новый материал без стрессов и напряжения.

Седьмой этап. После того как ребенок овладел одной из задач программы, внесите в нее изменения и дополнения.

Составление индивидуальной программы развития (адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет логопеду и воспитателю максимально эффективно реализовать программное содержание, защитит специалистов от односторонности в работе и возможных упущений, поможет разумно использовать рабочее время.

Индивидуальная программа составляется сроком на один-два месяца. Далее ее содержание дополняется или корректируется. Индивидуальная программа должна быть записана в истории развития ребенка после записи результатов его обследования и заключения дефектолога. Новое содержание программы или все последующие дополнения и изменения должны быть также зафиксированы в истории развития ребенка.

Образцы речевых карт

Раздел 6.

Специфика работы логопеда детских лечебно-профилактических учреждений

Работа логопеда детских лечебно-профилактических учреждений осуществляется согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.12.98 г. № 383.

Считать не действующими на территории Российской Федерации приказы Министерства здравоохранения СССР 08.04.85 г. № 465 «О мерах по дальнейшему совершенствованию логопедической помощи больным с нарушениями речи», от 19.08.95 г. № 1097 «Об утверждении расчетных норм обслуживания для логопедов учреждений здравоохранения и примерного перечня оборудования логопедических кабинетов».

Работа логопедических кабинетов проводится на основании Положения о детском логопедическом кабинете.

6.1. ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДЕ[1]

Общие положения

1.1.Логопед — специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по логопедии.

1.2.В своей работе руководствуется действующим законодательством Российской Федерации по вопросам образования и охраны здоровья граждан, приказами Минздрава и Министерства образования России, органов управления образованием и здравоохранением и настоящим Положением.

1.3.Подчиняется руководителю учреждения и его заместителю.

1.4.Назначается на должность и увольняется с должности в соответствии с действующим законодательством.

Обязанности

2.1. Проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и других высших психических функций.

22. Совместно с врачом составляет индивидуальные программы медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.).

2.3. В соответствии с намеченными программами проводит индивидуальные и групповые занятия с больными.

2.4. По мере необходимости организует консультации с врачами и другими специалистами.

2.5. Проводит консультативную работу с родственниками больных, в том числе в части рекомендаций относительно занятий с больными в домашних условиях.

2.6. Имеет график работы непосредственно с пациентами в соответствии с действующими штатными нормами педагогической работы в учреждениях здравоохранения.

Подготовка пособий, оформление документации, работа с родственниками, консультации со специалистами и другие виды деятельности осуществляются вне графика работы с пациентами.

2.7.Совместно с врачом участвует в ведении медицинской документации с записями содержания консультации, результатов логопедического (нейропсихологического) обследования, индивидуальной программы медицинской и педагогической реабилитации, информации о проведенных занятиях, этапных эпикризов с указанием динамики состояния пациента не реже 1 раза в 10—12 дней, заключительного эпикриза. Ведет Дневник работы логопеда.

2.8.В конце календарного года представляет годовой отчет о работе главному логопеду органа управления здравоохранением.

2.9.Повышает свою квалификацию по дефектологии на курсах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет.

2.10.Внедряет в практику современные методы логопедической помощи.

Права

3.1. Принимает участие в совещаниях, научно-практических конференциях врачей и педагогических работников по профилю своей работы.

3.2. Участвует в работе общественных профессиональных организаций.

Ответственность логопеда

В случае нарушений прав граждан в области охраны здоровья, недобросовестного выполнения своих профессиональных обязанностей и нарушения педагогической этики несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

1. Логопедический кабинет организуется в составе территориальной поликлиники для детского, подросткового и взрослого населения; психоневрологического диспансера; психоневрологического, неврологического, нейрохирургического отделений многопрофильной городской, областной (окружной, краевой, республиканской) больницы и других лечебно-профилактических учреждений.

2.Логопедический кабинет обеспечивает специализированную консультативно-диагностическую, коррекционно-восстановительную, психологическую и социальную помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций.

3. Организационно-методическое руководство деятельностью логопедического кабинета осуществляется главным логопедом органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.

4. Штаты персонала логопедического кабинета утверждаются в установленном порядке.

5. На должность логопеда кабинета назначается специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности — логопедия, имеющий соответствующий сертификат.

6. В кабинете оказывается логопедическая помощь детскому, подростковому и взрослому населению с нарушениями речи и других высших психических функций различного генеза.

7. Основными задачами логопедического кабинета являются:

— консультативно-диагностическая работа и отбор больных для лечения в кабинете;

— проведение индивидуальных и групповых логопедических и психологических занятий;

— привлечение родственников больного к участию в выполнении в доступных формах логопедических заданий, созданию условий для речевого режима и благоприятного психологического климата в семье.

8. Для обеспечения выполнения основных функций и задач кабинетов должны быть предусмотрены: помещение для приема пациентов, помещения для проведения индивидуальных и групповых занятий, помещения для психолога, социального работника и другого персонала. Кабинет оборудуется в соответствии с примерным перечнем оборудования логопедического кабинета.

9. В кабинете ведется учетная и отчетная документация.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

Таблица 6.1

№ п/п Наименование оборудования Количество
  I. Помещение и дизайн  
Помещение для организации приема больных площадью 14—20 кв. м
Помещение для индивидуальных и групповых логопедических занятий площадью 30—40 кв. м
Помещение для социального работника и медицинской сестры площадью 15—20 кв. м
Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен, декоративные растения, ковровые покрытия, напольные вазы, картины, эстампы и пр.) В соответствии с возможностями
  II. Аппараты и приборы  
Прибор тонометрический
Секундомер
Аудиокомплекс:  
  Магнитофон кассетный 0—1 класса
  Звуковой усилитель мощностью до 50 Вт с эквалайзером
  Система стереофоническая мощностью 50—100 Вт
  Наушники стереофонические
Диктофон
Магнитофонные кассеты
Метроном
Диапроектор для слайдов
Экран
Наборы слайдов
Экспериментально-логопедические методики
Зеркало ручное
Зеркало настенное
Видеомагнитофон
Кассеты для видео магнитофонов
Набор настольных игр для детей
Набор игрушек для детей
Телевизор
Персональный компьютер с программным обеспечением марки ГВМ
Видеокассеты с программами по восстановлению речи и других высших психических функций  
  III. Медицинский инструментарий  
Ножницы прямые
Пинцет анатомический
Фонендоскоп комбинированный
Набор логопедических зондов и шпателей
Набор-укладка для оказания неотложной медицинской помощи
  IV. Предметы ухода за пациентами  
Банка стеклянная для термометров и шпателей
Пипетка глазная
Стаканчик для приема лекарств
Тазик эмалированный почкообразный
Термометр медицинский максимальный
Ведро педальное
  V. Специальная мебель и оборудование  
1. Кушетка смотровая
Стол логопеда
Стол медицинской сестры
Шкаф для медицинских инструментов
Столик для инструментов
Ящик для картотеки
  VI. Бытовая мебель и оборудование  
Кресло мягкое
Стул полумягкий
Шкаф для одежды
Шкаф книжный
Полка книжная
Столик журнальный

Наши рекомендации