Положение об организации работы логопедического кабинета
Раздел 6.
Специфика работы логопеда детских лечебно-профилактических учреждений
Работа логопеда детских лечебно-профилактических учреждений осуществляется согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.12.98 г. № 383.
Считать не действующими на территории Российской Федерации приказы Министерства здравоохранения СССР 08.04.85 г. № 465 «О мерах по дальнейшему совершенствованию логопедической помощи больным с нарушениями речи», от 19.08.95 г. № 1097 «Об утверждении расчетных норм обслуживания для логопедов учреждений здравоохранения и примерного перечня оборудования логопедических кабинетов».
Работа логопедических кабинетов проводится на основании Положения о детском логопедическом кабинете.
6.1. ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДЕ[1]
Общие положения
1.1.Логопед — специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по логопедии.
1.2.В своей работе руководствуется действующим законодательством Российской Федерации по вопросам образования и охраны здоровья граждан, приказами Минздрава и Министерства образования России, органов управления образованием и здравоохранением и настоящим Положением.
1.3.Подчиняется руководителю учреждения и его заместителю.
1.4.Назначается на должность и увольняется с должности в соответствии с действующим законодательством.
Обязанности
2.1. Проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и других высших психических функций.
22. Совместно с врачом составляет индивидуальные программы медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.).
2.3. В соответствии с намеченными программами проводит индивидуальные и групповые занятия с больными.
2.4. По мере необходимости организует консультации с врачами и другими специалистами.
2.5. Проводит консультативную работу с родственниками больных, в том числе в части рекомендаций относительно занятий с больными в домашних условиях.
2.6. Имеет график работы непосредственно с пациентами в соответствии с действующими штатными нормами педагогической работы в учреждениях здравоохранения.
Подготовка пособий, оформление документации, работа с родственниками, консультации со специалистами и другие виды деятельности осуществляются вне графика работы с пациентами.
2.7.Совместно с врачом участвует в ведении медицинской документации с записями содержания консультации, результатов логопедического (нейропсихологического) обследования, индивидуальной программы медицинской и педагогической реабилитации, информации о проведенных занятиях, этапных эпикризов с указанием динамики состояния пациента не реже 1 раза в 10—12 дней, заключительного эпикриза. Ведет Дневник работы логопеда.
2.8.В конце календарного года представляет годовой отчет о работе главному логопеду органа управления здравоохранением.
2.9.Повышает свою квалификацию по дефектологии на курсах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет.
2.10.Внедряет в практику современные методы логопедической помощи.
Права
3.1. Принимает участие в совещаниях, научно-практических конференциях врачей и педагогических работников по профилю своей работы.
3.2. Участвует в работе общественных профессиональных организаций.
Ответственность логопеда
В случае нарушений прав граждан в области охраны здоровья, недобросовестного выполнения своих профессиональных обязанностей и нарушения педагогической этики несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
Таблица 6.1
№ п/п | Наименование оборудования | Количество |
I. Помещение и дизайн | ||
Помещение для организации приема больных площадью 14—20 кв. м | ||
Помещение для индивидуальных и групповых логопедических занятий площадью 30—40 кв. м | ||
Помещение для социального работника и медицинской сестры площадью 15—20 кв. м | ||
Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен, декоративные растения, ковровые покрытия, напольные вазы, картины, эстампы и пр.) | В соответствии с возможностями | |
II. Аппараты и приборы | ||
Прибор тонометрический | ||
Секундомер | ||
Аудиокомплекс: | ||
Магнитофон кассетный 0—1 класса | ||
Звуковой усилитель мощностью до 50 Вт с эквалайзером | ||
Система стереофоническая мощностью 50—100 Вт | ||
Наушники стереофонические | ||
Диктофон | ||
Магнитофонные кассеты | ||
Метроном | ||
Диапроектор для слайдов | ||
Экран | ||
Наборы слайдов | ||
Экспериментально-логопедические методики | ||
Зеркало ручное | ||
Зеркало настенное | ||
Видеомагнитофон | ||
Кассеты для видео магнитофонов | ||
Набор настольных игр для детей | ||
Набор игрушек для детей | ||
Телевизор | ||
Персональный компьютер с программным обеспечением марки ГВМ | ||
Видеокассеты с программами по восстановлению речи и других высших психических функций | ||
III. Медицинский инструментарий | ||
Ножницы прямые | ||
Пинцет анатомический | ||
Фонендоскоп комбинированный | ||
Набор логопедических зондов и шпателей | ||
Набор-укладка для оказания неотложной медицинской помощи | ||
IV. Предметы ухода за пациентами | ||
Банка стеклянная для термометров и шпателей | ||
Пипетка глазная | ||
Стаканчик для приема лекарств | ||
Тазик эмалированный почкообразный | ||
Термометр медицинский максимальный | ||
Ведро педальное | ||
V. Специальная мебель и оборудование | ||
1. | Кушетка смотровая | |
Стол логопеда | ||
Стол медицинской сестры | ||
Шкаф для медицинских инструментов | ||
Столик для инструментов | ||
Ящик для картотеки | ||
VI. Бытовая мебель и оборудование | ||
Кресло мягкое | ||
Стул полумягкий | ||
Шкаф для одежды | ||
Шкаф книжный | ||
Полка книжная | ||
Столик журнальный |
Первичный прием логопедом
Первичный прием детей проводится в специально отведенное время по предварительной записи. К логопеду детей направляют педиатры, невропатологи, психоневрологи, психиатры, а также непосредственно обращаются сами родители.
После подробного ознакомления с анамнезом ребенка и его речью, данными врачебного обследования логопед устанавливает речевой диагноз и принимает решение о необходимости индивидуальных или групповых занятий в условиях поликлиники или психоневрологического диспансера. Если ребенок не нуждается в специальных логопедических занятиях, необходимо проконсультировать родителей, как работать с ребенком дома. В случае отсутствия места в группе ребенка следует записать на очередь для последующего вызова на занятия.
Все дети, обратившиеся в текущем году за логопедической помощью, должны быть зарегистрированы в журнале первичного приема. На детей, приступающих к систематическим или консультативным занятиям, логопед заводит логопедические карты, в которых подробно записывает анамнез ребенка, состояние его речи, речевой диагноз, намеченный план занятий и динамику продвижения. Кроме того, логопед имеет журнал посещаемости логопедических занятий (групповых и консультативных). Журнал делится на две части: в первой фиксируются регулярные занятия, а в другой — консультативные Обе части журнала содержат следующую информацию: фамилия, имя, возраст ребенка, диагноз, даты и количество занятий, результативность.
Как указывалось выше, логопеды детских поликлиник оказывают помощь детям в возрасте от 2 до 14 лет со всеми видами речевой патологии.
При оказании помощи следует учитывать:
1) нервно-психическое, соматическое состояние детей и их возрастные особенности (негативизм, возбудимость, быструю утомляемость, трудность в переключаемости внимания);
2) разнообразие речевой патологии в детском возрасте как органического, так и функционального характера;
3)необходимость присутствия родителей на логопедических занятиях для дублирования работы в домашних условиях.
Профилактическая работа
Для выявления детей с речевой патологией логопед принимает участие в массовых профилактических осмотрах, которые проводятся в дни, выделенные поликлиникой.
Логопед поликлиники включен в состав медико-психолого-педагогической комиссии района и принимает участие в комплектовании логопедических групп при детских садах.
Для координации и преемственности в работе целесообразно 1—2 раза в год (в сентябре и июне) проводить совместные совещания старших логопедов детских поликлиник, детских садов, школьных логопунктов, психоневрологических диспансеров.
Диспансеризация
Диспансерное наблюдение проводится систематически за детьми, страдающими тяжелыми речевыми расстройствами: дизартрией, ринолалией, общим недоразвитием речи без снижения интеллекта, заиканием и др.
Выявление детей, подлежащих диспансерному наблюдению, проводится логопедами при профилактических осмотрах, на первичном приеме, по окончании регулярных занятий в логопедическом кабинете и при выписке из логопедических групп и детских садов. На детей, взятых на диспансерный учет, заполняется учетная карта, в которой фиксируются анкетные данные, диагноз, даты посещений, рекомендации и результаты занятий.
Документация
В логопедическом кабинете должны быть:
а) перспективный план работы на год;
б) журналы первичного приема и диспансеризации детского населения, посещаемости логопедических занятий, заседаний медико-педагогических комиссий, санитарно-просветительной работы;
в) индивидуальная логопедическая карта;
г) карты диспансерного учета больных;
д) копии информации о работе логопедического кабинета.
Форма 1
Лечебная работа
1. Комплектование групп детей:
—с дислалией (сентябрь, январь, март);
—с дизартрией (сентябрь);
—с заиканием (сентябрь);
—с другими недостатками речи (сентябрь).
2. Выпуск детей из групп по окончании курса занятий:
—с дислалией (январь, март, май);—с дизартрией (май);
—с заиканием (май);
—с другими недостатками речи (по мере коррекции).
3.Прием первичных больных в течение года (два вечерних и один утренний прием каждую неделю).
4.Обеспечение комплексного лечения детей с дизартрией, с недоразвитием речи, заикающихся (постоянно в течение учебного года).
5.Индивидуальная работа с детьми при тяжелых нарушениях речи (по мере необходимости).
6.Направление детей в специальные логопедические учреждения:
а) в логопедические группы (январь, май);
б)в речевое отделение детской больницы (в течение года);
в) в детский санаторий (по мере работы комиссий);
г) в лагерь для заикающихся (май);
7. Изготовление наглядных пособий (в течение года).
Профилактическая работа
1. Консультация для воспитателей по обследованию речи детей (сентябрь).
2.Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп по постановке звуков (октябрь).
3.Консультация для воспитателей младших и средних групп по воспитанию общих речевых навыков (октябрь).
4.Обследование речи детей старших и подготовительных групп в детских садах (сентябрь, октябрь, апрель).
5.Участие в работе райпедкабинета (согласно плану).
6.Диспансеризация неорганизованных детей 5—6 лет в поликлинике (1 раз в месяц в течение года).
7.Участие в работе медико-психолого-педагогической комиссии:
а) по приему детей в логопедические группы (апрель—май);
б)по выпуску детей из логопедических групп (апрель, май);
8.Консультации детей в логопедических группах (по мере необходимости).
9.Консультации логопедов речевых групп (по мере необходимости).
Повышение квалификации
1.Активное участие в работе методического объединения логопедов детских поликлиник города (согласно плану объединения).
2.Самостоятельная работа над литературой по специальности (постоянно).
3.Участие в работе областных (городских) научных медико-психолого-педагогических обществ и их секций (ежеквартально).
4.Участие в работе семинаров, курсов усовершенствования и рабочих совещаний, проводимых по намеченным планам (по мере проведения).
Отчетность
В конце календарного года логопед представляет главному врачу и главному логопеду области информацию, которая отражает состояние диспансерного наблюдения детей с речевой патологией в данном лечебно-профилактическом учреждении. Кроме статистических (цифровых) данных составляется пояснительная записка с анализом всей лечебной, профилактической и санитарно-просветительной работы, проведенной за истекший год.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОСТРОЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ
Первый этап. Проведите психолого-педагогическое обследование и наблюдение за поведенческими реакциями ребенка, проанализируйте историю его развития. Сопоставьте все полученные данные. Запишите их в виде заключения.
Второй этап. Определите приоритетную задачу индивидуальной программы ребенка.
Третий этап. Проанализируйте, что малыш может делать, а в чем испытывает затруднения.
Четвертый этап. Решите, чему новому его нужно научить в первую очередь, а что необходимо закрепить на занятиях и в повседневной жизни.
Пятый этап. Определите, какие задачи будут реализованы на занятиях у логопеда, а какие — на занятиях у воспитателя, с родителями.
Шестой этап. Разделите каждое умение на составляющие его действия. Помните, все новое нужно вводить постепенно, двигаться маленькими шажками, чтобы ребенок освоил новый материал без стрессов и напряжения.
Седьмой этап. После того как ребенок овладел одной из задач программы, внесите в нее изменения и дополнения.
Составление индивидуальной программы развития (адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет логопеду и воспитателю максимально эффективно реализовать программное содержание, защитит специалистов от односторонности в работе и возможных упущений, поможет разумно использовать рабочее время.
Индивидуальная программа составляется сроком на один-два месяца. Далее ее содержание дополняется или корректируется. Индивидуальная программа должна быть записана в истории развития ребенка после записи результатов его обследования и заключения дефектолога. Новое содержание программы или все последующие дополнения и изменения должны быть также зафиксированы в истории развития ребенка.
Образцы речевых карт
Раздел 6.
Специфика работы логопеда детских лечебно-профилактических учреждений
Работа логопеда детских лечебно-профилактических учреждений осуществляется согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.12.98 г. № 383.
Считать не действующими на территории Российской Федерации приказы Министерства здравоохранения СССР 08.04.85 г. № 465 «О мерах по дальнейшему совершенствованию логопедической помощи больным с нарушениями речи», от 19.08.95 г. № 1097 «Об утверждении расчетных норм обслуживания для логопедов учреждений здравоохранения и примерного перечня оборудования логопедических кабинетов».
Работа логопедических кабинетов проводится на основании Положения о детском логопедическом кабинете.
6.1. ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДЕ[1]
Общие положения
1.1.Логопед — специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по логопедии.
1.2.В своей работе руководствуется действующим законодательством Российской Федерации по вопросам образования и охраны здоровья граждан, приказами Минздрава и Министерства образования России, органов управления образованием и здравоохранением и настоящим Положением.
1.3.Подчиняется руководителю учреждения и его заместителю.
1.4.Назначается на должность и увольняется с должности в соответствии с действующим законодательством.
Обязанности
2.1. Проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и других высших психических функций.
22. Совместно с врачом составляет индивидуальные программы медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.).
2.3. В соответствии с намеченными программами проводит индивидуальные и групповые занятия с больными.
2.4. По мере необходимости организует консультации с врачами и другими специалистами.
2.5. Проводит консультативную работу с родственниками больных, в том числе в части рекомендаций относительно занятий с больными в домашних условиях.
2.6. Имеет график работы непосредственно с пациентами в соответствии с действующими штатными нормами педагогической работы в учреждениях здравоохранения.
Подготовка пособий, оформление документации, работа с родственниками, консультации со специалистами и другие виды деятельности осуществляются вне графика работы с пациентами.
2.7.Совместно с врачом участвует в ведении медицинской документации с записями содержания консультации, результатов логопедического (нейропсихологического) обследования, индивидуальной программы медицинской и педагогической реабилитации, информации о проведенных занятиях, этапных эпикризов с указанием динамики состояния пациента не реже 1 раза в 10—12 дней, заключительного эпикриза. Ведет Дневник работы логопеда.
2.8.В конце календарного года представляет годовой отчет о работе главному логопеду органа управления здравоохранением.
2.9.Повышает свою квалификацию по дефектологии на курсах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет.
2.10.Внедряет в практику современные методы логопедической помощи.
Права
3.1. Принимает участие в совещаниях, научно-практических конференциях врачей и педагогических работников по профилю своей работы.
3.2. Участвует в работе общественных профессиональных организаций.
Ответственность логопеда
В случае нарушений прав граждан в области охраны здоровья, недобросовестного выполнения своих профессиональных обязанностей и нарушения педагогической этики несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
1. Логопедический кабинет организуется в составе территориальной поликлиники для детского, подросткового и взрослого населения; психоневрологического диспансера; психоневрологического, неврологического, нейрохирургического отделений многопрофильной городской, областной (окружной, краевой, республиканской) больницы и других лечебно-профилактических учреждений.
2.Логопедический кабинет обеспечивает специализированную консультативно-диагностическую, коррекционно-восстановительную, психологическую и социальную помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций.
3. Организационно-методическое руководство деятельностью логопедического кабинета осуществляется главным логопедом органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.
4. Штаты персонала логопедического кабинета утверждаются в установленном порядке.
5. На должность логопеда кабинета назначается специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности — логопедия, имеющий соответствующий сертификат.
6. В кабинете оказывается логопедическая помощь детскому, подростковому и взрослому населению с нарушениями речи и других высших психических функций различного генеза.
7. Основными задачами логопедического кабинета являются:
— консультативно-диагностическая работа и отбор больных для лечения в кабинете;
— проведение индивидуальных и групповых логопедических и психологических занятий;
— привлечение родственников больного к участию в выполнении в доступных формах логопедических заданий, созданию условий для речевого режима и благоприятного психологического климата в семье.
8. Для обеспечения выполнения основных функций и задач кабинетов должны быть предусмотрены: помещение для приема пациентов, помещения для проведения индивидуальных и групповых занятий, помещения для психолога, социального работника и другого персонала. Кабинет оборудуется в соответствии с примерным перечнем оборудования логопедического кабинета.
9. В кабинете ведется учетная и отчетная документация.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
Таблица 6.1
№ п/п | Наименование оборудования | Количество |
I. Помещение и дизайн | ||
Помещение для организации приема больных площадью 14—20 кв. м | ||
Помещение для индивидуальных и групповых логопедических занятий площадью 30—40 кв. м | ||
Помещение для социального работника и медицинской сестры площадью 15—20 кв. м | ||
Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен, декоративные растения, ковровые покрытия, напольные вазы, картины, эстампы и пр.) | В соответствии с возможностями | |
II. Аппараты и приборы | ||
Прибор тонометрический | ||
Секундомер | ||
Аудиокомплекс: | ||
Магнитофон кассетный 0—1 класса | ||
Звуковой усилитель мощностью до 50 Вт с эквалайзером | ||
Система стереофоническая мощностью 50—100 Вт | ||
Наушники стереофонические | ||
Диктофон | ||
Магнитофонные кассеты | ||
Метроном | ||
Диапроектор для слайдов | ||
Экран | ||
Наборы слайдов | ||
Экспериментально-логопедические методики | ||
Зеркало ручное | ||
Зеркало настенное | ||
Видеомагнитофон | ||
Кассеты для видео магнитофонов | ||
Набор настольных игр для детей | ||
Набор игрушек для детей | ||
Телевизор | ||
Персональный компьютер с программным обеспечением марки ГВМ | ||
Видеокассеты с программами по восстановлению речи и других высших психических функций | ||
III. Медицинский инструментарий | ||
Ножницы прямые | ||
Пинцет анатомический | ||
Фонендоскоп комбинированный | ||
Набор логопедических зондов и шпателей | ||
Набор-укладка для оказания неотложной медицинской помощи | ||
IV. Предметы ухода за пациентами | ||
Банка стеклянная для термометров и шпателей | ||
Пипетка глазная | ||
Стаканчик для приема лекарств | ||
Тазик эмалированный почкообразный | ||
Термометр медицинский максимальный | ||
Ведро педальное | ||
V. Специальная мебель и оборудование | ||
1. | Кушетка смотровая | |
Стол логопеда | ||
Стол медицинской сестры | ||
Шкаф для медицинских инструментов | ||
Столик для инструментов | ||
Ящик для картотеки | ||
VI. Бытовая мебель и оборудование | ||
Кресло мягкое | ||
Стул полумягкий | ||
Шкаф для одежды | ||
Шкаф книжный | ||
Полка книжная | ||
Столик журнальный |