Критерии оценки навыков и умений по итогам производственной практики
в качестве специалиста по эпидемиологии:
№ | Навыки и умения, критерии оценки | Пошаговая оценка в баллах |
Эпидемиологическое обследование очага инфекционного заболевания | 6,0 | |
Сбор и оценка исходных материалов, необходимых для проведения обследования эпидемического очага (экстренное извещение, журнал регистрации инфекционных заболеваний, амбулаторные карты, истории болезни, данные лабораторных исследований и др.). | 0,5 | |
Оценка дополнительных материалов (данные санитарно- гигиенических, бактериологических исследований, ветеринарных лабораторий и др.). | 0,5 | |
Сбор эпидемиологического анамнеза (опрос больного, родственников и других лиц). | 1,0 | |
Проведение осмотра эпидемического очага и прилегающей территории с учетом особенностей эпидемиологии конкретной нозоформы. Определение границ эпидемического очага. | 1,0 | |
Отбор проб (смывов) с объектов окружающей среды для лабораторного исследования. | 0,5 | |
Выявление контактных лиц, подлежащих наблюдению, изоляции, клинико-лабораторному обследованию. | 0,5 | |
Оформление заключения по результатам проведенного эпидемиологического обследования очага. | 1,0 | |
Заполнение карты эпидемиологического обследования очага инфекционного заболевания. | 1,0 | |
Планирование противоэпидемических и профилактических мероприятий направленных на локализацию (ликвидацию) эпидемического очага. | 6,0 |
Проведение мероприятий в отношении источника инфекции: изоляция, лабораторное обследование, лечение, диспансерное наблюдение. | 1,5 | |
Проведение мероприятий, направленных на механизм передачи возбудителя: обезвреживание факторов передачи, дезинфекция, дезинсекция, санитарно-гигиенические и санитарно-ветеринарные мероприятия. | 1,5 | |
Мероприятия в отношении контактных лиц: медицинское наблюдение, осмотр, лабораторное обследование, экстренная профилактика. | 1,5 | |
Составление плана противоэпидемических мероприятий по локализации и ликвидации эпидемического очага. | 1,5 | |
Организация и проведение специфической профилактики. Порядок расследования поствакцинальных осложнений (ПВО). | 6,0 | |
Знает нормативный документ, регламентирующий сроки, показания, схему применения вакцины. Составление индивидуального плана профилактических прививок (сроки вакцинации, доза препарата, способ введения). | 0,5 | |
Проведение контроля за транспортировкой, условиями хранения иммунобиологических препаратов (соблюдение «холодовой цепи», политики «открытых флаконов»).Расчет необходимого прививочного материала. | 0,5 | |
Отбор контингентов, подлежащих прививкам (медицинские противопоказания, группы риска).Мероприятия, проводимые в подготовительный период вакцинации (разъяснительная и санитарно-просветительная работа, подготовка медицинских работников по иммунопрофилактике, подготовка помещения, инструментария, вакцин). | 0,5 | |
Мероприятия, проводимые в момент проведения вакцинации (опрос, осмотр, термометрия для выявления противопоказаний). Мероприятия, проводимые в период после вакцинации (учет прививок, информация о выполнении прививок). | 0,5 | |
Знает противопоказания к иммунизации (временные и постоянные). | 0,5 | |
Регистрация и учет после прививочных реакций и осложнений (экстренное извещение на случай ПВО, данные заносятся в историю развития ребенка, карту профилактических прививок, карту школьника). | 1,0 | |
Проведение эпидемиологического расследования ПВО (анамнез заболевшего, состояние его здоровья перед прививкой, появление первых симптомов заболевания, наличие и характер реакций на предыдущие прививки). | 1,0 | |
Проведение эпидемиологического расследования ПВО (нарушение дозы и способа введения препарата, использование неадекватного растворителя, ошибочное введение другого препарата, несоблюдение общих правил проведения прививок). | 1,0 | |
Составление акта эпидемиологического расследования поствакцинальных осложнений. | 0,5 | |
Организация и проведение дезинфекции. Организация и проведение стерилизации. | 6,0 | |
Знает структуру и функции дезинфекционной службы. | 1,0 | |
Выбор конкретных препаратов и технических средств в зависимости от конкретной нозологической формы болезни для проведения дезинфекции. Методика приготовления рабочих растворов дезинфицирующих растворов. | 1,0 | |
Методика обеззараживания объектов внешней среды (выделений больного, посуды, белья и т.д.). Проведение контроля качества дезинфекции (смывы с предметов, исследование проб исходных дезинфектантов, рабочих растворов). | 1,0 | |
Методика проведения предстерилизационной обработки (дезинфекция, ополаскивание проточной водой, замачивание в растворе моющих средств, механическая обработка, ополаскивание дистиллированной водой, сушка горячим воздухом). Методика проведения стерилизации. | 1,0 | |
Проведение контроля качества предстерилизационной обработки (на наличие скрытой крови, на остаток щелочных компонентов). | 1,0 | |
Проведение контроля качества стерилизации (физический, химический, бактериологический методы). | 1,0 | |
Организация и проведение дезинсекции. Организация и проведение дератизации. | 6,0 | |
Проведение мероприятий по борьбе с мухами и комарами (выбор инсектицида, способ применения). | 1,0 | |
Проведение мероприятий по борьбе блохами и клещами (выбор инсектицида, способ применения). | 1,0 | |
Проведение мероприятий по борьбе с гнусом и со вшами (выбор инсектицида, способ применения). | 1,0 | |
Проведение оценки эффективности мероприятий по уничтожению насекомых. | 1,0 | |
Знает биологические особенности грызунов. Проведение оценки качества дератизации | 1,0 | |
Методика приготовления приманок. Способы борьбы с грызунами (механический, химический, биологический). | 1,0 | |
Эпидемиологическая диагностика. Проведение мероприятий по повышению гигиенических знаний среди населения (лекции, семинары, беседы). | 6,0 | |
Проведение ретроспективного эпидемиологического анализа инфекционной заболеваемости населения (анализ многолетней динамики заболеваемости, годовой динамики заболеваемости, заболеваемости по признакам) | 2,0 | |
Проведение оперативного (текущего) эпидемиологического анализа инфекционной заболеваемости населения. | 2,0 | |
Проведение бесед среди населения. Проведение бесед в эпидемических очагах о профилактике инфекционных заболеваний. | 2,0 | |
Составление проекта решения для вышестоящих инстанций по санитарно-эпидемиологическим вопросам и предписаний руководителю предприятия. Оформление санитарного бюллетеня | 6,0 | |
Поясняет,при обнаружении нарушений санитарно-эпидемиологического режима на объекте специалисты отдела оформляют решение о наложении штрафа или каких-либо других мер предупреждения. Участие в подготовке проекта решения исполнительных органов области, города, района. | 2,0 | |
Участие в подготовке предписания для Главного санитарного врача о выявленных нарушениях санитарно-эпидемиологических правил и норм на обследованном объекте по форме, приведенных в «Перечне форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения (в 4-х томах)». | 2,0 | |
Самостоятельно оформляет санитарный бюллетень проблемам эпидемиологии. | 2,0 | |
Работа с письмами населения. Оформление дневника и написание отчета | 8,0 | |
Поясняет, что в функции специалистов эпидемиологов относится работа с жалобами населения. Самостоятельно подготавливает проект ответа на письма. | 4,0 | |
Оформление дневника и написание отчета | 4,0 |
Таблица бально-рейтинговой буквенной системы оценок*
Оценка | Буквенный эквивалент | Рейтинговый балл в % | В баллах |
Отлично | А | 95-100 | |
А- | 90-94 | 3,67 | |
Хорошо | В+ | 85-89 | 3,33 |
В | 80-84 | ||
В- | 75-79 | 2,67 | |
Удовлетворительно | С+ | 70-74 | 2,33 |
С | 65-69 | ||
С- | 60-64 | 1,67 | |
D+ | 55-59 | 1,33 | |
D | 50-54 | 1,0 | |
Неудовлетворительно | F | 0-49 |
Примечание:
* - навык засчитывается как освоенный при получении оценки не ниже 1,67 баллов (не ниже 60-64%). Каждый студент обязан ознакомиться с работой всех рабочих структурных подразделений медицинского учреждения.
Приложение В
Результаты производственной практики в качестве специалиста эпидемиолога
студентов____________ группы 5 курса специальности «Медико-профилактическое дело»
№ п/п | ФИО | Навыки и умения практикантов (Оценка в %) | Итоговая оценка практики | ||||||||||||
Эпидемиологическое обследование очага инфекционного заболевания | Планирование противоэпидемических и профилактических мероприятий направленных на локализацию (ликвидацию) эпидемического очага | Организация и проведение специфической профилактики | Порядок расследования поствакцинальных осложнений (ПВО) | Организация и проведение дезинфекции | Организация и проведение стерилизации | Организация и проведение дезинсекции | Организация и проведение дератизации | Эпидемиологическая диагностика | Проведение мероприятий по повышению гигиенических знаний среди населения | Составление проекта для вышестоящих инстанций по санитарно- эпидемиологическим вопросам | Оформление санитарного бюллетеня | Работа с письмами населения | |||
Руководитель практики по кафедре К.Ш.Тусупкалиева
7 Список рекомендуемой литературы:
По эпидемиологии
основная:
1.Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие /под ред. В.И.Покровского, Н.И. Брико. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.-400с.
2.Зуева Л.П., Яфаев Р.Х. Эпидемиология: Учебник. – СПб.:ООО «Издательство Фолиант», 2006. – 752 с.
дополнительная:
- Осипова В.Л.Дезинфекция: учебное пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 136с.
- Паразитарные болезни человека (протозоозы и гельминтозы): Под.ред. Сергиева В.П., Лобзина Ю.В., Козлова С.С. Руководство для врачей. СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2008. -592 с.
- Черкаский Б.Л., Филатов Н.Н.,Мехеева И.В. и др. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. – М.: СанЭпидемиа, 20097-124с.
- Эпидемиологическая хрестоматия. Под. Редакцией Н.И. Брико, В.И.Покровского, Учебное пособие. –М.: «Издательство Медицинское информационное агенство», 2011.-400с.
- Учебно-методическое пособие для дистанционного обучения по модулю «Иммунопрофилактики инфекционных болезней»-Москва, Санэпидмедиа,2009.
- Под. Редакцией член-корр. РАМН, профессора Н.И.Брико. Учебно-методический комплекс «Эпидемиология и профилактика туберкулеза»,Москва,2011.
- Приказ № 218 от 25 апреля 2011года «О некоторых вопросах по борьбе с туберкулезом».
- Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан
«Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы.