Дефект – недостаток – одной из функций, нарушающий развитие ребёнка, бывает только при определённых обстоятельствах.
В зависимости от характера нарушения преодоление одних дефектов в процессе развития ребёнка, коррекция других, компенсирование третьих.
Степень и качество первичного дефекта. Время возникновения первичного дефекта. Характер нарушения физического и умственного развития ребёнка, оказывающий влияние на весь ход и конечный результат развития его познавательной деятельности.
Понятие дизонтогении, психологические параметры дизонтогенеза
Дизонтогения - нарушение психического развития в перинатальный, натальный и постнатальный периоды онтогенеза. Дизонтогенез как нарушение развития индивида.
Психологические параметры дизонтогенеза:
1.Особенности функциональной локализации нарушения. Два основных вида дефекта:
- частный (обусловлен дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи: недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем);
- общий (нарушения регуляторных систем, как подкорковых, при дисфункции которых наблюдается снижение уровня бодрствования, психической активности, патология влечений, элементарные эмоциональные расстройства, так и корковых, обусловливающих дефекты интеллектуальной деятельности – недостаточность целенаправленности, программирования, контроля, нарушения более сложных специфических человеческих эмоциональных образований). Обязательный анализ состояния как общих, так и частных нарушений при изучении любых нарушений развития.
2. Время поражения. Хронологический момент возникновения нарушения, длительность периода развития функции (подвергаются повреждению функциональные системы, имеющие короткий цикл развития и завершающие относительно рано). Сензитивные периоды развития функция как наиболее уязвимые (основные сензитивные периоды детства: 0 – 3 года и 11 – 15 лет). Неустойчивость психических функций, характерная для сензитивного периода, обусловливающее явления регресса – возврата функции на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального, так и стойкого, связанного с повреждением функции.
3. Взаимоотношение между первичным и вторичным дефектом. Первичные нарушения, вытекающие из биологического характера болезни (нарушение слуха, зрения при поражении анализаторов; органическое поражение мозга и т.д.). Вторичные нарушения, возникающие опосредованно в процессе аномального развития.
О проблемах дефекта и понятие первичного и вторичного дефекта в своё время в 20-30-е годы 20 века разработал Л.С. Выготский – основоположник отечественной дефектологии.
Выготский Лев Семёнович (1896 - 1934)
4. Межфункциональные взаимодействия. Несколько типов межфункциональных отношений в нормальном онтогенезе:
- явления временной независимости функции,
- ассоциативные,
- иерархические связи.
Возникновение в патологии диспропорции в развитии – явление асинхронии, основные их проявления:
- явления ретардации – незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм;
- акселерации отдельных функций, например, чрезвычайно раннее (до 1 года) изолированное развитие речи при раннем детском аутизме;
- сочетание явлений патологической акселерации и ретардации.
Механизмы изоляции, патологической фиксации, нарушение инволюции ряда психических функций, временные и стойкие регрессии, играющие большую роль в формировании различных видов асинхронии развития.
Разное проявление психических параметров при различных видах дизонтогенеза.
Варианты дизонтогении (по В.В. Лебединскому)
Виктор Васильевич Лебединский обобщил все исследования, проведенные до него, и дал классификацию вариантов дизонтогении в своей монографии «Нарушения психического развития у детей» (МГУ, 1985).
Лебединский Виктор Васильевич 19 июня 1927 - 25 августа 2008 |
Лебединский Виктор Васильевич (19 июня 1927, Москва - 25 августа 2008, Москва) - доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат психологических наук, лауреат Ломоносовской премии, заслуженный деятель науки, ветеран труда. Основоположник нового направления психологической науки - психологии аномального развития и создатель оригинальной классификации нарушений психического развития.
Обучение:
- Исторический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1946-1951 гг.)
Дипломы, звания:
- 1967 – кандидат психологических наук (медицинская психология 19.00.04). Диссертация «Нарушения движений и действий у больных с поражением лобных долей мозга».
- 1972 – звание доцента.
- 1997 – Лауреат Ломоносовской премии за преподавательскую деятельность.
Деятельность:
- с 1970 г. – доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова;
- 1970-1966 – ассистент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова;
- 1966-1962 – младший научный сотрудник кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова;
- 1955-1960 – учитель истории старших классов в школе г. Москвы
- 1952-1955 – аспирант Московского городского педагогического института;
Область научных интересов:
- клиническая психология
- психология аномального развития
- детская и подростковая психиатрия
- патопсихология
Публикации:
Опубликовано 75 печатных работ в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе учебное пособие «Нарушения психического развития в детском возрасте». Автор оригинальной клинико-психологической классификации дизонтогенеза.