Раздел 7. Эмоциональное взаимодействие взрослых с младенцем

Тема 1. Особенности материнской и отцовской позиции во взаимодействии с ребенком

План:

1. Начало образования материнской привязанности[Крайг. Психология развития]

2. Эмоциональной взаимодействие матери с ребенком [Филиппова. Метод рисуночного теста в психологической работе с беременными]

3. Средства взаимодействия[Мухамедрахимов. Формы взаимодействия матери и младенца]

4. Новая роль отца[Крайг. Психология развития]

5. Культурные традиции[Крайг. Психология развития]

Вопрос №1

Привязанность — это некая эмоциональная связь между родителями и детьми. Она содержит такие элементы, как чувство близости и любовь. Привязанность действует в двух направлениях: в идеале, родители сильно привязываются к своему малышу, а их малыш — к ним. Такая взаимосвязь между ними начинается при рождении и продолжает незаметно углубляться и изменяться в течение младенческого периода развития ребенка.

Издав первый крик и наполнив легкие воздухом, новорожденный, если у него есть такая возможность, успокаивается у материнской груди. После короткого отдыха малыш может попытаться сфокусировать взгляд на лице матери или отца; создается впечатление, что он делает паузы и прислушивается. Это вызывает восторг родителей, которые начинают разговаривать с только что появившимся на свет человеческим существом. Они внимательно рассматривают малыша, удивляются, какие маленькие у него пальчики на руках и ногах, забавные крохотные уши. Качая и поглаживая новорожденного, мать и отец устанавливают с ним тесный физический контакт. Многие новорожденные почти сразу находят грудь матери и начинают сосать, периодически останавливаясь, чтобы отдохнуть. Дети, практически не подвергавшиеся действию анестетиков, могут более получаса общаться со своими родителями, когда те прижимают их к себе, смотрят им в глаза, разговаривают с ними. В свою очередь, физические реакции ребенка запускают важные физиологические процессы в организме матери. Когда младенец облизывает или сосет материнский сосок, у нее происходит увеличение секреции пролактина — гормона, стимулирующего образование и секрецию молока, и окситоцина— другого гормона, вызывающего сокращения матки и уменьшающего кровотечение. Новорожденному полезно раннее начало кормления грудью. Хотя молока в груди матери еще нет, вместо него выделяется водянистая субстанция, называемая молозиво.Она, по-видимому, способствует очищению пищеварительной системы младенца. Ранние контакты родителей с ребенком имеют важное психологическое значение для упрочения уз, соединяющих их. Особенно необходимо такое взаимодействие для несовершеннолетних матерей, людей, не имевших ранее опыта обращения с новорожденными, для матерей детей, родившихся преждевременно, и тех, кого относят к группе риска.

Вопрос №2

Наблюдение за взаимодействием матери с младенцем позволило выделить три компонента эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком: 1) эмоциональная реакция матери на выражение ребенком отрицательных эмоций, отражающих его дискомфортное состояние; 2) эмоциональное поведение матери при устранении отрицательного эмоционального состояния ребенка; 3) реакция матери на выражение положительных эмоций ребенком. Это отражает динамику эмоционального поведения матери в процессе удовлетворения потребностей ребенка. Именно этот процесс (и, главным образом, роль в нем эмоций матери) рассматривается как “субстрат” развития базовых личностных образований у ребенка в основных теоретических подходах, теории социального научения, психоанализ - в зарубежной психологии; М.И.Лисиной и ее последователями, в исследованиях разных форм нарушения материнско-детского взаимодействия - в отечественной психологии.

Каждый из описанных выше компонентов эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком может быть выражен по-разному. Описаны четыре основных типа реагирования матери:

Адекватная реакция матери: на отрицательную эмоцию ребенка возникает чувство тревоги и жалости, которое быстро переходит в фазу “делового сосредоточения и уверенности”; положительные эмоции матери по интенсивности адекватны контексту взаимодействия; в процессе устранения отрицательных состояний ребенка мать восстанавливает с ним контакт, использует успокаивающие, ободряющие и обещающие интонации и высказывания, демонстрирует стимулы, “продвигающие” к моменту удовлетворения потребности ребенка.

Усиление эмоций ребенка (как отрицательных, так и положительных). При отрицательных эмоциях ребенка у матери возникает чувство тревоги, страха, растерянности, паники. Усиление положительных эмоций ребенка носит характер эйфорического переживания, неадекватного контексту взаимодействия. При удовлетворении потребностей ребенка мать синтонирует его состояние.

Игнорирование эмоций ребенка. Выражается в поведении по типу “формального общения”, может сопровождать как отрицательные, так и положительные эмоциональные реакции ребенка и процесс взаимодействия.

Осуждение эмоций ребенка. Выражается в соответствующих эмоциях матери от осуждения до агрессии, может сопровождать как отрицательные, так и положительные эмоции ребенка и процесс взаимодействия.

Описанные типы эмоционального реагирования матери могут сочетаться в разных соотношениях, давая в результате индивидуальный стиль эмоционального сопровождения, присущий матери. Генезис этого стиля зависит от истории развития материнской сферы женщины, причем одной из основных составляющих этого развития является реакция матери на компоненты гештальта младенчества. Возрастные изменения гештальта младенчества обеспечивают динамику развития материнского стиля эмоционального сопровождения. Эта динамика также может быть разной, что зависит как от истории развития материнской сферы женщины, так и от конкретных условий актуального материнства, в том числе и от особенностей ребенка. Выделено три основных типа динамики эмоционального сопровождения матери: 1) развивающий; 2) “следования за гештальтом младенчества”; 3) неадекватный.

Описанные стили эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком и типы его модификации позволяют оценить особенности эмоционального отношения матери к ребенку, вычленить его функциональные компоненты и дифференцированно отнестись к формам и способам психологического вмешательства.

Вопрос №3

В последние годы все большие усилия направлены на понимание природы раннего взаимодействия родителя и младенца. Большинство исследований в этой области касалось взаимодействия ребенка и матери. Это отражает тенденцию наблюдения за взаимодействием с наиболее близким и доступным для ребенка партнером, которым обычно является мать, но не отвергает важность роли отца или другого близкого, ухаживающего за ребенком человека.

С самого рождения младенцы обладают особой способностью выделять в окружающем мире проявления человека. Они воспринимают лицо, голос, прикосновения и другие, исходящие от человека, прежде всего матери, стимульные сигналы как уникальные и отличающиеся от других окружающих звуков, зрительных объектов, стимулов. Младенцы не только особым образом воспринимают, отличают от других объектов внешнего мира и предпочитают проявления человека, но уже с первых дней жизни имитируют некоторые действия своего взрослого партнера по взаимодействию. Исследования показали, что новорожденный открывает рот или высовывает язык, если находящийся к нему лицом к лицу человек совершает эти действия. У младенцев выявлена имитация расширением губ в ответ на моделируемое взрослым выражение счастливого лица, выставлением наружу нижней губы в ответ на моделирование печали, открытием глаз и рта в ответ на удивленное лицо. В процессе взаимодействия при произнесении взрослым гласных или согласных движения рта у младенца близки к движениям у взрослого, звуки речи взрослого синхронно сопровождаются младенцем движением частей тела. Таким образом, будучи от рождения направленными на восприятие человеческих, прежде всего материнских, сигналов, на предпочтение лица, голоса, в своем поведении младенцы проявляют соответствие между тем, что видят и слышат, и тем, что делают сами.

ПОВЕДЕНИЕ МАТЕРИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С МЛАДЕНЦЕМ
При взаимодействии с младенцем у матери наблюдается, по сравнению с диалогом между взрослыми людьми, изменение речи, выражений лица, реакций глазодвигательной системы, движений головы, рук, тела, изменение расстояния в процессе взаимодействия. Исследование шести различных языков на шести континентах показало схожие черты обращенной к младенцу речи матери. В каждом случае были выделены упрощение синтаксиса, укорочение длины высказывания матери и увеличение пауз, наличие бессмысленных звуков, изменение в словах (например «холосенький» вместо «хорошенький»). Наблюдается увеличение высоты голоса, речь замедляется, гласные частично растягиваются; наблюдается изменение ритма и ударения, что, наряду с расширением диапазона изменения громкости и высоты звука, приводит к песенности материнской речи.


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАТЕРИ И МЛАДЕНЦА
В результате детальных исследований описано совместное создание матерью и младенцем звеньев и последовательности взаимного диалога. Изучение временных параметров взаимодействия показало, что длительность взгляда матери на младенца значительно превышает длительность взгляда младенца. Этот тип асимметричных взаимоотношений между партнерами является характерной чертой взаимодействия матери и младенца: мать создает конструкцию для вариативного поведения ребенка. В более раннем представлении о симбиотическом единстве матери и младенца отмечалось, что многие стороны поведения матери — ее голос, глаза, улыбка, физическое присутствие — доступны младенцу в процессе взаимодействия. Показано, что при более или менее неизменной позиции матери младенец циклически отводит от нее взгляд для исследования окружения и возвращается. Экспериментальные исследования показали, что мать и младенец научаются читать сигналы начала и окончания взаимодействия партнера, соблюдают очередность взаимодействия. Как было обнаружено, уже в первые две недели после рождения младенца матери уменьшают длительность непрерывных тактильных призывов и стимуляции младенца к сосанию, и меняют свое поведение на короткую тактильную стимуляцию и паузу, после которой в свою очередь следует ответ младенца — сосание груди или соски.
Исследование младенцев в возрасте от 6 до 13 недель показало, что вероятность взгляда на мать значительно увеличивается, если она, продолжая глядеть на ребенка, одновременно совершает другие действия: изменяет степень проявления выражения лица, вокализует, двигает головой, приближается лицом к лицу младенца и т. д. В свою очередь взгляд младенца регулирует активность матери. Длительность сигналов матери, например улыбка или выражение удивления, увеличивается, если ребенок смотрит на мать, и сокращается, если не смотрит. Удлинение сигналов матери может увеличивать время взгляда младенца на мать. Предполагается, что для успешного протекания взаимодействия каждый партнер должен чувствовать, что влияет на другого. Если в течение взаимодействия соответствующий ответ матери происходит в течение нескольких секунд после сигнала младенца, то наиболее вероятно, что он воспринимается младенцем как прямой ответ на его реакцию. В то же время многие реакции младенцев, такие как взгляд в глаза, улыбка и т. д., рассматриваются матерью как ответы на ее собственное поведение и стимулируют диалог. С течением времени поведение партнеров взаимно отлаживается, они научаются соблюдать очередность, каждый становится более компетентным во влиянии на поведение другого. Компетентные родители облегчают младенцам совершение очередного ответа, очередности во взаимодействии.
В репертуаре сигналов, посылаемых в процессе взаимодействия младенцем матери, выделяют прежде всего реакции глазодвигательной системы, движения головы, изменения выражения лица, вокализации, движение частей тела, вегетативные изменения. Предполагается, что поведенческие реакции репертуара взаимодействия у младенцев являются врожденными и сигнализируют матери о возможности продолжения взаимодействия, об окончании данного эпизода и перерыве, о необходимости изменения линии поведения и величины предъявляемой стимуляции, об отказе от взаимодействия. Начиная с третьего месяца жизни младенец способен отчетливо посылать матери двойственные сигналы, комбинируя виды поведения, свидетельствующие, с одной стороны, о направленности и приглашении к взаимодействию (поворот головы лицом к матери, взгляд в глаза, улыбка и т. д.) и, с другой — сигнализирующие о нежелательности и избегании взаимодействия (отвод взгляда, отворачивание, наклон головы и т. д.) Каждая реакция репертуара является сигналом, помогающим младенцу регулировать свою часть взаимодействия с матерью.

При исследовании взаимодействия в поведении матери обнаружена повторяемость обращенных к младенцу сигналов. В отличие от предыдущих авторов, выделявших повторяемость в речи матери как инструмент для облегчения приобретения языка, в данном случае внимание обращается на более общее положение, когда мать проявляет повторяемость во всех модальностях: в речи, движениях, выражениях лица, тактильной и кинестетической стимуляции. Более того, подчеркивается, что повторение наблюдается в поведении матери уже на самых ранних этапах взаимодействия, когда еще не стоит вопрос об облегчении понимания младенцем повторяющегося элемента. В результате анализа временной последовательности взаимодействия в поведении матери были выделены различные структурные единицы: отдельно взятое выражение поведения (вокализация, изменение взгляда, лица, движение головы, тела); ряд разделенных паузами повторяющихся по содержанию, но разных по длительности выражений, или разных по содержанию, но равных по длительности, или одинаковых по содержанию и длительности выражений; и эпизод, содержащий несколько рядов, разграниченных изменениями в поведении или внимании матери. Исследование репертуара матери при взаимодействии с младенцем показало, что мать использует в основном постоянный и ограниченный, а не весь доступный человеку набор выражений лица. Авторы пришли к выводу, что наличие постоянных по содержанию или времени структурных единиц в обращении матери к ребенку, повторение одной и той же, или с небольшим изменением, единицы научает младенца стабильности и предсказуемости поведения матери и окружения, увеличивает вероятность его ответной реакции.

Вопрос №4

На первый взгляд по сравнению с теми существенными физическими и психологическими изменениями, которые происходят с матерью, роль отца кажется не связанной со столь значительными переменами. Однако обычно это не так. Многие из них признаются, что ощущают волнение и гордость, но некоторые говорят и о том, что по отношению к ребенку испытывают чувство соперничества. Большинство мужчин имеет повышенное чувство ответственности, которое иногда кажется им непомерным. Некоторые отцы чувствуют зависть к женам из-за того, что им принадлежит активная роль в появлении на свет нового человеческого существа, тогда как им приходится оставаться лишь сторонними наблюдателями этого важного события. Кроме того, они тревожатся о будущем не меньше, чем матери: волнуются, смогут ли прокормить семью, стать хорошими отцами. Мужчины не меньше женщин беспокоятся о том, будут ли дети любить и уважать их, смогут ли они сами отвечать эмоциональным запросам ребенка. Некоторые видят в появлении ребенка возможность обучения воспитанию детей, понимания их. Другие озабочены поиском новых источников финансирования матери и младенца. Многие мужчины стараются оказать эмоциональную поддержку своим женам. Если в семье уже есть дети, отцы начинают проводить с ними больше времени, готовя их к появлению нового члена семьи.

Кроме того, мужчины, ожидающие родов своих жен, могут иногда проходить фазу идентификации со своей женой и действительно начать демонстрировать симптомы беременности жены. Один из примеров, представляющих крайнюю форму такого явления, позаимствован у коренных жителей штата Юкатан в Мексике: у них знаком, подтверждающим наличие беременности у женщины, считаются приступы тошноты, рвоты, диареи и колик у ее мужа. Более близкий нам пример: будущие отцы иногда страстно желают выпить огуречного рассола и съесть мороженое, а также видят беспокоящие их сны, испытывают тревожные изменения в области сексуальных желаний, как и женщина.

Отцы, участвовавшие в родах своего ребенка, сообщают о почти немедленном появлении тяги к младенцу, о переживании возвышенных чувств, появлении гордости и повышении самооценки.

Неудивительно, что некоторые исследования показали, что такие родители сильнее привязываются к своим детям и поддерживают более глубокие отношения с ними, чем те, кто не принимал участия в родах и раннем уходе за своими малышами. Мужчины, ставшие отцами, но не участвовавшие в родах, не имевшие раннего контакта со своими детьми, часто чувствуют себя несколько отдалившимися от жены и волнуются по поводу того, что ребенок занял часть их места в ее сердце.

Часто в такой момент резко снижается чувство товарищества между мужем и женой. Вместе с тем многие исследования свидетельствуют, что отцы, рано начавшие взаимодействовать со своими детьми, продолжают проявлять активную заботу о них, больше играют с ними.

Включение отца в отношения с ребенком имеет множество плюсов. Например, выяснилось, что такие младенцы социально отзывчивее, чем среднестатистические. Однако следует помнить, что отцы, принявшие решение установить ранний контакт со своим ребенком, могут по некоторым другим критериям отличаться от тех, кто предпочел отказаться от таких отношений, поэтому мы не можем с уверенностью заявлять, что именно ранний контакт является причиной позитивных моментов в дальнейшем развитии ребенка.


Вопрос №5

Установки обоихродителей относительно беременности и родов, как правило, формируются культурой, к которой они принадлежат. Например, в США к беременности раньше относились как к ненормальному состоянию. Беременную женщину невозможно было увидеть ни в обществе, ни в школе, ни в офисе; они и не думали о продолжении своей карьеры в этот период. Но около 150 лет назад произошли серьезные изменения в семейной структуре, системе ролей, в особенностях восприятия людьми беременности. Дальнейшие изменения происходили в XX веке, в частности во время Второй мировой войны и в годы, последовавшие после нее. Произошло быстрое увеличение числа матерей, работающих вне дома, а также количества семей, «возглавляемых» матерями-одиночками. Количество работающих женщин продолжает расти, и в настоящее время много беременных и не беременных женщин имеют работу. Сегодня работодатели часто поощряют будущих матерей работать и выполнять повседневные обязанности вплоть до родов. В идеале они преодолевают усталость и дискомфорт, связанные с беременностью, и продолжают жить своей обычной жизнью.

Все эти противоречивые взгляды и социальные установки, в сочетании с личными пожеланиями и смешанными чувствами самих родителей, являются катализаторами процесса, ведущего взрослых людей от стресса через изменения к приспособлению к новым условиям. Этот процесс может быть более явно выражен у молодых родителей, особенно у тех, кто лишен социальной поддержки родных и друзей. Однако никакое из этих чувств не может нанести плоду непосредственный вред, если оно не становится причиной сильного или продолжительного эмоционального стресса матери. Тем не менее установки родителей, испытываемый ими стресс влияют на состояние матери, ее гормональный баланс, режим нагрузок и отдыха, употребление лекарств и сопротивляемость болезням. Эти факторы влияют на социальную среду, в которую попадает новорожденный.

Тема 2. Материнская потребностно-мотивационная сфера поведения (МПМСП) [Филиппова. Психология материнства]

План:

Гештальт младенчества

Наши рекомендации