Стратегическое управление в имагомире
1. Существующая система поведенческих стратегий (паттернов) может быть усовершенствована и развита на учебной виртуальной площадке.
2. Доминирующий спектр агрессивных или регрессивных паттернов, характерный для многих психологических расстройств и кризисов, во многих случаях расширяется с помощью привлечения ресурсных символических объектов и персонажей.
3. Важным ресурсом является также собственный стратегический багаж ведущего и возможности его развития в процессе взаимодействия с клиентом.
4. Поскольку «светлые силы действительно не могут использовать кольцо всевластья», с системной точки зрения ведущему нецелесообразно применять собственные (или чьи-то еще) стратегии в имагомире клиента.
5. Это относится и к использованию в качестве ресурсов жестких символических систем с собственным языком и стратегиями. Достигнутые таким путем быстрые решения обычно оказываются неэффективными в долгосрочной перспективе и редко учитывают особенности контекста проблемы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все, что вы воспринимаете, — это обратная связь. Вы приложили руку к тому, чтобы она появилась. А это значит, что вам следует мыслить циклами, а не прямыми линиями. Вам необходимо установить связь.
Д. Коннор
В своем бестселлере «Пятая дисциплина», посвященном практике использования системного мышления в организационном консультировании, Питер Сендж (Senge, 1994) выделяет пять базисных свойств, присущих «обучающейся организации». Диаду «клиент — психотерапевт/психолог» тоже можно рассматривать как своего рода обучающуюся организацию — то есть систему, в процессе развития которой у каждого из ее участников возрастают способности экологичного взаимодействия в контексте разнообразных систем, включающих широкий спектр персонажей и объектов.
Эти пять признаков таковы:
• развитие личности1;
• использование интеллектуальных моделей2;
• формирование общего видения3 ;
• активное групповое обучение, ориентация на диалог;
• системное мышление.
Избегайте симптоматического лечения. Решения, направленные на симптомы, а не на базовую причину проблемы, в лучшем случае приносят кратковременное улучшение. В конечном итоге проблема все-таки выползет на поверхность, и тогда усилится стремление вновь использовать симптоматическое лечение. К этому времени способность найти фундаментальное решение может быть утрачена. П. Сендж. Пятая дисциплина
1 Одна из главных ценностей большинства психотерапевтических подходов.
2 Говоря словами основателя общей семантики А.Жожибского, карта — это не тер
ритория.
3 Общее видение, совмещение взглядов или, в частном случае, создание раппорта, так
же представляет собой одну из образующих осей психотерапевтического взаимодействия.
224
С тремя первыми как будто все понятно — это формулировки, очень близкие к основным принципам современных недирективных направлений психотерапии и психологического консультирования. Диалоговые формы коммуникации — это основной механизм интерактивной имагогики, поскольку только через «поток смыслов», возникающий в диалоге, создается возможность сближения позиций реальных и виртуальных персонажей, участвующих в переговорном процессе. Что же касается пятой дисциплины, или системного мышления, то его можно — вновь используя визуальную метафору — рассматривать как ось, на которой «крутятся» все предыдущие признаки. Основные принципы системного мышления — влияние структуры на поведение, сопротивление изменениям и эффект рычага — преломляются в имагомире примерно следующим образом:
Системный принцип | Реализация в интерактивной имагогике |
Поведение элемента системы определяется не столько личными особенностями, сколько структурами и системами в пространстве меж- и внутриличностного взаимодействия | Объекты и персонажи мира воображения всегда выполняют определенные системные функции Стратегии прямого воздействия на объекты имагомира обычно малоэффективны, особенно в долгосрочном плане. |
Любая система является устойчивой и не склонна к произвольным изменениям (феномен "сопротивления") | Наличие устойчивых блоков, затемнений, точек разрыва в непрерывном поле имагомира |
Существуют повторяющиеся «системные стереотипы», которые приводят к схожим негативным последствиям — в том случае, если используются только "тактические" решения без стратегического видения процесса | У многих людей имеется довольно ограниченный ряд символических и реальных стратегий, которые постоянно приводят человека к одним и тем же «граблям» |
В любой системе есть свой рычаг — точка оптимального входа для совершения изменений, часто довольно "медленных" | Использование символических стратегий Поиск и использование системных ресурсов |
Системный подход обязательно учитывает различные точки зрения, или модели — как субъективные ("взгляд изнутри"), так и объективные ("взгляд снаружи") | Путешествие в мире образов происходит на пересечении взглядов непосредственного участника и стороннего наблюдателя, причем внутри каждой из этих позиций возможны различные "сдвиги" |
Возможно, самым важным приложением системной идеологии к области психофизического здоровья является переход от линейного мышления (причина —> следствие) к циклическим мыслительным процессам с обратной связью (причина <-> следствие). Эта лишняя стрелка, обозначающая смещение от серии монологов к диалогу, потоку смысла в обе стороны, создает принципиально новые возможности для обучения, развития и оздоровления.
Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп.
М. Булгаков. Мастер и Маргарита
Игровая комната имагомира — это идеальное место для «обкатки» диалогового стратегического мышления, которое не стремится к реальному или символическому уничтожению или уходу от противника, а приводит к пониманию необходимости расширять исходные точки зрения и стратегии сбора информации, принятия решения и достижения результата.
Используя пересечение различных точек зрения и моделей, расширение спектра реальных и символических стратегий, особенности защит и сопротивлений и ключевые зоны влияния (рычаги), мы можем рассчитывать на то, что, хотя нам вряд ли удастся перевернуть Землю, все же есть шансы изменить горизонты наших туннелей реальности. Ресурсы и возможности, находящиеся порой в самых неожиданных местах, могут сделать этот поворот точкой роста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бродецкий Л.Я. Основы визуальной коммуникации // Прикладная психо-
логия. - 1998.- № 6. - С. 69-78.
2. Гостев А.А. Дорога из Зазеркалья: Психология развития образной сферы
человека. — М., 1998.
3. Гримак Л.П. Бодрствование как активная фаза гипноза // Прикладная пси-
хология. - 1998. - № 5. - С. 87-95.
4. Калина Н.Ф, Тимощук И.Г. Основы юнгианского анализа сновидений. —
М., 1997.
5. Обухов Я.Л. Симводцрама: кататимно-имагинативная терапия детей и под-
ростков. — М.: Эйдос, 1997.
6. Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.
7. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. — СПб, 1997.
8. Хегай Л. Предисловие к сборнику: Хрестоматия по глубинной психоло-
гии, вып. 2 / Составитель Л. Хегай. — М., 1997.
9. Achterberg J., Dossey В., and Kolkmeier L. Rituals of Healing: Using Imagery
for Health and Wellness. Bantam Books, 1994.
10. Alexander G. Euthonia. N.Y., 1978.
11. Assagioli, R. Psychosynthesis. New York: Viking Press, 1965.
12. Bresler D. What every psychologist should know about guided imagery. From:
WWW-site of the Academy of Interactive Guided Imagery, 1998.
13. Bressler D. Free Yourself from Pain. Awareness Press, 1999.
14. Brooks C, Silver С Sensory Awareness. N.Y., 1978.
15. Campbell J. The hero with a thousand faces. N.Y., 1949. (Пер.: Кэмпбелл Д.
Тысячеликий герой. М., 1997).
16. Cooper J. An Illustrated Encyclopedia of Traditional Symbbols. Thames and
Hdson, 1978. (Пер.: Купер Д. Энциклопедия символов. М., 1995.)
17. Cirlot J. A Dictionary of Symbols. N.Y., 1962. (Пер.: Керлот X. Словарь сим-
волов. М., 1994.)
18. Corbin H. «Mundus imaginalis» (The Imaginatory World), Spring, 1972, 1-19.
19. Desoille R. Le Reve eveille en psychotherapie. Paris, Les Presses Universitaires, 1945.
20. Engel G. Psychological Development in Health and Disease. Philadelphia, 1962.
21. Emmons M. The inner Source: A Guide to Meditative Therapy. N.Y., 1978.
22. Feldenkraiz M. Awareness Through Movement: Health Exercises for Personal Growth. N.Y., 1977. (Пер.: Фельденкрайз М. Осознание через движение. М., 2000.)
23. Fleming M. and Hutton W. Mental Imagery and Learning. N.Y., 1983
24. Funch F. Transformational processing. N.Y., 1996. (Пер.: Фанч Ф. Преобразующие диалоги. Киев, 1997.)
25. Gendlin E. Focusing. Toronto, 1981 (Пер.: Джендлин Ю. Фокусирование.
М., 2000).
15*
26. Goldenberg G.. The Neural Basis of Mental Imagery. Baillieres Clin. Neurol.
(Aug. 1993): 265-286.
27. Gurin J. and Goleman D. (eds.) Mind/Body Medicine. New York: Consumer
Reports Books, 1993.
28. Hanna T. Guidebook of Transformational Somatics. N.Y., 1998.
29. Harms V. The Ecology of Everyday Life. N.Y., Grosset & Putnam, 1994.
30. Hillman J. Archetypal psychology: a brief account. Dallas, Spring Publications,
1983. (Пер. под ред. В. Зелинского: Хиллман Д. Архетипическая психология. Эссе. СПб: БСК, 1996.)
31. Jung С. Memories, dreams, reflections. London, 1963. (Пер.: Юнг К.Г. Вос-
поминания,, сновидения, размышления. М., 1998.)
32. Jung С. Letters. Edited by G.Adler. Princeton, 1973.
33. Kaplan-Williams S. Dreamwork. Element Books Ltd, Dorset, 1990. (Пер.: Каплан-Уильямс С. Работа со сновидениями. М., 1997.)
34. Lusebrink V. Imagery and Visual Expression in Therapy, in Emotions, Personality,
and Psychotherapy. 1990.
35. Maupin E. Body epiphany. The somatic viewpoint in bodywork (prepublication
copy), 1999.
36. Moss С Dreams, Images and Fantasy: A Selected Differential Casebook. University of Illinois Press, Urbana, 1970 (Пер. главы «Клинические аспекты гипносимволизма» в сб.: Хрестоматия по глубинной психологии, вып. 2 / Сост. Л. Хегай. М., 1997.)
37. Norris P. Why me? Harnessing the healing power of the human spirit. N.Y., 1985.
38. Oyle I. Magic, Mysticism and Modern Medicine, Mesa Press, Bolinas, California, 1973.
39. Rossman M. Healing Yourself: A Step By Step Program For Better Health Through Imagery. Mill Valley, Califprnia, 1996.
40. Roszak T. The voice of the Earth: An Exploration of Ecopsychology. N.Y., 1991.
41. Rozen D. The Tao of Jung. The way of integrity. Arkana, 1996. (Пер.: Роузен Д. Дао Юнга. Киев, 1997).
42. Samuels M. Seeing with the Mind's Eye. New York: Random House, 1975.
43. Seligman M. Wings of Power. N.Y., Harper & Row, 1973.
44. Senge P. The Fifth Discipline. The arnt and practice of the learning organization.
N.E., 1994. (Пер.: Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации М., 1999).
45. Shalif I. Focusing on the Emotions of daily Life. In: .www.netvision.net.il/php/
gshalif.
46. Simonton C, Matthews-Simonton S., Creighton J. Getting Well Again. Los Angeles, 1978.
47. Sheikh, Anees (ed). Imagination and Healing. New York: Baywood Publishing, 1983.
48. Singer J (ed.). Imagery and Daydream Methods in Psychotherapy and Behavior
Modification, N.Y, Academic Press, 1974.
49. Watkins M. Waking dreams. N.Y., Gordon & Breach, 1976. (Пер. двух глав в сб.:
Хрестоматия по глубинной психологии, вып. 2 / Сост. Л. Хегай. М., 1997).
50. White A What is meditation. N.Y, 1979.