Стратегическое управление в имагомире

1. Существующая система поведенческих стратегий (паттер­нов) может быть усовершенствована и развита на учеб­ной виртуальной площадке.

2. Доминирующий спектр агрессивных или регрессивных паттернов, характерный для многих психологических рас­стройств и кризисов, во многих случаях расширяется с помощью привлечения ресурсных символических объек­тов и персонажей.

3. Важным ресурсом является также собственный стратеги­ческий багаж ведущего и возможности его развития в про­цессе взаимодействия с клиентом.

4. Поскольку «светлые силы действительно не могут исполь­зовать кольцо всевластья», с системной точки зрения ве­дущему нецелесообразно применять собственные (или чьи-то еще) стратегии в имагомире клиента.

5. Это относится и к использованию в качестве ресурсов жестких символических систем с собственным языком и стратегиями. Достигнутые таким путем быстрые решения обычно оказываются неэффективными в долгосрочной перспективе и редко учитывают особенности контекста проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все, что вы воспринимаете, — это обрат­ная связь. Вы приложили руку к тому, что­бы она появилась. А это значит, что вам следует мыслить циклами, а не прямыми линиями. Вам необходимо установить связь.

Д. Коннор

В своем бестселлере «Пятая дисциплина», посвященном практике использования системного мышления в организаци­онном консультировании, Питер Сендж (Senge, 1994) выделя­ет пять базисных свойств, присущих «обучающейся организа­ции». Диаду «клиент — психотерапевт/психолог» тоже можно рассматривать как своего рода обучающуюся организацию — то есть систему, в процессе развития которой у каждого из ее участников возрастают способности экологичного взаимодей­ствия в контексте разнообразных систем, включающих широ­кий спектр персонажей и объектов.

Стратегическое управление в имагомире - student2.ru Стратегическое управление в имагомире - student2.ru Эти пять признаков таковы:

• развитие личности1;

• использование интеллекту­альных моделей2;

• формирование общего ви­дения3 ;

• активное групповое обуче­ние, ориентация на диалог;

• системное мышление.

Избегайте симптоматического лечения. Решения, направлен­ные на симптомы, а не на базо­вую причину проблемы, в луч­шем случае приносят кратковре­менное улучшение. В конечном итоге проблема все-таки выпол­зет на поверхность, и тогда уси­лится стремление вновь исполь­зовать симптоматическое лече­ние. К этому времени способ­ность найти фундаментальное решение может быть утрачена. П. Сендж. Пятая дисциплина

1 Одна из главных ценностей большинства психотерапевтических подходов.

2 Говоря словами основателя общей семантики А.Жожибского, карта — это не тер­
ритория.

3 Общее видение, совмещение взглядов или, в частном случае, создание раппорта, так­
же представляет собой одну из образующих осей психотерапевтического взаимодействия.

224

С тремя первыми как будто все понятно — это формулиров­ки, очень близкие к основным принципам современных неди­рективных направлений психотерапии и психологического кон­сультирования. Диалоговые формы коммуникации — это ос­новной механизм интерактивной имагогики, поскольку толь­ко через «поток смыслов», возникающий в диалоге, создается возможность сближения позиций реальных и виртуальных пер­сонажей, участвующих в переговорном процессе. Что же каса­ется пятой дисциплины, или системного мышления, то его мож­но — вновь используя визуальную метафору — рассматривать как ось, на которой «крутятся» все предыдущие признаки. Ос­новные принципы системного мышления — влияние структуры на поведение, сопротивление изменениям и эффект рычага — преломляются в имагомире примерно следующим образом:

Системный принцип Реализация в интерактивной имагогике
Поведение элемента системы определяется не столько личными особенностями, сколько структурами и системами в пространстве меж- и внутриличностного взаимодействия Объекты и персонажи мира воображения всегда выполняют определенные системные функции Стратегии прямого воздействия на объекты имагомира обычно малоэффективны, особенно в долгосрочном плане.
Любая система является устойчивой и не склонна к произвольным изменениям (феномен "сопротивления") Наличие устойчивых блоков, затемнений, точек разрыва в непрерывном поле имагомира
Существуют повторяющиеся «системные стереотипы», которые приводят к схожим негативным последствиям — в том случае, если используются только "тактические" решения без стратегического видения процесса У многих людей имеется довольно ограниченный ряд символических и реальных стратегий, которые постоянно приводят человека к одним и тем же «граблям»
В любой системе есть свой рычаг — точка оптимального входа для совершения изменений, часто довольно "медленных" Использование символических стратегий Поиск и использование системных ресурсов
Системный подход обязательно учитывает различные точки зрения, или модели — как субъективные ("взгляд изнутри"), так и объективные ("взгляд снаружи") Путешествие в мире образов происходит на пересечении взглядов непосредственного участника и стороннего наблюдателя, причем внутри каждой из этих позиций возможны различные "сдвиги"

Возможно, самым важным приложением системной идео­логии к области психофизического здоровья является переход от линейного мышления (причина —> следствие) к цикличес­ким мыслительным процессам с обратной связью (причина <-> следствие). Эта лишняя стрелка, обозначающая смещение от серии монологов к диалогу, потоку смысла в обе стороны, со­здает принципиально новые возможности для обучения, раз­вития и оздоровления.




Стратегическое управление в имагомире - student2.ru Стратегическое управление в имагомире - student2.ru Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от дере­вьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него все деревья и все живое из-за твоей фанта­зии наслаждаться голым светом? Ты глуп.

М. Булгаков. Мастер и Маргарита

Игровая комната имагомира — это идеальное место для «обкатки» диало­гового стратегического мышления, ко­торое не стремится к реальному или символическому уничтожению или уходу от противника, а приводит к по­ниманию необходимости расширять исходные точки зрения и стратегии сбора информации, принятия решения и достижения результата.

Используя пересечение различных точек зрения и моделей, расширение спектра реальных и символических стратегий, осо­бенности защит и сопротивлений и ключевые зоны влияния (рычаги), мы можем рассчитывать на то, что, хотя нам вряд ли удастся перевернуть Землю, все же есть шансы изменить гори­зонты наших туннелей реальности. Ресурсы и возможности, находящиеся порой в самых неожиданных местах, могут сде­лать этот поворот точкой роста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бродецкий Л.Я. Основы визуальной коммуникации // Прикладная психо-

логия. - 1998.- № 6. - С. 69-78.

2. Гостев А.А. Дорога из Зазеркалья: Психология развития образной сферы

человека. — М., 1998.

3. Гримак Л.П. Бодрствование как активная фаза гипноза // Прикладная пси-

хология. - 1998. - № 5. - С. 87-95.

4. Калина Н.Ф, Тимощук И.Г. Основы юнгианского анализа сновидений. —

М., 1997.

5. Обухов Я.Л. Симводцрама: кататимно-имагинативная терапия детей и под-

ростков. — М.: Эйдос, 1997.

6. Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.

7. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. — СПб, 1997.

8. Хегай Л. Предисловие к сборнику: Хрестоматия по глубинной психоло-

гии, вып. 2 / Составитель Л. Хегай. — М., 1997.

9. Achterberg J., Dossey В., and Kolkmeier L. Rituals of Healing: Using Imagery

for Health and Wellness. Bantam Books, 1994.

10. Alexander G. Euthonia. N.Y., 1978.

11. Assagioli, R. Psychosynthesis. New York: Viking Press, 1965.

12. Bresler D. What every psychologist should know about guided imagery. From:

WWW-site of the Academy of Interactive Guided Imagery, 1998.

13. Bressler D. Free Yourself from Pain. Awareness Press, 1999.

14. Brooks C, Silver С Sensory Awareness. N.Y., 1978.

15. Campbell J. The hero with a thousand faces. N.Y., 1949. (Пер.: Кэмпбелл Д.

Тысячеликий герой. М., 1997).

16. Cooper J. An Illustrated Encyclopedia of Traditional Symbbols. Thames and

Hdson, 1978. (Пер.: Купер Д. Энциклопедия символов. М., 1995.)

17. Cirlot J. A Dictionary of Symbols. N.Y., 1962. (Пер.: Керлот X. Словарь сим-

волов. М., 1994.)

18. Corbin H. «Mundus imaginalis» (The Imaginatory World), Spring, 1972, 1-19.

19. Desoille R. Le Reve eveille en psychotherapie. Paris, Les Presses Universitaires, 1945.

20. Engel G. Psychological Development in Health and Disease. Philadelphia, 1962.

21. Emmons M. The inner Source: A Guide to Meditative Therapy. N.Y., 1978.

22. Feldenkraiz M. Awareness Through Movement: Health Exercises for Personal Growth. N.Y., 1977. (Пер.: Фельденкрайз М. Осознание через движение. М., 2000.)

23. Fleming M. and Hutton W. Mental Imagery and Learning. N.Y., 1983

24. Funch F. Transformational processing. N.Y., 1996. (Пер.: Фанч Ф. Преобра­зующие диалоги. Киев, 1997.)

25. Gendlin E. Focusing. Toronto, 1981 (Пер.: Джендлин Ю. Фокусирование.

М., 2000).

15*



26. Goldenberg G.. The Neural Basis of Mental Imagery. Baillieres Clin. Neurol.

(Aug. 1993): 265-286.

27. Gurin J. and Goleman D. (eds.) Mind/Body Medicine. New York: Consumer

Reports Books, 1993.

28. Hanna T. Guidebook of Transformational Somatics. N.Y., 1998.

29. Harms V. The Ecology of Everyday Life. N.Y., Grosset & Putnam, 1994.

30. Hillman J. Archetypal psychology: a brief account. Dallas, Spring Publications,

1983. (Пер. под ред. В. Зелинского: Хиллман Д. Архетипическая психо­логия. Эссе. СПб: БСК, 1996.)

31. Jung С. Memories, dreams, reflections. London, 1963. (Пер.: Юнг К.Г. Вос-

поминания,, сновидения, размышления. М., 1998.)

32. Jung С. Letters. Edited by G.Adler. Princeton, 1973.

33. Kaplan-Williams S. Dreamwork. Element Books Ltd, Dorset, 1990. (Пер.: Каплан-Уильямс С. Работа со сновидениями. М., 1997.)

34. Lusebrink V. Imagery and Visual Expression in Therapy, in Emotions, Personality,

and Psychotherapy. 1990.

35. Maupin E. Body epiphany. The somatic viewpoint in bodywork (prepublication

copy), 1999.

36. Moss С Dreams, Images and Fantasy: A Selected Differential Casebook. University of Illinois Press, Urbana, 1970 (Пер. главы «Клинические ас­пекты гипносимволизма» в сб.: Хрестоматия по глубинной психологии, вып. 2 / Сост. Л. Хегай. М., 1997.)

37. Norris P. Why me? Harnessing the healing power of the human spirit. N.Y., 1985.

38. Oyle I. Magic, Mysticism and Modern Medicine, Mesa Press, Bolinas, California, 1973.

39. Rossman M. Healing Yourself: A Step By Step Program For Better Health Through Imagery. Mill Valley, Califprnia, 1996.

40. Roszak T. The voice of the Earth: An Exploration of Ecopsychology. N.Y., 1991.

41. Rozen D. The Tao of Jung. The way of integrity. Arkana, 1996. (Пер.: Роузен Д. Дао Юнга. Киев, 1997).

42. Samuels M. Seeing with the Mind's Eye. New York: Random House, 1975.

43. Seligman M. Wings of Power. N.Y., Harper & Row, 1973.

44. Senge P. The Fifth Discipline. The arnt and practice of the learning organization.

N.E., 1994. (Пер.: Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации М., 1999).

45. Shalif I. Focusing on the Emotions of daily Life. In: .www.netvision.net.il/php/

gshalif.

46. Simonton C, Matthews-Simonton S., Creighton J. Getting Well Again. Los Angeles, 1978.

47. Sheikh, Anees (ed). Imagination and Healing. New York: Baywood Publishing, 1983.

48. Singer J (ed.). Imagery and Daydream Methods in Psychotherapy and Behavior

Modification, N.Y, Academic Press, 1974.

49. Watkins M. Waking dreams. N.Y., Gordon & Breach, 1976. (Пер. двух глав в сб.:

Хрестоматия по глубинной психологии, вып. 2 / Сост. Л. Хегай. М., 1997).

50. White A What is meditation. N.Y, 1979.


Наши рекомендации