Глава 15 погружение в неисчерпаемое
Видимо, нужно вступить на ведущий всегда вниз путь вод, чтобы поднять вверх клад, драгоценное наследие отцов.
К. Г. Юнг.
Об архетипах
коллективного бессознательного
Этот мотив на,первый взгляд, представляет собой естественное продолжение мотива водного потока, однако он значительно более «нуминозен», если использовать термин Юнга; или же, в терминах Грофа, расположен значительно ближе к диссоциированным эмоциям, связанным с перинатальными матрицами. Проще говоря, путешествие на морское дно представляет собой классический вариант финального этап «путешествия героя» — спуск в неизведанное, в темноту, тень, смерть и возрождение. Пожалуй, не стоит включать этот мотив слишком рано: представьте, готовы ли вы к тому, чтобы на самом деле спуститься с клиентом (или без него) на морское дно — например, на батискафе или с аквалангом. Если эта перспектива несколько напрягает, то пока лучше воздержаться от такого путешествия. Хотя во многих случаях преждевременные попытки поработать с этим мотивом скорее всего будут остановлены на том уровне глубины, на который позволяют попасть психологическое состояние клиента и сформировавшаяся к этому моменту «зона ближайшего развития», определяемая характером его отношений с фасилитатором.
Типичный вид морского дна — морские чудовища, волшебный дворец и сокровища, русалка — весь сказочный набор.
Вот несколько примеров таких блоков:
Ольга, 30 лет
Валерий, 29 лет
Елена, 42 года
Спускается на дно, видит затонувший корабль, подплывает к нему и видит большое черное отверстие. Приближается к нему, чувствует сильный страх и быстро уплывает назад, наверх. Серое море, мрачноватая погода. Ныряет и плывет вглубь, постепенно спускаясь все ниже. Видит на дне черный провал, подплывает к нему и что-то словно выталкивает его наверх. Долго идет по морскому дну вниз, спускается в расщелину, видит там агрессивных морских существ. Затем видит еще одну темную расщелину, в которую спускаться не хочет.
Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя. Ф. Нищие |
В тех случаях, когда погружение на дно моря бывает недостаточно подготовлено, герой может столкнуться, например, с неконтролируемым выбросом негативной энергии, для нейтрализации которой ведущему приходится использовать малопродуктивные символические стратегии1 , например, стратегию ухода (С, учащийся 10-го класса, 16 лет, сверхконтроль поведения, повышенная напряженность, психосексуальные проблемы):
—Море... вода холодная.
—Можно спуститься на дно моря?
—Можно... дно песчаное... невдалеке стая рыб.
—Что-то еще на дне есть... какие-нибуль предметы или странные вещи?
—Железный прут... крабы... много крабов.
—Они агрессивные или спокойные?
—Они спокойные...
1 Эти стратегии, конечно, коррелируют с доминирующими у клиента неадаптивными стереотипами защитного поведения.
—Попробуй покормить их...
—Они разбегаются...
—Попробуй приблизиться к ним...
—Они пугаются...
—Может, с другой стороны подкинуть им еду?
—Берут...
—Можно сделать так, чтобы они насытились?
—Да, можно...
—Как они себя ведут?
—Как ящерицы на солнце, отдыхают...
—Хорошо.
—Идем дальше, вижу затонувшую баржу...
—Какой у нее груз?
(Постепенное погружение, стандартные образы (песчаное дно, рыбы, крабы). Отработка стратегии обмена дарами (кормление крабов). Первый визуальный намек на актуальную проблему — железный прут.)
— Длинные трубы, арматуры... Я внутри... Я заглянул в капитанскую каюту, нашел документы и фотографии... Там семья капитана, жена и двое детей, детям около семи лет... мальчик и девочка...
—А можешь сказать что-нибудь по его портрету? Какой он человек?
—Волевой, мужественный человек... Он сейчас жив, он покинул корабль... О жене ничего не могу сказать...
—Ну, по виду, по фотографии... Она симпатичная?
—Симпатичная... Ей 32 года, волосы до плеч, черные...
—Хорошо. Может быть, какие-то предметы там есть?
(Появление затонувшего корабля и изображения людей —( возможно, возрастная регрессия.)
—Да, я нашел подзорную трубу, золотую...
—Посмотри в нее, что ты видишь?
—Я ничего в ней не вижу, она просто увеличивает воду...
—Может, там есть что-то еще?
—Да нет...
—А теперь попробуй поискать пещеру под водой... или подводный колодец...
—Да, есть подводный колодец... но он давно найден людьми... это затопленное жилище.
— Какие предметы есть в этом колодце?
— Там ничего нет...
— А если все-таки постучать по стенам колодца, может, услышишь пустой звук?
— Да нет, ничего нет...
— А какие-нибудь рыбы?
— Вот одна рыбка...
— Посмотри по сторонам, что ты там видишь, может, там есть похожая пещера?
(Попытки выйти на другие диссоциированные объекты встречают сопротивление.)
— Вижу пещеру, в ней мутная вода, неприятная на вкус... Там неприятный серный запах... Темно, ничего не видно...
— Возьми фонарик...
(Появление диссоциированного пугающего образа с соответствующими атрибутами.)
— Вижу... там что-то похожее на гейзер... может быть, извержение вулкана...
— Там ничего тебе не угрожает?
— Пока нет... Это сквозная пещера, я уплываю.
— Попробуй вернуться туда, где гейзер...
(Появление образа, связанного с неконтролируемыми эмоциями (гейзер). Не очень удачное использование ведущим отрицания (усиление угрозы). Спонтанное использование клиентом стратегии бегства.)
— Я вижу гейзер... Все вокруг мутно... Я кладу трубу в очаг гейзера... И вдруг кругом все перевернулось, огромная струя вырвалась из гейзера... стало еще мутнее...
— А что можно сделать, чтобы вода стала прозрачной?
— Заровнять это место... Я заравниваю... Вода стала прозрачной... и я уже на поверхности моря...
(Повторное использование стратегии бегства от негативного образа — свидетельство недостаточности объединенного ресурса клиента к ведущего.)
В рамках этого мотива часто рекомендуется использовать защитные средства: вполне можно гулять на поляне или по лесу без особого снаряжения, но вряд ли кто-то захочет погружаться на дно моря хотя бы без маски. Этот защитный комплект может включать универсальный предмет на все случаи жизни: волшебную палочку (более «мягкий» аналог меча), которая способна превращаться в другие нужные предметы и изменять встреченные объекты и существа, или волшебное кольцо, или просто фонарик. В целом, как и в других мотивах, прямая агрессия (сражение с враждебным образом) обычно не поощряется; исключения делаются для пациентов с суицидальным поведением, у которых такие стратегии носят более позитивный характер (поскольку не являются доминирующими) и, видимо, служат довольно действенным средством профилактики возможного повторения попыток суицида; такие стратегии пригодны для других категорий депрессивных клиентов, когда имеется явная необходимость вывести агрессию вовне.
Итак, последовательность образов при работе с этим мотивом обычно такова:
• сначала преодолевается путь по песчаному дну, часто покрытому различными водорослями и прочей растительностью;
• затем (или одновременно) возникают образы подводных животных — это могут быть рыбы, звери или чудовища;
• на дне моря клиент может обнаружить сундуки, затонувшие корабли, гробы и другие «черные ящики»;
• в самых глубоких местах могут встретиться останки людей, «живые мертвецы», ведьма, труп отца (обычно у мужчин) и другие диссоциированные объекты теневого регистра;
• и, наконец, возвращение на берег, часто с каким-нибудь объектом — драгоценностью, волшебным помощником или враждебно настроенной сущностью.
Довольно часто на дне моря встречаются всевозможные подводные дома (своего рода варианты подвалов), путь к кото-
рым ведет через различные ворота, туннели и картины2 и выводит к ресурсным темам удачи и красоты. В приводимом ниже примере эти темы символически объединены в образе Жар-птицы (Д., 26-летний психолог, занятие в учебной группе ):
— Море, над морем летают ящеры, хватают рыбу... море спокойное, песчаный берег... волна приятно холодит ноги...
— А если пройти немного поглубже?
— Вода прозрачная... водоросли, песок... Водоросли большие появились... они очень мягкие... редко растут...
— А дно?
— Дно песчаное, лежат большие камни и на них... мох темно-зеленый... Они очень мягкие... такие воздушные и прохладные...
— А если еще углубиться...
— Становится темнее... Кораллы появились... их очень много... Скат проплывает... очень большой...
— Как он на тебя реагирует?
—Он не обращает на меня внимания...
—Еще какие-то рыбы?
—Мелкой рыбы полно... Углубление... Разрушенный город... он окружен стеной, тоже уже разрушенной, ворота каменные, тоже разрушенные...
—А если пройти в ворота?
— Там туннель идет с гладкими стенами... черные стены... В конце свет виднеется... От пола отражается... по бокам мелькают какие-то вспышки, как будто двери и через них свет идет... Не успеваю заметить...
—Если повнимательнее присмотреться...
—Большая комната, белые стены... свет... Непонятно, откуда свет идет... стены яркие и белые. На стенах гравюры какие-то. Люди изображены, сценки какие-то... Дракон и маленький всадник... У дракона на спине шипы торчат...
—Если попробовать как бы войти в картину?
—Дракон летает... вокруг всадника... Всадник защищается... отрубил кончик хвоста, и дракон сгорел... как бикфордов шнур...
—И что потом происходит?
—Всадник вытирает пот... Взял кончик хвоста и положил в сумку... Это старик... нет, пожилой человек... голова седая... очень большая...
2 Различные знаки перехода — можно добавить сюда зеркало, книгу, нору, дупло, да и просто дверь.
—Может, он что-то скажет тебе?
—Поздоровался со мной... Предлагает с ним ехать... Сели на коня... По сторонам холмы... зеленые холмы... Этот всадник на викинга похож...
—И что происходит дальше?
—Переходим через висячий мост... Мост ведет в огромную пещеру... очень большая пещера... Очень темно... вдалеке свет мерцающий.
—Если пойти на этот свет...
—Костры... огромный зал, и факелы... Люди сидят... много мужчин, а женщин почему-то мало, они подают еду... Наверху сидят какие-то большие птицы, как грифы... птицы смотрят вниз... Потолок уходит вверх, в самом верху маленькое круглое окошко... и через него видно небо...
—А что еще происходит?
—Этот человек, их вождь... он показал всем хвост дракона... Все закричали... Он бросил его в огонь, и тот превратился в птицу... огненную птицу... Она полетела, и упало несколько перьев... Я беру одно перо...
—Оно красивое?
—Да, очень красивое... красного, желтого и зеленого цветов... Их вождь говорит, что это перо дает человеку удачу... (Заметим, что символика цветов пера волшебной птицы (птица счастья, Жар-птица) совпадает с эрготропной тройкой цветов3 в цветовом тесте Люшера и отражает высокий уровень активности, работоспособность на психофизиологическом уровне и ориентацию на достижение.)
Спуск на морское дно может привести нас в глубину Талассы, на уровень перинатальных матриц. Это волшебный дворец Мудреца и Анимы, территория алхимических превращений, интерфейс Света и Тени. Попадая в это место, клиент редко уходит с пустыми руками. Здесь мы практически всегда выходим на уровень комплексного переживания, и символический мир образов, становясь мультимодальным, приобретает черты виртуальной реальности. В качестве примера приведем краткое изложение имагопутешествия женщины 28 лет, психолога, в ходе тренинга по интерактивной имагогике:
3 Красный, желтый, зеленый.
Молодая женщина видит море с песчаным дном и водорослями; на дне встречает аквалангиста, затем находит небольшой сундук, где лежит кольцо с рубином, из которого выходит луч света. В самом глубоком месте, ограниченном скалами, появляется неясный образ какого-то человека в плаще — сначала это женщина с восточными чертами лица и длинными черными волосами, а затем маг,который готовит какую-то микстуру желто-красного цвета. Он дает выпить одну каплю, которая разогревает область желудка; в этой капле находится маленький ребенок.Затем маг берет ее за руку и подводит к озеру, состоящему изсвета. Она купается в нем, и этот свет обволакивает ее,вызывая ощущения тепла, расслабления и покоя. Поднимается в небо, обнаруживает у себя крылья и летает. Приземляется на поляну. На поляне произошли изменения: появиласьбереза, исчезли тучи, время года изменилось с августа на июнь, и трава стала более зеленой. Посидела в тени березы;приятные ощущения сочетания прохлады и тепла.
Стандартный путь на дно.
Сокровища на дне моря как проявление скрытого ресурса.
Появление архетипических помощников.
Возрастная регрессия (детские представления о рождении).
Включение перинатального уровня.
Мультимодальное ресурсное переживание.
Позитивная динамика актуального состояния.
Психофизический баланс на фоне возрастной регрессии.
Такие переживания, как правило, помечают особые точки личностного развития («пиковые», как сказал бы А. Маслоу) и являются своего рода фирменным знаком этого мотива — конечно, в тех случаях, когда объединенный ресурс клиента и ве-
дущего позволяет «внутреннему источнику» предоставить в распоряжение сознания информацию о перинатальных событиях и осуществить мягкую трансформацию личности путем получения доступа к архетипическим ресурсам.
А., мужчина 34 лет с депрессивным состоянием:
—Дно песчаное, ровное... вода такая щемная, как сгусток чего-то...
—Давайте приблизимся немного. Что-нибудь видно в этом темном?
—Это что-то плотное... выше моего роста... напоминает по плотности медузу...
—Можно обойти, посмотреть с другой стороны?
—Хм... с другой стороны... странно... прикован к нему человек... нет, не прикован, а на цепях соединен... Оно колышется, и человек вместе с этим плотным колышется...
—А что это за человек?
—Да этот человек — я... Затылок... как бы немного погружен в эту плотность... Она вроде выходит из затылка...
—Давайте посмотрим на эту темноту... Что можно еще увидеть?
—Голова с какими-то ужасными глазами...
—Что это за глаза?
—Глаза эти в ужасе... Волосы как змеи... в разные стороны...
—Что еще там видно?
—Видно просто челюсть... Голова и глаза... в глазах ужас... От этого ужаса плотность становится почти каменной...
—Попробуйте поговорить с этой... частью... Почему она испытывает такой ужас?
—Эта... голова говорит, что ужас от этого истока... От него может пойти поток... А он в голове рядом с этой плотностью... Ужас в том, что он может взорваться...
—Можно как-нибудь отсоединиться от этой плотности? Хотя бы руки... или ноги?
—Руки можно... и ноги...
—А спину?
—И спину... Человек оказался вниз головой... Его удерживает эта тяжесть...
—Он может чуть повернуть головой?
— Может...
— Повернуться и поглядеть на эту плотность...
— Ну, поглядел... и увидел почему-то череп... а в глазницах черная тьма...
— Посмотрите, в глазницах покажется свет... очень далекий вначале...
— Идет мужчина со свечой... Приближается... плотный, лет шестьдесят, лицо чуть обрюзгшее...
— А глаза...
— Они смотрят на свечу...
— Он уже близко? Возьмите у него свечу.
— Угу...
— Посветите в эти глазницы... снаружи. Что в них видно?
— Как будто такая желеобразная плотность через эти глазницы полезла... как змеи...
— Куда она движется?
— Ко мне идет... Я пытаюсь взять рукой, она скользит и обвивает тело...
— Пусть... разрешите обвить всего себя... Что сейчас можно почувствовать?
— Как будто все тело в коконе...
— Почувствуйте область живота. Какие там ощущения?
— В области живота... появилось какая-то легкость... легкое сияние...
— И как оно изменяется... что с ним происходит сейчас?
— Ну, просто становится больше... иногда напоминает пламя...
— Как это пламя связано с коконом?
— Внутри пламени цветок... Стебель цветка и является тем коконом... Лепестки... Внутри какой-то светящийся... шарик... шарики с шипами...
— Какие ощущения сейчас в области живота?
И взрываясь слезами, Я не верил, что нить Нас способна держать, Нас способна хранить. Я срывался — и в небе Шептал мне Ли Во: Это только любовь, Это только любовь... П. Кашин |
— Ну... как нить, что ли... нить, может, он ею с чем-то связан...
Если потянуть за нить, весь живот должен
подниматься...
— А куда ведет другой конец нити?
— Вверх... Такое впечатление, что он в ночном звездном небе...
— И с чем он там связан... в ночном звездном небе?
— Там на облаке сидит какоц-то старик... держит рукой за эту нить... Это уже
трубка какая-то... С другого конца трубки льется какой-то поток...
— А что внизу... там, где цветок?
— Там, в цветке, как золотой шар... с шипами такими острыми... Он стал такой большой, не совсем металлический, похож больше на растение... Одни шипы протыкают меня, а другие Наташу (жена А.), и ей тоже больно.
— Давай поднимемся наверх, к старику... Спроси у него, что можно сделать, чтобы не было так больно?
— Он говорит, что нужно... немного отойти в сторону... тогда не будет так больно... Наташа всплыла на поверхность... У меня в груди остались вмятины... дырки от этих шипов... Ко мне приближается... плывет как дельфин... Это мальчик, да, мальчик... вижу трех маленьких мальчиков возле меня... Один Витя (сын Антона), второй — это я маленький, а третий похож на состояние в чреве матери... Глаза у него закрыты...
— Давай попробуем как бы войти в третьего... и почувствовать... все, что можно почувствовать...
— Я чувствую дыхание... я дышу носом, но не носом... как будто трубка... Она выходит... Я в воде... Я дышу животом... Воздухом из воды...
— Хорошо. Что еще можно почувствовать? Какие-то эмоции?
— Сейчас я немного... чувствую слезы... Но сейчас я дышу... как будто... дышу... всем небом, что ли... как бы вода, дышащая небом...
(Пауза 20 минут. Затем постепенный выход из трансового состояния.)
Я потерял ориентир, Но вспомнил сказки, сны и мифы. Я открываю новый мир, Пройдя коралловые рифы. В. Высоцкий |
В некоторых психотерапевтических подходах этот мотив, как и многие другие, используется в «монологовом» режиме: хотя в такой ситуации мы можем встретить все основные символические атрибуты, все же основным результатом таких акций, по-видимому, будет только разрядка подавленных стратегий поведения, чаще всего агрессии. Такой режим работы, конечно, теряет большинство преимуществ интерактивного варианта, поскольку возможность расширения спектра выборов (символических стратегий) ограничивается из-за отсутствия канала «обратной связи», поддержи-
ваемой присутствием фасилитатора. Типичный пример «самостоятельного погружения» приводит К. Томас (пациент — 26-летний студент с суицидальным поведением):
«В ожидании врагов я был сначала разочарован их отсутствием. Огромная рыба подплыла ко мне снизу и посмотрела на мои половые органы. Превращение сделало из нее сексуально неудовлетворенную женщину. Остальные же животные вели себя подозрительно миролюбиво. Они делали все, о чем бы я ни попросил, хотя и с нежеланием. Носорог, за рог которого я держался, водил меня по кругу, а огромный черный крылатый конь позволил мне сесть на себя верхом, и я на нем скакал. Когда я отбивался от больших морских звезд и каракатиц, я получал удовольствие и был к этому готов. Останков от убитых не оставалось — я либо скармливал их другим, либо сжигал, а пепел закапывал в песок. Уставал я только от змей, которые обвивались вокруг конечностей, мешая двигаться. Несмотря на это, я очень хочу продолжать сражаться.
Я пошел через чашу леса и увидел Марию с младенцем. Я не мог обогнуть их и стал молиться. Мария с младенцем часто повторялись, в пещере иногда был Иосиф, или Мария была моей «подругой», а ребенок моим сыном. Я всегда видел ведьму в пещере: несмотря на ее протесты, я пришел к людям, которые были у нее в плену. Это была в основном молодежь, которая ужасно шумела, так что я даже не решался их освободить. Но когда я снова пришел к ведьме, люди, хотя я их не освобождал, пробежали мимо меня и выбежали все, кроме одной: в углу сидела моя мать, такая же, как была в действительности — задумчивая, страдающая от артрита. Я позвал двух ангелов и сказал, чтобы они ее оттуда вывели. Во время разговоров с ведьмой о бессмысленности ее действий я ударяю ее плашмя мечом. Нечаянно я отрубаю ей голову. В другой пещере в нише я вижу черноволосого черта с золотыми сверкающими глазами. На мой вопрос, почему он там, он сказал, что причинил людям много зла. Я думаю, что это я сам. Потом повторилась встреча с китом. Внутри кита я вижу освещенную лампой комнату и пожилого мужчину среднего роста, который утверждает, что он мой отец, и приветствует меня как своего сына. Меня это беспокоит. Как правило, все пещеры выходят к свету. Освещенные каменные своды, зеркальный зал, плато. Недалеко за мной плыла
жирная рыба, безобидная. Она меня раздражает. Я протыкаю ее копьем и беру в руки, чтобы отрезать ей голову. Она оказывается моей девушкой».
Я еще продолжал дергаться, когда Котяра оторвал меня от земли. Потом я заплакал: — Если я достаточно взрослый, чтобы уби вать, значит, достаточно взрослый, чтобы насиловать женщин! Котяра ласково погладил меня по голове: — Успокойся, мой маленький петушок... Скоро и ты станешь настоящим мужчиной. Г. Роббинс. Искатели приключений |
Это одиночное плавание, в ходе которого наш герой встречается с разнообразными архетипи-ческими фигурами, по сюжету напоминает типичные сновидения пациентов с неврозами — та же погруженность в автоматически повторяющийся фантазм секса и насилия, та же фиксация на биполярной фигуре «плохой —хорошей» матери и удаленном от идеала (вершины) отце. Сновидящий использует те же самые «краткосрочные» стратегии, с которыми мы уже неоднократно встречались, в частности, в первой главе, когда рассматривали сновидение женщины, в котором шла борьба с чудовищем, замаскировавшимся под бабушку. В обоих случаях действует популярный принцип: если враг не сдается, его уничтожают, никаких переговоров с ведьмами и волками, никаких пирогов и горшочков с маслом. Существует ли другой подход? Возможно.
«Некоторые называют системное мышление «новой безрадостной наукой», потому что оно учит нас, что наиболее очевидные решения не работают; в лучшем случае они дают кратковременное улучшение, но в итоге все оказывается хуже, чем было. Но у этой истории есть и другая сторона. Системное мышление также показывает, что малые, хорошо продуманные действия могут стать причиной значительного и устойчивого улучшения, если сила была приложена в правильном месте».
П. Сендж. Пятая дисциплина (Senge, 1994)
Простые стратегии приводят лишь к кратковременному разрешению проблемы, но потом побочные эффекты, возник-
шие в результате активного применения этих решений, заводят в полный тупик. Переговоры — более сложный путь, который является предпочтительным в том случае, если мы хотим учесть интересы всех задействованных участников («элементов системы»).
Море: резюме
1. Универсальный символ бессознательного.
2. Содержит (даже в случаях так называемой «нормы») значительное количество диссоциированных объектов, связанных с темами смерти и сексуальности.
3. Мотив нежелательно использовать до ознакомления с «картой имагомира» по основным символическим мотивам.
4. Может использоваться при создании различных терапевтических образов и метафор (спокойное море — бесконечный покой, уединение, трансценденпия Эго, ритм накатывающихся волн и др.).
Часть IV УРОВНИ СВОБОДЫ
Медитативный ум смотрит, слушает без слов, без комментариев, без мнений, внимательный к движениям жизни, ко всем взаимоотношениям, которые возникают днем. А ночью, когда тело отдыхает, медитативный ум не видит снов, потому что он бодрствовал стечение целого дня. Только ленивый видит сны — потому что только полусонный ум нуждается в указаниях и намеках на свое собственное состояние.