К. юнг. символы трансформация
Изменения, возникающие в мотиве лужайки в ходе сеанса интерактивной имагогики, могут быть достаточно сильными, как, например, в нижеприведенном случае (Александр, 35 лет, депрессивное состояние). Заметьте, что последовательную динамику этого образа можно отследить за несколько этапов.
— Лужайка с цветами... маки... другие цветы...
— Что вокруг слева... справа? (1-й заход)
— Слева мне почему-то сейчас увиделась... полянка эта на холме... Справа в низине речка протекает...
— А что спереди, сзади видно?
— Сейчас посмотрим... Сзади... пшеница... поле, играют волны такие...
-Угу.
— А спереди... какой-то забор...
— Какой забор?
— Металлический, выкрашен в серый цвет... Высокий... Слева и справа он обрывается в пропасть... Он же стоит на холме и по сторонам пропасть...
— Хорошо. Какая-нибудь дверца?.. Ничего такого нет?
— Дверца... да, дверца есть...
— Что там, за дверцей?.. Просто посмотри.
— Там... Ого, фантастика!.. Там пропасть сразу...
Путешествие продолжается. Проходим несколько опасных мест, сталкиваемся с разными опасными персонажами и возвращаемся на поляну; она изменилась.
— Угу. Хорошо. А теперь где ты? Посмотри по сторонам.
— Такое впечатление, что я там, где раньше был... (2-й заход)
— Так и давай посмотрим, что здесь изменилось? Что случилось с забором?
— (Глубоко вздыхает.) Забора нет, а полянка продолжается куда-то вперед, а дорога ведет... в какой-то дом...
И, наконец, последнее возвращение на поляну (после встречи с некоторыми архетипическими образами), на которой произошли большие изменения:
— Если вернуться назад, на место, где мы были в самом начале, какое оно сейчас? (3-й заход)
— На поляне земляника... Земляничная поляна... (Глубоко вздыхает.)
— Можешь понюхать?
— Ага...
— А съесть?
— Угу. (Заметные движения рта. Постепенный выход из
трансового состояния.)
Понятно, что этим мотивом целесообразно заканчивать сеанс, чтобы быть уверенным в том, что мы не оставили клиента в состоянии с отрицательной психологической дийамикой. Довольно показателен отрывок из занятия Лейнера с одним из участников его учебной группы:
— Теперь попробуйте представить луг. Вообразить это довольно легко. Просто любой луг... Спокойно и не спеша подождите, пока перед Вашим внутренним взором появится лужайка или что-нибудь еще. Вы можете кивнуть, когда что-нибудь появится. («Пациент» расслабленно сидит в кресле, дыхание спокойное, примерно через полминуты он начинает говорить, сначала тихо и не очень разборчиво, затем громче и отчетливей.)
— Да, я вижу траву, высокая трава. Она колышется на ветру, но больше ничего не вижу...
— Разрешите этому образу раскрыться. (Пауза примерно полминуты.) Оглядитесь по сторонам, так, чтобы полнее увидеть луг, его границы и все вокруг.
— Да, я поднимаю глаза и вижу перед собой зеленую лужайку, она не очень большая. Там и тут видны отдельные цветы. Сейчас я лучше вижу... синие и желтые небольшие цветы. Трава уже не такая высокая, все вокруг кажется очень приятным и дружественным... Лужайка не такая уж большая. Светит солнце, похоже на весну — все такое нетронутое, с каким-то оттенком радости и дружелюбия. Слева и справа луг сужается и ограничен лесом, довольно высокие деревья. Кажется, что сзади поляна расширяется. Я могу видеть очень далеко. Сзади видны горы, снежные пики.
— Я бы хотел узнать, это знакомый пейзаж или порождение фантазии?
— Нет, я никогда не видел этого пейзажа раньше. Это что-то совсем новое.
— Можете ли Вы увидеть еще что-нибудь?
— Да, слева я вижу что-то... Это... да, это маленьким ручей, который течет по лугу. Он не особенно широкий, но в нем очень чистая вода. Я бы хотел выпить воды из ручья.
— Так выпейте!
—Да, я склонился к воде, моя левая рука на другой стороне ручейка. Ручей не больше 50 сантиметров шириной, я зачерпываю воду правой рукой. Вода приятная на вкус и холодная. Я пью воду из рук и умываюсь ею... Она приятно холодная. Я делаю это опять, она очень освежает! Теперь хватит... Солнце светит... очень тепло. Я немного устал и хотел бы прилечь.
—Конечно, полежите.
—Сейчас я лежу на лугу с закрытыми глазами. Солнце греет мне лицо. Трава шумит на ветру, я слышу жужжание пчел. Да, еще журчит ручей. Все вокруг дышит тишиной и покоем, мне бы хотелось никогда не уходить отсюда. Прекрасное чувство внутренней тишины и спокойствия. Это просто здорово... то, что Вы сейчас делаете со мной... Меня совершенно не волнует, что вокруг сидят мои коллеги и слушают то, что я говорю. Все это время я совсем не помнил о них...
—Пожалуйста, после того, как Вы получили удовольствие от этой картины, посмотрите вокруг и, может быть, Вы увидите каких-то животных.
—Да, я смотрю по сторонам и вижу, что лужайка тем временем стала шире. Там, где раньше был лес, теперь пастбище. На нем пасутся коровы. Вдали я вижу лошадь, она какая-то беспокойная, скачет, ее хвост развевается на ветру.
Мотив луга всегда является своего рода «индикатором» степени принятия себя, и поэтому может отражать наличие психологических проблем, связанных со снижением самооценки (что почти всегда имеет место при депрессивных состояниях). Приведем несколько характерных отрывков из протоколов занятий:
Евгений, 30 лет (тревожно-депрессивный синдром):
— Поляна, солнце, недалеко лес... На небе облака, солнце есть...
Слева что-то вроде кактуса с колючками. Оно пытается на
пасть и уколоть меня.
Анатолий, 48 лет (невротическая депрессия):
— Лужайка, на ней береза стоит... шумит под ветром... Уже
осень, а минуту назад было лето... мокро и неуютно...В ближ
ней роще каркают вороны,срываются, летят к солнцу, вытя
гиваются в косяк и становятся журавлями... круглый диск сол-
нца, неясный, белесый... Вижу мальчика, это мой сын, у него белая головка, карие глаза... Молчит... Какая-то потусторонность... Я как будто отделен от жизни.Неподалеку ущелье,горная река, пока неторопливая, замшелые камни...Какой-то яркий цветок... ослепительно яркий цветок и больше ничего...
Женщина 38 лет, замужем, реактивная депрессия (пример Г. Лей-нера):
— Попытайтесь представить себе луг, любой луг, или что-то еще, что возникает перед Вашим внутренним взором.
— Я вижу большую поляну, трава высохла, земля черная, словно выжженная. Очень пустынноеместо, производит угнетающеевпечатление.
— А какая сейчас погода?
— Серое небо, все вокруг серо...
— Пожалуйста, оглядитесь. Что Вы видите вокруг?
— С одной стороны лес, а с других сторон забор.
— И какое настроение вызывает у Вас все это?
— Ну, я стою на поляне, и мне хотелось бы пойти в лес, потому что там есть зелень, зеленые листья и трава. Эта поляна угнетает меня, этот забор, он меня как-то ограничивает, подавляет, он приближается, поляна все меньше и меньше... Я хочу убежать в лес. Я не могу, я как бы вкопана в землю,мне хотелось бы вытащить ноги и освободиться, но это трудно. Земля как болото, она затягивает,забор приближается. Я боюсь, он окружает меня полностью.
Само по себе Эго личности не может полностью воздать должное темному тоннелю, льву или озеру во сне. Эти образы вызывают неисчерпаемое «эхо» и при этом имеют весьма специфическое значение. Д. Хиллман |
Как видно из этих отрывков, актуальное психическое состояние клиента как бы прорывается в пейзаж — архетипический образ формирует визуальную метафору психоэмоционального состояния. При работе с этими метафорами лучше всего использовать «амплификацию» — метод постепенного формирования «контекста» сновидения, широко используемый, например, в юнгианском анализе.
Иногда в мотиве лужайки возникают разрывы — угрожающие образы в виде различных хтонических монстров, появляю-
щихся прямо из-под земли или располагающихся неподалеку, обычно на границе с лесом (чудовищный осьминог на рисунке 17-летнего юноши с личностной акцентуацией и асоциальным поведением).
Такие «точки разрыва», разрушающие протекание сеанса, указывают на неадекватное состояние защитных механизмов личности и могут быть связаны с наличием психотического процесса или психопатических расстройств. С другой стороны, возникающие иногда образы тревоги (осень, ветер и дождь) на втором рисунке, хотя и обозначают состояние сильной тревоги, все же довольно часто могут быть прояснены с помощью определенных стратегий (см. главу 4.2).
Как видим, довольно часто разворачивающееся образное поле уже как бы содержит «внутри себя» ответ, свою собственную интерпретацию, поскольку оно соединено с эмоциональным полем клиента, достаточно прозрачным для большинства заинтересованных лиц. Негативные характеристики лужайки в той или иной степени отражают обычно осознаваемую клиентом психологическую проблему, с которой существующие системы защиты личности уже не справляются: все серо, неуютно, человек чувствует себя отделенным от жизни, ограниченным в своих жизненных выборах, ситуация угнетает и подавляет. Направление разработки образа ведущим в рамках мотива лужайки, общее для всех мотивов, всегда направлено на сенсорное исчерпание2 , то есть на прояснение и последующую проработку
2 Эту ориентацию на расширение первичного образа (во всех направлениях) можно рассматривать как вариант стратегии «прояснения» (Funch, 1996).
всех элементов образа с помощью уточняющих вопросов по следующим направлениям:
• то, что находится вблизи (восприятие всех деталей образа);
• то, что вдали (сенсорный контекст или детали окружения);
• настроение и чувства, связанные с мотивом и его элементами;
• информация о типичных атрибутах мотива (в случае лужайки это погода, особенности травы, присутствие животных и цветов, время года, границы луга).
Основной терапевтический и диагностический потенциал этого мотива связан со способностью клиента находиться «здесь и теперь», уходить из-под власти компульсивных стереотипных действий; его поощряют к свободному и приятному времяпрепровождению — полежать на траве, прогуляться по лугу, поискать цветы и т. д. Однако, как и в реальной жизни, клиент испытывает трудности в такой ситуации и включает привычные способы бегства от свободы, чаще всего проявляющиеся в потоке автоматических мыслей и фантазий, разрушающих трансовое состояние, естественным образом возникающее в ходе любой «медитативной» практики (в том числе и при имаготера-пии), или в виде визуальных блоков-ограничений, препятствующих личностной интеграции.
На уровне собственно символического образного поля эти блоки, или обструкции, проявляются как своего рода «слепые пятна», заполненные знаками преград: ручей уходит в землю, лужайка со всех сторон окружена темным лесом, в подвале дома очень темно и т. д. На рисунке слева изображен один из таких блоков: на поляне стоит старый пень, ручей фонтанчиком вытекает из пня и разбрызгивается во всех направлениях (то есть как ручей он прекращает существовать).
Вот типичный пример таких блоков, проявившихся в мотиве лужайки: молодой человек, военный беженец, видит вместо лужайки окруженную лесом квадратную площадку с сухой, вытоптанной травой коричнево-серого цвета. Небо серое и мрачное; в середине площадки стоит деревянная охранная вышка, а вдали виден сияющий сказочный город, недоступный и освещенный заходящим солнцем (Leuner, 1984). Мы постоянно будем видеть эти «слепые пятна» имагомира, которые можно рассматривать как одно из самых очевидных проявлений функционирования защитных механизмов личности, фиксированных идей и «застрявших» эмоций. Еще один пример приводит С. Мосс (Moss, 1970): пациент с психотической амнезией, убивший свою подругу ножом для колки льда3:
Пациенту под гипнозом предложили визуализировать книгу, которая, как ему сказали, содержит всю необходимую информацию о происшедшем убийстве. Ему сказали, что легкий бриз перелистывает страницы, и когда ветер прекратился, книга осталась открытой на странице, где описан этот случай. Пациент послушно сообщил, что видит книгу и трепещущие страницы, но не может прочитать написанное на ней, так как кусочек луковой кожуры закрывает слова. Когда ему внушили, что препятствие устранено, он сказал, что шрифт очень мелкий для чтения; а когда шрифт был «увеличен», значимый отрывок оказался написанным «таинственными иероглифами».
Хранитель ангел мой! Храни мою жену! Не дай упасть ей в искушенье. А ежели она... не дай про то мне знать! А если знаю я, то дай мне не видать! Иван Дмитриев |
Подобные затемнения — это очень распространенный способ блокировки неинтегрированной информационной структуры4 ; однако в имагогике, приложив определенные усилия, часто удается постепенно раскрыть недостающие элементы.
3 И тоже, видимо, под воздействием «основного инстинкта»...
4 Похожий пример из Лейнера — простое решение ведущего (дает пациенту кусач
ки, для того чтобы перерезать колючую проволоку вокруг лужайки) приводит к превра
щению забора в высокую бетонную стену (Leuner, 1984).
Характерный пример такого «затемнения» образа у 17-летней девушки со сниженной самооценкой и проблемами в общении со сверстниками: картинка ограничена как бы стенками картонной коробки серого цвета. Изображение вдалеке цветное. Кстати, символическое значение серого цвета по Люшеру тоже связано с различными самоограничениями и доминированием стратегий «ухода».
Исходная задача такой вербальной работы с образами заключается в «восстановлении души в речи». В этом процессе раскрываются эротические и эстетические аспекты образов, поскольку образы пленяют, увлекают, убеждают душу своей риторикой. Работа с образами возвращает им первоначальное значение, освобождая их как от авторского контекста, так и от необходимости вести повествование с его причинно-следственными и последовательными значениями, которые лежат в основе сообщений от первого лица об эгоцентрических поступках и намерениях субъекта. Д. Хиллман |
Важным моментом при работе с мотивами базисного уровня является «гештальт-тренинг» клиента, а именно периодические вопросы относительно общей атмосферы образа и исходящих от него «эманации», непосредственно порождающих определенный эмоциональный фон — своего рода единое системное поле «образ-чувство» («поляна угнетает», «забор ограничивает и подавляет», см. выше). Такая тренировка является важным элементом общей стратегии снижения активности (депотенциализации) левополушарного критического мышления и стимулирования неаналитической стратегии, свободной от метаязыка и критики со стороны «внутреннего цензора», существования «здесь и теперь». В общем, поем о том, что видим.
Как легко заметить, структурирование внутреннего пространства через наведение стандартных символических обра-
зов имеет определенные преимущества хотя бы потому, что позволяет поддерживать у клиента определенный уровень концентрации внимания5. Большим плюсом является также наличие достаточно большой библиотеки мотивов6, которая помогает значительно сократить период знакомства с внутренним миром клиента, поскольку каждый из мотивов обладает относительно устойчивым трансперсональным значением.
Карта начальной области путешествия: поляна и лес |
Этот ознакомительный процесс, который можно назвать построением карты имагомира, как и любая хорошая карта, играет роль средств безопасности: попадая в незнакомое место, неплохо иметь хоть какой-то план. Подобное, картографическое отображение личностных структур довольно часто является хорошей подсказкой, указывающей направление движения в поисках ресурсов и проблемных зон.