II. Содержательный раздел программы.
2.1 Структура образовательной деятельности
I. Вводная часть (5-7 минут).
· Подготовить организм к образовательной деятельности, настроить детей на хорошее, доброе настроение. Разогреть суставы.
· В подготовительную часть включаются разминки с упражнениями на растяжку, подвижность суставов, самомассажи. Включаются динамические упражнения, выполняемые с умеренной нагрузкой.
· Суставная гимнастика. Упражнения на проработку мелких групп мышц и суставов. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, то есть суставов и мышц ладони, стопы, шеи и головы. Упражнения начинаются сположения сидя, в дальнейшем выполняют стоя.
· После разминки - отдых, настрой на позитив. Необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание. Настраиваться на дальнейшую работу полезную для здоровья.
II. Основная часть (15-20 минут).
Разучивается комплекс статистических упражнений, в котором уделяется внимание каждому движению, при выполнении позы. Выполнять позу правильно, но без напряжения. Позу держать 30 секунд. Дыхание свободное, спокойное, ровное. Предложить ребёнку представить мысленно, на кого похожа поза – на животное, птицу или предмет. Это придаёт эмоциональный настрой и поможет ребёнку быстрей освоить позу.
1. Дети переходят к выполнению комплекса поз – 6-10 основных поз (далее асан), обучаются новым упражнениям, закрепляют известные.
2. Силовой блок. Дети выполняют упражнения на укрепление основных групп мышц, в том числе:
- для мышц живота;
- для мышц спины путем наклона вперед;
- для укрепления мышц ног;
- для развития стоп;
- для развития плечевого пояса;
- на равновесие.
3. Дыхательные упражнения.
4. Гимнастика для глаз.
5. Релаксационная гимнастика (спокойная музыка, сказки, рассказы).
6. Беседы из цикла “Тренируем тело, укрепляем дух”.
III. Заключительная часть (3-5 минут).
Основная задача части научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние. Поэтому последние физические упражнения (поза) в Хатха-йоги – упражнения на расслабление. Самое удобное положение для расслабления – лёжа на спине. Можно расслабляться и сидя (поза кучера). Чтобы достичь полного отдыха, мышечного расслабления, необходимо концентрировать внимание на спокойном дыхании. На медленном выдохе, расслаблять мышцы всего тела. Важен этап выхода из расслабления: спокойно сделать вдох и выдох полным дыханием, пальцы соединить в замок и поднять над головой, хорошо потянуться всем телом, опустить руки, спокойно сесть, вытянув ноги и снова потянуться. Улыбнуться, мысленно пожелать всем здоровья, хорошего настроения, добра и радости.
Этапы обучения.
На первом этапе: (старший дошкольный возраст; 1 полугодие) – дети выполняют упражнения Хатха-йоги только на физическом уровне, без контроля дыхания и концентрации внимания. На этом этапе упражнения даются на свободном дыхании, без задержек. В дальнейшем постепенно дети учатся правильному дыханию.
На втором этапе: (старший дошкольный возраст; 2 полугодие) – к освоенной технике выполнения физических упражнений добавляется соблюдение правильного дыхания.
На третьем этапе: (подготовительная группа) – к освоенной технике выполнения физических упражнений, при соблюдении правильного дыхания добавляется концентрация внимания на области тела, энергетических центрах (в зависимости от индивидуального уровня подготовленности). В каждой позе важно ее правильное выполнение, поэтому идет объяснение правильного положения тела. Обращается внимание, на какие органы влияет каждое упражнение, при каких заболеванияхвыполняют ту или иную позу.
Этапы выполнения.
I этап. Отдых перед вхождением в позу.
Не начинайте выполнять упражнения, если напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделайте 2 – 3 спокойных вдоха, удлиняя выдох. Напряжение снимается, сидя или лёжа в удобной позе.
II этап. Мысленная настройка на выполнение позы.
Рассмотрите изображение позы. Представьте себя в этой позе. Показ воспитателем позы.
III этап. Вхождение в позу.
Позу выполните медленно по показу, движения плавные и спокойные, дыхание свободное.
IV этап. Фиксация позы.
Удержите положение тела в позе определённое время. Сначала удерживаем позу от 3–5 секунд. Каждую неделю прибавлять по 1–2 секунде. В среднем удерживание позы от 7 до 10 секунд.
При удерживании позы настраивать детей думать о чём-нибудь добром и хорошем.
V этап. Выход из позы.
Выход из позы в исходное положение производить плавно и медленно. Дыхание спокойное.
Принять удобную позу, расслабиться, отдохнуть. Отдых составляет от 2–4 секунд. Расслабление в позе полного отдыха, лёжа на спине.