Определение приблизительного конечного роста детей.

Возраст (ГОДЫ)   % от конечного роста
Мальчики   Девочки  
    77,5  
    80,7  
    84,4  
    88,4  
  84,2   92,9  
  87,3   96,5  
  91,5   98,3  
  96,1   99,1  
  98,3   99,6  
  99,3    
  99,8    
     

Пользуясь представленными данными можно ориентировочно определить приблизительный конечный ростребенка по следующей формуле:

  Приблизительный конечный рост ребенка = Рост в настоящий момент (см) % от конечного роста     х 100

Например, в 9 лет мальчик имеет рост 130 см:

130/75 х 100 = 173,3 , т.е. конечный рост этого мальчика составит около 173,3 см

Нужно иметь в виду, что эти данные представляют лишь средние величины. Динамика роста носит сугубо индивидуальный характер. Темпы роста зависят, главным образом, от черт, унаследованных ребенком от обоих родителей. У некоторых людей период бурного роста вообще отсутствует, вместо этого они постоянно прибавляют сантиметры год за годом. К 18 мес. (1 год 6мес.)рост девочек достигает примерно половины их будущего взрослого роста, а мальчики достигают половины конечного роста приблизительно в два года.

Генетическая программа роста реализуется через гуморальную эндокринную систему, включающую все известные гормоны, но особое значение имеет гипоталамо-гипофизарная регуляция роста, центральным звеном которой является соматотропный гормон (СТГ).

СТГ вырабатывается передней долей гипофиза и представляет собой пептид, состоящий из 190 аминокислот. Соматомедин стимулирует митозы клеток хрящевой ткани (вытягивание костей в длину). Его действие ограничивается ростовыми сдвигами в длину и лишь незначительно - ростом паренхиматозных органов. Благодаря ему осуществляется и метаболическое обеспечение роста - повышенный гликолиз и глюконеогенез в хряще. Наиболее активен СТГ в ночные часы, его выделению способствует гипогликемия. Однако СТГ не способен прямо влиять на ткани. Его действие на периферии реализуется через соматомедины: А, В, С. По своей структуре это полипептиды, которые вырабатываются в печени, возможно, в желудочно-кишечном тракте, в почках.

Ряд гормональных начал, не оказывая прямого действия на рост, обеспечивает его благодаря своему метаболическому влиянию. Например, система тиреоидного гормона вызывает дифференцировку и созревание тканей, без чего рост просто невозможен.

Инсулин не оказывает прямого влияния ни на рост, ни на дифференцировку тканей. Однако благодаря его свойствам, организм способен энергетически реализовать действие гормонов, обладающих стимулирующим действием.

Особое место в своем влиянии на рост занимают половые гормоны – андрогены, непосредственно тестостерон у мальчиков и лютеинизирующий гормон у девочек. Они обладают стимулирующим действием на рост. Однако их активность прослеживается не ранее 4-5 лет жизни, а максимум приходится на пубертатный период детства. В отличие от СТГ и соматомединов, они оказывают влияние не только на ускорение роста хряща, но и на его созревание (окостенение). В связи с этим действие этих гормонов кратковременно, оно заканчивается при окончании окостенения.

Для плода наиболее важное значение имеют: пролактин, тироксин, тканевые гормоны, особенно гистамин.

На 1-ом году жизни - тканевые гормоны роста, тироксин, инсулин, факторы тимуса, возможно, гормоны слюнных желез.

Со 2-го года до 10 лет рост определяется исключительно СТГ и соматомединами (последними особенно).

В 6-8 лет уровень соматомединов наиболее высокий. На всем протяжении жизни существенно меньшее значение для роста имеет тироксин, инсулин. С 6-7 лет начинают действовать андрогены надпочечников, влияние которых становится ведущим после 10 лет.

2. СРЕДОВЫЕФАКТОРЫ имеют прямое отношение к росту и развитию ребенка.

1. ФАКТОР ПИТАНИЯ

Нерациональное вскармливание может привести к блокированию генетической программы. Большая степень недостаточности питания не компенсируется изменением срока созревания и приводит к низкорослости и изменению пропорций тела.

Хорошо известно, что скорость роста прямо пропорциональна количеству белка в рационе. Большое влияние оказывает полноценное витаминное обеспечение ребенка и наличие в пище ряда микроэлементов (цинк, марганец, железо и т.д.).

2. РЕЖИМ

а) адекватный сон

б) правильно организованный режим бодрствования.

Сон ребенка должен быть самостоятельным и глубоким. Только при таком сне выделяется гормон роста ("ночной" гормон). Максимальное выделение гормона роста отмечается в предутренние часы, именно в это время происходит клеточное деление, в частности, деление клеток хрящевой ткани.

Одновременно правильно организованный режим бодрствования должен осуществлять стимуляцию роста. В это понятие входит адекватная двигательная нагрузка. Она приводит к мощному выделению гормонов гипофиза, щитовидной железы, тканевых гормонов, которые обеспечивают повышение энергетического обмена. Важно постоянно создавать ту степень вертикальной переменной по направлению механической нагрузки, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща, а также мышечного развития. Параллельно необходимо учитывать, что избыточные нагрузки оказывают отрицательное действие на рост.

3. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ

Эмоциональный комфорт существенно стимулирует развитие. Сочетание постоянно удовлетворяемой любознательности и доброжелательности, радости - важнейшие факторы, стимулирующие рост ребенка, не говоря уже о его психическом, социальном и умственном развитии.

4. КЛИМАТОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Жаркий климат и условия высокогорья обладают тормозящим влиянием на рост, но одновременно могут существенно ускорять созревание детей. Широко известны колебания скорости роста в связи с сезонами года: весной и летом прирост длины тела ускоряется, а нарастание массы замедляется, осенью усиливается прирост массы тела при более медленном увеличении длины, зимой длина и масса тела растут примерно одинаково. Указанные колебания связаны с характером питания и образом жизни ребенка в разное время года.

5. К факторам, неблагоприятно влияющим на рост, относятся ЗАБОЛЕВАНИЯ РЕБЕНКА, приводящие к значительному потреблению энергии, которая уже не расходуется на рост и развитие. Наиболее неблагоприятны в этом отношении хронические заболевания.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ РОСТА ДЕТЕЙ.

И.М. Воронцов выделяет следующиенаиболее общие закономерности роста:

1. ЗАКОН АБСОЛЮТНОГО РОСТА - закон неуклонного роста и развития организма.

2. ЗАКОН НЕУКЛОННОГО ТОРМОЖЕНИЯ ЭНЕРГИИ РОСТА, т.е. замедление скорости роста с возрастом, определяющее его максимум во внутриутробном периоде и далее в первые месяцы жизни.

Наши рекомендации