Алгоритм создания и анализа ситуационной задачи
Для создания ситуационной задачи на первом этапе можно:
1. использовать фрагмент художественного произведения (указать автора и название);
2. описать реальную ситуацию.
3. спроектировать, смоделировать ситуацию.
Для подготовки комментариев по ситуационной задаче на втором этапе желательно:
А) написать вопрос, на который будете отвечать при рассмотрении данной ситуации;
Б) проанализировать ситуацию с различных (альтернативных) аспектов;
В) сформулировать выводы по причинам, послужившим такой ситуации;
Г) предложить педагогические способы решения ситуации.
Для выявления логических связей в данной ситуационной задаче на третьем этапе подготовить и представить граф (совокупность взаимосвязанных ключевых слов).
Например,
Примечание: по ситуационной задаче, составляемой вами, формулируете и отвечаете только на один вопрос.
Возможные комментарии:
Тип конфликта (семейно-бытовой).
Структура конфликта:
а) стороны конфликта: Старик, Старуха.
б) объект конфликта: расхождение во мнениях у Старика и Старухи об оптимальном использовании ресурса Золотой Рыбки.
в) предмет конфликта: исполнение требований Старухи.
д) образы конфликтной ситуации:
Старуха считает Старика «дурачиной и простофилей», неспособным распорядиться открывшимися возможностями по исполнению желаний.
Старик осознает неадекватный рост имущественно-статусных притязаний со стороны Старухи, понимает деструктивность «революции притязаний» «сварливой бабы», которая «белены объелась».
е) возможные альтернативы действий участников конфликта:
1) Старику удается убедить Старуху довольствоваться достигнутым.
2) Старуху может остановить только вмешательство извне (Золотой рыбки)
Динамика конфликта:
а) возникновение конфликтной ситуации – недовольство Старухи поступком Старика, безвозмездно отпустившего Золотую Рыбку;
б) развитие конфликта происходит через постоянное наращивание требований: Старуха требует новое корыто; новую избу, повышение социального статуса.
Пик конфликта – требование Старухи стать «владычицей морской».
в) разрешение конфликта: в силу конформистского поведения Старика конфликт был решен вмешательством третьей силы (Золотой Рыбкой) – устранением предмета и объекта конфликта – возвращение разбитого корыта.
г) особенности поведения сторон конфликта: поведение Старухи носит эмоционально-неуступчивый, агрессивный, антагонистический характер. Старик, за исключением слабых попыток неповиновения, уступает, исполняет требования Старухи.
Функции конфликта:
а) конструктивные: решение конфликта при помощи «третьей стороны» имело воспитательные функции: человек должен ценить то, что имеет, добиваться желаемого своими силами, быть благодарным и т.п.;
б) деструктивные: развитие конфликта между Стариком и Старухой не способствовало решению возникшего противоречия, в результате Старуха лишилась всех полученных материально-статусных приобретений.
5. Выводы:
а) в силу неадекватно растущих притязаний Старухи и конформистского поведения Старика урегулирование конфликта невозможно без вмешательства «третьей стороны»;
б) несмотря на разные ценностные установки супругов, их брак не распался;
в) Золотая Рыбка платит добром за добро, но до поры до времени;
г)…
д)…
Вопросы для диспута и «круглого стола»
1. Бильрот в книге "Домашний уход за больными" писал: "Сестра милосердия должна быть помощницей больного и врача; она должна научиться целесообразно и точно выполнять его предписания, но она не должна лечить на собственный страх. Она должна питать такое же безграничное доверие к врачу, как и сам больной. Если же этого не будет, то она всегда себе позволит критиковать назначения врача с высоты своего полузнания и, пожалуй, пожелает их исправить согласно своим мнениям. Такая сестра не только мешает врачу исполнять свои обязанности, но, что гораздо хуже, из-за нее, при таких условиях, всего больше страдает сам больной. Он может умереть от того, что, поколебленный сестрой в своем доверии к врачу, начнет пробовать то одно, то другое лечение, не доводя ни одного из них правильно до конца". (1981 год)
Вопрос: Современная сестра обладает более глубокими знаниями по сравнению со своими предшественницами, имеет практические навыки, превосходя при выполнении отдельных манипуляций дипломированных врачей. Может ли и должна ли медсестра заменить врача в экстремальных ситуациях?
2. Американский кардиолог, лауреата Нобелевской премии, Б. Лоун, автор книги "Утерянное искусство врачевания", характеризуя деятельность своего отделения интенсивной терапии, отмечал: "Медсестры обладали высокой квалификацией. Они, как и врачи, носили при себе стетоскоп и участвовали в утренних обходах. Их замечания о состоянии пациентов были особенно важны потому, что у лечащих врачей недостаточно времени на общение с пациентами. Раз в неделю я проводил для медсестер специальные образовательные конференции.
При остановке сердца сестры не ждали врача, а немедленно начинали дефибрилляцию. Они обладали большим опытом обращения с приборами, чем врачи, так как в отделении интенсивной терапии им приходилось постоянно на них работать, этой возможности многие врачи были лишены. Работа опытных медсестер вызывала восхищение. Помню, как однажды медсестра попросила меня осмотреть вновь прибывшего пациента, пожарного инспектора 48 лет. Так как отделение было переполнено, он временно находился в процедурной. Медсестра сообщила, что несколько минут назад у него остановилось сердце. Однако, увидев пациента, я понял, что он ни о чем не успел догадаться. Он сказал мне: "Я, наверное, отключился на пару минут".
Медсестра объяснила, что она снимала электрокардиограмму, и в это время начались желудочковые фибрилляции. Тогда она убедилась, что сигнал не является ложным из-за отошедшего контакта, проверила у больного пульс, включила дефибриллятор, подождала десять секунд, чтобы накопился необходимый заряд, приложила электроды к груди пациента и подала разряд. На все это у нее ушло 27 секунд! Я точно определил время, потому что электрокардиограф был включен. Когда через минуту пациент очнулся, медсестра успокоила его, сказав, что у него был легкий приступ аритмии, который больше не повторится. Оба были спокойны, словно произошло обычное событие, не заслуживающее долгого обсуждения" Чехов А.П. «Палата №6». Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в восемнадцати томах. Том восьмой. 1892-1896. Издательство
«Наука». М., 1986. - С. 72-126.
Вопрос: Можно рассматривать по-разному, либо превознося квалификацию и находчивость медсестры, либо обвиняя ее в превышении профессиональных полномочий: при негативных последствиях ее действия подпали бы под Уголовный кодекс. Аргументируйте свою точку зрения.
3. По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека, на 20-23% — от наследственности, на 20-25% — от состояния окружающей среды (экологии) и на 8-12% — от работы национальной системы здравоохранения.
Вопрос: в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни? Ответ аргументируйте.
4. В книге «Психология и психотерапия потерь» (2002) А.В. Гнездилов, объясняя психологические реакции больных с генерализацией опухоли, пишет, что их можно сравнить с чувствами невинно приговоренных к смертной казни без объявления срока исполнения. Это связано с представлением о раке как о неизлечимом, мучительном, смертельном заболевании, что вызывает в больном страх смерти, неуверенность, подавляет волю и чувство человеческого достоинства.
Вопрос: Сформулируйте и охарактеризуйте этико-деонтологические принципы в онкологии.
5. Традиционно врачей рассматривают как хранилище клинических знаний и как ответственных за то, чтобы не отставать от достижений науки, за передачу знаний ученикам, медицинским сестрам, работающим. С точки зрения общественности, университетское образование в противоположность больничному опыту расценивается как показатель того, что врачи “образованны, тогда как медицинские сестры всего лишь прошли профессиональную подготовку” (Warelow, 1996). Поэтому подразумеваемые знания являются источником разницы во власти, что подкрепляет отношения “врач–медсестра”. Отчасти эта разница сократилась благодаря расширению университетской профессиональной подготовки медицинских сестер, как это было предусмотрено в проекте 2000 Министерства здравоохранения (United Kingdom Central Council for Nursing, Midwifery and Health Visiting, 1986). Однако некоторые критики отметили разрыв между теорией и практикой и наличие недостатков в профессиональной подготовке во время обучения, поскольку она не соответствует реальному характеру потребности в обслуживании (Department of Health, 1997).
Вопросы:
1. Выявите соотношение теории и практики в обучении и работе врача.
2. Какова роль совместного научения врачей и других профессиональных групп и в каких областях оно наиболее эффективно?
6. Что понимается в настоящее время под перевоспитанием? Верите ли вы в то, что можно перевоспитать любого человека? Как вы считаете, когда будет эффективно перевоспитание?
7. Нужно ли знать педагогику медицинским работникам? Ответ аргументируйте