Тема 6. Основы информационной безопасности в медицинских организациях

Название темы Шифр компетенции
Основы информационной безопасности в медицинских организациях УК-1, ПК-10

Вид оценочного средства:

Тестовый контроль

Оценочное средство Эталон ответа Уровень применения
1. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» распространение информации – это действия, направленные на получение информации: А) Исключительно только по запросу Б) Неопределенным кругом лиц В) Строго определенным кругом лиц Б ТК-РК
2. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные пациента – это сведения: А) Содержащиеся в сообщении, адресованном пациенту Б) Позволяющие идентифицировать личность пациента В) Автором которых является пациент Б ТК-РК
3. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» характеристиками безопасности информации являются: А) Факт наличия в информации сведений, составляющих врачебную, коммерческую или иную тайну Б) Конфиденциальность, целостность и доступность информации (данных) В) Возможность (полномочия) пользователя читать, изменять или удалять данные Б ТК-РК
4. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» организация как оператор персональных данных обязана зарегистрироваться в территориальном органе: А) Роспотребнадзора Б) Роскомнадзора В) Федеральной службы безопасности Б ТК-РК
5. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» доступность информации – это: А) возможность получения доступа к требуемой информации (данных) в соответствии с расписанием работы информационной системы и полномочиями пользователя Б) наличие технических средств для чтения пользователем определенной информации (данных), представленной в электронном вид В) достаточность знаний пользователя для понимания полученной информации А ТК-РК
6. Информационная система – это совокупность: А) программного обеспечения (ПО), компьютеров и вычислительной сети, связывающей компьютеры Б) ПО и баз данных (БД), установленных на компьютерах, связанных между собой вычислительной сетью В) БД, ПО, объединенных в сеть компьютеров, ИТ-персонала, пользователей и регламентирующих документов В ТК-РК
7. Информационные ресурсы – это сведения, которые: А) документируются и используются для решения профессиональных задач Б) формируются пользователем исключительно для своих собственных нужд В) носителем которых является конкретный работник и никто другой А ТК-РК
8. Квалифицированная электронная подпись – это: А) реквизит файла, указывающий, кем он был записан на внешний носитель Б) информация в электронной форме, присоединенная к файлу (документу), предназначенная для определения лица, подписывающего этот документ и обнаружения факта внесения изменений в подписанный документ В) информация в электронной форме, присоединенная к файлу (документу), предназначенная для определения лица, которому адресован документ Б ТК-РК
9. Информационная совместимость информационных систем – это: А) наличие между системами линии (канала) связи для передачи данных Б) способность правильно (одинаково) содержательно интерпретировать данные, полученные от другой системы В) использование компьютеров, работающих под управлением одной и той же операционной системы Б ТК-РК
10. Идентификационная совместимость при взаимодействии двух и более ИС – это: А) возможность системы, получающей сообщение, определить систему-отправителя сообщения Б) использование системами единых форматов обмена данными и правил кодирования информации В) возможность установления однозначного соответствия между одними и теми же объектами, данные о которых обрабатываются в этих системах В ТК-РК
11. Медицинская информационная система – это: А) любая ИС, эксплуатируемая в медицинском учреждении, независимо от того, какая информация в ней обрабатывается (кадровая, бухгалтерская, о состоянии здоровья и лечении пациентов) Б) ИС, в которой обрабатываются медицинские и административные данные о пациентах В) ИС, предназначенная для поиска библиографических данных о публикациях в медицинских журналах Б ТК-РК

Вид оценочного средства:

Контрольные вопросы



Оценочное средство Критерии ответа Уровень применения
1. Дайте определение «Распространение информации».   Полный ответ, неполный ответ, ответ отсутствует ТК-РК
2. Что такое «Персональные данные пациента»?   Полный ответ, неполный ответ, ответ отсутствует ТК-РК
3. Характеристики безопасности информации.   Полный ответ, неполный ответ, ответ отсутствует ТК-РК
4. Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных является?   Полный ответ, неполный ответ, ответ отсутствует ТК-РК
5. Что такое «Доступность информации»?   Полный ответ, неполный ответ, ответ отсутствует ТК-РК
6. Укажите, в каких случаях врач имеет право (обязан) без согласия 14-летнего пациента предоставить сведения о состоянии его здоровья.   Полный ответ, неполный ответ, ответ отсутствует ТК-РК
7. Укажите, в каких случаях руководитель медицинской организации имеет право (обязан) предоставить выписку из медицинской карты пациента без его согласия. Полный ответ, неполный ответ, ответ отсутствует ТК-РК
         

Эссе: темы для написания эссе, требования к эссе

Уровень применения: ПА

Характеристика оценочного средства:Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Цель эссесостоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме

Использование написания эссе в преподавании дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» способствует овладению студентами комплексом следующих универсальных (УК) и профессиональных (ПК) компетенций клинического ординатора:

№ п/п Код Компетенция
Универсальные компетенции (УК):
1. УК-1 готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
2. УК-2 готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
Профессиональные компетенции (ПК)
3. ПК-1 готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания
4. ПК-4 готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков
5. ПК-9 готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих
6. ПК-10 готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях
7. ПК-11 готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей

Структура эссе

Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1);

1. Введение - суть и обоснование актуальности данной проблемы.

2. Основная часть - теоретические основы проблемы и пути практического ее решения.

3. Заключение – обобщение и аргументированные самостоятельные выводы по проблеме с указанием конкретных авторских практических предложений по ее решению.

Требования к оформлению эссе: 2-3 страницы письменного (печатного) текста, шрифт TimesNewRoman, кегль 12, интервал межстрочный 1,5, обязательно указать перечень использованных информационных ресурсов (не менее 5).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭССЕ В СООТВЕТСТВИИ С ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РОЛЬЮ УЧАСТНИКА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

Для сценария 1. «Разработка комплекса межсекторальных мероприятий, направленных на профилактику, прекращение потребления табака и лечение табачной зависимости среди студентов вуза»

Секторальная команда 1 (ВУЗ):

1. Представитель студентов (студент 1 курса)

Функция роли: школьный опыт потребления табака и адаптация к обучению в вузе.

Задание:

· Изучить особенности распространения курения среди старшеклассников и первокурсников (возраст начала курения, доля курящих, адаптация к учебе в институте, проживании в общежитие, причины вовлечения в курение),

· Предложить 2 мероприятия по предупреждению потребления табака среди первокурсников.

2. Представитель студентов (студент 6 курса)

Функция роли: мнение студентов о потреблении табака в вузе.

Задание:

· Дать анализ распространенности потребления табака среди студентов, определить факторы риска начала и продолжения потребления табака.

· Предложить 2 мероприятия, способствующие предупреждению и прекращению потребления табака среди студентов.

3. Представитель студентов (студ.профком)

Функция роли: мероприятия по улучшению состояния здоровья студентов.

Задание:

· Дать анализ деятельности профкома студентов по формированию здорового образа жизни студентов и, в частности, по борьбе против табака.

· Предложить 2 мероприятия в этом направлении.

4. Декан

Функция роли: курение и организация учебного процесса в вузе.

Задание:

· Анализ влияния организации учебного и воспитательного процесса и внутреннего распорядка на потребление табака среди студентов и сотрудников,

· Дать 2 предложения по организации мероприятий по профилактике, прекращению потребления табака и лечению табачной зависимости среди студентов и сотрудников.

5. Ректор

Функция роли: политика и мероприятия на уровне вуза по борьбе против табака среди студентов.

Задание:

· Дать анализ нормативно-правовым документам, регламентирующим борьбу против табака в вузе и обобщить опыт Первого МГМУ им. И.М. Сеченова по борьбе против табака,

· Дать 2 предложения по повышению эффективности борьбы против табака в вузе.

6. Главный врач студенческой поликлиники

Функция роли: организация оказания медицинской и профилактической помощи студентам и организация помощи в отказе от курения

Задание:

· Анализ состояния здоровья студентов, распространенности факторов риска

· Организация оказания первичной медико-санитарной помощи студентам на уровне студенческой поликлиники (схема организации помощи, порядок диагностики, ответственный врач)

· Дать 2 предложения по выявлению, регистрации, помощи по прекращению потребления табака и лечению табачной зависимости среди студентов вуза, организации профилактической деятельности.

Секторальная команда 2 (НАУКА):

1. "Лечащий врач"

Функция роли: вред потребления табака для здоровья.

Задание:

· Обзор научной литературы о вредном воздействии потребления табака на здоровье, а также на результативность и эффективность лечения больных,

· Организация медицинской помощи студенту с табачной зависимостью:

- порядок диагностики, лечения, используемые клинические рекомендации, стандарты медицинской помощи, заполняемая учетно-отчетная документация,

- порядок направления к узким специалистам (при каких случаях, типы медицинских организаций).

· Внести 2 предложения по учету факта потребления пациентом табака в порядках оказания медицинской помощи и стандартах лечения.

2. Социолог

Функция роли: анкетирование студентов вуза по проблеме табака

Задание:

· Провести анкетирование студентов своей группы по потреблению табака (факт потребления табака, стаж и интенсивность, желание прекратить потребление и оценка эффективности),

· Анализ анкет, выводы по группе,

· Дать 2 предложения по организации профилактических мероприятий на основании проведенного исследования.

3. Научный сотрудник

Функция роли: результаты научных исследований по проблеме борьбе против табака среди молодежи.

Задание:

· Обзор результатов научно-практических исследований о вреде потребления табака и эффективности борьбы против табака,

· Предложить 2 направления научных исследований по борьбе против табака среди молодежи.

4. Представитель Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ)

Функция роли: международные рекомендации и подходы, документы

Задание:

· Анализ основных стратегических документов ВОЗ в области борьбы против табака,

· Привести данные ВОЗ об эффективных мерах по предотвращению распространения табачной зависимости,

· Анализ стратегии и тактики ВОЗ в глобальной борьбе против табака,

· Предложить 2 мероприятия для России по реализации предложений ВОЗ.

5. Представитель зарубежной страновой профилактической программы

Функция роли: опыт зарубежной страновой программы профилактики курения, например, «Северной Карелии»

· Анализ мероприятий по борьбе против табака и их эффективности в программе «Северная Карелия»,

· Предложить 2 мероприятия из программы «Северная Карелия», которые возможно адаптировать для России.

Наши рекомендации