Тема 6. Основы информационной безопасности в медицинских организациях
Название темы | Шифр компетенции |
Основы информационной безопасности в медицинских организациях | УК-1, ПК-10 |
Вид оценочного средства:
Тестовый контроль
№ | Оценочное средство | Эталон ответа | Уровень применения |
1. | В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» распространение информации – это действия, направленные на получение информации: А) Исключительно только по запросу Б) Неопределенным кругом лиц В) Строго определенным кругом лиц | Б | ТК-РК |
2. | В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные пациента – это сведения: А) Содержащиеся в сообщении, адресованном пациенту Б) Позволяющие идентифицировать личность пациента В) Автором которых является пациент | Б | ТК-РК |
3. | В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» характеристиками безопасности информации являются: А) Факт наличия в информации сведений, составляющих врачебную, коммерческую или иную тайну Б) Конфиденциальность, целостность и доступность информации (данных) В) Возможность (полномочия) пользователя читать, изменять или удалять данные | Б | ТК-РК |
4. | В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» организация как оператор персональных данных обязана зарегистрироваться в территориальном органе: А) Роспотребнадзора Б) Роскомнадзора В) Федеральной службы безопасности | Б | ТК-РК |
5. | В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» доступность информации – это: А) возможность получения доступа к требуемой информации (данных) в соответствии с расписанием работы информационной системы и полномочиями пользователя Б) наличие технических средств для чтения пользователем определенной информации (данных), представленной в электронном вид В) достаточность знаний пользователя для понимания полученной информации | А | ТК-РК |
6. | Информационная система – это совокупность: А) программного обеспечения (ПО), компьютеров и вычислительной сети, связывающей компьютеры Б) ПО и баз данных (БД), установленных на компьютерах, связанных между собой вычислительной сетью В) БД, ПО, объединенных в сеть компьютеров, ИТ-персонала, пользователей и регламентирующих документов | В | ТК-РК |
7. | Информационные ресурсы – это сведения, которые: А) документируются и используются для решения профессиональных задач Б) формируются пользователем исключительно для своих собственных нужд В) носителем которых является конкретный работник и никто другой | А | ТК-РК |
8. | Квалифицированная электронная подпись – это: А) реквизит файла, указывающий, кем он был записан на внешний носитель Б) информация в электронной форме, присоединенная к файлу (документу), предназначенная для определения лица, подписывающего этот документ и обнаружения факта внесения изменений в подписанный документ В) информация в электронной форме, присоединенная к файлу (документу), предназначенная для определения лица, которому адресован документ | Б | ТК-РК |
9. | Информационная совместимость информационных систем – это: А) наличие между системами линии (канала) связи для передачи данных Б) способность правильно (одинаково) содержательно интерпретировать данные, полученные от другой системы В) использование компьютеров, работающих под управлением одной и той же операционной системы | Б | ТК-РК |
10. | Идентификационная совместимость при взаимодействии двух и более ИС – это: А) возможность системы, получающей сообщение, определить систему-отправителя сообщения Б) использование системами единых форматов обмена данными и правил кодирования информации В) возможность установления однозначного соответствия между одними и теми же объектами, данные о которых обрабатываются в этих системах | В | ТК-РК |
11. | Медицинская информационная система – это: А) любая ИС, эксплуатируемая в медицинском учреждении, независимо от того, какая информация в ней обрабатывается (кадровая, бухгалтерская, о состоянии здоровья и лечении пациентов) Б) ИС, в которой обрабатываются медицинские и административные данные о пациентах В) ИС, предназначенная для поиска библиографических данных о публикациях в медицинских журналах | Б | ТК-РК |
Вид оценочного средства:
Контрольные вопросы
№ | Оценочное средство | Критерии ответа | Уровень применения | |
1. | Дайте определение «Распространение информации». | Полный ответ, неполный ответ, ответ отсутствует | ТК-РК | |
2. | Что такое «Персональные данные пациента»? | Полный ответ, неполный ответ, ответ отсутствует | ТК-РК | |
3. | Характеристики безопасности информации. | Полный ответ, неполный ответ, ответ отсутствует | ТК-РК | |
4. | Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных является? | Полный ответ, неполный ответ, ответ отсутствует | ТК-РК | |
5. | Что такое «Доступность информации»? | Полный ответ, неполный ответ, ответ отсутствует | ТК-РК | |
6. | Укажите, в каких случаях врач имеет право (обязан) без согласия 14-летнего пациента предоставить сведения о состоянии его здоровья. | Полный ответ, неполный ответ, ответ отсутствует | ТК-РК | |
7. | Укажите, в каких случаях руководитель медицинской организации имеет право (обязан) предоставить выписку из медицинской карты пациента без его согласия. | Полный ответ, неполный ответ, ответ отсутствует | ТК-РК | |
Эссе: темы для написания эссе, требования к эссе
Уровень применения: ПА
Характеристика оценочного средства:Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Цель эссесостоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме
Использование написания эссе в преподавании дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» способствует овладению студентами комплексом следующих универсальных (УК) и профессиональных (ПК) компетенций клинического ординатора:
№ п/п | Код | Компетенция |
Универсальные компетенции (УК): | ||
1. | УК-1 | готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
2. | УК-2 | готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
Профессиональные компетенции (ПК) | ||
3. | ПК-1 | готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания |
4. | ПК-4 | готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков |
5. | ПК-9 | готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих |
6. | ПК-10 | готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях |
7. | ПК-11 | готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей |
Структура эссе
Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1);
1. Введение - суть и обоснование актуальности данной проблемы.
2. Основная часть - теоретические основы проблемы и пути практического ее решения.
3. Заключение – обобщение и аргументированные самостоятельные выводы по проблеме с указанием конкретных авторских практических предложений по ее решению.
Требования к оформлению эссе: 2-3 страницы письменного (печатного) текста, шрифт TimesNewRoman, кегль 12, интервал межстрочный 1,5, обязательно указать перечень использованных информационных ресурсов (не менее 5).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭССЕ В СООТВЕТСТВИИ С ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РОЛЬЮ УЧАСТНИКА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Для сценария 1. «Разработка комплекса межсекторальных мероприятий, направленных на профилактику, прекращение потребления табака и лечение табачной зависимости среди студентов вуза»
Секторальная команда 1 (ВУЗ):
1. Представитель студентов (студент 1 курса)
Функция роли: школьный опыт потребления табака и адаптация к обучению в вузе.
Задание:
· Изучить особенности распространения курения среди старшеклассников и первокурсников (возраст начала курения, доля курящих, адаптация к учебе в институте, проживании в общежитие, причины вовлечения в курение),
· Предложить 2 мероприятия по предупреждению потребления табака среди первокурсников.
2. Представитель студентов (студент 6 курса)
Функция роли: мнение студентов о потреблении табака в вузе.
Задание:
· Дать анализ распространенности потребления табака среди студентов, определить факторы риска начала и продолжения потребления табака.
· Предложить 2 мероприятия, способствующие предупреждению и прекращению потребления табака среди студентов.
3. Представитель студентов (студ.профком)
Функция роли: мероприятия по улучшению состояния здоровья студентов.
Задание:
· Дать анализ деятельности профкома студентов по формированию здорового образа жизни студентов и, в частности, по борьбе против табака.
· Предложить 2 мероприятия в этом направлении.
4. Декан
Функция роли: курение и организация учебного процесса в вузе.
Задание:
· Анализ влияния организации учебного и воспитательного процесса и внутреннего распорядка на потребление табака среди студентов и сотрудников,
· Дать 2 предложения по организации мероприятий по профилактике, прекращению потребления табака и лечению табачной зависимости среди студентов и сотрудников.
5. Ректор
Функция роли: политика и мероприятия на уровне вуза по борьбе против табака среди студентов.
Задание:
· Дать анализ нормативно-правовым документам, регламентирующим борьбу против табака в вузе и обобщить опыт Первого МГМУ им. И.М. Сеченова по борьбе против табака,
· Дать 2 предложения по повышению эффективности борьбы против табака в вузе.
6. Главный врач студенческой поликлиники
Функция роли: организация оказания медицинской и профилактической помощи студентам и организация помощи в отказе от курения
Задание:
· Анализ состояния здоровья студентов, распространенности факторов риска
· Организация оказания первичной медико-санитарной помощи студентам на уровне студенческой поликлиники (схема организации помощи, порядок диагностики, ответственный врач)
· Дать 2 предложения по выявлению, регистрации, помощи по прекращению потребления табака и лечению табачной зависимости среди студентов вуза, организации профилактической деятельности.
Секторальная команда 2 (НАУКА):
1. "Лечащий врач"
Функция роли: вред потребления табака для здоровья.
Задание:
· Обзор научной литературы о вредном воздействии потребления табака на здоровье, а также на результативность и эффективность лечения больных,
· Организация медицинской помощи студенту с табачной зависимостью:
- порядок диагностики, лечения, используемые клинические рекомендации, стандарты медицинской помощи, заполняемая учетно-отчетная документация,
- порядок направления к узким специалистам (при каких случаях, типы медицинских организаций).
· Внести 2 предложения по учету факта потребления пациентом табака в порядках оказания медицинской помощи и стандартах лечения.
2. Социолог
Функция роли: анкетирование студентов вуза по проблеме табака
Задание:
· Провести анкетирование студентов своей группы по потреблению табака (факт потребления табака, стаж и интенсивность, желание прекратить потребление и оценка эффективности),
· Анализ анкет, выводы по группе,
· Дать 2 предложения по организации профилактических мероприятий на основании проведенного исследования.
3. Научный сотрудник
Функция роли: результаты научных исследований по проблеме борьбе против табака среди молодежи.
Задание:
· Обзор результатов научно-практических исследований о вреде потребления табака и эффективности борьбы против табака,
· Предложить 2 направления научных исследований по борьбе против табака среди молодежи.
4. Представитель Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ)
Функция роли: международные рекомендации и подходы, документы
Задание:
· Анализ основных стратегических документов ВОЗ в области борьбы против табака,
· Привести данные ВОЗ об эффективных мерах по предотвращению распространения табачной зависимости,
· Анализ стратегии и тактики ВОЗ в глобальной борьбе против табака,
· Предложить 2 мероприятия для России по реализации предложений ВОЗ.
5. Представитель зарубежной страновой профилактической программы
Функция роли: опыт зарубежной страновой программы профилактики курения, например, «Северной Карелии»
· Анализ мероприятий по борьбе против табака и их эффективности в программе «Северная Карелия»,
· Предложить 2 мероприятия из программы «Северная Карелия», которые возможно адаптировать для России.