Сифилис мозга (случаи 22—24, 73)
Лежащие в основе психических процессов при сифилисе мозга болезненные процессы могут принять в общем две различные формы. Наиболее частым является менингоэнцефалит (случай 22-й), который характеризуется воспалительной инфильтрацией и утолщением мягкой мозговой оболочки, особенно на основании, умеренным проникновением лимфоцитов и плазматических клеток в стенки сосудов, разрастанием клеток оболочек, особенно интимы, при случае до полного закупоривания сосудов и последующего размягчения питаемой сосудом области, распространение этого процесса на соседние участки коры, неправильное новообразование сосудов, энцефалитические очаги и запустение коры с образованием глиозных рубцов. Из эндартериитических форм для нас особенно важны заболевания малых мозговых сосудов, которые дебютируют нестойкими образованиями с обильным разрастанием сосудистых клеток, особенно эндотелия, наряду с увеличением сосудистых просветов и могут вести к рассеянным кровоизлияниям, размягчениям, запустениям; одновременно наблюдаются клеточные изменения и разрастание глии. Хотя соотношение между клинической картиной болезни и этими патологическими процессами в настоящее время не совсем ясно, однако можно сказать, что формы, протекающие с сильными головными болями, недостатком осмышления, расстройствами глазных мышц, сильным лимфоцитозом в спинальной жидкости принадлежат скорее к менингоэнцефалиту, в то время как при сифилитической эпилепсии и при параноидных заболеваниях надо скорее думать об эндартериитической основе.
Значительные по размерам гуммы могут при случае вызывать явления опухоли (оглушенность, сонливость, очаговые расстройства, застойный сосок); как правило, они начинаются с менинго-энцефалитических заболеваний.
A. Сифилитическая нейрастения. Самые легкие, формы проявления сифилиса мозга, которые в то же самое время могут быть предвестниками тяжелых заболеваний, обозначаются как сифилитическая нейрастения. Болезнь проявляется в рассеянности; забывчивости, затруднении мыслительных процессов, безучастности, раздражительности, уменьшении работоспособности. К этому присоединяются головные боли, приступы головокружения, ряд неприятных ощущений, преходящие параличи, расстройство сна, повышение пателлярных рефлексов, часто также лимфоцитоз спинальной жидкости, Wa-R (“Wassermann'овская реакция”) в крови. Остается нерешенным, имеем ли мы здесь дело с чистыми явлениями отравления или с начальными явлениями воспалительного процесса. Во всяком случае показуется энергичное ртутное или сальварсанное лечение.
B. Сифилитический псейдопаралич. Под этим именем мы объединяем ряд картин, вероятно не однообразного происхождения, которые по своим проявлениям похожи на паралич. Больные невнимательны, забывчивы, не ориентированы, отвлекаемы, легко утомляются, отличаются бедностью мысли, слабостью суждения, при этом они веселы, раздражительны, реже тревожны, беспокойны, суетливы, но неспособны к планомерной работе. В отдельных случаях наблюдаются отдельные обманы чувств и бессвязные депрессивные или экспансивные бредовые идеи. К этому присоединяются головокружения, обмороки, судорожные припадки, намеки на афазию или апраксию, длительные или преходящие параличи, также и без нарушения сознания парезы, расстройства ощущения, параличи глазных мышц, смазанная речь, полное отсутствие реакции зрачков или лишь реакция на свет, часто односторонние, спастические явления, повышение пателлярных рефлексов, расстройство почерка, параличи пузыря, лимфоцитоз спинальной жидкости (часто несколько сот клеток; в кубич. миллиметре), Wa-R в крови, часто также слабая и в спинальной жидкости.
Изредка бывают состояния делириозной спутанности, также как маниакально окрашенное состояние возбуждения с идеями величия, скачкой идей, стремлением к речи и к деятельности, повышенным, раздражительным настроением; здесь наблюдаются также в изменчивой группировке и упомянутые соматические болезненные симптомы.
В известном ряде случаев наблюдаются далее картины как при Корсаковском психозе: недостаток осмышления, высокая степень расстройства запоминания с псевдореминисценциями, дезориентировка, изменчивое настроение, а также ступорозные состояния, тупая оглушенность, полная безучастность с ослаблением всех волевых проявлений.
Прогноз этих расстройств сомнительный. Иногда энергичным антисифилитическим лечением достигается совершенно поразительный, полный и длительный успех (случай 22-й), в то время как в других случаях достигается только незначительное улучшение, а иногда не достигается даже и остановки болезненного процесса. Страдание может вести к более легкому или тяжелому, часто достигающему очень высокой степени слабоумию, сопровождаемому разнообразными очаговыми явлениями, при чем Wa-R продолжает оставаться или исчезает. Некоторые больные погибают от апоплектических и эпилептиформных припадков, вследствие сердечных или сосудистых (аневризма аорты) заболеваний.
C. Апоплектическая форма сифилиса (случай 23), Болезнь начинается здесь очень часто уже в молодые годы ударом, после которого остается более или менее выраженная спастическая гемиплегия обычной формы, при соответствующих обстоятельствах с афазическими, аграфическими, апрактическими расстройствами. В то же время развивается то совершенно легкое, то тяжелое слабоумие, указанного под литерой В характера, при котором особенно выступает слабость воли и внушаемость. Удар может повториться, вызывая параличи и на другой стороне; при этом могут присоединиться те или другие из указанных выше соматических расстройств, в большинстве случаев также лимфоцитоз в спинальной жидкости и Wa-R в крови. Прогноз ухудшается с одной стороны возможностью смерти во время удара, а также большей частью незначительностью влияния антисифилитического лечения.
D. Сифилитическая эпилепсия. Эпилептиформные припадки более или менее часто наблюдаются при всех формах мозгового сифилиса. Они, однако, могут также являться единственным симптомом сифилиса, распознаваемого при помощи Wa-R и лимфоцитоза. Рядом с судорогами наблюдаются головокружения, обмороки, состояния спутанности; кроме того отмечаются часто расстройства глазных мышц и зрачковые расстройства, легкие изменения речи и почерка, намеки на гемипаретические явления. Успех лечения также и здесь сомнителен.
Е. Параноидные заболевания. По-видимому, существует группа параноидных симптомокомплексов, которые должны быть отнесены к сифилису мозга. Большей частью дело здесь идет о бредовых идеях преследования или ревности, иногда в сопровождении идей величия, с яркими галлюцинациями слуха, реже других органов чувств, меняющимся настроением и большой эмоциональной возбудимостью. Помимо не всегда определенных серологических и цитологических указаний на луес, как правило находят здесь те или иные нервные расстройства, которые указывают на сифилитическую природу страдания: зрачковые расстройства, параличи глазных мышц, diabetes insipidus, припадки, легкие изменения речи и почерка. Исход — обычно известная степень психической слабости при продолжающихся отдельных болезненных явлениях; лечение не дает никакого существенного успеха.
F. Табические психозы. Иногда при табесе наблюдаются психозы, которые не являются, как это чаще бывает, выражением начинающегося прогрессивного паралича. Чаще всего бывает быстро развивающийся бред преследования с очень живыми обманами всех чувств, особенно слуха, который через несколько недель или месяцев исчезает. Впрочем наблюдаются и более хронически протекающие параноидные психозы с бредом преследования и величия. Быть может, здесь всюду дело идет о комбинациях табеса и сифилиса мозга.
G. Наследственный сифилис (случай 24, 73) может прежде всего путем поражения зачатка вызвать дефектное предрасположение и задержки развития, а затем также может служить причиною прогредиентных болезненных процессов. Первая группа поражений может быть объединена под названием сифилитического инфантилизма (сравн. V, 3. С). Дело идет о не жизнеспособных, слабых детях с нежным сложением, недоразвитой лицевою частью черепа и нередко увеличенной черепной коробкой (вдавленное основание носа, выпуклый “олимпийский” лоб, иногда Hutchinson'овские резцы с полулунной вырезкой); такие дети созревают медленно, остаются недоразвитыми, и весьма долго сохраняют детский аспект в чертах лица, половых признаках и строении тела. Со стороны психики наблюдаются самые различные степени душевной слабости, в особенности же нравственная дефектность, недоступность влиянию воспитания, слабость воли, недостаток выдержки, наклонность к воровству и обманам. Отдельные нервные симптомы (расстройства со стороны зрачков и глазных мышц, отсутствие пателлярных рефлексов) могут служить указанием на причину заболевания — сифилис. Часто констатируется Вассермановская реакция у больных, их братьев и сестер или родителей, но в дальнейшем она обыкновенно исчезает. Своевременное антисифилитическое лечение должно быть, во всяком случае, испробовано.
Из наследственных люэтических заболеваний мозга, по-видимому, наиболее часто встречается менингоэнцефалит, а потому при явлениях хронического менингита и энцефалита следует всегда прежде всего думать о сифилисе. Расстройства глазных мускулов, атрофия зрительного нерва, парезы и параличи, спастические явления, повышение или отсутствие сухожильных рефлексов, ухудшение речи и письма, припадки, особенно детские судороги, бывают связаны с постепенно нарастающим слабоумием; вместе с тем наблюдается лимфоцитоз и Вассермановская реакция в крови, реже также и в цереброспинальной жидкости. Сифилитические поражения сосудов также играют часто роль при образовании разного рода пороков развития, особенно при микроцефалии (недостаточно развитой мозг в маленьком черепе с убегающим назад лбом) и гидромикроцефалии (недоразвитой мозг, который далеко не выполняет маленького черепа), далее при развитии порэнцефалитических пустот в мозгу; при этом в течении постепенно или толчками прогрессирующего мозгового страдания может развиться клиническая картина церебрального детского паралича (случай 73). Наконец, имеется полное основание думать, что и хроническая головная водянка по существу обусловливается сифилисом. Здесь, при явлениях повышения мозгового давления (оглушение, головные боли, рвота, замедление пульса) с атрофией глазных нервов, судорогами, спастическими явлениями, параличами, атаксией, расстройствами со стороны глазных мышц, дело доходит до более или менее выраженного увеличения мозга и увеличения черепа (до 70—80 сант. в окружности и более), причем промежутки между костями черепа выполняются отчасти вставочными костями; при этом развивается более или менее выраженное слабоумие, если процесс останавливается и больные остаются в живых. При всех названных заболеваниях рекомендуется возможно рано испробовать антисифилитическое лечение, даже если на основании анамнеза и исследования крови и цереброспинальной жидкости не удается получить доказательства наличности наследственного сифилиса
Быть может и некоторые случаи ранней эпилепсии должны быть отнесены на счет сифилиса (остаток законченных детских болезненных процессов); при этом следует искать соответствующих точек опоры и сообразно с этим устанавливать лечение.