Вопрос № 22.Маркетинговые методы определение потребности на лекарственные средства. Категории «Потребность» и «потребление» в маркетинге. Факторы, формирующие потребление на лекарственные препараты

На потребление лекарственных средств оказывают влияние -внедрение новых методов лечение, степень снабжения аптечной сети препаратами, индивидуальный выбор лечащими врачами отдельных лекарственных средств или их групп, уменьшение или полное прекращение спроса на некоторые препараты в следствие замены их более эффективными, оздоровление условий труда, профилактическое направление здравоохранения и др.   Изучение и определение потребности в ЛС связаны с установлением фактического их потребления, выявлением закономерностей изменения спроса на них в зависимости от ряда факторов, которые не всегда поддаются учету. При прогнозировании потребности учитывают особенности потребления следующих ЛП: с нормируемым потреблением специфического действия широкого спектра действия   На первом этапе необходимо собрать данные о множестве препаратов, которые выступят конкурентами в данном секторе рынка (аналоги по структуре (генерики) или аналоги по механизму действия).   Потребность– нужда, принявшая конкретные формы в зависимости от индивидуальных особенностей потребите­ля и/или уровня развития общества   Потребление– процесс использования материальных или духовных благ, услуг для удовлетворения потребностей. 1.Прогнозирование потребности в строго нормируемых ЛС В эту группу входят в основном наркотические лекарственные средства и этиловый спирт.   Расчет производится нормативным методом по формуле: П = Н*Ч/1000 где П - максимально доступный размер потребности в данном препарате на год; Н - норматив потребления для данного препарата на 1000 населения в год; Ч -численность населения   1.2. Определение потребности в ЛС специфического действия. К данной группе относятся лекарственные средства, обладающие лечебным эффектом в отношении отдельных возбудителей болезней (противотуберкулезные, противомалярийные, противосифилитические, антигельминтные, противогрибковые, противолепрозные) или избирательно действующие на отдельные функциональные системы организма (применяемые для лечения диабета, паркинсонизма, противосудорожные средства, желчегонные, стимулирующие мускулатуру матки и др.). К этой группе относятся также и противоопухолевые лекарственные препараты. Потребление этих препаратов полностью зависит от заболеваемости населения указанными болезнями и достигнутого уровня лечебной помощи.   1.3. Расчет потребности в ЛС широкого спектра действия. Эта группа включает самый обширный арсенал лекарственных средств. К ней относятся препараты, обладающие активностью в отношении многих возбудителей болезней:
   

. Классификация факторов, влияющих на потребление товаров аптечного ассортимента.



Признак Группа факторов Характеристика факторов
Масштаб воздействия Общие для всех товаров народ­ного потребле­ния Уровень экономического развития страны, численность населения, до­ход потребителей.
Общие для всех товаров аптеч­ного ассорти­мента Уровень заболеваемости; числен­ность медицинского и фармацевти­ческого персонала  
Специфические для конкретных групп товаров Форма заболевания, возрастной со­став населения  
Направле­ние воздей­ствия Повышающие потребление Приближение медицинской и ле­карственной помощи к населению, увеличение доли лиц пожилого возраста, рост числа аптечных ор­ганизаций
Понижающие потребление Проведение профилактических ме­роприятий, внедрение пролонгиро­ванных препаратов  
Содержание Качественные Форма заболевания, профессиона­лизм медицинского и фармацевти­ческого персонала
Количественные Уровень заболеваемости, числен­ность населения, медицинского и фармацевтического персонала  
Тип носи­теля Влияющие на: - институцио­нального потре­бителя Географический сегмент деятельно­сти, специфика заболеваемости в сегменте, стоимость потребляемых товаров и услуг, каналы товародви­жения
- промежуточ­ных потребите­лей Схемы лечения, наличие ограничи­тельных перечней, индивидуальные предпочтения  
- конечных потребителей Назначения врача и индивидуаль­ные предпочтения, стоимость  
Продолжи­тельность воздействия Постоянные Изменение численности населения, количества медицинских и аптеч­ных организаций
Временные Сезонность потребления лекарст­венных препаратов  
Сила воз­действия Сильные Уровень заболеваемости, числен­ность населения
Умеренные Возрастной состав населения, про­ведение профилактических меро­приятий  
Слабые Культурный уровень населения  
Характер воздействия Объективные Уровень заболеваемости
Субъективные Здоровье конкретного человека  
Случайные Стихийное бедствие  


Наши рекомендации