Причины, способствующие детской наркомании

Билет 6

1.​ Характеристика понятий «алкоголизм», «пьянство». Основные степени алкоголизма.

пьянство (не менее 200г в неделю абсолютного алкоголя или реже, но в больших количествах),

алкоголизм (с 1979 г. по Международной классификации болезней “синдром алкогольной зависимости”) - заболевание, которое развивает­ся в результате пьянства, проявляется в виде психической и физической зависимости от алкоголя и приводит к деградации личности, патологии обмена веществ, внутренних органов и нервной системы.

Психическая зависимость проявляется в том, что в сознании личности начинают доминировать мысли о спиртном, которые прини­мают навязчивый характер. Психическая зависимость очень устойчива и часто ведет к рецидивам.

Физическая зависимость при алкоголизме за­ключаемся в том, что непременным условием относительно нормального самочувствия алкоголика является поддержанием в организме определенной концентрации одурманивающего вещества. Ее снижение вызывает нарушение функций многих органов в системе жизнедеятельности организма (синдром похмелья).

По международной классификации болезней (МКБ-9) в алкоголизме различают 3 стадии:

1 Стадия хронического алкоголизма. Злоупотребление алкоголем с утратой контроля за количеством употребляемого спиртного, пер­вичным патологическим пленением к алкоголю (возникающим перед алкогольным эксцессом) нарастающей толерантностью к алкоголю, регулярными однократными выпивками и редкими, ситуационно обус­ловленными периодами ежедневного пьянства в течение нескольких дней. Абсистентные состояния с опохмелением отсутствуют.

2 Стадия хронического алкоголизма, злоупотребление алкоголем с абсистентным состоянием сопровождающимся соматовегетативными расстройствами: болями в сердце, изменением кровяного дав­ления, при этом возникает непреодолимая тяга к спиртному. Алкоголика преследует страх смерти, ему кажется, что он умрет, если не выпьет, случаются галлюцинации.

3 Стадия злоупотребления алкоголем - с абсистентным состоянием, сопровождающимся соматовегетативными расстройствами (изменением во внутренних органах: почках, печени, желудке); пси­хическими расстройствами (угнетенность, человек может заговариваться, делирий, т.е. белая горячка, бред ревности, частичное самолюбие, потеря высших эмоций). Для этой стадии характерны истинные запои, возникновение непереносимости алкоголя к концу запоя, постоянное пьянство дробными дозами, сниженная толерантность к алкоголю, алкогольная деградация личности.

Внешне алкоголизм можно определить по некоторым характерным признакам.

Первый признак - толерантность (переносимость) алкоголя.

Второй признак - это потеря контроля над собой. Человек не может остановиться и понимает это только на следующий день.

Третий признак - параллельно нарастает частота употребления спиртного, теряется контроль над своими действиями в состоянии опья­нения, появляются провалы в памяти (“лоскутная” память).

2.​ Особенности детского алкоголизма, причины его формирования. Последствия употребления алкоголя детьми и подростками. Основные направления профилактики алкоголизма у детей и подростков.

Особенности:

- быстрое привыкание к спиртным напиткам (это объясняется анатомо-физиологическим строением детского организма);

- злокачественное течение болезни (в подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения);

- принятие ребенком больших доз алкоголя (принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одновременно);

- быстрое развитие запойного пьянства (для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно);

- низкая эффективность лечения.

Причины:

Первый период - раннее детство, в котором алкоголизация детей носит неосознанный, непроизвольный характер.

Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Второй период - дошкольный и младший школьный возраст.

Причинами являются: - педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

Третий период - подростковый и юношеский возраст.

В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Последствия

Преждевременное начало половой жизни, которая истощает растущий организм, вызывая перенапряжение нервно-половой сферы, и как результат – раннее ослабление половых функций. Бесплодие и неспособность выносить, родить и воспитать полноценное потомство.

Сексуальные контакты подростков без контрацепции приводят к ранним абортам, и дальнейшим серьезным осложнениям.

Возникает большая опасность заражения венерическими болезнями или инфекциями, передаваемыми половым путем, гепатитами В или С, ВИЧ-инфекцией.

Наблюдаются сбои в работе желудочно-кишечного тракта. Характерно повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени.

Нарушения в работе поджелудочной железы (панкреатит, перитонит). Нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы (тахикардия, проблемы с артериальным давлением и др.). Развиваются воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей (уретрит, цистит, пиелонефрит). Появление различных воспалительных заболеваний в легких, бронхах, гортани, носоглотке (хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пневмосклероз, туберкулез легких). Снижение иммунной защиты организма, что ведет к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям. Алкоголь наносит непоправимый вред эндокринной системе подростка.

Возможное развитие и очень сложное протекание сахарного диабета. Изменение состава крови, анемия и т.д.

Наблюдаются разнообразные расстройства, преимущественно в эмоциональной и волевой сфере, падает общественная активность, угасают трудовые навыки, страдают здоровое честолюбие и нравственные качества. На первый план выступают такие эмоциональные нарушения, как огрубение, взрывчатость, беспечность, безынициативность, внушаемость.

Профилактика алкоголизма на уровне семьи: создание здорового образа жизни, отказ от злоупотребления алкоголем в семье, рациональное питание, соблюдение режима дня и сна, антиалкогольное воспитание в семье и т.п.

Профилактика алкоголизма на уровне школы: педагогический такт, установление контакта учителя с учащимися, приобщение к активному занятию физкультурой и спортом, организованная работа школьного врача по профилактике алкоголизма, осуществление санитарно-просветительской работы и т. п.

Профилактика со стороны государства: запрет продажи алкогольной продукции детям моложе 18 лет; запрет рекламирования пива по телевидению до 21:00; предусмотрение строгой уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, доведение до состояния алкогольного опьянения; запрет приема несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками и т.п.

Билет 7

1.​ Характеристика понятий «наркотик», «наркомания», «токсикомания».

- Наркотик - наркотическое средство, включенное в официальный государственный список вследствие социальной опасности из-за способности при однократном употреблении вызывать привлекательное психическое состояние, при систематическом - психическую или физическую зависимость.

- Наркомания - болезнь, вызванная систематическим употреблением средств, включенных в государственный список наркотиков, и проявляющаяся психической, а иногда и физической зависимостью от них.

- Токсикомания - психическая и физическая зависимость от вещества, не включенного в официальный список наркотиков.

2.​ Особенности детской наркомании, причины формирования. Последствия употребления наркотических веществ детьми и подростками. Основные направления профилактики наркомании.

Особенности детской наркомании можно проследить по трем аспектам:

Социокультурный аспект особенностей детской наркомании включает:

- массовое увеличение злоупотребление наркотическими препаратами среди детей и подростков, причем у подростков влечение к наркотику очень долго остается психическим;

- «омоложение» контингента лиц, употребляющие наркотические средства, до 13-14 лет;

- изменение социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотические препараты.

- в связи с тем, что принятие детьми наркотических препаратов не одобряется обществом, подростки употребляют их тайком, принимая большую дозу одномоментно;

- распространение мифов о наркомании.

Миф первый: «Я только попробую это не страшно и не опасно».

Миф второй: «Я в любое время могу отказаться; я не наркоман».

Миф третий: «Алкоголь и табак - это тоже наркотики, но человек принимает их, и это является общественно одобряемым, поэтому нет ничего страшного в принятии легких наркотиков».

Психофизиологический аспект особенностей детской наркомании связан со спецификой подросткового организма. Он включает:

1) быстрое привыкание детского организма к наркотическим веществам.

2) быстрое развитие наркотической зависимости.

3) злокачественное течение болезни. В подростковом и юношеском возрасте организм находится в стадии формирования, устойчивость центральной нервной системы к действию наркотиков и алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;

4) низкая эффективность лечения. У широкого круга подростков употребление наркотиков и алкоголя включается в структуру потребностей, о чем свидетельствует: высокий уровень распространенности употребления наркотических веществ среди несовершеннолетних и их товарищей.

Личностный аспект, связанный с психологическими особенностями характера наркомана включает:

1. снижение самоконтроля. Безвольный человек легко идет на нарушение общественных норм, становится послушным исполнителем чужой воли, чужих нравственных представлений и оценок. Руководствуясь наркотиками, он совершает противоправные и аморальные действия;

2. удовлетворение любопытства подростка относительно действия наркотического вещества; познание приносящего удовольствие, нового, волнующего и таящего опасность опыта, достижение чувства полного расслабления, а иногда «ясности мышления» и «творческого вдохновения».

3. следование молодежной моде. Так, популярным видом молодежных развлечений становятся ночные дискотеки, где предполагаются танцы без перерыва в течение 10 часов.

Общая профилактика

1) Информационно-пропагандистская работа, включающая в себя следующие направления:

а) Информирование общественности и представителей целевых групп профилактики о государственной стратегии, позиции властей, а также, реализуемой профилактической деятельности в отношении наркомании.

б) Формирование общественного мнения направленное на изменение норм, связанных с поведением «риска», и пропаганду ценностей нормативного здорового поведения.

в) Информирование о поведении, наносящем ущерб здоровью, о рисках, связанных с наркотиками.

г) Стимулирование подростков к обращению за психологической и иной профессиональной помощью.

д) Формирование позитивных ценностей через эмоциональную сферу подростков.

2) Развитие адаптивных навыков, необходимых подросткам для социализации и преодоления жизненных проблем:

а) Воспитание лидеров подростковой среды (волонтерская работа).

б) Программы по формированию жизненных навыков.

Выборочная профилактика

В отличие от общей, направлена на молодежь и подростков, демонстрирующих какие-либо поведенческие нарушения. Идея выборочной профилактики состоит в том, что приобщение к наркотикам происходит преимущественно на фоне психологических или жизненных проблем, с которыми подросток не может справиться самостоятельно, – при этом поведенческие нарушения являются их индикатором. Таким образом, целью выборочной профилактики является раннее выявление психологических или жизненных проблем подростка до того, как они приведут к приобщению к наркотикам, и дальнейшая реализация мероприятий по социально-психологической коррекции его поведения.

Билет 8

1.​ Характеристика понятий «педагогическая запущенность», «социальная запущенность», «социально-педагогическая запущенность».

Социально-педагогическая запущенность - состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойства субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе “Я” и не имеет органических причин появления. Это состояние обусловлено социально-педагогическими условиями, в которых развивается ребенок: с одной стороны, он должен обладать социальной активностью, с другой — воспитательное окружение сдерживает его.

Социальная запущенность формируется под влиянием соответствующего фактора, который, преломляясь в конкретной ситуации развития ребенка, вызывает определенные деформации его личности. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Социальная запущенность противоположна воспитанности как определенному уровню развития социально значимых свойств и качеств личности, становясь тем самым основой трудновоспитуемое и социальной запущенности.

Педагогическая запущенность — это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе.

2.​ Особенности проявления запущенности детей и причины ее формирования. Пути предупреждения запущенности.

Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания.

Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими и др.

Педагогическая запущенность заключается в неразвитости, необразованности, невоспитанности ребенка, отставаниях его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванных педагогическими причинами и подвергающихся коррекции педагогическими средствами.

Таким образом, социальная и педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка; окружающая микросреда (прежде всего родители и педагоги) отрицательно влияет на формирование личности ребенка, как субъекта собственной жизни: он не получает достаточной свободы для проявления своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой.

Билет 9

1.​ Характеристика понятий «одаренность», «одаренный ребенок», «ребенок с признаками одаренности».

Одаренность— это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Билет 10

1.​ Характеристика понятий «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «брошенные дети», «социальный сирота».

Согласно статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, в редакции от 7 августа 2000 года №122-ФЗ) к числу детей-сирот относятся дети, у которых умерли оба или единственный родитель (одинокая мать).

К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения, единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, длительно болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, отбыванием наказания в местах заключения и нахождения их под стражей в период следствия.

«социальные сироты» - дети, которые имеют биологических родителей, но в силу разного рода обстоятельств не живут с ними.

2.​ Причины сиротства. Специфика социализации ребенка в закрытом учреждении. Основные психологические, личностные и социальные особенности воспитанников детского дома (дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст).

Основные причины сиротства состоят в следующем:

во-первых, это добровольный отказ родителей от ребенка, как правило, вскоре после его рождения — легальной или нелегальной форме (дети-подкидыши, дети в клиниках или проданные другим лицам);

во-вторых, лишение родительских прав;

в-третьих, утрата родителями ребенка вследствие социальных потрясений или стихийных бедствий, которые вынуждают население к хаотической миграции.

Специфика социализации личности в условиях детских домов связана с наличием значительных трудностей, как в усвоении социального опыта и социальных ролей, так и в процессе их воспроизводства и реализации.

Особенности социализации воспитанников детских домов обусловлены замещением семьи, основного института социализации, учреждением. Основными факторами, затрудняющими процесс социализации воспитанников детских домов, являются своеобразная закрытость учреждения, их изолированность, отстраненность от реальной жизни; ограничение социальных связей воспитанников, скудный выбор образцов для подражания, усвоения социального поведения; субкультурная изолированность и психологическое отчуждение воспитанников в отношениях с обществом; резкая регламентация жизни, ограничение социальной активности детей, недостаточное включение их в разные виды полезной практической деятельности; принудительный характер общения, обусловленный постоянным составом детского и взрослого контингента детского дома; дефицит неформального общения со взрослыми; ограничения в сфере реализации усвоенных социальных норм и социального опыта; наличие негативного опыта социализации в семье.

Период дошкольного возраста. У детей, воспитывающихся в детском доме, доминирует потребность во внимании и доброжелательности, хотя для этого возраста свойственны более сложные формы потребности в общении (потребность в сотрудничестве, уважении, сопереживании, которые у них выражены слабо). Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, не осваивает навыки продуктивного общения (отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться). В этом возрасте воспитанники оказываются неспособными к конструктивному решению конфликтных ситуаций, т.к. преобладают защитные формы поведения (агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину).

Период школьного возраста. Дети, воспитывающиеся в детских домах, вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников. Социально – психологические условия способствуют росту у детей эмоционального напряжения, тревожности, усиливают агрессию. Особая психологическая проблема – отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, отдохнуть от взрослых и других детей.

Незнание самого себя как личности, отсутствие познавательной структуры отношений «дом-родители-ребенок» приводит к слабой, незрелой ориентации в самостоятельной жизни, к неправильным реакциям и непродуманным поступкам. Притязания ребенка реализуются в собственной среде через физическую силу, агрессию, а порой – и асоциальные формы поведения (эмоциональные срывы, ощущение гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнев).

Период подросткового возраста. В условиях детского дома складывается интернатское понятие «мы», возникает своеобразное сопоставление (идентификация) друг с другом. Дети без родителей делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они».

Дети могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. Это объясняется нереализованной потребностью в любви и признании, эмоционально нестабильным положением ребенка. Воспитанники детских домов психологически отчуждены от людей, предпочитают полагаться только на себя (не имея навыков самостоятельности), утверждаясь всеми доступными средствами: нарушают морально-нравственные нормы, склонны к демонстрации превосходства над другими , лгут, ленятся и т.п. Все это приводит к нарушению нравственного развития. У детей, живущих на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция «нам должны», «дайте»), отсутствуют бережливость и ответственность. Уже в доме ребенка такие дети недоверчивы и вялы, не привязываются к взрослым. Они замкнуты и печальны, нелюбознательны, у них плохо развита речь, отсутствует всякая самостоятельность. В подростковом возрасте указанные причины вызывают определенные трудности в самоутверждении подростка в среде сверстников, в развитии его собственного «Я». Они не подготовлены к самостоятельной жизни, не в состоянии планировать свое будущее, живут только одним днем, болезненно переживают свою ненужность.

Таким образом, психологические особенности воспитанников детских домов выражаются: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»), неспособности выстроить продуктивные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия желания сотрудничать.

Билет 6

1.​ Характеристика понятий «алкоголизм», «пьянство». Основные степени алкоголизма.

пьянство (не менее 200г в неделю абсолютного алкоголя или реже, но в больших количествах),

алкоголизм (с 1979 г. по Международной классификации болезней “синдром алкогольной зависимости”) - заболевание, которое развивает­ся в результате пьянства, проявляется в виде психической и физической зависимости от алкоголя и приводит к деградации личности, патологии обмена веществ, внутренних органов и нервной системы.

Психическая зависимость проявляется в том, что в сознании личности начинают доминировать мысли о спиртном, которые прини­мают навязчивый характер. Психическая зависимость очень устойчива и часто ведет к рецидивам.

Физическая зависимость при алкоголизме за­ключаемся в том, что непременным условием относительно нормального самочувствия алкоголика является поддержанием в организме определенной концентрации одурманивающего вещества. Ее снижение вызывает нарушение функций многих органов в системе жизнедеятельности организма (синдром похмелья).

По международной классификации болезней (МКБ-9) в алкоголизме различают 3 стадии:

1 Стадия хронического алкоголизма. Злоупотребление алкоголем с утратой контроля за количеством употребляемого спиртного, пер­вичным патологическим пленением к алкоголю (возникающим перед алкогольным эксцессом) нарастающей толерантностью к алкоголю, регулярными однократными выпивками и редкими, ситуационно обус­ловленными периодами ежедневного пьянства в течение нескольких дней. Абсистентные состояния с опохмелением отсутствуют.

2 Стадия хронического алкоголизма, злоупотребление алкоголем с абсистентным состоянием сопровождающимся соматовегетативными расстройствами: болями в сердце, изменением кровяного дав­ления, при этом возникает непреодолимая тяга к спиртному. Алкоголика преследует страх смерти, ему кажется, что он умрет, если не выпьет, случаются галлюцинации.

3 Стадия злоупотребления алкоголем - с абсистентным состоянием, сопровождающимся соматовегетативными расстройствами (изменением во внутренних органах: почках, печени, желудке); пси­хическими расстройствами (угнетенность, человек может заговариваться, делирий, т.е. белая горячка, бред ревности, частичное самолюбие, потеря высших эмоций). Для этой стадии характерны истинные запои, возникновение непереносимости алкоголя к концу запоя, постоянное пьянство дробными дозами, сниженная толерантность к алкоголю, алкогольная деградация личности.

Внешне алкоголизм можно определить по некоторым характерным признакам.

Первый признак - толерантность (переносимость) алкоголя.

Второй признак - это потеря контроля над собой. Человек не может остановиться и понимает это только на следующий день.

Третий признак - параллельно нарастает частота употребления спиртного, теряется контроль над своими действиями в состоянии опья­нения, появляются провалы в памяти (“лоскутная” память).

2.​ Особенности детского алкоголизма, причины его формирования. Последствия употребления алкоголя детьми и подростками. Основные направления профилактики алкоголизма у детей и подростков.

Особенности:

- быстрое привыкание к спиртным напиткам (это объясняется анатомо-физиологическим строением детского организма);

- злокачественное течение болезни (в подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения);

- принятие ребенком больших доз алкоголя (принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одновременно);

- быстрое развитие запойного пьянства (для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно);

- низкая эффективность лечения.

Причины:

Первый период - раннее детство, в котором алкоголизация детей носит неосознанный, непроизвольный характер.

Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Второй период - дошкольный и младший школьный возраст.

Причинами являются: - педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

Третий период - подростковый и юношеский возраст.

В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Последствия

Преждевременное начало половой жизни, которая истощает растущий организм, вызывая перенапряжение нервно-половой сферы, и как результат – раннее ослабление половых функций. Бесплодие и неспособность выносить, родить и воспитать полноценное потомство.

Сексуальные контакты подростков без контрацепции приводят к ранним абортам, и дальнейшим серьезным осложнениям.

Возникает большая опасность заражения венерическими болезнями или инфекциями, передаваемыми половым путем, гепатитами В или С, ВИЧ-инфекцией.

Наблюдаются сбои в работе желудочно-кишечного тракта. Характерно повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени.

Нарушения в работе поджелудочной железы (панкреатит, перитонит). Нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы (тахикардия, проблемы с артериальным давлением и др.). Развиваются воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей (уретрит, цистит, пиелонефрит). Появление различных воспалительных заболеваний в легких, бронхах, гортани, носоглотке (хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пневмосклероз, туберкулез легких). Снижение иммунной защиты организма, что ведет к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям. Алкоголь наносит непоправимый вред эндокринной системе подростка.

Возможное развитие и очень сложное протекание сахарного диабета. Изменение состава крови, анемия и т.д.

Наблюдаются разнообразные расстройства, преимущественно в эмоциональной и волевой сфере, падает общественная активность, угасают трудовые навыки, страдают здоровое честолюбие и нравственные качества. На первый план выступают такие эмоциональные нарушения, как огрубение, взрывчатость, беспечность, безынициативность, внушаемость.

Профилактика алкоголизма на уровне семьи: создание здорового образа жизни, отказ от злоупотребления алкоголем в семье, рациональное питание, соблюдение режима дня и сна, антиалкогольное воспитание в семье и т.п.

Профилактика алкоголизма на уровне школы: педагогический такт, установление контакта учителя с учащимися, приобщение к активному занятию физкультурой и спортом, организованная работа школьного врача по профилактике алкоголизма, осуществление санитарно-просветительской работы и т. п.

Профилактика со стороны государства: запрет продажи алкогольной продукции детям моложе 18 лет; запрет рекламирования пива по телевидению до 21:00; предусмотрение строгой уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, доведение до состояния алкогольного опьянения; запрет приема несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками и т.п.

Билет 7

1.​ Характеристика понятий «наркотик», «наркомания», «токсикомания».

- Наркотик - наркотическое средство, включенное в официальный государственный список вследствие социальной опасности из-за способности при однократном употреблении вызывать привлекательное психическое состояние, при систематическом - психическую или физическую зависимость.

- Наркомания - болезнь, вызванная систематическим употреблением средств, включенных в государственный список наркотиков, и проявляющаяся психической, а иногда и физической зависимостью от них.

- Токсикомания - психическая и физическая зависимость от вещества, не включенного в официальный список наркотиков.

2.​ Особенности детской наркомании, причины формирования. Последствия употребления наркотических веществ детьми и подростками. Основные направления профилактики наркомании.

Особенности детской наркомании можно проследить по трем аспектам:

Социокультурный аспект особенностей детской наркомании включает:

- массовое увеличение злоупотребление наркотическими препаратами среди детей и подростков, причем у подростков влечение к наркотику очень долго остается психическим;

- «омоложение» контингента лиц, употребляющие наркотические средства, до 13-14 лет;

- изменение социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотические препараты.

- в связи с тем, что принятие детьми наркотических препаратов не одобряется обществом, подростки употребляют их тайком, принимая большую дозу одномоментно;

- распространение мифов о наркомании.

Миф первый: «Я только попробую это не страшно и не опасно».

Миф второй: «Я в любое время могу отказаться; я не наркоман».

Миф третий: «Алкоголь и табак - это тоже наркотики, но человек принимает их, и это является общественно одобряемым, поэтому нет ничего страшного в принятии легких наркотиков».

Психофизиологический аспект особенностей детской наркомании связан со спецификой подросткового организма. Он включает:

1) быстрое привыкание детского организма к наркотическим веществам.

2) быстрое развитие наркотической зависимости.

3) злокачественное течение болезни. В подростковом и юношеском возрасте организм находится в стадии формирования, устойчивость центральной нервной системы к действию наркотиков и алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;

4) низкая эффективность лечения. У широкого круга подростков употребление наркотиков и алкоголя включается в структуру потребностей, о чем свидетельствует: высокий уровень распространенности употребления наркотических веществ среди несовершеннолетних и их товарищей.

Личностный аспект, связанный с психологическими особенностями характера наркомана включает:

1. снижение самоконтроля. Безвольный человек легко идет на нарушение общественных норм, становится послушным исполнителем чужой воли, чужих нравственных представлений и оценок. Руководствуясь наркотиками, он совершает противоправные и аморальные действия;

2. удовлетворение любопытства подростка относительно действия наркотического вещества; познание приносящего удовольствие, нового, волнующего и таящего опасность опыта, достижение чувства полного расслабления, а иногда «ясности мышления» и «творческого вдохновения».

3. следование молодежной моде. Так, популярным видом молодежных развлечений становятся ночные дискотеки, где предполагаются танцы без перерыва в течение 10 часов.

Причины, способствующие детской наркомании

- Коллектив. Многие подростки начинают употреблять психоактивное вещество, попав в определённую компанию. Они не хотят выделяться или казаться слабыми.

- Подражание кому-либо, например, кумиру, желание самоутвердиться и казаться взрослым.

- Непонимание, неприятие ребёнка со стороны родителей, сверстников.

- Крайние меры воспитания – бесконтрольность, отсутствие внимания или наоборот чрезвычайный контроль и завышенные требования.

- Желание уйти от реальности.

- Поиск удовольствий.

- Индивидуальные психологические особен<

Наши рекомендации