Педагогический контроль в форме мобильного приложения
Введение в учебный процесс интерактивных форм обучения имеет цель подготовки учащихся к жизни в информационном обществе, которое постоянно изменяется и динамично развивается. Новые знания в нашем обществе появляются каждый день, постоянно повышается потребность в освоении новых навыков. Ключевая роль в решении этих задач принадлежит коммуникационным и информационным технологиям. В связи с этим особенно важным становится процесс информатизации образовательной системы и среднего, и высшего образования.
Рассматривая развитие современных мобильных технологий, можно заключить, что они повсеместно используются в преподавательской деятельности во многих вузах мира. Их преимуществами являются: практичность и стабильность работы, простота использования, удобство распространения для широкого охвата аудитории, своевременное предоставление актуальной информации посредством всемирной сети. Применение мобильных приложений упрощает обучающимся подготовку к предмету, устанавливает стандарт тестового контроля знаний студентов.
Для преподавателя высшей медицинской школы уже недостаточно быть компетентным в области своей специальности и передавать огромную базу знаний в аудитории, сегодня он должен знать, как лучше для понимания студентами эту базу знаний преподнести. И хотя эти новые взгляды не принимаются некоторыми преподавателями высшей медицинской школы, нельзя игнорировать данные исследований, которые подтверждают, что активные методы обучения — наиболее эффективные. Преподавателям необходимо целенаправленно овладевать интенсивными интерактивными технологиями обучения: играми, тренингами, кейсами, игровым проектированием, креативными техниками и многими другими приемами. Все эти перечисленные формы обучения развивают базовые компетентности и метакомпетентности студента, формируют необходимые для профессии умения и навыки, создают предпосылки для психологической готовности внедрять в реальную практику освоенные умения и навыки.
Исследования по выявлению особенностей выбора методов активного обучения в профессиональной деятельности преподавателя, обучающегося на кафедре педагогики ФДПОП, показало, что принципиальные видоизменения в технологии обучения возможны лишь при кардинальном, принципиальном различии основных элементов (участников) процесса обучения обучающегося и обучающего — и характера их взаимодействия.
Именно интенсивные интерактивные технологии в образовательном процессе решают важные цели и задачи, т.е. способствуют созданию у обучаемых целостного представления о профессиональных компетентностях и метакомпетентностях, их динамике и месте в реальной деятельности.
Современные образовательные тенденции, актуализирующие проблемы качества образования, направлены на личностно-ориентированное обучение. В актуальных образовательных практиках внедрение инноваций связано с определенными сложностями. Глобальной задачей XXI в. является гуманизация образования, что предполагает усиление внимания к личности студента, и отношение к обучающемуся, как высшей социальной ценности. Следует отметить постепенный процесс перехода образования с позиций передачи глубоких знаний на формирование навыков, общекультурных и профессиональных компетенций. В связи с переменами увеличивается роль студенчества в образовательной среде, в том числе в сфере качества образования.
В настоящее время в высшей школе активно внедряется концепция практико-ориентированного обучения, использование информационных и технологических ресурсов, что знакомит студентов с новейшими исследованиями отечественных и зарубежных ученых. Для внедрения этих инноваций, Правительством РФ и Министерством образования и здравоохранения увеличивается финансирование ведущих вузов страны.
Качество результатов образовательной деятельности зависит от многих психолого-педагогических условий:
− системность – сбор, обработка, анализ и интерпретация полученной информации;
− мониторинг, диагностика при сочетании различных методов;
− ориентация на формы и методы обучения;
− учет совокупности показателей и факторов;
− адекватная психолого-педагогическая интерпретация данных мониторинга;
− привлечение к мониторингу преподавателей и студентов вуза.
Достижению необходимого уровня качества, удовлетворяющего требованиям всех заинтересованных сторон, способствует внедрение сертифицированной системы менеджмента качеством в образовательный процесс.
Следует отметить, что качество – многоплановая категория, характеризующая эффективность всех сторон деятельности (разработка организация учебного процесса, педагогические условия, опыт и др.). В связи с тем, что студенты являются внутренними потребителями, их мнения обязательно учитываются, анализируются и служат основой для формирования корректирующих и предупреждающих мероприятий.
Под управлением качества учебного процесса в медицинском вузе понимается системный и планомерный процесс формирования будущего специалиста здравоохранения, базирующийся на компетентностном подходе.
В современной системе российского образования одним из приоритетных направлений по внедрению новейших способов обучения стало применение интерактивных методов обучения посредством использования специализированных виртуальных сред. Дистанционное обучение — как новая форма организации учебного процесса на основе принципа самостоятельного обучения студентов с помощью различных информационных ресурсов изменяет подход к образованию. Дистанционные образовательные технологии — это своего рода вспомогательные средства, позволяющие студентам эффективно проходить обучение в вузе. В крупных медицинских университетах в учебном процессе используется электронная дистанционная система Moodle, применяемая в ведущих отечественных и зарубежных учебных заведениях в более чем 100 странах мира. Слово «Moodle» — это акроним слов «Modular Object–Oriented Dynamic Learning Environment» (Модульная объектно–ориентированная динамическая обучающая среда). Moodle — это система управления содержимым сайта или система управления курсами, специально разработанная для создания качественных онлайн-курсов преподавателями. Благодаря внедрению в практику элементов электронного обучения образование становится более динамичным, сетевым.
Одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста на основе ФГОС III является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Внедрение новых информационных технологий в образование привело к появлению новых образовательных технологий и форм обучения, базирующихся на электронных средствах обработки и передачи информации.
В Волгоградском государственном медицинском университете для дистанционного обучения разработан портал http://edu.volgmed.ru, а также ведутся работы по внедрению и совершенствованию имеющихся интерактивных форм обучения с использованием инновационных современных технологий [4]
Рассматривая развитие современных мобильных технологий, можно заключить, что они повсеместно используются в преподавательской деятельности во многих вузах мира. Их преимуществами являются: практичность и стабильность работы, простота использования, удобство распространения для широкого охвата аудитории, своевременное предоставление актуальной информации посредством всемирной сети. Применение мобильных приложений упрощает обучающимся подготовку к предмету, устанавливает стандарт тестового контроля знаний студентов.
Современный студент широко использует электронные ресурсы для подготовки к занятиям. Многие кафедры ВолгГМУ предоставляют методические материалы для подготовки и вопросы тестового контроля знаний на своих страницах в сети Интернет. В мировой практике имеются приложения для мобильных устройств, способные в режиме оффлайн проводить тестовый контроль в режиме тренировки или обучения. Отдельные приложения повторяют учебники и атласы. Их преимуществами являются: практичность и стабильность работы, простота использования, удобство распространения для широкого охвата аудитории, своевременное предоставление актуальной информации посредством всемирной сети. Применение мобильных приложений упрощает обучающимся подготовку к предмету, устанавливает стандарт тестового контроля знаний студентов.
Разработано программное обеспечение для iOS-устройств (iPhone, iPad, iPod Touch), позволяющее проводить тестовый контроль знаний студентов ВолгГМУ. Для реализации проекта были поставлены следующие задачи:
1) создать бесплатное приложение для тестового контроля знаний по дисциплинам медицинского вуза при помощи интегрированной среды разработки программного обеспечения Xcode на ОС Макинтош;
2) протестировать приложение на iOS-устройствах;
3) разместить мобильное приложение в Apple App Store;
4) дополнять мобильное приложение методическими материалами, поддерживать его актуальность.
Для первой версии программного обеспечения были отобраны 150 тестовых заданий промежуточного контроля по дисциплине «гистология, эмбриология, цитология» для специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело». Тестовые задания составлены в соответствии с рабочей программой по предмету и ФГОС-3 для подготовки к промежуточным и итоговым тестовым контролям по предмету, рекомендованы для предэкзаменационного тестирования студентов I и II курсов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов. Каждый вопрос имеет 5 вариантов ответа, из которых только один является верным. Создан опытный образец мобильного приложения, которое поддерживает устройства с операционной системой iOS версии 7.0 и выше: iPhone 4/4S/5/5C/5S/6/6+, iPad 2/3/4/Air/Air 2, iPad mini/mini 2/mini 3,iPodTouch 5.
Создан опытный образец первой версии приложения для тестового контроля на основе 150 тестовых заданий по дисциплине «гистология, эмбриология, цитология», демонстрирующая стабильную работу на всех вышеперечисленных iOS-устройствах, рис. 1, 2.
Рис. Интерфейс программного продукта для тестирования по гистологии, эмбриологии, цитологии и кнопка приложения для смартфона
Было направлено соответствующее письмо в Apple Inc. для размещения программы в App Store, получен Enrollment ID и Case number. Программа успешно прошла проверку и открыта в общем доступе для бесплатной закачки. Студенты 2 курса ВолгГМУ получили возможность дистанционной формы подготовки и самопроверке знаний по гистологии, эмбриологии, цитологии. По отзывам студентов, такое мобильное приложение пользуется популярностью в транспорте, во время длительных переездов на занятия и между учебными базами. В 2017 году идет расширение базы тестов и дифференцияация по семестрам и специальностям.
Рис. Размещение приложения Тест ВолгГМУ в App Store
Настоящий проект направлен на развитие интерактивных и дистанционных форм обучения в медицинском вузе в соответствии с современными инновационными технологиями и в условиях перехода на новый образовательный стандарт, что соответствует задачам программы модернизации высшего медицинского образования в связи с переходом на новый образовательный стандарт. Разработана среда и продемонстрирована возможность применения дистанционных форм обучения в медицинском вузе.