Лекция №39. «Психическая деятельность – физиологическая основа психо – социальных потребностей. Условные рефлексы, виды. Типы ВНД. Формы психической деятельности.»
КБМ и подкорковые образования обеспечивают рефлекторные реакции, за счет кото-рых осуществляются взаимодействия человека с окружающей средой. Впервые о рефлек-торном характере рефлекторной деятельности заговорил Сеченов «Рефлексы головного мозга». Его идеи развил Павлов, который создал метод условных рефлексов. Это и по-зволило ему развить учение о ВНД. Она осуществляется за счет 2 механизмов:
· инстинкты
· условные рефлексы
Инстинкты – сложные врожденные цепные безусловные рефлекторные реакции, кото-рые осуществляются за счет подкорковых ядер и промежуточного мозга. Они одинаковы
у членов одного вида и передаются по наследству. Связаны они с питанием, защитой и размножением. Условные рефлексы – индивидуальные приобретенные рефлекторные реакции, которые вырабатываются на базе безусловных рефлексов. Они осуществляются за счет работы КБМ. Принципы условнорефлекторной деятельности больших полуша-рий:
1. принцип структурности: каждой морфологической структуре соответствует своя функция (КБМ характерна функция образования вре-менных нервных связей - условных рефлексов)
2. принцип детерминизма: рефлекторные реакции имеют при-чинную обусловленность
3. принципы анализа и синтеза (за счет аналитической деятель-ности КБМ человек может расчленять сложные явления на простые и изу-чать их по отдельности и изучать сущность предметов и явлений в целом – синтез; в этом заключается мышление человека)
И.П.Павлов рефлексы делил:
1. безусловные (врожденные): передаются по наследству, прояв-ляются только при наличие раздражителя, имеют готовые рефлекторные дуги, осуществляются подкорковыми ядрами, стволом мозга и спинным мозгом, сохра-няются при удалении КБМ
2. условные (приобретенные): имеют временную нервную связь
с раздражителем внешней или внутренней среды, приобретаются в течение инди-видуальной жизни, неодинаковы у представителей одного вида, не имеют готовых рефлекторных дуг, осуществляются КБМ, легко изменяются, исчезают и вновь об-разуются, исчезают при удалении КБМ
Для образования условного рефлекса необходимо сочетание 2 раздражителей:
· индифферентный раздражитель, который затем становится ус-ловным сигналом
· безусловный раздражитель, который вызывает условный реф-
лекс
Условный сигнал всегда предшествует действию безусловного раздражителя. Подкре-пление условного сигнала безусловным раздражителем должно быть многократным. Для формирования условного рефлекса необходима полная изолированность от окружающего мира. Павлов для этого использовал помещения в башне, которая стояла в отдалении на высоком месте – камера Павлова. Этапы формирования условного слюноотделительного рефлекса:
1. зажигаем лампочку перед собакой (5 – 10 сек)
2. ориентировочный рефлекс – поворот головы и глаз собаки в сторону света
3. предлагают пищу (собака должна быть голодной) – безуслов-ный раздражитель
Через несколько повторений (8 – 10 раз) свет для собаки становится индифферентным раздражителем – безразличным, и только он становится условным сигналом для отделе-ния слюны у собаки. Образование условных рефлексов всегда связано с образованием новых нервных связей в КБМ. Условный сигнал всегда вызывает возбуждение в соответ-ствующем отделе мозга. одновременно импульсы идут в кору, где возникает 2 очага воз-буждения (один в мозговом отделе анализатора, второй в корковом представительстве центра безусловного рефлекса. Между этими центрами устанавливается временная нерв-ная связь. При действии раздражителя в коре возникает более сильный очаг возбуждения
– доминанта (свет возбуждал фоторецепторы глаза, импульс поступал по зрительным не-рвам в головной мозг и по вставочным нейронам к зрительной области коры (шпорная борозда. Нервные импульсы по соответствующим нервам поступали в центр слюноотде-ления (продолговатый мозг) и к слюнным железам. В формировании рефлекторной дуги принимали участие нейроны РФ, подкорковые ядра, лимбическая система, но в этом про-цессе КБМ играла ведущую роль. Условные рефлексы Павлов делил:
· натуральные (формируются на естественные качества безусловного раздражителя – запах, вид пищи)
· искусственные (свет, звук, температура)
Кроме данных рефлексов, различают рефлексы высшего порядка: слюноотделитель-ный рефлекс собаки на звонок ( механический раздражитель кожи – звонок – пища, в ре-
зультате один только механический раздражитель становится сигналом для отделения слюны). В КБМ существуют 2 вида торможения условных рефлексов:
· безусловное (врожденное):
1. внешнее (формируется под влиянием нового доминантного
раздражителя: слюноотделительный рефлекс угасает у собаки при ощутимых бо-левых раздражениях)
2. запретное (при усилении силы и продолжительности условно-го сигнала: при усилении силы и продолжительности звонка слюноотделение у собаки прекращается; это торможение препятствует истощению нервной системы
– запрет (защита))
· условное (внутреннее) – свойство клеток коры. Основное зна-чение для его выработки является неподкрепление условного раздражителя безус-ловным (свет есть, пищи нет).
Условные рефлексы имеют приспособительное значение для организма. В борьбе за существование выживает то животное, у которого быстрее и больше вырабатывается ус-ловных рефлексов. Человек также лучше и быстрее приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды, если скорость образования условных рефлексов у него вы-сокая.
Учение И.П.Павлова о сигнальных системах – является логическим продолжением развития его учения об условных рефлексах. Между ВНД человека и особенностями жи-вотных существуют качественные различия. Переход человека к ВНД является качест-венным скачком, совершенным под влиянием социальных факторов. Сигнальные систе-мы – способность отражать окружающий мир. Первая сигнальная система имеется у че-ловека и у животных. Деятельность этой системы проявляется в условных рефлексах, формирующихся на любые раздражители внешней среды, за исключением слова. Она обеспечивает предметное конкретное мышление. На определенном этапе развития чело-века под влиянием трудовой деятельности и речи к первой сигнальной системе присое-диняется вторая. Речь и труд способствовали развитию органов чувств, головного мозга и тонкой моторики рук.
Деятельность второй сигнальной системы проявляется в речевых условных рефлексах. Они обобщенно сигнализируют человека об окружающей действительности. По Павлову
– слово – сигнал сигналов, т. е. человек в данный момент может не видеть предмета, но с помощью слов, которыми его описывают, может хорошо его себе представлять. Вторая сигнальная система обеспечивает абстрактное мышление в виде понятий, суждений и умозаключений. Речевые рефлексы формируются благодаря активности нейронов лоб-ной области и области речедвигательного анализатора. Периферический отдел его – ре-цепторы гортани, мягкого неба и языка. По ним нервные импульсы идут в мозговой отдел речедвигательного анализатора – несколько зон коры. Слово для человека в процессе эволюции стало означать очень много: словом можно поддержать человека, поднять на-строение, а также им можно убить человека. Это нужно всегда учитывать при общении с пациентами. Неосторожно сказанное слово может значительно ухудшить состояние чело-века и привести к депрессии и нежеланию бороться за свою жизнь.
Животные же реагируют на слова по – другому. Они не реагируют на смысловое зна-чение слов, для них важно знакомое сочетание звуков, интонация, поза человека, хозяина. Если заменить знакомое животному слово на похожее по звучанию – ответная реакция будет та же.
Ребенок рождается только с безусловными рефлексами. Затем на базе безусловных ре-флексов формируются условные – ПСС. Когда ребенок начинает говорить и распознавать окружающую действительность – на базе ПСС формируется ВСС.
Она является высшим регулятором поведения человека в окружающей его природной с социальной среде. Обе СС тесно взаимосвязаны.
Подтипом ВНД следует понимать совокупность нервных процессов, обусловленными наследственными особенностями организма и приобретаемыми в процессе индивидуаль-ной жизни. В основу деления нервных процессов на типы Павлов положил 3 свойства
нервных процессов: | |
1. | сила |
2. | уравновешенность |
3. | подвижность |
Сила – способность клеток коры сохранять адекватные реакции на сильные и сверх-сильные раздражители. Уравновешенность – одинаковые по силе процессы возбуждения
и торможения. Чаще у людей преобладает процесс возбуждения. Подвижность – ско-рость перехода процессов возбуждения и торможения друг в друга. Виды нервной систе-мы:
1. сильный неуравновешенный тип: сильные неуравновешенные
и подвижные нервные процессы; процесс возбуждения преобладает над торможе-нием; поведение агрессивное - безудержный тип
2. слабый тормозный тип: слабые неуравновешенные нервные процессы; преобладает процесс торможение; люди трусливые и застенчивые
3. сильный уравновешенный подвижный тип: люди работоспо-собные, подвижные , любознательные и веселые; у них быстро сменяются процес-сы возбуждения и торможения
4. сильный уравновешенный инертный: процессы торможения медленно сменяют процесс возбуждения и наоборот; люди малоподвижные, инертные, аккуратные
В природе преобладают переходные формы между этими типами. Основные свойства нервных процессов наследуются. Поведение человека подчиняется не только типам ВНД, но и влиянию внешней среды – воспитание и обучение. Учитывая взаимодействие пер-вой и второй СС, Павлов выделяет 4 типа ВНД, используя терминологию Гиппократа (в теле человека течет желчь разного цвета, которая и определяет поведение):
1. холерик – сильный неуравновешенный тип ВНД – люди энер-гичные, подвижные, но вспыльчивые и быстро утомляемые
2. меланхолик – слабый тип ВНД – люди пессимистичные, уны-лые, неуверенные в себе
3. сангвиник – сильный уравновешенный подвижный тип ВНД – люди жизнерадостные, работоспособные
4. флегматик – сильный уравновешенный инертный тип ВНД – люди спокойные уравновешенные, упорные труженики
В человеке всегда преобладает какой – то один тип нервных процессов, людей с чистыми типами ВНД нет. У большинства людей преобладает какой – либо тип СС:
· художественный тип – преобладает первая СС – художники,
писатели и музыканты
· мыслительный тип – преобладает вторая СС – математики,
физики, философы