Нервная система как физиологическая основа психической деятельности человека (ее строение, функции и роль в развитии форм психического отражения).

Поскольку психика есть свойство (функция) нервной системы, то для правильного понимания психической деятельности необходимо знать особенности высшей нервной деятельности, которая является материальной основой психики человека и животных.
Нервная система делится на центральную и периферическую. Центральная — это мозг (головной и спинной), периферическая нервная система — это нервы, т. е. пучки волокон, покрытых миелиновой оболочкой и расходящихся по всему телу от головного и спинного мозга. И мозг и нервы состоят из нейронов, т. е. нервных клеток, соединенных друг с другом отростками.
Мозг имеет несколько частей. В позвоночнике находится спинной мозг, регулирующий простейшие движения. Он переходит в продолговатый мозг, ведающий различными процессами жизнеобеспечения в организме, такими, как пищеварение, кровообращение, дыхание и др. Большие полушария головного мозга состоят из подкорковых узлов и коры головного мозга, управляющей всей психикой человека.
У людей мозг устроен значительно сложнее, чем у животных. Его масса тоже больше. Если мозг обезьяны достигает 400—500 г, то у человека вес мозга (в среднем) — 1400 г. Насколько сложны функции мозга в жизнедеятельности организма, видно из того, что мозг, составляя около 2% веса тела, потребляет свыше 18% поступающего в организм кислорода.
Чем выше уровень развития животного, тем большую часть веса тела составляет его мозг
Особое значение в жизни организма имеет кора больших полушарий мозга. У человека она состоит в среднем из 14—15 миллиардов нейронов. Наиболее важную роль выполняют лобные доли коры. Чем более развито животное, тем большую часть коры занимают лобные доли. Лобные доли кошки занимают 3%, человека — 29%.
Хотя объем и вес мозга имеют некоторое значение в психической жизни индивида, но особенно важна структура мозга. Поэтому по весу мозга еще нельзя, например, судить об уме человека.

Ребенок, родившийся без больших полушарий, очень быстро умирает. Следовательно, человек, лишенный этого отдела мозга, совсем не может жить.

Окружающая человека среда постоянно действует (через органы чувств) на его нервную систему, на мозг. Организм воспринимает эти воздействия и дает на них ответную реакцию. Этот процесс называется рефлексом.
Приведем пример простейшего рефлекса. Человек, нечаянно прикоснувшись рукой к горячему предмету, мгновенно отдернет ее. Раздражение передалось от нервных окончаний в руке по центростремительным нервам в спинной (а также и в головной) мозг, и оттуда по центробежным нервным путям был дан импульс в соответствующие мышцы, которые и отдернули руку.
Идею рефлекса, выдвинутую еще 300 лет назад французским ученым Декартом, развил крупнейший русский физиолог И. М. Сеченов. В книге «Рефлексы головного мозга» (1863) Сеченов показал, что все поведение человека представляет собой сложную систему рефлекторных актов. Материалистическое учение Сеченова открыло возможности для дальнейшего развития рефлекторной теории в трудах И. П. Павлова. Он назвал рефлексы приведенного выше типа безусловными, так как они обязательно, непроизвольно (безусловно) возникают, если нa opгaнизм действует внешний или внутрений раздражитель. Эти рефлексы называются врожденными.
К ним относятся инстинкты, например пищевой (едва появившись на свет, ребенок, почувствовав голод, уже производит сосательные движения), болевой, оборонительный (на человека замахнулись рукой, он невольно делает оборонительное движение), половой и многие другие.
Но, кроме безусловных рефлексов, существуют рефлексы, возникающие только при определенных условиях. Их Павлов назвал условными.
Если бы животное обладало только безусловными рефлексами, то оно не могло бы существовать в сложных, постоянно изменяющихся обстоятельствах жизни. В самом деле, представьте, что животное узнавало бы об опасности, которая ему грозит, только тогда, когда когти хищника впивались в его спину (вследствие чего у животного возникал бы безусловный болевой рефлекс). Но животное слышит еще издали рев зверя или хруст ветвей под его лапами, и эти звуки являются для него условными сигналами приближающейся опасности, заставляют своевременно обращаться в бегство. Это и есть условнорефлекторная реакция животного на внешний раздражитель.
В коре больших полушарий человека (и животных) постоянно протекают два противоположных нервных процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение возникает тогда, когда какие-либо предметы или явления, действуя на органы чувств, вызывают раздражения, которые передаются в мозг. Этот очаг возбуждения не остается неизменным и неподвижным. Обычно он иррадиирует (распространяется) и перемещается по коре больших полушарий.
Одновременно в коре происходит и противоположный процесс — торможение, которое активно задерживает, тормозит или ограничивает возбужденный участок, вызывает его концентрацию, сосредоточение в более узком очаге.
Возбуждение и торможение тесно связаны между собой. Эта связь выражается, в частности, в том, что если в одном участке мозга появилось возбуждение, то вокруг начинает возникать торможение. Такое явление называется отрицательной индукцией. Вокруг очага торможения в коре больших полушарий возникает возбуждение. Этот процесс называется положительной индукцией нервных процессов. (Название дано Павловым по аналогии с явлением индукции в физике.)
Торможение может возникнуть и в результате утомления. И. П. Павлов считал, что если это торможение охватывает значительную часть коры больших полушарий и нижележащие части мозга, то человек погружается в сон. Такое торможение, по мнению Павлова, защищает нервные клетки мозга от истощения и обеспечивает им необходимый отдых, вместе с тем восстанавливает силы и всего организма.
Иногда во время сна тормозной процесс захватывает не всю кору полушарий мозга, некоторые небольшие участки ее остаются в какой-то мере возбужденными. Это своего рода «сторожевые пункты», как их назвал Павлов. Так, мать крепко спит у постели своего ребенка, однако стоит только ему пошевелиться или сказать во сне слово, как она сразу просыпается.
Есть еще вид сонного состояния, так называемый гипноз. При нем торможение имеет особый характер и тоже, по мнению И. П. Павлова, оказывается частичным, захватывая не всю кору. Такое состояние можно вызвать искусственно, усыпляя человека посредством словесного внушения («вам хочется спать, вы спите»), а также при помощи тихих движений руками перед лицом гипнотизируемого (так называемые «пассы»).
При этом в коре полушарий остается возбужденным какой-то участок мозга, благодаря чему усыпленный слышит слова гипнотизера. Так как большая часть коры головного мозга находится в состоянии торможения, то загипнотизированный не может действовать самостоятельно и подчиняется усыпившему его человеку, выполняет то, что ему приказывают.
Согласно новейшим исследованиям, во время бодрствования возбуждена только некоторая часть нервных клеток мозга, а остальная находится в состоянии торможения. Во время сна клетки как бы меняются ролями: те, которые были возбуждены, теперь отдыхают. Но остаются и возбужденные участки, благодаря чему мозг спящего человека выполняет нужные для организма функции.

Условнорефлекторную деятельность коры больших полушарий Павлов назвал сигнальной деятельностью мозга, так как раздражители внешней среды дают организму сигналы о том, что имеет для него значение в окружающем мире.
Поступающие в мозг сигналы, которые вызываются предметами и явлениями, действующими на органы чувств (в результате чего возникают ощущения, восприятия, представления), Павлов назвал первой сигнальной системой; она имеется у человека и у животных.
Но у человека произошла, как пишет Павлов, чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности. Эта прибавка — человеческая речь. «...Слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов»..
Но и одни первые сигналы не дают глубоких и полных знаний о мире. Лишь при посредстве второй сигнальной системы (речи) человек научился расширять свои сведения, обобщая отдельные факты, устанавливая важные для себя закономерности.
Благодаря второй сигнальной системе люди углубляют и сохраняют свои знания.

Согласно учению И. П. Павлова, кора больших полушарий мозга представляет грандиозную мозаику, на которой в данный момент располагается огромное множество пунктов приложения внешних раздражений, то возбуждающих, то тормозящих различные деятельности организма.
В коре мозга в каждый данный момент имеется определенная система сложившихся там связей. Поэтому реакции на внешние раздражения зависят не только от самих раздражителей, но и от того, какие связи имеются в коре мозга, какую систему они там образуют.
Повторение одной и той же последовательности возбуждений вызывает одни и те же реакции человека. Опыты показали, что уже на появление первого из раздражителей возникает целая цепь реакций, система условных рефлексов.
Такое явление Павлов назвал динамическим стереотипом.
Слово «стереотип» говорит о постоянстве закрепленных реакций, а «динамическим» он назван в связи с тем, что является подвижным, может изменяться, хотя обычно эта переделка стереотипа (привычной системы действий) дается с трудом.
При существовании в коре мозга динамических стереотипов (как определенных закрепившихся очагов, где ранее возникали возбуждения и торможения) воспроизведение систем рефлексов происходит легко, без усилий.
Так, мастер, много раз повторявший определенные движения, выполняет действия легко, свободно, без напряжения, в то время как человек, впервые приступивший к той же работе, испытывает большие трудности.
Динамический стереотип является как бы приспособлением организма к повторяющимся воздействиям раздражителей, ответом на них.

Наши рекомендации