Вопрос 17(Психологические проблемы профессиональной деятельности преподавателя)
Термин «барьер» (от французского - преграда, препятствие) в психологическом значении рассматривается как психологическая реакция человека на препятствие, сопровождающаяся возникновением напряженного психического состояния.
В профессии преподавателя умение общаться становится профессионально необходимым качеством. Изучение опыта начинающих учителей позволило исследователям, в частности В.А.Кан - Калику выявить и описать наиболее часто встречающие «барьеры» общения, затрудняющие решение педагогических задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контакта, сужение функций общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание. Однако, если начинающие учителя испытывают психологические «барьеры» по неопытности, то учителя со стажем - по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, что приводит к обеднению эмоционального фона образовательного процесса, В результате оказываются обедненными и личные контакты с детьми, без эмоционального контакта не возможна продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельность личности.
Психологические барьеры— психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм психологических барьеров состоит в усилении отрицательных переживаний и установок — стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (например, "страх сцены") .Адекватность восприятия учебной информации зависит - от ряда причин, важнейшей из которых является наличие или отсутствие в процессе коммуникативных барьеров. В самом общем смысле коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи учебной информации между участниками педагогического процесса. В случае возникновения барьера учебная информация искажается или теряет изначальный смысл.
Таким образом, анализ литературы по данной тематике позволяет нам сформулировать теоретическую позицию, согласно которой существует ряд психологических барьеров, блокирующих формирование мотивации у педагога:
1.повышение квалификации – новая социальная роль;
2. низкий уровень коммуникативной культуры – не умение общаться с людьми;
3. страх перед новыми информационными технологиями - компьютеризация;
4.низкий уровень творческого самовыражения;
5.социальная незащищенность педагога;
6. языковые, этнические барьеры -принадлежность к другой группе людей, миграция.
Существуют также пути преодоления данных психологических барьеров, к которым относятся:
1. Разработка программ для педагогов - строится на основе принципов:
-дифференциации и индивидуализации;
-взаимосвязи аттестации с повышением квалификации;
- оптимальное сочетание теории и практики, расширение и углубление теоретических знаний в сочетании с практической направленностью обучения.
2. Разработка психологических программ на развитие коммуникативной культуры педагогов:
- ролевые игры;
- психологические тренинги;
- групповые дискуссии
3. Разработка психологических программ по повышению уровня творческого самовыражения:
- защита собственных сценариев по педагогическому досугу.
4. Организация системы поощрений:
- моральные;
- материальные;
5. Развитие профсоюзной деятельности, проведение конкурсов профессионального мастерства, привлечение средств массовой информации.
6. Разработка индивидуальных программ по преодолению психологических барьеров, связанных с вхождением в новый коллектив, психологическое сопровождение в период адаптации к новым условиям труда.
Результатом мероприятий по преодолению психологических барьеров в конечном итоге станет удовлетворение личностных и профессиональных потребностей педагога, повышение его профессиональной компетентности, повышение уровня его коммуникативной культуры, создание условий для личностного и профессионального самовыражения педагога.
Вопрос 18( Сущность,функции и содержание профессиональной этики педагога - психологая)
Профессиональная этика — совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей, с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации — занимает важное место в системе этического знания и образования, выступая неотъемлемой составной частью подготовки и деятельности специалиста.
Содержание и сущность основных категорий профессиональной этики:
Этические ценности, содержание категорий: справедливость, профессиональный долг и ответственность, честь и совесть, достоинство и авторитет, профессиональный педагогический такт – основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны морали и составляющие научный аппарат профессиональный этики; их роль, позволяющая выделить профессиональную педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел науки о морали.
Анализ педагогических ситуаций, тренинги и решение педагогических задач как средство накопления нравственного опыта, становления и развития этической позиции обучающегося.
Функции:
-информативная
-воспитательная
-функция познания людьми друг друга
-функция открытия ребенка на общение
-функция соучастия
-функция возвышения личности ученика
-реализация потребности в контакте с другим человеком