Отечественные модели и стратегии укрепления здоровья студенческой молодежи

Успешное внедрение в учреждениях профессионального образования всех уровней здоровьесберегающих технологий возможно на основе применения педагогически обоснованных способов и методов: мониторинга состояния здоровья всех участников образовательного процесса; создание оптимальных условий для двигательной активности, закаливание, очищение и защита организма; соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил; использование медикаментозных средств здоровьесбережения.

В настоящее время выделяют несколько моделей здоровьесбережения:

- «недостаточную», объяснимую нехваткой финансовых и кадровых ресурсов для организации системной оздоровительной работы, низкой активностью педагогического коллектива;

- «типичную», отличающуюся недостаточным уровнем финансового и кадрового обеспечения и вместе с тем желания педагогического коллектива налаживать системную оздоровительную работу;

-«перспективную», объединяющую в себе три наиболее типичные модели: нацеленную на создание внутри образовательного учреждения благоприятной здоровьесберегающей среды, отвечающей существующей санитарным нормам и правилам, обладающей значительным потенциалом; ориентированную на активное использование разнообразных терапевтических и немедикаментозных средств укрепления здоровья под контролем медицинских работников и соответствующих специалистов; модель, при которой образовательное учреждение, не располагая широкими финансовыми и кадровыми возможностями, создает здоровьесберегающую среду за счет оптимального использование имеющихся возможностей и средств, грамотной работы педагогов.

В Волжской государственной инженерно-педагогической академии за основу взята инвариантная модель сохранения и укрепления здоровья преподавателей, студентов и сотрудников, включающая элементы всех перечисленных моделей. Разработана также Программа здоровьесбережения, обеспечивающая: реализацию здоровьесберегающей концепции, основанной на паритетности образования и здоровья; формирование у студентов, преподавателей, сотрудников ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни; внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий; разработку индивидуальных оздоровительных программ; медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг здоровья преподавателей, сотрудников, студентов и создание на его основе компьютерной базы данных; осуществление научной и методической работы в области здоровьесбережения, создание и использование передовых методик формирования здорового образа жизни с учетом индивидуальных склонностей, способностей и психофизиологических особенностей всех участников образовательного процесса; разработку и проведение теоретических курсов и практикумов по теме: «Здоровьесбережение человека в современных условиях». Реализуемая в Волжской инженерно-педагогической академии комплексная система мер по сохранению и укреплению здоровья преподавателей, сотрудников, использование здоровьесберегающих технологий обеспечивают паритетность образования и здоровья для всех участников образовательного процесса.

Ряд высших учебных заведений при выборе методов формирования здорового образа жизни в студенческой среде на уровне личности исходят из концепции отношения к здоровью. Опыт работы института физической культуры Ростовского педагогического университета демонстрирует возможность глубокого осознания, практического освоения и приобретения навыков использования здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни современного студента. Основу внедрения таких технологий составляет в вузе цикл мероприятии: лекции и практические занятия по курсу «Медико-педагогические аспекты здоровья» создают теоретический и практический фундамент для формирования здорового образа жизни. Хорошо известно, что для перевода умения в навык-привычку-образ необходимо последовательное систематическое и длительное возвращение к изученному и освоенному материалу, причем в условиях, близких к тем, которые будут существовать в окружающей студента и выпускника социальной среде.

Успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализует личностно-ориентированные подходы в образовании, использует технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся. В последние несколько лет образовательную среду с такими параметрами стали называть здоровьесберегающей средой образовательного процесса.

«Здоровьесберегающая технология» — это наука о здоровье, здоровом образе жизни и о мастерстве сохранения здоровья. Следует заметить, что вданном случае понятие «искусство» обозначает отнюдь не определенную форму человеческой деятельности, отражающей действительность в художественных образах (музыка, театр, живопись, литература), а, скорее, искусное выполнение определенной работы. В этом смысле оно является синонимом слова «мастерство». В массовом сознании мастерство рассматривается как высший, творческий уровень освоения определенной деятельности. В этом значении оно противостоит массовому среднему уровню исполнения. Поэтому термин «технология» можно перевести с греческого языка как «учение об искусном, мастерском выполнении какой-либо деятельности».

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, и как совокупность принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения, наделяют их признаком здоровьесбережения. Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному учреждению: характер воспитания и обучения, уровень педагогической культуры учителей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т. д., — имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся. Проектирование здоровьесберегающей образовательной среды рассматривается в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Для создания необходимых условий успешности в обучении учащихся, выяснения причин их неуспеваемости необходимо изначально подвергнуть подробному анализу случаи неуспешности каждого ученика в отдельности. На основе полученных результатов создается индивидуальная комплексная программа работы с данным учеником. Успех — это удача в достижении чего-либо, хорошие результаты в работе, учебе. Успешность школьника напрямую связана с его успеваемостью.

Наряду с такими факторами, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные, экологические условия развития и другие им подобные, отрицательное и существенное воздействие на здоровье студентов оказывает так называемая внутривузовская группа факторов. С негативным влиянием именно этих факторов, к которым относится интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностям студентов и т. п., специалисты связывают до 40% детско-подростковой патологии. Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, нервных, психосоматических и других заболеваний.

Реальным проводником всех идей, инноваций, замыслов, внедряемых в высшую школу учеными и управленцами, является преподаватель. Возложение на него такой, казалось бы, несвойственной ему задачи — заботы о здоровье учащихся — определяется следующими причинами. Во-первых, именно в университете студенты проводят большую часть своего времени. И не помогать им сохранять свое здоровье было бы непрофессионально. Во-вторых, определенное воздействие на здоровье студента оказывает учебный процесс. В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями. Задача же вуза иная — сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников. Для этого необходимо: во-первых, обеспечить в корпусах, в классе соблюдение гигиенических требований, прописанных в СанПиНах. Во-вторых, соблюдать требования к физиологически обоснованной организации учебного процесса. Чтобы защитить здоровье учащихся, необходим учет их возрастных и индивидуальных особенностей. Преподаватель должен уметь оценивать многие психофизиологические характеристики своих учеников. Третье направление касается педагогической техники учителя, стиля и особенностей его общения с учащимися. Административными методами можно добиться соблюдения гигиенических норм, обеспечить составление грамотного, с позиции здоровьесбережения, расписания занятий, минимизировать объем домашнего задания, но здоровьеразрушающее воздействие на учащегося отельных преподавателей непосредственно на уроках сведет положительный эффект всех этих усилий до минимума. Грамотная, самоотверженная работа педагога, ставящего заботу об ученике на первое место, окажет нейтрализующее воздействие на многие недостатки организации образовательного процесса. Именно здесь кроется риск негативного влияния педагога на здоровье студентов, с одной стороны, а с другой — содержится огромный ресурс возможностей позитивного воздействия на человека. Анализ полученных данных дает преподавателю возможность применить дифференцированный подход в обучении, новые педагогические технологии, выяснить причины неуспешности обучения, что позволяет, используя здоровьесберегающие технологии, повысить успешность обучения.

Никакие серьезные инновации невозможны без глубокой теоретической подготовки и широкой общей культуры педагога. Поэтому, проводя работу с педагогическим коллективом, надо помочь преподавателю сориентироваться в смежных областях человекознания. Одной из эффективных форм такой поддержки может стать организация профессиональных объединений преподавателей разных предметов как технологическая основа здоровьесберегающей педагогики для разработки приемов, форм и методов организации обучения студентов без ущерба для здоровья как учащихся, так и педагогов.

В системе высшего педагогического образования разработка здоровьесберегающих технологий осуществлялась поэтапно. Первый этап проходил с 1996 по 2000 г. и был связан с включением в государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования новой учебной дисциплины «Валеология». В связи с новым научным направлением в 1996 г. в Ростовском государственном педагогическом университете (РГПУ), а также в других учебных заведениях были созданы кафедры валеологии. При разработке здоровьесберегающих образовательных технологий исследователями РГПУ были обнаружены отсутствие единого понимания валеологии как учебной дисциплины и существенные различия в действующих программах. В одних программах наблюдается доминирование основ медицинских знаний в других отражаются проблемы семьи и здорового образа жизни, а в третьих содержится комплекс знаний по психофизиологическим и педагогическим основам здоровья человека. Данное положение связано с множеством факторов, и в первую очередь с отсутствием теории и методологии здоровья.

В предлагаемой концепции система валеологического образования направлена на овладение определенным объемом знаний о своем организме, на формирование мотивов, убеждений и потребности в здоровом образе жизни. Ведущее место при этом отводится физическому компоненту здоровья и рассмотрению фундаментальных данных о влиянии оптимальной двигательной активности на состояние здоровья, так как гиподинамия приводит к снижению иммунных свойств крови, нарушениям функционального состояния сердца, уменьшению объема циркулирующей крови, снижению афферентной стимуляции клеток головного мозга, понижению умственной и физической работоспособности, развитию детренированности систем организма и механизмов их регуляции. Вредны и большие физические нагрузки, приводящие к перенапряжению всех систем организма, снижению их функционального состояния, уменьшению сопротивляемости к инфекциям и так далее. Поэтому формирование необходимых знаний, умений и навыков для определения оптимальных двигательных режимов, повышающих функциональное состояние и здоровье человека, - одна из основных задач валеологического образования в подготовке специалистов педагогического профиля. Аналогично рассматриваются аспекты психического и социального компонентов здоровья, где изучение вопросов психического здоровья связано с лимбико-ретикулярным комплексом головного мозга и функциональным состоянием эрготропной и трофотропной систем, а социальные компоненты всецело зависят от культуры здоровья и образа жизни: его уровня, качества, стиля и уклада.

Второй этап разработки здоровьесберегающих технологий в университете связан с созданием в 1999 г. новой кафедры медико-педагогических дисциплин и разработкой комплексной программы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни. С целью создания данной программы были проведены исследования организационно-педагогических условий обеспечения здорового образа жизни в университете, в результате которых разработана здоровьесберегающая педагогическая система, основанная на системно-деятельностном подходе в двух основных направлениях: проектировочная деятельность и исполнительская деятельность. Проектировочная деятельность осуществляется руководством университета в двух направлениях: проектирование здорового образа жизни и организация деятельности служб здоровья, а исполнительская деятельность - в трех: впервом анализируются образ жизни и состояние здоровья студентов, во втором формируются установки на здоровый образ жизни и в третьем проводится оздоровительно-профилактическая деятельность. Дальнейшая разработка здоровьесберегающих технологий в университете была связана с экспериментальными исследованиями, направленными на анализ состояния здоровья и образа жизни студентов. На заключительном этапе разработки здоровьесберегающих технологий были проанализированы полученные данные и построена педагогическая модель формирования здоровья. Предлагаемая модель позволяет в комплексе реализовать образовательную, воспитательную, развивающую и оздоровительную направленности учебно-воспитательного процесса. В процессе практической реализации здоровьесберегающих технологий у студентов вырабатывается свой образ жизнедеятельности: многие перестали курить, стали следить за своим питанием, контролировать физическую нагрузку в процессе занятий и вести паспорт своего здоровья, что свидетельствует о позитивных установках на здоровый образ жизни.

Таким образом, современное состояние научного знания в сфере разработки и реализации программ внедрения здоровьесберегающих технологий характеризуется достаточно детальной разработкой как теоретических основ этого вида социальной деятельности, так и прикладных аспектов обеспечения ее успешности. Однако в плане практического применения изложенного материала возникает ряд проблем, которые не нашли пока удовлетворительного решения. Так, например, авторы реально осуществляемых программ стремятся учесть особенности студенчества как особой социальной группы, но, в основном, на интуитивном уровне. Крайне редко разработке программы предшествует исследовательский этап, позволяющий определить цели и задачи так, чтобы она дала максимальный эффект в отношении сохранения и укрепления здоровья студентов. Отсюда большинство программ планируется, исходя скорее из доступных методов реализации (акции, физическая активность и т.п.) и в расчете на их общеоздоровительный эффект, а не для достижения конкретно желаемого результата.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ состояния здоровья студенческой молодежи показал, что среди студентов наблюдается общая отрицательная динамика здоровья студентов, которая выражается в том, что от первого курса к выпускному существенно увеличивается интенсивность ссылок на негативные симптомы. Ежегодный темп подобной динамики, на которую влияют: неблагоприятные психические состояния, проблемы в учебе, во взаимоотношениях с окружающими и трудности самостоятельного решения возникающих проблем, в среднем по всему контингенту студентов дневной формы обучения достигает 10%.

В отношении условий и образа жизнистуденчества следует выделить такие важные проблемы, как: недостаточная сформированность в образовательной среде позитивных социальных стереотипов, относящихся к таким понятиям, как ценность здоровья, здоровый человек, здоровый образ жизни, риски в сфере здоровья и жизни; весьма широкая распространенность ложных стереотипов в отношении социально обусловленных вредных привычек, главным признаком которых является индивидуальная и массовая лояльность к ним; слабая личная информированность о состоянии здоровья, некритическое восприятие негативных симптомов и ситуаций риска для здоровья, опасно широкое распространение и дальнейшая экспансия вредных привычек и социальнообусловленных заболеваний; недостаточная общая активность использования возможностей творческих, развивающих и коллективных форм досуга, создаваемых в университете и в местном сообществе; проявляющиеся в студенческой среде признаки социальной дезадаптации, ослабления ценностного отношения к здоровью, включенности в негативные, асоциальные связи и виды жизнедеятельности. Характеризуя образ жизни и здоровье современных студентов нужно отметить, что в студенческой среде преобладает удовлетворенность собственным здоровьем. Каждый студент имеет реальную возможность выбора значимых для него форм жизнедеятельности, типов поведения. Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Студенты мало уделяют внимания таким факторам, как медицинская активность населения, закаливание, сексуальная культура, несмотря на то, что последний фактор должен быть очень важным и значимым для молодежи. Руководство вузов все чаще обращают внимание на проблему укрепления и сохранения здоровья студентов.

Одну из важнейших ролей в системе сохранения и укрепления здоровья студентов играют вузы, которые в свою очередь, в связи с отсутствием в России единой программы внедрения здоровьесберегающих технологий, часто заменяют их на профилактические меры. Главный недостаток профилактических программ – использование однотипных методов профилактики – информационной деятельности, различных акций, средств физической культуры и спорта. А основная проблема в сфере реализации профилактических программ – недостаточное внимание к эмпирической и теоретической основе разработки профилактических программ и последующей оценке их эффективности.

Концептуальные подходы в формировании, сохранении и укреплении здоровья студенческой молодежи применяются в российской системе высшего образования для поддержания и развития здоровья студентов. Но есть некоторые проблемы, связанные с внедрением той или иной теории. Первая из них – нерешенный вопрос о соответствии описанных теоретических моделей социокультурным характеристикам российской молодежи. Вторая – ориентация российских специалистов при разработке и реализации программ на специфику целевого контингента, то есть студенчества. Авторы программ стремятся учесть особенности студенчества чаще всего на интуитивном уровне. Это приводит к отсутствию определенных целей и задач воздействия и к планированию исходя из доступных методов реализации. Третья – территориальная неоднородность российского студенчества с точки зрения повреждающих здоровье факторов. Она приводит к трудности разработки типовых профилактических программ для реализации во всех российских вузах.

Отечественные модели и стратегии укрепления здоровья студентов характеризуется достаточно детальной разработкой как теоретических основ этого вида социальной деятельности, так и прикладных аспектов обеспечения ее успешности. Однако в плане практического применения изложенного материала возникает ряд проблем, которые не нашли пока удовлетворительного решения. В ходе изучения некоторых теории и концепции внедрения здоровьесберегающих технологий в вузах, выяснилось, что в России отсутствует единая база данных социальных проектов и программ по формированию здорового образа жизни. Главный недостаток профилактических программ – использование однотипных методов профилактики – информационной деятельности, различных акций, средств физической культуры и спорта. А основная проблема в сфере реализации профилактических программ – недостаточное внимание к эмпирической и теоретической основе разработки профилактических программ и последующей оценке их эффективности.

Признавая наличие в составе студентов дневного отделения групп социального риска, характеризующейся повышенной опасностью потери своего социального и физического потенциала (здоровья, физических и интеллектуальных возможностей, качества профессиональной подготовки, правового сознания и пр.), целесообразно разобрать и осуществлять концепцию социальной работы со студентами. Ориентирами такой работы могут служить профилактика и преодоление дезадаптивных ситуаций, повышение информированности, оздоровление образа жизни, искоренение социальных предрассудков и вредных привычек. В осуществлении этой сложной деятельности необходимо опираться на современные технологии социальной работы с молодежью и, в первую очередь, развивать ее собственный социально - организационный потенциал и ответственность. Для улучшения состояния здоровья студентов целесообразно приблизить службы первичной медико-социальной и медико-санитарной помощи к таким условиям повседневной жизни, как дом, места досуга и отдыха и, конечно же, учебная среда. Важным является разработка и реализация мер по улучшению показателей здоровья студентов. Подготовка целевых программ по профилактике наркомании, самоубийств, злоупотребления алкоголем, несчастных случаев среди этого контингента. Одними из центральных задач является реализация концепции ВОЗ по формированию школ, содействующих укреплению здоровья, а значит и при вузах должны быть специализированные учреждения, созданные с целью укрепления и сохранения здоровья.

Наши рекомендации