Вальдорфские школьники являются более здоровыми
Новое международное исследование здоровья детей[159].
Новое исследование здоровья выяснило, что дети, которые воспитаны по антропософским принципам, живут в антропософском окружении и/или посещают вальдорфскую школу, являются более здоровыми, чем дети из обычных государственных школ. Эти дети меньше болеют инфекционными заболеваниями, чем обычные школьники. Голландский педагог Cornelis Boogerd объявил о результатах исследования и показал, каковы возможные причины этих результатов. За последние 40 лет все чаше возникают разные виды аллергии, экземы и астмы. Чаще всего от инфекций, вирусов и кожных аллергий неизвестного происхождения страдают дети. Научный мир уже на протяжении многих лет занимается исследованиями этого вопроса, но до сих пор не существует никакого однозначного объяснения происходящему.
Один из этих исследователей попытался ответить на вопрос, существует ли разница, обусловленная средой, в которой живут дети. В пяти западно–европейских странах (Германия, Швеция, Голландия, Швейцария и Австрия) сотрудничали разные исследовательские институты для того, чтобы наблюдать за 6630 детьми. Две третьих этих детей растут в антропософском культурном окружении, одна треть получает обычное для данной страны образование. Родители были должны заполнять подробные анкеты, собирать домашнюю пыль, а дети сдавали кровь для проведения различных анализов. Выяснилось, что дети, выросшие в антропософской среде, на 20–30% реже страдают от поллиноза и экземы, чем другие школьники. В отношении аллергий разница составила 32–39%. В отношении астмы не удалось выявить никаких значимых различий. Естественно, возник вопрос, чем обусловлена такая разница, ведь ответ на него мог бы помочь решить вопросы, связанные с возникновением и терапией этих заболеваний. Для того, чтобы это выяснить, был исследован стиль жизни семей. Так 40% вальдорфских школьников, (и только 15% обычных школьников) – никогда не принимали антибиотиков. В отношении жаропонижающих средств, таких как парацетамол, соотношение детей, которые никогда их не принимали было 43 к 8% в пользу вальдорфских детей. Только ¼вальдорфских детей по сравнению с ¾обычных школьников была привита от таких детских заболеваний как корь, свинка и краснуха. Одна треть вальдорфских школьников переболела корью по сравнению с одной десятой обычных школьников. Наиболее отчетливая разница наблюдалась в Германии, Голландии и Швеции. В Австрии она была менее выраженной. Различия наблюдались и в отношении привычек питания: ¾вальдорфских детей едят органические, экологически чистые или биологические продукты питания и только ¼ обычных школьников.
Осторожное утверждение
Исследователи, проводившие данную работу, а также другие комментаторы рассматривают эти результаты как возможность утверждения оправданности взгляда антропософского представления о человеке, согласно которому инфекционные заболевания в детстве помогают построению крепкой иммунной системы. Именно исходя из этих представлений родители дают своим детям меньше антибиотиков и жаропонижающих средств. В стерильном окружении укрепление иммунной системы не может протекать так хорошо. Эту точку зрения подтверждает также тот факт, что дети, растущие за городом, обладают более сильной иммунной системой, чем городские дети, хотя (или – поскольку?)они сталкиваются с большим количеством бактерий. Экологическое питание также поддерживает собственные жизненные силы. Естественно, это не следует рассматривать как призыв к негигиеничности. Прививки отнимают у детей возможность взаимодействовать с нормальными детскими болезнями таким образом, чтобы благодаря этому взаимодействию дети стали сильнее. Помимо этих физически доказуемых различий естественно существуют и другие, менее доступные физическим измерениям различия в воспитании, которые так же оказывают свое воздействие. Младенцы и маленькие дети прежде всего нуждаются в тишине, ритме и здоровом питании. Большое количество химических добавок в питании являются причиной беспокойства и агрессивности. Весьма сомнительной добавкой является, например, аспартам, который используется во многих называющих себя здоровыми продуктах в качестве заменителя сахара.
Многие, в основном создаваемые СМИ впечатления, с которыми современные дети должны справляться, оказывают хаотизирующее воздействие на здоровое развитие иммунной системы. Не только потому, что они иногда способствуют насилию или же душевным порокам развития, но и поскольку у детей не может возникнуть никакого внутреннего отношения к душевно пустым картинам. Они не могут правильным образом их переработать, поэтому они так сказать продолжают «буйно разрастаться», проявляясь, например, в форме аллергий, агрессивности и гиперактивности.
Родители как творцы культуры
Новая культура, таким образом, начинается уже в семье, как показывает данное исследование. Маленькие осознанные решения, которые принимаются в этих рамках, образуют общую культуру. Здесь речь не идет о том, чтобы провозглашать догмы и категорически запрещать воздействие всех СМИ. В зависимости от возраста в отношении этих вопросов требуется иной педагогический подход. Важно понимать воздействие питания, лекарственных средств и средств массовой информации на детей и на нас самих. В чем заключаются слабости и зависимости нас, родителей? Понимая основы, каждый для себя может составить суждение о том, за что он хочет и может нести ответственность.
2) Влияет ли возраст начала школьного обучения на успеваемость и
школьные достижения?
В вальдорфской школе большое значение придается тому, чтобы по возможности ребенок начал обучение в школе лишь после того, как ему исполнится семь лет, а 6–летних детей стремятся оставить еще на один год в детском саду в качестве «старших». Исследование, касающееся эффективности влияния раннего начала школьного обучения на успеваемость, проведенное профессором доктором Patrick A. Puhani и дипломированным экономистом Andrea M. Weber, Технический университет Дармштадт (Does the Early Bird Catch the Worm? Instrumental Variable Estimates of Educational Effects of Age of School Entry in Germany. Oktober 2005. IZA Discussion Paper No. 1827) показывает, что долгосрочное положительное влияние оказывается на тех детей, которые начали образование в школе не с шести, а когда им было около семи лет. Фора зрелости, имеющаяся у более старших первоклассников, приводит к тому, что в конце начальной школы они обладают гораздо лучшими навыками понимания прочитанного и с большей вероятностью поступают в гимназию. В свете этих результатов, польза политики все более раннего возраста приема детей в школу кажется сомнительной, если в ней не учитывается различные стадии развития, на которых находятся дети.
Эти сведения основаны на новом научном исследовании, которое провели Patrick A. Puhani и Andrea M. Weber (Технический университет Дармштадт). При этом оценивалось большое количество данных о школьниках, связанных с возрастом, в котором они начали обучение в школе. Исследование учитывает, что возраст, в котором начинается обучение в школе, в свою очередь может зависеть от характера школьниц и школьников, который непосредственным образом влияет на последующую школьную успеваемость. Так, например, можно предположить, что дети, которые поздно пошли в школу, часто классифицируются родителями или учителями как изначально менее способные к учебе. При простом сравнении детей, которые пошли в школу в разном возрасте, не будет учитываться тот факт, что в отношении этих детей (вне зависимости от фактического эффекта возраста, в котором они пошли в школу) следует ожидать разницы в их успеваемости. Но использование статистических «эконометрических» методов позволяет ответить на вопрос о воздействии более позднего возраста, в котором ребенок идет в школу, избегая подобных ненадежных сравнений.
В данном исследовании помимо всего прочего использовались данные исследования понимания прочитанного школьниками начальных классов в Германии ICLU, для того, чтобы оценить воздействие возраста начала школьного образования на результаты введенного в 2001 году теста на понимание прочитанного. В отношении статистически значимой выборки из 6600 четвероклассников выяснилось, что школьники, которые позже пошли в школу, показали отчетливо более хорошие результаты теста, чем дети, которые пошли в школу рано. Эти результаты были подтверждены оценкой данных, содержащих сведения о всех школьниках, которые обучались в 2004/2005 гг. в гессенских школах. Оценка данных о 182676 гессенских школьниках, которые пошли в школу в 1997–1999 гг. показала, что возраст, в котором дети начинают школьное обучение, коррелирует с последующей формой обучения (например, поступит ли ребенок в гимназию). Измеренные эффекты связаны с началом школьного образования, которое производится на основе общепринятых правил, для которых имеет значение месяц, в котором родился ребенок. Так дети, которые рождены осенью или зимой, обычно старше, чем дети из того же класса, которые родились в более ранние месяцы. Достоверность результатов также подтверждается и результатами небольшого опроса среди 25 директоров гессенских школ, большинство из которых жаловались на недостаточную для школы зрелость рано пошедших в школу первоклассников, в особенности в отношении их способности к концентрации, умения справляться с трудностями и неудачами и самоорганизации. Полная версия исследования под названием «Does the Early Bird Catch the Worm? Instrumental Variable Estimates of Educational Effects of Age of School Entry in Germany» может быть бесплатно получена в формате .pdf по адресу: hpttp://ideas.repec.org/p/iza/izadps/dp 1827.html