Духовность в науке, искусстве и религии
Оживающая наука!
Оживающее искусство!
Оживающая религия!
Вот что такое воспитание,
вот что такое преподавание.
Рудольф Штайнер[129]
В своей ранней статье о педагогике Рудольф Штайнер однажды написал следующее: «В нашу задачу не входит передача подрастающему поколению своих убеждений. Нам следует подвести его к тому, чтобы оно воспользовалось своей собственной силой суждения, своей собственной способностью схватывания сути явлений. Оно должно научиться смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Наши убеждения справедливы лишь для нас. Мы обучаем им молодежь для того, чтобы сказать им: вот так мы видим мир; а теперь посмотрите, каким мир предстанет вам. Мы должны пробуждать в них умения, а не передавать убеждения. Молодежь должна верить не в наши «истины», а в нашу личность. Подрастающее поколение должно заметить, что мы являемся ищущими. И мы должны привести их на путь ищущих людей».[130] Речь идет о пробуждении способностей – в научной области, области искусства и религии. Несложно понять, что при этом в отношении научных стремлений речь идет об обучении внимательности (развитие органов чувств!), обучению самостоятельному мышлению, о том, чтобы из наблюдения, эксперимента учиться делать выводы и прозревать суть (ср. высказывание Е.Колиско о понимании сердца и кровообращения).
В искусстве мы имеем дело с образованием способностей, связанных с пониманием процесса, преобразованием и переживанием целостного и красоты. Здесь учебный план вальдорфской школы предлагает очень многое.
В религиозной области прежде всего важна социальная компетентность, которая строится на развитии благодарности, любви к ближнему и ответственности.
И хотя очевидно, что в процессе развития естественная спонтанная одаренность к религиозному началу особенно проявляется в детстве, что спонтанное художественное творчество детей является неотъемлемой частью жизни подростков, и что сильная предрасположенность к образованию научного склада мышления естественно возникает в конце подросткового возраста, все же ясно, что в любом возрасте все три области этих способностей должны учитываться, и о них необходимо заботиться, для того, чтобы они до момента окончания обучения в школе превратились в «привычки» и тем самым в настоящие «способности». Достижение этого является четкой целью вальдорфской педагогики. Только в таком случае цель развития человечности может быть сущностью педагогики. Поэтому самой большой задачей для учителя и воспитателя является работа над своим собственным отношением к науке, искусству и религии.
В данном основополагающем контексте религия понимается не конфессионально. Речь идет об изначально присущей каждому человеку духовной одаренности. Задачей каждого истинного поиска религиозного пути и любой духовной познавательной работы является забота о ней и ее развитие. Именно в отношении тех стран, где существует законодательное отделение церкви от государства, особенно важно подчеркнуть, что вальдорфская педагогика не предпочитает никакого религиозного сообщества, не говоря уже о том, чтобы «учить религии». Речь прежде всего идет о том, чтобы не дать угаснуть духовным способностям самого общего характера в детях и подростках. Поскольку необходимость этого становится видна все более отчетливо в современном мире, мы включили в этот сборник раздел, посвященный дидактике религии.
а) О науке
Методически характерен в этом отношении подход Колиско, заключающийся с одной стороны в последовательном задавании вопросов о взаимосвязях, в которые включено данное явление, а с другой стороны метод сравнения. Чем больше удается показать определенное явление как часть какого-то большого целого или же его включенность во взаимодействие с другими сложными явлениями, тем больше ученик переживает чувство осмысленности. И напротив, изолированное знание быстро начинает казаться бессодержательным, пустым и бессмысленным. Как работа по включению отдельного явления в контекст большего целого и поиск взаимосвязей с этим целым, так и сравнительный метод рассмотрения предлагают самые дифференцированные возможности постановки вопросов и побуждают учеников к тому, чтобы совершенно самостоятельно исследовать самые разные направления, для того, чтобы ответить на эти вопросы. Тем самым пробуждается воля к мышлению, оказывается содействие самостоятельному образованию идей и тренируется умение задавать вопросы, что является отправной точкой любых научных открытий. Открытие Колиско и по сей день не утратило своей актуальности. Существуют детальные и впечатляющие примеры из физиологии человека, которые подтверждают, что сердце выполняет значимые функции восприятия, а так же является гормонально активным органом и никоим образом не является «насосом».