Внастоящее время на заботу об органах чувств обращают все большее внимание, поскольку теперь стало общеизвестным, что не только переживание себя и осознание себя, но и определенные интеллектуальные достижения зависят от того, насколько дифференцированно развиты и согласованны друг с другом функции органов чувств. Многие современные методы терапии (сенсомоторная интегративная терапия, обучение движению на основе нейрофизиологии, эрготерапевтические подходы, Рота–терапия, переживание врожденных рефлексов) имеют своей целью выравнивание недостатков развития и развитие функций органов чувств с помощью упражнений. При этом необходимо учитывать, что каждое чувственное впечатление особенно целостным образом переживается дошкольником, который реагирует на него всем своим организмом: он прыгает от радости, когда он видит нечто прекрасное, он потягивается всем телом, его передергивает от неприятного запаха и т.д. Эти переживания испытывают не только органы чувств, но и все тело реагирует намного более интенсивно, чем это будет позже. Дошкольник (как постоянно подчеркивает Рудольф Штайнер) является одним целостным органом чувств. Он также, особенно в раннем детстве, чрезвычайно раним и глубоко травмируется в своем развитии бессмысленными и вредными впечатлениями. Поэтому забота об органах чувств имеет особое значение в дошкольном возрасте. Забота об этой области в рамках педагогики является в истинном смысле слова организующей – не только в отношении последующего развития чувств и представлений, но и прежде всего в отношении развития тела, для того, чтобы «чувствовать себя хорошо в своей шкуре».
Представленные ниже 12 видов деятельности органов чувств и важнейшие условия их развития, а также вредоносные на них влияния основаны на учении Штайнера об органах чувств[5]:
Чувства, которые дают возможность приобрести опыт переживания собственного тела:
Чувство осязания | |
Его орган: | Тактильные тельца (барорецепторы) и свободные нервные окончания |
Оно передает: | Переживание себя на границе тела посредством прикосновения Защищенность благодаря телесному контакту Экзистенциальное доверие |
Указания по его развитию, особенно в период грудного и раннего детского возраста: | Переход от одиночества к защищенности, нежный телесный контакт и спокойное оставление ребенка наедине с самим собой. Умение отпустить ребенка настолько же важно, как и умение брать на руки. Создание игрового пространства, где ребенок может трогать, исследовать, открывать. |
Вредоносные влияния: | Внешний уход за ребенком без его внутреннего принятия. Преувеличенная забота о безопасности ребенка или же слишком частое оставление его наедине с самим собой. Прикосновения, похожие на нападения, без уважения к телесно–душевной целостности ребенка. |
Чувство жизни | |
Его орган: | Вегетативная нервная система |
Он передает: | Ощущение комфорта, переживание гармонии. Ощущение того, что процессы гармоничны и согласованы. |
Указания по его развитию: | Ритмический распорядок дня Доверие к жизни Переживание чувства меры и своевременности, т.е. согласованных между собой ритуалов Радостная атмосфера во время приема пищи |
Вредоносные влияния: | Ссоры, насилие, запугивание Спешка, испуг Недовольство Отсутствие меры Нервозность Отсутствие гармоничных переходов от одного вида деятельности к другому |
Чувство собственного движения | |
Его орган: | Мышечное веретено |
Он передает: | Восприятие собственного движения Ощущение свободы и чувство владения собой вследствие владения собственными движениями |
Указания по его развитию: | Давать детям действовать самостоятельно Детская должна быть такой, чтобы в ней все можно было трогать и свободно играть Осмысленные движения |
Вредоносные влияния: | Систематические запреты ребенку что-либо делать Недостаточное побуждение ребенка к деятельности своей пассивностью или отсутствием примеров для подражания Отсутствие движения вследствие сидения перед экраном Игры с автоматическими игрушками, которые делают ребенка пассивным наблюдателем |
Чувство равновесия | |
Его орган: | Система полукружных каналов во внутреннем ухе |
Он передает: | Переживание равновесия, выравненности, точки покоя, веры в себя |
Указания по его развитию: | Подвижные игры, качели, ходьба на ходулях, прыжки, бег и т.д. Спокойствие и уверенность при обращении с ребенком Стремление к внутреннему равновесию со стороны взрослого |
Вредоносные влияния: | Малоподвижность Внутреннее беспокойство Депрессия, пессимизм Пресыщение жизнью Тревожность Внутренняя раздвоенность |
Органы чувств, которые помогают получить
опыт переживания окружающего мира на душевном уровне.
Чувство обоняния | |
Его орган: | Слизистая оболочка обонятельной области в корне носа |
Он передает: | Связь с пахучим веществом |
Указания по его развитию: | Поиск дифференцированных обонятельных переживаний с помощью растений, продуктов питания, в городе и деревне |
Вредоносные влияния: | Плохо проветриваемые помещения Загазованность Вызывающие отвращение чувственные впечатления и поведение |
Чувство вкуса | |
Его орган: | Вкусовые почки в слизистой оболочке языка |
Он передает: | Вкус сладкого, кислого, соленого, горького В сочетании с чувством запаха дифференцированные вкусовые композиции |
Указания по его развитию: | Давать возможность проявиться собственному вкусу продуктов питания с помощью правильного их приготовления Обсуждение событий и происшествий «со вкусом» Эстетическое оформление окружения |
Вредоносные влияния: | Усилители вкуса, искусственные ароматизаторы, злоупотребление кетчупом и т.д. Безвкусные замечания Бестактность Отсутствие эстетики в окружении |
Чувство зрения | |
Его орган: | Глаз |
Он передает: | Свет и цвета |
Указания по его развитию: | Обращать внимание ребенка на тонкие оттенки цветов природы с помощью личного примера и интереса Гармоничное сочетание цветов в одежде и интерьере |
Вредоносные влияния: | Фиксация на деструктивных или «тупых» образах Кричащие цвета Злоупотребление телевизором Мрачное настроение Отсутствие интереса Унылые цвета окружения |
Чувство тепла | |
Его орган: | Рецепторы тепла и холода |
Он передает: | Переживание тепла и холода |
Указания по его развитию: | Забота о тепловом организме с помощью одежды, соответствующей возрасту ребенка Излучение душевного и духовного тепла |
Вредоносные влияния: | Чрезмерное закаливание Жаркие помещения Холодная одежда Холодная, безличностная атмосфера Показная и лживая «сердечность» |