Института биологии и биомедицины

Кафедра нейротехнологий

Института биологии и биомедицины

РЕФЕРАТ

По истории науки

на тему:

«Проблемы этики при проведении экспериментов на животных. Пути их решения»

Выполнил:
Аспирант 1 года обучения
Пушкарев Антон Петрович

Специальность 03.01.02, биофизика

Н.Новгород
2017
май

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

1.Отношение к животным и этика их использования в экспериментах.........4

1.1.История вопроса………………………………………………………….....4

1.2.История биомедицинского эксперимента…………………………….…...5

1.3.Этические нормы и правила проведения экспериментов…………….......7

1.3.Использование мышей в экспериментах. Мнения природозащитников и ученых…………………………………………………………………………...13

1.4.Методы, альтернативные работе с животными. Их преимущества……..14

Заключение……………………………………………………………………...16

Список используемой литературы………………………………………….....18

Введение

В наступившем тысячелетии, с появлением новых лекарственных препаратов, технологий, приборов и диагностических процедур, биомедицинские исследования становятся чрезвычайно важными, необходимыми и экономически востребованными. Бурное развитие медико-биологического направления в науке в XX веке привело к тому, что в настоящее время в мире ежегодно используется более 100 миллионов экспериментальных животных, что, безусловно сказывается на усугублении общепланетарного экологического кризиса. В связи с этим встает вопрос о необходимости ограничения и рационализации экспериментов на животных с целью уменьшения вреда, наносимого человеком окружающему его животному миру, а также о необходимости разработки и соблюдения определенных этических норм и правил по отношению к подопытным животным.

Вопрос о том, что отношение к животным может и должно быть этичным, начал решаться сравнительно недавно. В течение многих веков царило мнение, что только человек, как живое существо, представляет ценность и имеет право использовать произвольно любые объекты живой и неживой природы. Этот тип мировоззрения получил название антропоцентризма (от греческого слова "антропос" - человек). Тем не менее, протесты лучшей части человечества против жестокого отношения к животным, развитие этической философской мысли, особенно в конце XIX и в XX вв., заставили деятелей науки пересмотреть свои позиции по этому вопросу, подвергнуть сомнению односторонность своей этики и выработать более гуманный и справедливый взгляд на свой статус в окружающем мире.

Обострение этических проблем, связанных с медицинскими исследованиями и медицинской практикой, способствовало возникновению направления «биоэтика», рассматривающего этичность поведения человека по отношению к животным. В большинстве цивилизованных стран проблемы биоэтики регламентируются соответствующим законодательством, а для пропаганды биоэтических норм поведения, разработки альтернативных методов, позволяющих заменить экспериментальных животных модельными экспериментами и экспериментами с культурами клеток и тканей, и, наконец, для обучения специалистов-экспериментаторов и обслуживающего персонала работе с лабораторными животными созданы специальные научно-информационные центры. Перестать видеть в существе другого вида орудие для достижения своих целей — это нравственный рубеж, который предстоит преодолеть людям.

Отношение к животным и этика их использования в экспериментах

История вопроса

Отношение человека к животным имеет многовековую историю и вначале формировалось под воздействием философии Древней Греции и религиозных догм христианства. В Древней Греции к животным относились как к равноправным существам. Согласно же догмам христианства человеку принадлежит главенствующая роль, поскольку только он имеет «бессмертную душу» и поэтому может испытывать боль и страдания, тогда как у животных боль является простой рефлекторной реакцией. Это положение снимало с человека моральную ответственность и ограничения по отношению к страдающим животным и послужило «нравственным» обоснованием для использования животных в экспериментах, причиняющих боль и страдания, включая вскрытие живых животных («вивисекцию»). Вивисекция в течение длительного периода считалась нормой при проведении биомедицинских исследований.

В XIX веке отношение к животным в Европе начинает постепенно меняться и становится более гуманным. В 1822 г. в Великобритании впервые был принят закон, направленный против жестокого обращения с животными, а с 1824 г. начало действовать первое в мире общество по защите животных. В конце XIX в. общества по защите животных возникли в Германии, Франции, США.

Института биологии и биомедицины - student2.ru Так, в 1923 г. немецкий и французский теолог, философ, врач, культурный деятель Альберт Швейцер в книге «Культура и этика» призывал тех людей, которые проводят эксперименты на животных, связанные с разработкой новых операций или с применением новых медикаментов, т.е. которые прививают животным болезни, чтобы использовать затем полученные результаты для лечения болезней людей, «никогда не успокаивать себя тем, что жестокие действия по отношению к экспериментальным животным преследуют благородные цели. В каждом отдельном случае надо взвесить, существует ли в действительности необходимость приносить это животное в жертву человечеству. Надо быть постоянно обеспокоенными тем, чтобы ослабить боль насколько это возможно…».

В начале XX века закон по исследованиям на животных был принят в Канаде. В этой стране контроль за его исполнением возложен на специальные советы в научных учреждениях. В Швеции каждый университет создает комитет по вопросам этики. В комитете в равной степени представлены ученые, технический персонал лабораторий, профессионалы. В нашей стране до 1998 г. регламентационным документом являлся Приказ МЗ СССР от 12.08.77 N 755. Характерной особенностью его является этичность и ответственность экспериментатора за используемое животное. В июле 1998 г. в России Государственной Думой был принят проект «Закона о защите животных от жестокого обращения». В законе имеются статьи, запрещающие причинять страдания используемым в экспериментах животным.

Важную роль в отношении человека к животным, особенно при проведении биомедицинских исследований, играет современное философское течение «утилитаризм», признающее за животными морально-правовой статус, хотя и не идентичный таковому у человека. С позиций теории утилитаризма использование животных в экспериментах оправдано только тогда, когда в этом имеется насущная необходимость, если цель важна и нет других путей ее достижения, а польза превышает ущерб, нанесенный животным.

Заключение

Итак, этично ли ученым-биологам использовать животных как материал для экспериментов? На рубеже XX и XXI веков под давлением общественности, требующей заменить опыты на животных компьютерными имитациями, правительства ряда стран законодательно ограничивают эксперименты на животных; многие фонды урезают финансирование таких работ, а издательства – публикацию результатов. Ряд вузов отказывается использовать животных в учебных практикумах. Современные ученые почти не выступают в защиту своих прав на экспериментальную работу с животными, в отличие от таких авторитетов, как Нобелевские лауреаты в области естественных наук: И.П.Павлов и И.И.Мечников, К.Лоренц и Ф.Крик.

Получение первичных данных о работе живых систем требует вторжения в их жизнь, что неизбежно ведет к нанесению ущерба этим системам из-за отсутствия надежных представлений об их «личных» целях и способах противодействия нарушениям этих целей. Глубокое изучение живых систем неизбежно требует «этики сочувствия» изучаемому объекту, что создает у исследователя внутреннее психологическое сопротивление собственной активности. Как быть? Решать эту проблему усилиями непросвещенной общественности бессмысленно. Разумно - учитывать психологические ограничения на выбор профессии. Так же, как не каждый может стать врачом – хирургом и резать скальпелем ткани живого тела, далеко не каждый, по своему природному психологическому складу, может стать биологом – экспериментатором. Важный этап осознания личной психологической готовности к этой профессии – классический физиологический практикум. Весьма неразумно выглядит борьба некоторых студентов за право обучаться специальности без такого практикума.

Государственное давление, опирающееся на общественное невежество, при советской власти тормозило развитие в стране генетики и кибернетики. В наши дни необходимо переосмыслить природу конфликта между наукой и обществом: не идти слепо на поводу модных зарубежных течений ,,в защиту животных от ученых”, но и не допускать вторжения невежества в управление наукой. В целом, в настоящее время доминирует мнение, что эксперименты на животных необходимы для прогресса медицинских и биологических наук, а также здравоохранения, но должны проводиться с соблюдением определенных нравственных норм. Требование этичности эксперимента стало обязательным условием его проведения во всех странах и служит показателем цивилизованности страны.

Список используемой литературы:

1. Байбурин А.К. Топорков А.Л. У истоков этики. - Л., 1990.

2. Лукьянов А.С., Лукьянова Л.Л., Чернавская H.M., Гилязов С.Ф. Биоэтика. Альтернативы экспериментам на животных. — M., 1996.

3. Копаладзе Р.А. // Регламентация экспериментов на животных — этика, законодательства, альтернативы: Обзор / Под ред. Н.А. Горбуновой. — M., 1998.

4. Вернадский В.И. Живое вещество и ноосфера. - М.: Наука, 2007, с.64.

5. Уильямс Дж.Р. Руководство по медицинской этике. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 128 c

6. "Профессиональная этика врача ветеринарной медицины" под ред. И.С. Панько. Санкт-Петербург. Москва. Краснодар, "Лань" 2004 г.

7. Regnier J-F., Imbert С Contributions of physicochemical properties to the evaluation of ocular irritation // ATLA. 1992. V. 20. P.457-465.

8. Regan T. The Case for Animal Rights. — London; N.-Y., 1984.

9. Guide for the Care and Use of Laboratory Animals. — Washington: National Academy Press, 1996.

10. Michael Balls. Professor W.M.S. Russell (1925–2006): Doyen of the Three Rs. – AATEX 14, 2007. – P.1-7

11. Sharpe R. Science on trial. The human cost of animal experiments. Sheffield: Awareness Publishing Ltd., 1994.

Кафедра нейротехнологий

Института биологии и биомедицины

РЕФЕРАТ

По истории науки

на тему:

«Проблемы этики при проведении экспериментов на животных. Пути их решения»

Выполнил:
Аспирант 1 года обучения
Пушкарев Антон Петрович

Специальность 03.01.02, биофизика

Н.Новгород
2017
май

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

1.Отношение к животным и этика их использования в экспериментах.........4

1.1.История вопроса………………………………………………………….....4

1.2.История биомедицинского эксперимента…………………………….…...5

1.3.Этические нормы и правила проведения экспериментов…………….......7

1.3.Использование мышей в экспериментах. Мнения природозащитников и ученых…………………………………………………………………………...13

1.4.Методы, альтернативные работе с животными. Их преимущества……..14

Заключение……………………………………………………………………...16

Список используемой литературы………………………………………….....18

Введение

В наступившем тысячелетии, с появлением новых лекарственных препаратов, технологий, приборов и диагностических процедур, биомедицинские исследования становятся чрезвычайно важными, необходимыми и экономически востребованными. Бурное развитие медико-биологического направления в науке в XX веке привело к тому, что в настоящее время в мире ежегодно используется более 100 миллионов экспериментальных животных, что, безусловно сказывается на усугублении общепланетарного экологического кризиса. В связи с этим встает вопрос о необходимости ограничения и рационализации экспериментов на животных с целью уменьшения вреда, наносимого человеком окружающему его животному миру, а также о необходимости разработки и соблюдения определенных этических норм и правил по отношению к подопытным животным.

Вопрос о том, что отношение к животным может и должно быть этичным, начал решаться сравнительно недавно. В течение многих веков царило мнение, что только человек, как живое существо, представляет ценность и имеет право использовать произвольно любые объекты живой и неживой природы. Этот тип мировоззрения получил название антропоцентризма (от греческого слова "антропос" - человек). Тем не менее, протесты лучшей части человечества против жестокого отношения к животным, развитие этической философской мысли, особенно в конце XIX и в XX вв., заставили деятелей науки пересмотреть свои позиции по этому вопросу, подвергнуть сомнению односторонность своей этики и выработать более гуманный и справедливый взгляд на свой статус в окружающем мире.

Обострение этических проблем, связанных с медицинскими исследованиями и медицинской практикой, способствовало возникновению направления «биоэтика», рассматривающего этичность поведения человека по отношению к животным. В большинстве цивилизованных стран проблемы биоэтики регламентируются соответствующим законодательством, а для пропаганды биоэтических норм поведения, разработки альтернативных методов, позволяющих заменить экспериментальных животных модельными экспериментами и экспериментами с культурами клеток и тканей, и, наконец, для обучения специалистов-экспериментаторов и обслуживающего персонала работе с лабораторными животными созданы специальные научно-информационные центры. Перестать видеть в существе другого вида орудие для достижения своих целей — это нравственный рубеж, который предстоит преодолеть людям.

Наши рекомендации