Понятие о репродуктивной ф-ции.
Репродуктивная функция — процесс воспроизведения себе подобных живых организмов, способствующий сохранению и продолжению существования вида на протяжении поколений. Первичное звено процесса половой дифференциации — генетический пол. Он создается в момент оплодотворения. Генетический пол определяет будущую генетическую программу организма, в частности дифференцирование его половых желез — истинный, или гонадный, пол. Наряду с этим гонадный пол определяет также гормональный пол — специфичность и направленность воздействия половых гормонов, которые формируют фенотип человека с характерным строением и развитием внутренних и наружных половых органов, вторичных половых признаков — морфологический (или соматический) пол. На 7—8-й неделе беременности под влиянием Y-хромосомы происходит дифференцировка семенников. Дифференцировка по женскому типу идет пассивно, не требуя контроля со стороны половых желез. Наружные мужские половые органы формируются к 19—20-й неделе внутриутробного развития. С момента рождения пол определяется строением наружных половых органов — гражданский (или акушерский) пол, в соответствии с которым ребенка воспитывают — пол воспитания. В период полового созревания половые железы начинают интенсивно вырабатывать соответствующие мужские или женские половые гормоны, под влиянием которых у подростка появляются вторичные половые признаки и эротические переживания.
Процесс полового созревания организма человека происходит по мере становления гормональной функции половых желез. В детском возрасте (от 1 года до 7 лет) как наружные, так и внутренние гениталии развиваются медленно в связи с невысоким уровнем половых гормонов. В препубертатном периоде (с 8 до 11—12 лет) увеличивается секреция гонадотропных гормонов гипофизом. Начинается развитие половых органов. Происходит «скачок» роста. У девочек происходит увеличение окружности таза, отложение жировой ткани на бедрах, у мальчиков — увеличение ширины плеч. Появляются вторичные половые признаки: начинается оволосение на лобке, в подмышечных впадинах; у девочек начинается рост молочных желез. Препубертатный период у девочек завершается наступлением первой менструации — менархе (в среднем к 12 годам).
В пубертатном периоде (с 12—13 до 16—18 лет) активизируется гормональная деятельность половых желез. Интенсивно идет развитие половых органов, вторичных половых признаков. Завершается оволосение по женскому (лобок с горизонтальной границей волос) и мужскому типу (на лобке с переходом на белую линию живота; на лице бакенбарды, усы, борода; на груди). У мальчиков изменяется тембр голоса (мутация). Потовые и сальные железы усиленно секретируют, выделяя специфический запах. Менструальный цикл у девочек приобретает овуляторный характер. В яичках у мальчиков идет активное деление незрелых половых клеток, приводящее к появлению зрелых сперматозоидов к 16 годам. К концу периода полового созревания женский организм готов к наступлению и вынашиванию беременности, мужской организм позволяет совершать полноценный половой акт, включая способность оплодотворять яйцеклетку. Половое созр-е вкл-ет половое поведение.
Однако в отличие от животных у человека половое (сексуальное) поведение находится под контролем сознания и является одним из вариантов социального поведения. Биологические факторы принадлежности к мужскому или женскому полу, определяющие соответствующие различия в половом поведении, тесно связаны с психологическими и социальными факторами. Психосексуальное развитие человека происходит поэтапно. В детском возрасте формируется половое самосознание. В первой фазе этого этапа происходит осознание собственной половой принадлежности. Во второй — возникает любопытство, направленное на половые признаки. В детском и препубертатном периодах проходит понятийная стадия формирования полового сознания. В пубертатном периоде происходит формирование либидо (половое влечение). В пубертатном периоде формирование либидо проходит следующие (после понятийной) 3 стадии. Романтическая (или платоническая) стадия характеризуется выраженными эмоциональными компонентами. Эротическая — выражается в стремлении к нежности и ласкам (словесным и тактильным) без совершения генитального полового акта. Сексуальная стадия проявляется 'так называемой юношеской гиперсексуальностью — любопытство к любой сексуальной и генитальной тематике, у юношей — спонтанные эрекции с выраженным половым возбуждением, ночными поллюциями.
Беременность.
Оплодотворение.Оплодотворением называется процесс слияния мужской и женской половых клеток (сперматозоида и яйцеклетки). С момента оплодотворения начинается беременность.
Беременность.В течение 3 дней происходит продвижение плодного яйца по трубе за счет перистальтических движений трубы, продольной складчатости слизистой оболочки трубы и мерцания ресничек эпителия в сторону матки. На стадии морулы плодное яйцо попадает в матку. Следующие 3 дня плодное яйцо находится в матке, продолжается деление, мо-рула превращается в бластоцисту. Все это время зародыш питается за счет запасов питательных веществ яйцеклетки. На 7—8-й день происходит прикрепление зародыша к стенке матки — имплантация. Матка вырабатывает факторы, растворяющие блестящую оболочку бластоцисты, а трофобласт (наружные клетки зародыша) выделяет ферменты, растворяющие эндометрий. Зародыш погружается в слизистую оболочку матки и питается за счет нее. Трофобласт продуцирует хорионный гонадотропин (ХГ), который попадает в кровь и дает сигнал организму матери, что наступила беременность, это побуждает его к перестройке. ХГ поддерживает желтое тело, оно продолжает выделять гормоны и превращается в желтое тело беременно сти. Трофобласт разрастается, превращается в хорион, из которого в последующем формируется плацента. Одновременно происходит и рост внутренних слоев клеток зародыша — эмбриобласта. Из эмбриоблзста формируется эмбрион, затем плод и амниотичсская полость, окруженная оболочками. Эмбрион соединен с хорионом аллантоисом — выростом из заднего конца первичной кишки, по нему идут сосуды к хориону (аллан-тоисное кровообращение). В дальнейшем из аллантоиса формируется пуповина, по которой проходят две артерии и вена.
Изменения в организме беременной женщины.С момента наступления беременности многие органы и системы женщины претерпевают изменения, направленные на создание оптимальных условий для развития плода. В ЦНС беременной под действием постоянной афферентной импульса-ции от интерорецепторов матки, раздражаемых плодным яйцом, формируется доминанта беременности. В течение беременности, за исключением последних 1—1,5нед, возбудимость спинного мозга и рецепторов матки понижена, что обеспечивает «покой» (инертность матки). С начала беременности прогрессивно увеличивается продукция пролак-тина гипофизом. Он стимулирует функцию желтого тела и блокирует созревание фолликулов и менструальную функцию, подготавливает молочные железы к лактации. Секреция ФСГ и ЛГ значительно снижается. В яичниках прекращаются циклические процессы и овуляция. Наиболее глубокие изменения во время беременности происходят в матке. Длина небеременной матки составляет 7—8 см, масса 50 г; к концу беременности она увеличивается до 37 —38 см и достигает массы 1000— 1500 г (без плодного яйца).
Происходят изменения в иммунной системе. Увеличение содержания гормонов в крови способствует снижению клеточного иммунитета женщины, что в сочетании с барьерной функцией плаценты, оболочек и вод препятствует отторжению плода. Увеличивается обмен веществ — основной обмен повышается на 15— 20 %.
Сердечно-сосудистая система также претерпевает изменения. Увеличивается ОЦК на 25—45 % в основном за счет объема циркулирующей плазмы. Снижается АД за счет увеличения сосудистого русла (развитие сосудистой сети беременной матки приводит к уменьшению общего периферического сопротивления). Наблюдается физиологическая тахикардия, повышается венозное давление в крупных венах, увеличивается минутный объем сердца на 30 %. Увеличивается дыхательный объем легких на 30—40 %, на 10 % повышается частота дыхания.
Во время беременности увеличивается нагрузка на почки и печень. Расширяются почечные лоханки, расширяются и удлиняются мочеточники. Усиливается кровоснабжение почек и печени. Главным связующим звеном между ними является плацента. Плацента, околоплодные воды и плодные оболочки образуют единый комплекс. Взаимодействие организмов матери и плода осуществляется посредством нервных и гуморальных связей. Эти связи могут осуществляться, минуя плаценту — экстраплацентарно (через амниотическую жидкость, плодные оболочки) и интраплацентарно. Интраплацентарный — самый обширный и информативный канал связи. При помощи с-мы мать-плацента-плод совершается дых-е, пит-е, выдел-е продуктов метаболизма, формирование гормон-го и иммунного статуса плода.
Методы оценки состояния плода.Современные медицинские техноло-гии позволяют проводить оценку внутриутробного состояния плода на протяжении всей беременности. Предпочтение отдается неинвазивным методам. Определение уровня альфа-фетопротеина используется для выявления врожденных и наследственных заболеваний плода. Ультразвуковое исследование — наиболее доступный, информативный метод исследования состояния плода. Для оценки сердечной деятельности плода используют электро-, фо-нокардиографию, кардиотокографию плода. Комплексная ультразвуковая диагностика состояния дыхательных движений, сердечной деятельности, двигательной активности и тонуса плода, а также оценки количества околоплодных вод, структурных особенностей плаценты позволяет оценить биофизический профиль плода.