Влияние сознания на сновидения и гены
Одна из главных задач психологии состоит в изменении взаимоотношения людей с их психологической наследственностью, с их «генами сновидения». Независимо от того, принадлежат ли они к школе Юнга, Фрейда, Адлера, к традиции гештальт-терапии или процессуально-ориентированной работы со сновидениями, психотерапевты взаимодействуют с персонажами сновидений и детскими воспоминаниями, используя их, следуя им, анализируя их или борясь с ним для создания согласованности между повседневным умом и человеческой душой в целом. Улучшение взаимосвязи с этими ранними фигурами изменяет ваш опыт жизни.
С процессуально-ориентированной точки зрения, именно здесь, когда дело касается преобразования генов — как биологического, так и психологического — заканчиваются параллели между психологией и медицинской биологией. В то время, как биология и медицина рассуждают с точки зрения благоприятных или неблагоприятных событий в общепринятой реальности, наподобие «здоровы» или «нездоровых сочетаний генов», процессуально-ориентированная психология говорит о событиях общепринятой реальности и процессах страны грез, включая потенциальные смысл и цель проблем и событий.
Иными словами, с точки зрения общепринятой реальности, определенное построени генов и сновидений может оцениваться как благоприятная или неблагоприятная мутация. Но в стране грез «болезнь» или «нарушение» могут рассматриваться как события, полные чрезвычайно глубокого смысла и нередко указывающие на переживания, которые обогащают жизнь.
Мне на ум приходит пример женщины с радиационным отравлением. Ее состояние было диагностировано как тяжелое с прогнозом летального исхода в течение нескольких месяцев. Однако ей приснилось, что она «освободилась из ужасной тюрьмы». Сон говорил ей, что она не «больна», а освобождается. После работы над этим сновидением, она решила освободиться от некоторых жизненных обстоятельств. Спустя двадцать пять лет после даты своей предполагаемой смерти, она рассказывала мне, что у нее все еще много телесных проблем, но она чувствует себя совершенно свободной. Было ли это везением?
Такого рода свидетельства создают у меня впечатление, что физическое будущее сновидцев, активно взаимодействующих с аспектами телесного опыта, принадлежащими стране грез, больше не является предсказуемым. Соприкосновение с глубочайшей частью вас, вашей пилот-волной, создает у вас в сновидении чувство несомненности пути (например, свободы). В общепринятой реальности все всегда будет менее определенным, хотя бы по причине природы квантовых волн: до наблюдения они существуют в сновидении везде и всегда в пространстве и времени, а после проявляются где-либо в общепринятой реальности вероятностным образом.
Задача психологии и радужной медицины состоит в том, чтобы следовать глубочайшему пути индивидуума: исследовать, со-творить, обновлять или перестраивать конфигурации сновидений и субатомных телесных состояний, устанавливать с ними связь или адаптироваться к ним. Биологическая медицина, работающая лишь на уровне общепринятой реальности, нацелена на изменение «неблагоприятных» или «нарушенных» генетических сочетаний, как будто они представляют собой мутации, а не события, полные смысла.
Тем не менее, еще предстоит ответить на следующий вопрос. Если определенные медицинские процедуры способны исправлять некоторые генетические нарушения, то может ли это делать и психология? Если да, то как установление связи с контекстом реальных событий, принадлежащим к стране грез, могло бы взаимодействовать с телесным опытом и такими отвергаемыми мутациями?
(Надписи на рисунке, сверху вниз, слева направо: Нарушенный генный локус ; Авария ; Ферменты, токсины, радиация и/или ультрафиолетовые лучи нарушают часть гена; Исправленный ген ; Ремонт ; Может ли психология также исправлять эти генетические нарушения?)
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте исследуем подобные возможности с точки зрения вашего собственного опыта. В качестве введения к этому исследованию, я обсуждаю различные подходы к работе со сновидениями и телесными ситуациями, а затем применяю эти подходы к работе с вашей психогенетической ситуацией.
Сновидения детства
Позвольте мне рассказать о моем собственном детском сне и посмотреть, как он связан с моей физической наследственностью. Самый первый сон, который я могу вспомнить, был у меня в четырехлетнем возрасте. Во сне я был маленьким мальчиком, начищающим до блеска отцовскую машину. Когда я уже заканчивал работу, появился большой рычащий медведь. «ГРРРРРР!». Он так напугал меня, что я укрылся в машине. Но этот медведь тоже упорно лез в машину и продолжал меня преследовать; спасая свою жизнь, я бегал вокруг этой машины расширяющимися кругами, пока не проснулся.
Основными элементами или генами сновидения , присутствовавшими в этом сне, были: (1) машина моего отца и (2) преследующий меня медведь.
(Подписи под рисунками, слева направо: Медведь; Отцовская машина).
И медведь, и машина моего отца связаны с моими чувствами по отношению к семье. Мой отец был трудолюбивым, добросердечным, предсказуемым и мирным человеком. Его философией, по существу, было: «Не делай в жизни многого, просто наслаждайся моментом, работай, плати по счетам и не волнуйся. Полируй машину».
Но медведь был совсем другим. Энергия медведя у меня ассоциируется с активной, непредсказуемой натурой моей матери. Ребенком, я хотел больше походить на отца, но меня всегда «преследовала» энергия моей матери. Казалось, она никогда не знала, что ей делать со своей энергией (и я никогда не знаю, что мне делать с моей!). В моем сне медведь, казалось, был не согласен со мной; медведь сердился, что я полировал машину — то есть, отождествлялся только со своим отцом. Даже будучи ребенком, я знал — медведь недоволен тем, что я маргинализировал его казавшуюся «дикой» энергию.
В некотором смысле, наведение блеска на машину составляет часть отцовского «гена» во мне, а преследующий меня медведь — часть материнского «гена». Хотя мои родители, в основном, уживались друг с другом, однако внутри меня их энергии конфликтовали, и этот детский сон показывает, каким образом мои гены сновидения противоречат друг другу.
Детские сны, как правило, показывают сочетание «генов» от обоих родителей и, зачастую, какой-либо конфликт. Отдавая предпочтение одному из этих генов (вроде автомобиля), мы маргинализируем другой (вроде медведя). Маргинализация происходит спонтанно и бессознательно. Отождествляясь лишь с некоторыми из своих частей, мы создаем индивидуальность, которая действительно основывается на маргинализации других частей. Эти маргинализированные части почти всегда проявляются в виде симптомов или пугающих персонажей сновидения, требующих внимания. Отождествляясь со своим отцом, который маргинализировал свою собственную «дикость», я подвергался преследованию «медведеобразных» энергий и воздействий. Одним из моих ранних симптомов были «дикие» колебания кровяного давления, которые позднее значительно уменьшились. (Среди моих родственников со стороны отца, у мужчин, как правило, были проблемы с кровяным давлением).
Еще один пример: мне вспоминается клиент, очень сильно привязанный к своей матери. Он не мог вспомнить детский сон, но вспомнил первое впечатление от своей матери, которая была на него зла. Его основным телесным симптомом была эмфизема, вероятно, вызванная курением. Он был озабочен этим симптомом потому, что его отец умер от рака легких.
Он ассоциировал свою мать со «злым» чувством стесненности в легких. Чтобы поработать над этим воспоминанием, он перевоплотился в фигуру своей матери и исследовал ее сущность. К своему великому удивлению, он обнаружил, что за сущностью ее плохого отношения скрывались своего рода бесстрастность и «спокойствие» во взаимоотношениях. Этот человек понял, что потратил свою жизнь, пытаясь компенсировать ее холодность, и что теперь, из мира ее сущности, он нашел некую «холодную» отстраненность и свободу от того, чтобы всегда быть милым с людьми. Он чувствовал себя гораздо счастливее, будучи независимым и менее предсказуемым.
Что лучше всего, его новое поведение сказалось на его легких. Став менее привязанным, он сразу же перестал чувствовать стеснение в груди. После своей работы с этим процессом сновидения, он поправился, и позднее его врач думал, что диагноз эмфиземы был неверным.
Судя по всему, детские сновидения показывают не только психологические, но и биологические/генетические компоненты. Последующий эксперимент даст вам возможность самим исследовать эти идеи и понять, каким образом ваши сновидения, ваша наследственность, и ваши симптомы взаимосвязаны друг с другом.
Вам будет нужно вспомнить либо первый детский сон, который сохранился у вас в памяти, либо — если вы не можете вспомнить ни одного — самое первое запомнившееся вам событие. Затем я попрошу вас в театрализованной манере исследовать методы обновления сновидения (или генов сновидения), и соотнести его с вашими телесными переживаниями.
Упражнение: Сновидения, симптомы, наследственность
Запишите самое раннее сновидение , которое вы можете вспомнить (либо первое воспоминание детства или отрочества). Если вы можете припомнить несколько сновидений (или воспоминаний), то выберите из них самое мощное.
Нарисуйте две простые фигуры из вашего сна. Если вам снился (или вы можете вспомнить) только один персонаж — например, летящая или падающая птица — считайте второй фигурой то, что подразумевается вашими действиями. Например, если вы летаете, то считайте вторым образом небо или землю.
Могут ли эти фигуры быть связаны с вашей матерью и ее семьей или вашим отцом и его семьей (либо с тем, какими вы себе представляете этих людей, если вы никогда с ними не встречались)?
Например, автомобиль в моем сне связан с моим отцом и его отцом (который подарил ему эту машину), а медведь связан с энергией моей матери.
Нарисуйте или схематически изобразите очертания своего тела .
Теперь ощутите свое тело и спросите себя, с какими частями вашего тела ассоциируются эти черты сновидения. Сперва просто поразмышляйте, ощущая свое тело, а затем изобразите эти фигуры на своем теле.
Есть ли у вас симптомы в тех местах, где вы поместили свои фигуры сновидения?
(см. мой следующий набросок)
(Надписи на рисунке, сверху вниз: Фигуры сновидения и области симптомов ; Меняющееся кровяное давление; Раздражение кожи на локтях)
Например, мой папа у меня в локтях, где у меня сухая кожа, и у меня всегда было ощущение давления в груди.
Коль скоро вы закончили свой рисунок, давайте поработаем над ваши детским сновидением. Спросите себя, с какой фигурой сновидения вы испытываете наибольшие трудности сегодня ?
Например, животная энергия того медведя до сих пор остается той частью меня, с которой мне труднее всего справляться.
После того, как вы определите для себя эту энергию или фигуру, изобразите эту фигуру , вспомнив свою игривую, ребяческую природу. Используйте по крайней мере одну из своих рук. Развлекайтесь. Будьте ребенком и изображайте эту фигуру.
Теперь, двигаясь и издавая звуки, глубоко вчувствуйтесь в эту фигуру и постарайтесь добраться до сущности этой фигуры и ее энергии. Это упражнение не имеет одного правильного ответа. Мы ищем чувство. Мы ищем базовую тенденцию этой энергии до того, как она стала образом, до того, как она стала такой заметной.
Например, энергия моего медведя, по существу, была тенденцией свободно двигаться в своего рода единстве с природой.
Когда вы будете готовы, перевоплотитесь в эту фигуру и живите в пространстве и времени этой сущности . Войдите в этот параллельный мир и просто будьте там. Живите там. Постарайтесь жить в мире этой сущности.
Например, я воображаю, что живу в мире, где все просто происходит в единстве природы, и нет никакого пересматривания задним числом, никакого оценивания, никакого взвешивания и измерения.
Постарайтесь переживать этот мир как можно полнее. Видите ли вы образы и слышите ли звуки?
Из мира сущности, в котором вы сейчас находитесь, оглянитесь на свое детское сновидение или воспоминание и исследуйте, каким образом вы бы обновили все это сновидение или его часть .
Например, я бы сделал своего отца более похожим на сущность медведя, более изменчивым в привычках, менее механичным.
Теперь, в качестве этой сущности, взаимодействуйте с тем сновидением, влияя на него, изменяя или обновляя его. Сновидьте сон дальше или создавайте новую развязку или новую историю, используя те же самые или другие фигуры. Иными словами, оглянитесь на сновидение или воспоминание, и подумайте, как бы вы повлияли на него, будучи этой сущностью. Не спешите и действительно расскажите себе историю. Создайте ее. Позвольте миру сущности творить.
Разыграйте эту новую историю, а потом запишите ее . Создайте театр. Используйте музыку или движение, ритмы или песни, поэзию или живопись. Используйте свое воображение, пусть ваш ум будет открытым и творческим, как у ребенка.
Например, в моем обновленном сновидении, медведь, который меня преследовал, становится учителем танцев, танцующим со мной и моим отцом.
Дайте себе достаточно времени. Это непредсказуемый и творческий акт с вашей стороны. Затем взгляните на новую историю, которую вы создали, и спросите себя, почему вы не создали или не увидели во сне эту историю с самого начала ? Над чем работал ваш первоначальный сон, когда вы были ребенком? Был ли он реакцией на вашу тенденцию маргинализировать одну часть и отдавать предпочтение другой?
Какие обстоятельства не позволяли вашей сущности развертываться так, как она развернулась сегодня ? Как вы изменились или могли бы измениться? Какие основные элементы вас меняются? Какие основные гены сновидения? Какие установки вашего сознательного ума?
Наконец, давайте свяжем эти сновидения и фантазии с вашим телом. Потратьте немного времени и переживите заново найденное вами решение и чувство, которое вызвала только что созданная вами история. Ощутите его и выразите его в движении всем свои телом . Если сможете, выражайте его движениями своих рук и всего тела в танце. Замечайте, как ваши движения влияют на область вашего хронического симптома. Отметьте, какого рода эффект наблюдается в этой области симптома.
Как могла бы повлиять эта история на то, что вы чувствуете и делаете в настоящее время?
Например, в данный момент я редактирую эту рукопись, и могу представить себе, что делаю это в манере, больше похожей на танец
Размышление о результатах
В своей повседневной жизни вы, вероятно, рассматриваете свои телесные симптомы как проблемы, которые вам хочется изменить.
Маргинализация элемента параллельного мира сновидения (например, медведя) в повседневной жизни соответствует переживанию (или проецированию) этого медведя в качестве раздражающего партнера во взаимоотношениях, а также телесным симптомам. Не маргинализируя этот конкретный параллельный мир, вы становитесь более «когерентным», то есть самосогласованным. С психологической точки зрения, ваша привязанность к своей повседневной индивидуальности в общепринятой реальности «побуждает» вашу пилот-волну, которая является суммой параллельных миров, выделять этот элемент параллельного мира сновидения. Если вы аннулируете один из своих параллельных миров, например, медведя, то этот параллельный мир выступает в вашем осознании в форме симптома. Например, как я отмечал выше, чем больше я маргинализировал параллельный мир своего медведя, тем более дикими становились колебания моего кровяного давления. Рост осознания и самосогласованности позволяет вам рассматривать «мутации» любого сорта не как хорошие, либо плохие, а как дорожные знаки, указывающие вам путь к вашей целостной сущности. Эта точка зрения страны грез отличается от соответствующего общепринятой реальности дарвиновского принципа «выживания наиболее приспособленного». В стране грез все энергии и сущности считаются одинаково ценными.
Цель этого упражнения состоит в том, чтобы открывать для себя различные перспективы и видеть ценность в каждой из них. Вы взаимодействовали со своими «генами сновидения», со своей психогенетической картой, и, быть может, добрались до ее сущности — силы, пытающейся со-творить вашу вселенную. В известном смысле, маргинализация и аннулирование вашего детского сн6овидения связаны также с вашей семьей и культурной историей, и с энергиями (ценностями, характеристиками, качествами), которые они признавали или маргинализировали.
Ваши симптомы выражают то, как сила вашего сновидения реагирует на граничные условия, которые вам нужны, чтобы поддерживать свою конкретную индивидуальность. Когерентность меняет эти условия. С точки зрения страны грез, мутации в общепринятой реальности, связанные с болезнью, представляют собой потенциальные благоприятные возможности и дары.