V.2. Психическое развитие детей и подростков

Взрослые по-разному смотрят на детей: одни любят их общество, другие видят их в нереальном розовом свете, третьих чарует младенец, но возмущают растущие независимость и своеволие малыша. Некото­рые взрослые, кажется, вообще не любят детей и считают, что они и их сверстники никогда не вели себя так ужасно, как нынешние дети. Дети, как и взрослые, очень разные в своих склонностях и неприязнях. Мы обнаруживаем, что одни дети более симпатичны и легки в общении, чем другие. Для самих детей взрослые — это источник и хорошего, и плохо­го влияния на их юную жизнь.

В процессе онтогенеза психика детей постоянно меняется, приобре­тая в каждом возрасте свои характерные черты (Бадалян Л.О., 1980; Исаев Д.Н., 1984). Г.А. Ушаковым (1973) выделены моторный (1 год), сенсомоторный (до 3 лет), аффекторный (3-12 лет) и идеаторный (12-14 лет) этапы развития психики. Одновременно формирование личности ребенка далеко не всегда протекает равномерно (социогенез) и зависит от ряда социальных факторов.

Считается, что воспитание ребенка начинается с колыбели. К 5-6 го­дам оно уже формирует основу личности и ее психическое здоровье. А само воспитание до этого возраста должно быть согласовано с врожден­ной индивидуальностью ребенка (темперамент, характер). Если принять за 100 % уровень умственного развития 18-20-летнего человека, то 20 % его имеет уже ребенок в 1 год, 50 % — 4 летний, 60 % — 6-летний. Ре­бенок эмоционален с рождения, и к 3-4 годам стиль его эмоционального реагирования закрепляется в форме, присушки данному ребенку, как и характер, основы которого складываются к 5-6 годам. В 5-6 лет ребенок окончательно принимает и свой биологический пол.

Однако английский исследователь Масару Ибуна утверждает, что ра­звивать ребенка после трех лет — уже поздно. С древних времен счита­ется, пишет Ибуна, что выдающийся талант — это, прежде всего наслед­ственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: "Конечно, они же гении".

Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта, и Милл а го­ворит о том, что их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Ибуна предполагает, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создавали благоприятные условия и дали прекрасное образование.

И наоборот, если новорожденный воспитывался в среде, изначально чуждой его природе, у него нет шансов развиться полностью в дальней­шем. Самый яркий пример — история "волчьих девочек", Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все уси­лия оказались напрасными.

В 1969 году Ибуна создал "Японскую ассоциацию раннего развития" и пришел к выводу, что традиционный подход к развитию детей после трех лет порочен. Согласно современным исследованиям к этому возра­сту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80 %.

Внутриутробный период.Однако воспитание ребенка начинается еще до его рождения. Судьба человека в немалой степени зависит от сравнительно короткого периода с момента зачатия ребенка до первого вздоха новорожденного. Беременность протекает по-разному в зависи­мости от того, желанна она, досадна ли или воспринимается женщиной как катастрофа. На пятом месяце внутриутробного развития плод ощу­щает учащение ритма сердца у взволнованной матери. Он напрягается, когда мать беспокойна, расслабляется, когда она отдыхает. В 6-7 меся­цев плод реагирует на резкое изменение положения тела матери. Следо­вательно, если будущая мать иногда нервничает, возникает риск появле­ния на свет ребенка с детской нервностью.

Очень важно, чтобы беременность протекала нормально, чтобы она была здоровой, в этом периоде (прогулка, одежда, режим, сон, пита­ние) должно быть подчинено будущему материнству. И если женщина приготовила себя к беременности морально и физически, старается из­бегать отрицательных переживаний, живет по режиму, проводит день активно, много гуляет, то обычно рождается здоровый ребенок.

Период новорожденности.Взаимоотношения в системе "родители-ребенок" сложны с первых месяцев жизни. Индивидуальные особеннос­ти проявляются уже в первом крике ребенка после рождения. Один зак­ричал жалобно, обиженно, другой — сердито. Э. Кант говорил, что "новорожденное дитя кричит потому, что свою беспомощность счи­тает принуждением и плачем предъявляет свою потребность в свобо­де".

Пеленая ребенка, родители уверены, что он безраздельно в их руках. С одной стороны, так оно и есть: пока воздействие родителей на младенца безгранично. С другой стороны, все не так: он изначально идет сво­им путем, поскольку рождается как индивидуальность. И он сразу соп­ротивляется, если его индивидуальность игнорируется. Он воздействует на мать и нередко направляет ее отношение к себе, задавая таким обра­зом, направленность воспитания.

Новорожденный прекращает кричать, если его взяли на руки, с пер­вых дней жизни. Он улавливает дискомфорт и крик — сигнал матери, требование устранить неудобство. Однако у ребенка с его стремительно развивающейся психикой потребность в крике может выходить за рамки необходимого и привести к порабощению матери. Соответственно ма­теринский инстинкт и материнская любовь также могут перейти грань необходимого.

В системе "мать и дитя" должен победить разум над эмоциональнос­тью. Ответственная и разумная мать, любя своего ребенка, удерживается на грани необходимого. Пренебрегать криком голодного, или испугав­шегося, ребенка — значит вырастить беспокойного, боязливого и крик­ливого человека. Как нельзя не реагировать на звук — сигнал новорож­денного, так не следует бросаться на любой крик, превращая сигнал в каприз.

Младенческий период.Ребенок развивается стремительно, и в та­ком же темпе усложняются отношения между ним и родителями. При­мерно в два месяца у ребенка появляется улыбка: ребенок улыбается на самые разнообразные стимулы. Как правило, младенец выражает удо­вольствие от удовлетворения чувства голода. Затем примерно в два с половиной месяца появляется "социальная" улыбка к другому человече­скому лицу. Обычно младенец начинает улыбаться при появлении мате­ри или плакать, оказавшись один в комнате. Радость от присутствия ма­тери свидетельствует о появлении у ребенка первых чувств. Социальная улыбка ребенка способствует привязанности к нему тех, кто его воспи­тывает, давая им побудительный мотив для общения с ребенком и сти­муляции его развития.

Когда дети впервые начинают улыбаться при виде лиц, они не спосо­бны отличать одно лицо от другого. Но уже в возрасте 5-6 месяцев они начинают уверенно узнавать знакомые лица. Вскоре после этого возни­кают другие универсальные эмоции: ребенок начинает испытывать страх при приближении незнакомого лица и проявляет большое неудо­вольствие, когда его отдаляют от матери. Эти два типа поведения обыч­но прекращаются в возрасте двух лет.

Тот факт, что развитие эмоций у всех грудных детей проходит анало­гичные фазы, указывает на то, что их поведение детерминировано ско­рее биологически, нежели психологически.

Дети проявляют и способность испытывать страх. У них возникают реакции, напоминающие испуг при внезапной утрате опоры или гром­ком звуке. Однако эта неспецифическая обобщённая реакция дифферен­цируется по мере того, как дети приобретают собственный опыт; и то, чего они будут бояться, зависит от степени познания ими окружающего мира. Некоторые из этих дифференцированных эмоций, например бо­язнь высоты, развивается от части из опыта ползания.

Когда ребенок, выросший настолько, чтобы различать знакомые ли­ца, сталкивается с незнакомыми явлениями, он получает нужную инфо­рмацию, следя за выражением лица матери, ее голосом и жестами. Ребе­нок настраивает свою эмоциональную реакцию через реакцию матери и таким образом учится понимать значение того или иного события. Та­кую форму изучения можно назвать "социальным заимствованием" (Bloom F. E. et al., 1988).

Страх для детей — это своеобразное чувство познания окружающей действительности, ведущее к более критическому и избирательному отношению к ней (Захаров А. И., 1988). Поэтому страх может выпол­нять определенную обучающую роль в процессе формирования личнос­ти.

Все дети проходят через возрастные страхи, т. е. страхи, присущие определенному возрасту. Вначале ребенок боится оставаться один без поддержки (в 7 мес.), опасается посторонних, незнакомых ему лиц (в 8 мес.). Далее он боится боли, высоты, животных и т. д.

Дошкольный период.Эмоциональное развитие у ребенка в возрасте от 1 до 6 лет, по мнению Бенджамина Спока (1990) очень сложный. Это проявляется в особенностях его поведения, которые кажутся многим родителям непонятными и даже порой ненормальными. В большинстве случаев их действия без осознанных намерений, например, барабанят по столу, бросают одежду, игрушки и т. д. Эти поступки нередко волнуют родителей, которые их за это наказывают.

Следует сказать, что различные эмоциональные проявления прохо­дят у маленького ребенка бессознательно и их психические функции непроизвольны. Поэтому взрослые люди не могут помнить все свои чувства, возникающие у них в детстве.

В возрасте около трех лет эмоциональное поведение детей направле­но к родителям. Дети подражают своим родителям. Они копируют их произношение, говорят взрослые слова, значение которых они еще не понимают. Для детей дошкольного возраста характерны бурные и крат­ковременные эмоциональные реакции, т. к. они не умеют следить за со­бой и скрывать свои переживания. Дети легко возбудимы, их чувства быстро меняются — радость приходит на смену грусти, спокойное сос­тояние уступает раздражению.

Кроме этого эмоциональные интересы детей в этот период направле­ны и на отношения с другими детьми — обычно они любят играть друг с другом. Однако эти отношения не устанавливают у них дружеских связей. В игровой деятельности у них формируются социальные мотивы — стремление сделать что-то полезное.

Через игру ребенок совершает более сложные действия, в которых заложены подсознательные мотивы подражания взрослым. Игра здоро­вого ребенка всегда носит сенситивный и творческий характер. При на­рушении развития ребенка в игровой деятельности утрачивается творче­ский характер, в ней просматриваются лишь однообразные и стереотип­ные действия.

Однако в настоящее время возникают проблемы в эмоциональных контактах родителей и детей. И обусловлены они прежде всего гиперсо­циальной направленностью матерей в виде гипертрофированного чувст­ва долга, обязанностей, повышенной проницательности, трудностями компромисса. С одной стороны, эти матери много опекают и тревожат­ся, а с другой стороны — поступают излишне прямолинейно и односто­ронне. Эмоциональный контакт может нарушаться и при помещении детей в ясли из-за психологической депривации.

В этот период у многих детей развивается негативизм. Ребенок стре­мится делать все сам и протестует против помощи и ограничений его возможностей. Он проявляет заметную настойчивость в осуществлении своих желаний и его нелегко переубедить. Известна педантичность де­тей этого возраста, стремление к порядку, определенному расположе­нию вещей, месту за столом и т. д. Достоверно более упрямыми счита­ются дети с холерическим, чем с сангвинистическим и флегматическим характерами (Захаров А. И., 1988).

В ранний школьный периоддети начинают объединяться в микро­социальные группы. В этом возрасте у детей возникает стабилизация чувств. Ребенок более сдерживает свои реакции, может скрывать свои переживания и т. д.

Подростковый возраст(10-15 лет) характеризуется частыми эмо­циональными реакциями. Выраженные эмоциональные переживания в этом возрасте связаны, с одной стороны, с физиологическими измене­ниями, происходящими в организме (наблюдается перестройка эндок­ринной системы), а с другой стороны — с общественным становлением подростка.

К таким детям надо относиться спокойно, ровно, благожелательно, помня, что подростковый возраст — трудный период психического раз­вития; он труден не только для самого подростка, но и для общающихся с ним. Подросток требует признания своей самостоятельности, своего равенства со взрослыми, хотя для этого отсутствуют реальные условия — физические, интеллектуальные, социальные.

Основным противоречием подросткового периода является настой­чивое стремление к признанию своей личности взрослыми, при отсутст­вии реальных возможностей утвердить себя среди них. В достижении своих целей подростки совершают импульсивные действия. Обычно это проявляется побегами из дома в связи с психической травмой. В после­дующем уходы из дома становятся безмотивными, неожиданными.

Иногда у них возникает влечение к поджогам (пиромания) или к во­ровству (клептомания). Подростки стихийно объединяются в различные группы, в которых нередко учатся девиантным формам поведения на улице и дома. В настоящее время среди подростков растет число злоу­потребляющих алкоголем и наркотическими веществами. В этих случа­ях их деятельность приобретает противоправную и антисоциальную на­правленность. В целом же только в 1994 году в тех или иных преступле­ниях участвовало 200 тыс. наших маленьких сограждан.

По данным статистики, за последнее десятилетие на 70 % увеличи­лось число детских самоубийств, и сегодня эта сумма достигает 2 тыс. в год. 52 % самоубийств являются опять-таки результатом конфликтов между детьми и родителями. На этой же почве ежегодно из семей ухо­дят 50 тыс. ребят.

Главная задача взрослых — это привлечь подростков к общественно полезной деятельности, включающую трудовую, учебную, художест­венную, спортивную и другие виды деятельности. Важное место должно отводиться повышению духовного мира подростка.

Для более успешного укрепления нервно-психическогоздоровья детей следует придерживаться следующих принципов (Исаев Д. Н., 1984).

Первыйиз них — необходимость оценки невропатологом психи­ческого развития ребенка, используя клиническое наблюдение, а также заключения психиатра и психолога.

Вторым принципомдолжен быть анализ информации развития интеллекта и личности ребенка, условий семейного воспитания. Для этого применяется опрос родителей, препо­давателей и др.

Третий принцип— выявление факторов риска, способ­ных нарушить нормальное развитие психики. Для этого необходимо ориентироваться в этиологии нервно-психических нарушений наследст­венных при действии постнатальных факторов.

Четвертый принцип— отношение к любой, даже всесторонней, оценке развития как к нуждающийся в проверке дальнейшим наблюде­нием за ребенком. Это связано с тем, что, как уже указывалось, темп созревания может меняться в различные годы жизни, причем во многих случаях он поддается и специальным воздействиям со стороны воспита­телей.

Пятый принципза каждой полученной оценкой психического развития должно следовать создание плана коррекционно-педагогических и медицинских мер.

V.3. Нарушения речи

Наши рекомендации