V.2. Психическое развитие детей и подростков
Взрослые по-разному смотрят на детей: одни любят их общество, другие видят их в нереальном розовом свете, третьих чарует младенец, но возмущают растущие независимость и своеволие малыша. Некоторые взрослые, кажется, вообще не любят детей и считают, что они и их сверстники никогда не вели себя так ужасно, как нынешние дети. Дети, как и взрослые, очень разные в своих склонностях и неприязнях. Мы обнаруживаем, что одни дети более симпатичны и легки в общении, чем другие. Для самих детей взрослые — это источник и хорошего, и плохого влияния на их юную жизнь.
В процессе онтогенеза психика детей постоянно меняется, приобретая в каждом возрасте свои характерные черты (Бадалян Л.О., 1980; Исаев Д.Н., 1984). Г.А. Ушаковым (1973) выделены моторный (1 год), сенсомоторный (до 3 лет), аффекторный (3-12 лет) и идеаторный (12-14 лет) этапы развития психики. Одновременно формирование личности ребенка далеко не всегда протекает равномерно (социогенез) и зависит от ряда социальных факторов.
Считается, что воспитание ребенка начинается с колыбели. К 5-6 годам оно уже формирует основу личности и ее психическое здоровье. А само воспитание до этого возраста должно быть согласовано с врожденной индивидуальностью ребенка (темперамент, характер). Если принять за 100 % уровень умственного развития 18-20-летнего человека, то 20 % его имеет уже ребенок в 1 год, 50 % — 4 летний, 60 % — 6-летний. Ребенок эмоционален с рождения, и к 3-4 годам стиль его эмоционального реагирования закрепляется в форме, присушки данному ребенку, как и характер, основы которого складываются к 5-6 годам. В 5-6 лет ребенок окончательно принимает и свой биологический пол.
Однако английский исследователь Масару Ибуна утверждает, что развивать ребенка после трех лет — уже поздно. С древних времен считается, пишет Ибуна, что выдающийся талант — это, прежде всего наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: "Конечно, они же гении".
Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта, и Милл а говорит о том, что их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Ибуна предполагает, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создавали благоприятные условия и дали прекрасное образование.
И наоборот, если новорожденный воспитывался в среде, изначально чуждой его природе, у него нет шансов развиться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример — история "волчьих девочек", Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасными.
В 1969 году Ибуна создал "Японскую ассоциацию раннего развития" и пришел к выводу, что традиционный подход к развитию детей после трех лет порочен. Согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80 %.
Внутриутробный период.Однако воспитание ребенка начинается еще до его рождения. Судьба человека в немалой степени зависит от сравнительно короткого периода с момента зачатия ребенка до первого вздоха новорожденного. Беременность протекает по-разному в зависимости от того, желанна она, досадна ли или воспринимается женщиной как катастрофа. На пятом месяце внутриутробного развития плод ощущает учащение ритма сердца у взволнованной матери. Он напрягается, когда мать беспокойна, расслабляется, когда она отдыхает. В 6-7 месяцев плод реагирует на резкое изменение положения тела матери. Следовательно, если будущая мать иногда нервничает, возникает риск появления на свет ребенка с детской нервностью.
Очень важно, чтобы беременность протекала нормально, чтобы она была здоровой, в этом периоде (прогулка, одежда, режим, сон, питание) должно быть подчинено будущему материнству. И если женщина приготовила себя к беременности морально и физически, старается избегать отрицательных переживаний, живет по режиму, проводит день активно, много гуляет, то обычно рождается здоровый ребенок.
Период новорожденности.Взаимоотношения в системе "родители-ребенок" сложны с первых месяцев жизни. Индивидуальные особенности проявляются уже в первом крике ребенка после рождения. Один закричал жалобно, обиженно, другой — сердито. Э. Кант говорил, что "новорожденное дитя кричит потому, что свою беспомощность считает принуждением и плачем предъявляет свою потребность в свободе".
Пеленая ребенка, родители уверены, что он безраздельно в их руках. С одной стороны, так оно и есть: пока воздействие родителей на младенца безгранично. С другой стороны, все не так: он изначально идет своим путем, поскольку рождается как индивидуальность. И он сразу сопротивляется, если его индивидуальность игнорируется. Он воздействует на мать и нередко направляет ее отношение к себе, задавая таким образом, направленность воспитания.
Новорожденный прекращает кричать, если его взяли на руки, с первых дней жизни. Он улавливает дискомфорт и крик — сигнал матери, требование устранить неудобство. Однако у ребенка с его стремительно развивающейся психикой потребность в крике может выходить за рамки необходимого и привести к порабощению матери. Соответственно материнский инстинкт и материнская любовь также могут перейти грань необходимого.
В системе "мать и дитя" должен победить разум над эмоциональностью. Ответственная и разумная мать, любя своего ребенка, удерживается на грани необходимого. Пренебрегать криком голодного, или испугавшегося, ребенка — значит вырастить беспокойного, боязливого и крикливого человека. Как нельзя не реагировать на звук — сигнал новорожденного, так не следует бросаться на любой крик, превращая сигнал в каприз.
Младенческий период.Ребенок развивается стремительно, и в таком же темпе усложняются отношения между ним и родителями. Примерно в два месяца у ребенка появляется улыбка: ребенок улыбается на самые разнообразные стимулы. Как правило, младенец выражает удовольствие от удовлетворения чувства голода. Затем примерно в два с половиной месяца появляется "социальная" улыбка к другому человеческому лицу. Обычно младенец начинает улыбаться при появлении матери или плакать, оказавшись один в комнате. Радость от присутствия матери свидетельствует о появлении у ребенка первых чувств. Социальная улыбка ребенка способствует привязанности к нему тех, кто его воспитывает, давая им побудительный мотив для общения с ребенком и стимуляции его развития.
Когда дети впервые начинают улыбаться при виде лиц, они не способны отличать одно лицо от другого. Но уже в возрасте 5-6 месяцев они начинают уверенно узнавать знакомые лица. Вскоре после этого возникают другие универсальные эмоции: ребенок начинает испытывать страх при приближении незнакомого лица и проявляет большое неудовольствие, когда его отдаляют от матери. Эти два типа поведения обычно прекращаются в возрасте двух лет.
Тот факт, что развитие эмоций у всех грудных детей проходит аналогичные фазы, указывает на то, что их поведение детерминировано скорее биологически, нежели психологически.
Дети проявляют и способность испытывать страх. У них возникают реакции, напоминающие испуг при внезапной утрате опоры или громком звуке. Однако эта неспецифическая обобщённая реакция дифференцируется по мере того, как дети приобретают собственный опыт; и то, чего они будут бояться, зависит от степени познания ими окружающего мира. Некоторые из этих дифференцированных эмоций, например боязнь высоты, развивается от части из опыта ползания.
Когда ребенок, выросший настолько, чтобы различать знакомые лица, сталкивается с незнакомыми явлениями, он получает нужную информацию, следя за выражением лица матери, ее голосом и жестами. Ребенок настраивает свою эмоциональную реакцию через реакцию матери и таким образом учится понимать значение того или иного события. Такую форму изучения можно назвать "социальным заимствованием" (Bloom F. E. et al., 1988).
Страх для детей — это своеобразное чувство познания окружающей действительности, ведущее к более критическому и избирательному отношению к ней (Захаров А. И., 1988). Поэтому страх может выполнять определенную обучающую роль в процессе формирования личности.
Все дети проходят через возрастные страхи, т. е. страхи, присущие определенному возрасту. Вначале ребенок боится оставаться один без поддержки (в 7 мес.), опасается посторонних, незнакомых ему лиц (в 8 мес.). Далее он боится боли, высоты, животных и т. д.
Дошкольный период.Эмоциональное развитие у ребенка в возрасте от 1 до 6 лет, по мнению Бенджамина Спока (1990) очень сложный. Это проявляется в особенностях его поведения, которые кажутся многим родителям непонятными и даже порой ненормальными. В большинстве случаев их действия без осознанных намерений, например, барабанят по столу, бросают одежду, игрушки и т. д. Эти поступки нередко волнуют родителей, которые их за это наказывают.
Следует сказать, что различные эмоциональные проявления проходят у маленького ребенка бессознательно и их психические функции непроизвольны. Поэтому взрослые люди не могут помнить все свои чувства, возникающие у них в детстве.
В возрасте около трех лет эмоциональное поведение детей направлено к родителям. Дети подражают своим родителям. Они копируют их произношение, говорят взрослые слова, значение которых они еще не понимают. Для детей дошкольного возраста характерны бурные и кратковременные эмоциональные реакции, т. к. они не умеют следить за собой и скрывать свои переживания. Дети легко возбудимы, их чувства быстро меняются — радость приходит на смену грусти, спокойное состояние уступает раздражению.
Кроме этого эмоциональные интересы детей в этот период направлены и на отношения с другими детьми — обычно они любят играть друг с другом. Однако эти отношения не устанавливают у них дружеских связей. В игровой деятельности у них формируются социальные мотивы — стремление сделать что-то полезное.
Через игру ребенок совершает более сложные действия, в которых заложены подсознательные мотивы подражания взрослым. Игра здорового ребенка всегда носит сенситивный и творческий характер. При нарушении развития ребенка в игровой деятельности утрачивается творческий характер, в ней просматриваются лишь однообразные и стереотипные действия.
Однако в настоящее время возникают проблемы в эмоциональных контактах родителей и детей. И обусловлены они прежде всего гиперсоциальной направленностью матерей в виде гипертрофированного чувства долга, обязанностей, повышенной проницательности, трудностями компромисса. С одной стороны, эти матери много опекают и тревожатся, а с другой стороны — поступают излишне прямолинейно и односторонне. Эмоциональный контакт может нарушаться и при помещении детей в ясли из-за психологической депривации.
В этот период у многих детей развивается негативизм. Ребенок стремится делать все сам и протестует против помощи и ограничений его возможностей. Он проявляет заметную настойчивость в осуществлении своих желаний и его нелегко переубедить. Известна педантичность детей этого возраста, стремление к порядку, определенному расположению вещей, месту за столом и т. д. Достоверно более упрямыми считаются дети с холерическим, чем с сангвинистическим и флегматическим характерами (Захаров А. И., 1988).
В ранний школьный периоддети начинают объединяться в микросоциальные группы. В этом возрасте у детей возникает стабилизация чувств. Ребенок более сдерживает свои реакции, может скрывать свои переживания и т. д.
Подростковый возраст(10-15 лет) характеризуется частыми эмоциональными реакциями. Выраженные эмоциональные переживания в этом возрасте связаны, с одной стороны, с физиологическими изменениями, происходящими в организме (наблюдается перестройка эндокринной системы), а с другой стороны — с общественным становлением подростка.
К таким детям надо относиться спокойно, ровно, благожелательно, помня, что подростковый возраст — трудный период психического развития; он труден не только для самого подростка, но и для общающихся с ним. Подросток требует признания своей самостоятельности, своего равенства со взрослыми, хотя для этого отсутствуют реальные условия — физические, интеллектуальные, социальные.
Основным противоречием подросткового периода является настойчивое стремление к признанию своей личности взрослыми, при отсутствии реальных возможностей утвердить себя среди них. В достижении своих целей подростки совершают импульсивные действия. Обычно это проявляется побегами из дома в связи с психической травмой. В последующем уходы из дома становятся безмотивными, неожиданными.
Иногда у них возникает влечение к поджогам (пиромания) или к воровству (клептомания). Подростки стихийно объединяются в различные группы, в которых нередко учатся девиантным формам поведения на улице и дома. В настоящее время среди подростков растет число злоупотребляющих алкоголем и наркотическими веществами. В этих случаях их деятельность приобретает противоправную и антисоциальную направленность. В целом же только в 1994 году в тех или иных преступлениях участвовало 200 тыс. наших маленьких сограждан.
По данным статистики, за последнее десятилетие на 70 % увеличилось число детских самоубийств, и сегодня эта сумма достигает 2 тыс. в год. 52 % самоубийств являются опять-таки результатом конфликтов между детьми и родителями. На этой же почве ежегодно из семей уходят 50 тыс. ребят.
Главная задача взрослых — это привлечь подростков к общественно полезной деятельности, включающую трудовую, учебную, художественную, спортивную и другие виды деятельности. Важное место должно отводиться повышению духовного мира подростка.
Для более успешного укрепления нервно-психическогоздоровья детей следует придерживаться следующих принципов (Исаев Д. Н., 1984).
Первыйиз них — необходимость оценки невропатологом психического развития ребенка, используя клиническое наблюдение, а также заключения психиатра и психолога.
Вторым принципомдолжен быть анализ информации развития интеллекта и личности ребенка, условий семейного воспитания. Для этого применяется опрос родителей, преподавателей и др.
Третий принцип— выявление факторов риска, способных нарушить нормальное развитие психики. Для этого необходимо ориентироваться в этиологии нервно-психических нарушений наследственных при действии постнатальных факторов.
Четвертый принцип— отношение к любой, даже всесторонней, оценке развития как к нуждающийся в проверке дальнейшим наблюдением за ребенком. Это связано с тем, что, как уже указывалось, темп созревания может меняться в различные годы жизни, причем во многих случаях он поддается и специальным воздействиям со стороны воспитателей.
Пятый принципза каждой полученной оценкой психического развития должно следовать создание плана коррекционно-педагогических и медицинских мер.
V.3. Нарушения речи