Детских реабилитационных центров
Реабилитационная деятельность в детских домах-интернатах и детских реабилитационных центрах имеет свои особенности и специфику, связанные не только с возрастом детей, но и с их интеллектуальными и физическими возможностями. Она включает такие формы реабилитации, как медицинская, коррекционно-воспитательная, обучение навыкам личной гигиены и самообслуживания, элементарной грамоте, социально-бытовой адаптации, трудовому и профессиональному обучению.
• Важным моментом для назначения реабилитационных мероприятий является своевременная диагностика умственного и физического нарушения ребенка; это, в свою очередь, позволяет определить потенциальные возможности его интеллектуального и физического развития, полноценно составить индивидуальную реабилитационную программу.
• Другим важным аспектом в реабилитации детей с физическими и умственными нарушениями является использование в реабилитации высоких технологий, эффективных методов восстановления, методик, зарекомендовавших себя как наиболее оптимальные, эффективные средства реабилитации в медицине, педагогике и социальной сфере, имеющие стабильный международный авторитет по их использованию. Это психологические методы М. Монтессори, Р. Штайнера, кондуктивной педагогики и физические средства восстановительного лечения - метод супругов Бобат, Войта, Г. Кабат, М. Кнот и др.
• В основе многоплановой реабилитационной работы с детьми, имеющими умственные и физические нарушения, лежит принцип Л.С. Выготского: «Через движение к развитию познавательных навыков, через познавательные навыки к самостоятельности».
На этапе современных подходов интегрированной комплексной реабилитации при участии специалистов различного профиля, в том числе педагогов, необходимо владеть основами нейропсихологического тестирования и эффективными средствами реабилитации в педагогике и медицине; на этой основе уметь составить индивидуальную программу реабилитационных мероприятий. Для этого предлагается внедрить в практику комплексной медико-педагогической реабилитации метод кондуктивной терапии и ее документацию: кондуктивный статус и формализованные кондуктивные карты, отражающие деятельность сотрудничества пациента и кондуктора-педагога на всем пути программы реабилитации.
Основные задачи реабилитационной деятельности
(детского дома-интерната, реабилитационного центра и т.д.)
1. Развитие двигательной сферы по индивидуальным программам.
2. Развитие познавательной деятельности.
3. Развитие речи.
4. Развитие творческих способностей.
5. Подготовка к школьному обучению и подбор типа школы
6. Трудовое образование, трудоустройство.
7. Формирование социальной адаптации.
Медико-педагогические реабилитационные мероприятия
и их особенности
1. Нейропсихологическое и соматическое обследование воспитанников, пациентов для назначения объема реабилитационных мероприятий и их этапности в рамках краткосрочной и долговременной программы реабилитации.
2. Средства восстановительного лечения (медикаментозное, массаж, кинезиотерапия по методу Б. Бобат, Г. Кабат; ЛФК, биобратная связь, водолечение, электрофизиолечение, фитотерапия, психотерапия и т.д.).
3. Отбор и оформление больных на медико-техническую реконструктивную реабилитацию в условиях специализированных клиник (ортопедическое протезирование, реконструктивные операции при пороках сердца, физических уродствах и других аномалиях Развития).
4. Представление перспективных воспитанников к обучению и профессиональной реабилитации в условиях средних специальных учебных заведений и т.д.
Специальная образовательная программа
(педагогические реабилитационные мероприятия)
Методологические подходы: психолого-педагогическое сопровождение на основе методов М. Монтессори, Р. Штайнера, кондуктивной терапии (педагогики).
• Дошкольное обучение
Восстановление в опосредованно-дидактической форме двигательных и сенсорных функций, тренинг кинестетического аппарата, восстановление зрительно - моторной координации, коррекция нарушений речи, развитие познавательных и бытовых навыков.
• Школьное обучение.
Предусматривает этапный учебный процесс, который строится на принципе неполного среднего образования по программе специального (коррекционного) обучения.
Уровни реабилитационных мероприятий в педагогике:
1-уровень - дети дошкольного возраста с сохранным интеллектом, пограничной умственной отсталостью, программа медико-педагогического сопровождения с подготовкой к школьному обучению.
1А уровень - дети с глубокой и тяжелой степенью у.о.; программа освоения элементарных познавательных навыков и навыков самообслуживания.
2 уровень - дети школьного возраста с умеренной степенью у.о.; коррекционная программа для 1 -4 классов.
3 уровень - дети школьного возраста с легкой степенью у.о.; коррекционная программа для 5-8 классов.
5. Учебно-производственная программа (социально-реабилитационные мероприятия).
Обучение бытовым и профессиональным навыкам, профориентация? трудовое обучение; трудоустройство (см. приложение);
а) бытовые навыки:
- самообслуживание;
- уход за жилищем, одеждой, предметами обихода;
- домашняя экономика;
- навыки поведения в общественно-значимых учреждениях.
б) профессиональные навыки
- прикладное искусство (мастер по худ. росписи и т.д.);
швейное дело (закройщики, модельеры, швея-мотористка);
- оператор ЭВМ;
- бумажно-картонажное производство (тех. рабочие, тех специалисты);
- штукатурно-малярное дело (подсобные рабочие, мастера);
- животноводство (подсобные рабочие и др.);
- кулинарное дело (мастера хлебобулочных и кондитерских изделий).
в)трудоустройство;
г) подготовка и устройство в специальные средне технические учебные заведения, приобретение профессии.
Для обеспечения условий комплексной реабилитационной программы детскому реабилитационному учреждению стационарного типа необходимо иметь соответствующую материально-техническую базу:
1. спальное отделение;
2. пищеблок, столовая;
3. радиоузел;
4. актовый зал;
5. мед. блок с кабинетами:
- функциональная и клиническая диагностика (диагностическое оборудование: аппарат ЭМГ, ЭЭГ, лабораторная техника);
- физиотерапия;
- кинезиотерапия;
- водолечение (подводный массаж, циркулярный душ, хвойно-жемчужные ванны);
- парафинолечение;
- процедурный кабинет;
- стоматология;
- ЛФК;
- БОС (восстановление двигательных нарушений, координация и психоэмоциональная коррекция);
- массаж;
- фитотерапия;
- психотерапия;
- логопедия.
6. учебно-воспитательное отделение:
- учебные классы кабинетного типа (развитие речи, чтение, география, математика и т. д.);
- кабинет для сенсорного развития;
- кабинет музыки и ритмики;
- кабинет психотерапии;
- кабинет бытовой адаптации (приготовление пищи, уборка помещения, самообслуживание);
- кабинет предметно-практической деятельности (рисование, вязание, лепка и т. д.);
- компьютерный класс;
7. отделение социально-трудовой реабилитации:
- швейное дело;
- ремонт одежды, декоративное оформление;
- прикладное искусство;
- изготовление бумажно-картонажных изделий;
- столярные мастерские;
- штукатур но-малярное дело;
- пекарня (хлебобулочные изделия, кулинария);
- подсобное хозяйство;
- теплица;
8. отделение рекреационной реабилитации:
- иппотерапия (площадка для обучения верховой езде);
- дансингтерапия;
- арттерапия;
- библиотерапия;
- театр-студия;
9. отделение приобретения социального опыта:
- проведение учебных занятий в социально-значимых учреждениях (аэропорт, почта и т.д.).
Необходимые для медико-педагогической реабилитации наглядные пособия и оборудование
Видеоплеер; телевизор; фильмоскоп; диапроектор; муз. центр; кукольный театр; сенсорное оборудование (световая трубка, свето-оптические волокна, вращающийся зеркальный шар, сенсорные мячи, кассеты со специальной музыкой для релаксации и т.д.), оборудование ЛФК (валики, система терапевтических укладок, сухой бассейн, лабиринт, «перекати-поле», маты, надувной батут и т.д.); дидактическое оборудование (черепаха, кубики, конструкторы, домино, мольберт, мозаика и другие развивающие дидактические игровые наборы, детские музыкальные инструменты, магнитные азбуки, наборы геометрических фигур, счетный материал), БОС по развитию речи и другим предметам бытового и образовательного направления и т.д.
С целью совершенствования реабилитационных мероприятий детское реабилитационное учреждение должно иметь научно-практическую направленность.
Задачи:
1. Научный анализ результатов по воспитательно-учебному процессу, трудовому воспитанию, физическому и психическому развитию;
2. Разработка новых технологий медико-педагогической реабилитации в условиях домов-интернатов, реабилитационных центров;
3. Обучение специалистов на курсах усовершенствования при медицинских, педагогических и социальных ВУЗах и т.д.;
4. Проведение научно-практических конференций, семинаров;
5. Разработка методических рекомендаций.
Кадровая политика в детских реабилитационных учреждениях
Для успешного проведения реабилитационных мероприятий большое значение имеет так называемая «терапевтическая среда», базовой основой которой являются специалисты, участвующие в реабилитационном процессе, другими словами, кадры (врачи, педагоги, средний и младший мед. персонал, другие специалисты).
Подбор кадров должен строиться с учетом наличия эмпатии у специалиста, высокого профессионализма, его умения создать комфортные условия в коллективе и способности работать в тесном сотрудничестве с пациентом на основе симпатии и уважения к нему.
Если обратить внимание на типовое штатное расписание детских домов-интернатов, то количественное отношение сотрудников к воспитанникам крайне недостаточно для обеспечения должного реабилитационного процесса. Большинство детей неспособны обслужить себя в силу физических и умственных нарушений. 40% пациентов в таких учреждениях требуют круглосуточного индивидуального ухода.
Поэтому для обеспечения деятельности детских реабилитационных стационарных учреждений необходимо:
1. Медицинский персонал (кол-во сотрудников: кол-во детей):
• психиатр 1: 50;
• невропатолог 1: 50;
• физиотерапевт 1; 50;
• кинезио-терапевт 1: 100;
• массажист 1: 50;
• логопед 1: 50;
• педиатр 1: 100;
• психолог 1:100;.
• ортопед 1:100;
• стоматолог 1: 100;
• инструктор ЛФК 1:50
2. Средний и младший персонал (с учетом суточных дежурств):
• Медицинские сестры из расчета 1: 40 в сутки, в смену 4;
• Санитарки по уходу за больными с двигательными и психическими нарушениями, из расчета 1: 3;
• Санитарки-буфетчицы 1: 3 для детей, не способных к самостоятельному обслуживанию.
3. Педагогический коллектив:
• Педагоги 1: 5;
• Музыкальный работник 1: 10;
• Инструктор по труду 1:10.
Это всего лишь небольшой перечень необходимого персонала для обеспечения реабилитационных мероприятий.
Обобщая вышесказанное, детские реабилитационные учреждения представляют собой медико-социально-педагогический комплекс, в штатной структуре которого специалисты разных профессиональных направлений обеспечивают выполнение комплексной программы реабилитации: медики, социальные работники, логопеды, педагоги, психологи и др.
Соотношение специалистов и пациентов приравнивается к международному стандарту: медиков 1+5, педагогов-кондукторов 1 + 6, социальных работников 1 + 12, при наличии инвалидов, неспособных себя обслуживать, число ухаживающих из социальных работников должно составлять 1+2.
4. Транспорт:
• С целью обучения воспитанников поведению в социально значимых учреждениях (почта, магазины и т.д.) важно наличие специального транспорта, а именно: 2 автобуса (из расчета 1: 30 детей в смену):
• Медицинская скорая помощь -1;
• Транспорт для административно-хозяйственной деятельности.
Глава V
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА