Зарубежный опыт организации реабилитационных служб
III.1. Деятельность реабилитационных центров для инвалидов вследствие ДЦП (на примере реабилитационных центров США, ФРГ)
Специалисты, работающие с инвалидами вследствие ДЦП в США, пожалуй, наиболее оптимистично, по сравнению с их коллегами в других странах, оценивают возможности социальной реабилитации своих подопечных. Чтобы понять, какие у них имеются к этому основания, полезно познакомиться с их опытом организации реабилитационных служб.
Прежде всего, надо отметить гибкость реабилитационной системы в США. Реабилитация проводится как в специально оснащенных реабилитационных центрах, так и во множестве частных и государственных реабилитационных агентств, где занимаются в основном профессиональной реабилитацией.
Сейчас в США насчитывается около 300 реабилитационных центров для инвалидов вследствие ДЦП; это одна из самых развитых сетей в стране. Столь большое число их объясняется тем, что после победы над полиомиелитом ДЦП представляет собой наиболее распространенную группу нервно-мышечных расстройств. Кроме того, там, где для других инвалидов служб помощи недостаточно или они малоэффективны, эти центры часто предлагают свои услуги людям с мышечной дистрофией, рассеянным склерозом, умственно отсталым или больным с сочетанной патологией.
Программы реабилитации, предлагаемые центрами, несколько различаются в деталях в зависимости от материальной обеспеченности, взаимоотношений с ближайшими больницами, правительственными службами, от нужд инвалидов, живущих конкретно в данном регионе. Центральный штаб Ассоциации детского церебрального паралича в Нью-Йорке лишь проводит генеральную линию и обеспечивает информацией. Но, несмотря на различия, общие принципы деятельности центров одинаковы. Центры утверждаются Советом директоров, состоящим из видных и уважаемых граждан города. Они поддерживаются материально из фондов правительственных организаций, а также в ходе кампаний по сбору средств. Они имеют корпус добровольцев, которые участвуют в сборе средств, конторской и другой вспомогательной работе.
Центры поддерживают связь с реабилитационными агентствами, а также с местными органами просвещения, лагерями для инвалидов, ближайшими больницами, колледжами и университетами, чьи студенты нередко работают добровольными помощниками. Однако самое важное - это то, что каждый центр имеет группу специалистов самого разного профиля, которые сотрудничают в удовлетворении нужд клиента. Они единодушно поддерживают точку зрения, что реабилитация - это глобальный процесс, включающий каждый аспект жизнедеятельности: физический, социальный, эмоциональный, рекреационный, образовательный и профессиональный.
Программы и службы центров для инвалидов вследствие ДЦП учитывают специфический характер этого заболевания. Поскольку оно врожденное и типичные симптомы не исчезают безвозвратно, соответствующие виды помощи должны предоставляться с начала жизни, а также во взрослом состоянии. Вот почему полноценный центр обычно включает следующие службы: школу, на каком-то этапе различные тренировочные программы для детей и подростков, программы профессиональной подготовки для юношества, профессионального обучения для взрослых в мастерских. Поскольку множественность, сочетанность расстройств - скорее правило, чем исключение при ДЦП, центры имеют службы физической терапии, бытового приспособления, социо- и психотерапии, профессиональной ориентации. Полноценные центры должны также обеспечивать полное медицинское обследование и лечение педиатрами, ортопедами, офтальмологами, невропатологами, психиатрами, ЛОР. Кроме того, центр должен поддерживать контакт с семьей инвалида и его общиной.
Реабилитационные центры для больных ДЦП часто предлагают и другие службы и программы, прямо или косвенно влияющие на реабилитационный процесс. Это могут быть курсы домоводства, курсы прав потребителя - вплоть до участия пациентов в исследовательских работах, связанных с диагностикой и лечением.
Одним из лучших центров США считается Бруклинский городок - Ассоциация детского церебрального паралича. Он расположен в Бруклине, центре Нью-Йорка, на территории 1,2 гектара. Такое расположение очень удобно, так как пациенты центра не чувствуют себя изолированными, имеют возможность посещать библиотеки, музеи и другие учреждения. Кроме того, облегчается получение консультации специалистов из других клиник. Сердце городка - двухэтажное здание обшей площадью более 300 кв. м. полностью оборудованное для помощи 250 больным самого разного возраста, от младенца до взрослого. В нем работают 95 штатных специалистов-медиков, психологов, социальных работников, педагогов. Имеется также жилой корпус с палатами на 1-2 человек, гараж с 40 миниавтобусами. Персонал делает все возможное, чтобы у пациентов не возникало ощущение пребывания в казенном учреждении. Стены окрашены в светлые, радостные цвета, всюду картины, цветы. Классные комнаты, лечебные кабинеты, кухня имеют самое современное оборудование. Комнаты выходят в широкие коридоры с перилами вдоль стен, лифты очень просторные на 10-12 колясок. Туалетные комнаты с автоматическим оборудованием дают независимость даже самым тяжелым инвалидам. Для обучения и фиксации достижений пациентов имеется видеоаппаратура. Есть также небольшой зал полифункционального назначения со сценой; полностью обставленная трехкомнатная квартира, в которой осуществляется тренировка бытовой активности, специальная кухня для этих же целей; "Центр искусств и ремесел", где пациенты имеют возможность заниматься рисованием, лепкой, фотографией; есть даже бассейн с регулируемой глубиной. Каждая возрастная группа имеет свои программы. В детском отделении находятся дети в возрасте от 6 месяцев. Цель предоставляемых программ - развитие индивидуальных способностей, подготовка к обычной школе; если это не возможно, то эти программы стремятся максимально развить потенциал пациента с помощью физической реабилитации, психологических и образовательных программ.
Цель подросткового отделения - помочь молодежи получить знания и максимальную независимость, чтобы смело встречать самые разнообразные жизненные ситуации, принять роль взрослого, стать ответственным. Для инвалидов 13-21 года проводится профессиональная подготовка, развитие социальных навыков.
Во взрослом отделении предоставляются возможности профессиональной реабилитации, развития социальных навыков.
Помимо этих отделений с их специализированными программами, в Центре организовано несколько больших отделов. Отдел физического образования предлагает программы адаптированных игр, спортивных упражнений, в которых может участвовать каждый, независимо от степени выраженности дефекта. Отдел социальной службы консультирует родителей, они участвуют в составлении реабилитационных программ для своих детей. Отдел службы здоровья ведет координированную программу диагностики и лечения физических и психических расстройств. Этот отдел работает в тесном сотрудничестве с отделом биоинженерии, который отвечает за создание соответствующего оборудования, специальных устройств для нужд конкретных пациентов.
Такое сотрудничество специалистов самого разного профиля, объединенных общим пониманием целей и задач реабилитации, безусловно, весьма эффективно, хотя и недешево. Вместе с тем, по подсчетам специалистов, на каждый доллар, потраченный на реабилитацию, в случае выхода больного на работу, обществу в виде подоходного налога будет возвращено 5 долларов уже за первые пять лет работы. Профессиональная реабилитация - основная цель деятельности другой реабилитационной структуры - агентства профессиональной реабилитации. Такие агентства начали свою деятельность с 1929 г. и за это время помогли вернуться к работе десяткам тысяч инвалидов.
Первый шаг к реабилитации - обращение инвалида в агентство. Здесь его встречает реабилитационный консультант, который в дальнейшем координирует реабилитационную программу. В ходе дружелюбной, неторопливой беседы создается атмосфера доверия и сотрудничества. Обратившийся становится клиентом агентства, если существует два условия: 1) физический или психический дефект является препятствием к трудовой деятельности; 2) имеются реальные возможности предполагать, что помощь агентства будет действенной. Эти вопросы решаются после медицинского освидетельствования.
Став клиентом агентства, инвалид может получить следующие виды помощи:
- профессиональное консультирование;
- восстановление, насколько это возможно, физических и психических возможностей;
- профессиональное обучение;
- транспортировку;
- консультативную работу с членами семьи;
- переводчика для глухонемых, чтеца и поводыря для слепых и слабовидящих;
- специальные приспособления, облегчающие трудовую деятельность;
- трудоустройство;
- контроль за трудоустройством, если есть опасность, что инвалид не удержится на работе;
- специальное оборудование для организации инвалидом своего дела.
Реабилитационный консультант после рекомендаций других специалистов вместе с инвалидом, его родителями или другими членами семьи создает реабилитационную программу, указывающую необходимые виды помощи и сроки. Длительность и виды служб зависят от индивидуальных потребностей и целей; одному инвалиду может быть необходимо оперативное вмешательство, другому – курс обучения.
Главная особенность государственных программ профессиональной реабилитации - их индивидуальный подход: каждый обратившийся рассматривается как человек со своими специфическими нуждами, он никогда не включается в группу других клиентов. В целом эта система гибка, демократична, предоставляет инвалиду большую свободу в выборе путей и средств профессиональной реабилитации, однако эта свобода имеет и оборотную сторону - велик риск не найти работу.
В ФРГ система профессиональной реабилитации более централизована, однако, как отмечают специалисты, эффективна, трудоустройство здесь - прерогатива Федерального департамента труда, который имеет программы помощи взрослым инвалидам, нуждающимся в трудоустройстве или переобучении, учащимся специальных школ, студентам-инвалидам. Персонал департамента координирует работу с инвалидами, поддерживает контакт с реабилитационными службами, выделяет им средства. После обучения инвалиды трудоустраиваются на обычных предприятиях; предприниматели нередко предоставляют базу для практического обучения, и затем обучившиеся поступают непосредственно на данное предприятие или, если они "неконкурентноспособны", - в мастерские. Центры работают с тяжелым контингентом, их услугами пользуются умственно отсталые, больные с нарушенными двигательными функциями. Обычно большие сложности представляет реабилитация инвалидов с умственной отсталостью. Вот, например, как построена работа в Центре профессиональной и социальной реабилитации "Берлин". Обитатели его - 350 человек, из которых 220 имеют умственную отсталость разной степени выраженности. Центр состоит из мастерских и общежития, а также структур, обеспечивающих досуг. В мастерских 70% всех затрат покрывается за счет доходов и 30% - за счет дотаций. Организаторы Центра исходили из того, что необходимо ориентировать мастерские не на одну отрасль промышленности или одного заказчика, а работать в нескольких отраслях. Вот, например, перечень работ, осуществленных в мастерских за месяц: монтаж клапанов, шарикоподшипников, штекеров, ввинчивание болтов в распылители; нарезание резьбы; выпиливание и шлифовка уголков; выпарывание, сортировка, упаковка потайных карманов; сборка чемоданов; обточка деталей на станке; обработка и упаковка безопасных лезвий; сборка ароматизаторов; заворачивание и упаковка туалетного мыла; монтаж нагревательных спиралей; монтаж поршневых насосов; изготовление клемм по чертежу; калибрование резьбы гаек.
На участке обучения соотношение численности специалистов, необходимых для развития рабочих навыков и профессионального обучения, и инвалидов должно составлять 1:6, а на участке трудовой деятельности - 1:12. Общежитие представляет собой дом с квартирами на 1-2 человек, полностью обставленными, в них имеется мебель, ниша с электроплитой, холодильник, туалет. Инвалиды сами поддерживают порядок в квартире, готовят себе завтрак и ужин, переводят на банковский счет квартплату. Освобождение от родительской опеки, подготовка к самостоятельной жизни являются очень важными аспектами социальной интеграции. Общежитие территориально удалено от мастерских - это сделано специально, так как путь к месту работы помогает создать соответствующий психологический настрой. Примерно 25% квартир в общежитии сдается здоровым людям, как правило, студентам, чтобы не изолировать инвалидов, не создавать учреждения типа гетто.
Большое внимание уделяется организации свободного времени. Инвалиды, в особенности с умственной отсталостью, обделены в возможностях проведения досуга. Попытки включения в группы здоровых нередко приводят к их изоляции внутри этих групп. Поэтому проводится систематическая работа в этом направлении. Перед персоналом стоят две задачи: организация отпусков, а также досуга после работы и в выходные дни. Во время летних отпусков инвалиды посещают пансионат Центра в сельской местности, где они могут по желанию проводить время с родителями, выезжать группами за границу для встречи с инвалидами других стран.
Группы для поездок обычно формируются с участием здоровой молодежи, но инвалидов в них больше, соотношение равно примерно 2:3. Досуг в выходные дни и после работы обычно проводится в клубе. Клуб, как показал опыт работы Центра, - оптимальная форма для того, чтобы наряду с развлечениями и играми оказывать помощь по вовлечению в общественную жизнь. В Центре имеется несколько клубных помещений с цветными телевизорами, киноаппаратурой, большой зал со сценой, дискотека, спортзал, сауна, солярий, парк. Три раза в неделю и каждый второй субботний вечер в клубе предлагаются различные программы.
Когда помещения не используются инвалидами, руководство Центра представляет их в распоряжения молодежных групп и объединений; это также увеличивает возможности социальной интеграции инвалидов. В клубе проводятся олимпиады занятия рукоделием, музыкой, домоводством, пением, организуются поездки за город, пикники, периодически проводятся вечера отдыха вместе с родителями, спектакли кукольного театра.
Организаторы Центра особо подчеркивают, что трудности с дисциплиной незначительные.
Остановимся подробнее на специалистах-членах реабилитационной команды в центрах и агентствах США. Простое перечисление не медицинских специальностей может вызвать удивление у неподготовленного читателя: реабилитационный психолог, социальный работник, реабилитационный консультант, специалист по бытовой адаптации, арттерапевт, музыкотерапевт, домашний экономист, специалист по терапии просвещением, логопед, непрофессионал-доброволец. Стоит раскрыть содержание тех специальностей, которые, на наш взгляд, являются самыми необходимыми, однако в настоящее время у нас практически, отсутствуют именно как специальность.
Реабилитационный психолог. Его задачи несколько различаются в разных центрах и агентствах, но основными являются создание мотивации, увеличение активности пациента в реабилитационном процессе; проведение психологической диагностики; групповое и индивидуальное психологическое консультирование; исследовательская и педагогическая работа. Секция реабилитационных психологов в Американской психологической ассоциации насчитывает более полутора тысяч членов, деятельность которых отвечает двум основным целям: практическому участию в реабилитационных программах, а также увеличению знаний и понимания проблем, связанных с инвалидностью.
Социальный работник. Его деятельность имеет свои особенности в зависимости от того, работает ли он в обычном реабилитационном центре или в учреждениях, помогающим душевнобольным. Это дипломированный специалист, призванный практически помогать инвалиду и его семье в решении социальных проблем, порождаемых инвалидностью в таких областях, как работа, взаимоотношения в семье, уход за детьми, лечение.
К личности социального работника предъявляются высокие требования: это должен быть человек, обладающий эмоциональным теплом и эмпатией, интересом к людям и верой в них. Поскольку он предлагает практическую помощь, он должен знать все другие службы, организованные для инвалидов в данной местности, реабилитационные центры, агентства, мастерские, летние лагеря, клиники и поддерживать с ними тесный контакт. Подготовка социальных работников проводится в 200 колледжах и университетах и охватывает такие области, как человеческое поведение, социальная психология, политика социального обеспечения, техника социальной работы, а также основы медицинских знаний.
Реабилитационный консультант. Это профессионал, обученный координировать реабилитационные программы и оценивать их эффективность. Он является, следовательно, ключевым членом реабилитационной команды. Основная его задача - выявить специфические нужды инвалида, помочь ему осознать важность именно данных рекомендаций, скоординировать отдельные виды помощи. Многие реабилитационные консультанты специализируются на какой-то одной патологии, хотя обучаются для помощи всем категориям инвалидов. Они проходят подготовку в 50 колледжах, что облегчает понимание проблем своих клиентов. К ним предъявляются следующие требования: понимание человеческого поведения и умение быть понятым, представление о медицинских и психологических аспектах инвалидности, знание профессиональных возможностей инвалидов, владение информацией о ресурсах общины в плане помощи инвалидам, вера в людей, способность общаться с социально адаптированными и деградировавшими людьми, эмпатия, четкое осознание философии реабилитации вообще.
Этих и других специалистов-членов реабилитационных команд готовят около полутора тысяч колледжей и университетов. Имеется острая необходимость начать подготовку таких специалистов в нашей стране.
III.2. Оквудский центр реабилитации для больных
с травмами головного мозга. Организация работы
Ведущим компонентом успешной реабилитации в учреждении является создание благоприятного психотерапевтического климата, деловой и дружелюбной обстановки, четкая организация лечебных процедур, высокая культура медперсонала. Задача реабилитационного учреждения – приблизить обстановку отделений к реальной жизненной среде. Большое значение имеет организация внутреннего распорядка в учреждении, поддержание дисциплины, эстетического состояния в отделениях, забота о внешнем виде пациентов. Необходимо проводить среди пациентов мероприятия, которые развивают у них чувство товарищества, желание помочь в освоении рекреационных процедур, способствовать воспитанию мотивации к процессу реабилитации, обеспечивать формы работы, которые способствовали бы разрешению имеющихся у пациентов проблем и улучшали бы их настроение. В этой связи опыт работы зарубежных реабилитационных центров помогает нам сегодня формировать правильную организацию работы реабилитационных учреждений, внедрять новые формы распорядка работы учреждения, шире использовать психотерапию, унифицировать документацию, осуществлять оценку эффективности проведенного реабилитационного лечения, внедрять новые технологии лечения и повышать требования к персоналу. Как пример такой организации представляется информация по внутреннему распорядку Оквудского центра реабилитации, которую было бы полезно использовать в нашей работе.
Памятка для пациентов и посетителей
Оквудского реабилитационного центра
Мы надеемся, что данная информация будет полезной для Вас и Вы сможете подготовиться к Вашему пребыванию в Оквуде. Оквудский центр занимается реабилитацией и заботится о людях с травмами головного мозга. В центре также проводится лечение людей с мозжечковой миоклонической диссенергией Ханта.
Реабилитацией занимаются трудотерапевт, физиотерапевт, терапевт по развитию речи (логопед) и группа ухаживающих со специальной подготовкой. Специальное неврологическое лечение проводит д-р Мартин Роуз, ведущий в стране специалист в области реабилитации больных с травмами головного мозга и госпожа Джуна Робсон - нейропсихолог.
Когда люди впервые приезжают в Оквуд, то согласно Положению (Уставу) коммуны мы заключаем договор (контракт) на лечение с каждым пациентом. Иными словами, в наши обязанности входит обсуждение с Вами следующих вопросов: 1) В каком лечении Вы нуждаетесь; 2) Как мы намерены Вам помочь. Мы должны также вести дневники, которые детально отражают Ваши потребности, план Вашего лечения, проводимое лечение и улучшение (прогресс). Во время заполнения плана с Вами будет обговариваться Ваше лечение. Вы можете его одобрить или с чем-то не согласиться. Во время первых шести недель Вашего пребывания Ваши потребности (заболевание) будут тщательно рассмотрены, и план Вашего лечения будет и дальше усовершенствоваться (корректироваться). И все это снова будет согласовываться с Вами. У Вас есть право попросить прочитать Ваш дневник. Если Ваша просьба обращена к кому-нибудь из сотрудников, они смогут сразу оказать Вам эту услугу. Если же Вы просите кого-то еще сделать это по Вашей просьбе, для этого существует отдельная процедура, в которой мы Вам поможем.
Алкоголь
Алкоголь разрешен. И хотя у нас имеется некоторый запас на месте, мы все же предпочитаем, чтобы спиртные напитки употреблялись в местных клубах.
Употребление всегда должно быть умеренным. Ваш терапевт может дать Вам совет, можно ли Вам пить, что и в каком количестве. Мы надеемся, что во всех случаях следует прислушиваться к советам Вашего терапевта.
Финансирование
Вашими финансовыми операциями может заниматься любой член Вашей семьи или Ваше доверенное лицо. В этом случае наличные деньги могут храниться в Оквудском сейфе. Более крупные суммы можно хранить на счету в Пост Офисе или на счету в Билдинг Сосаэти. Мы окажем Вам содействие в этом. Любой финансовый вопрос Вы можете адресовать непосредственно к миссис Назер, служащей Национального Вестминстерского Банка, и она Вам непременно поможет.
Общий терапевт/зубной врач
Если Вы приезжаете в Оквуд впервые, то Вам следует ознакомиться с его работой, сотрудниками, территорией и близлежащими населенными пунктами. Для этого вам нужно записаться на прием у терапевта, зубного врача. Вы можете записаться у д-ра Сатин Мета (Парк Вью Груп Практис, и дается адрес) или у зубного врача миссис Пайк (адрес). У нас есть и свой зубной врач, который приезжает регулярно. В основном он занимается общим осмотром, но также проводит и лечение как в Оквуде, так и в собственной клинике. Данные услуги предоставляются бесплатно. И д-р Роуз и д-р Мета приезжают раз в неделю или по мере необходимости, т.е. более или менее одного раза в неделю, если того требуют обстоятельства. Просьба к родственникам: встречаться с медперсоналом только через управляющего или главного доктора.
Что вам следует взять с собой в Оквуд
Вам нужно иметь с собой туалетные принадлежности, одежду, соответствующую времени года.
Мы выдаем полотенца и постельное белье. Картины и фотографии только украсят и освежат Вашу комнату.
Посещения
У нас нет определенного времени для посещений. Просьба согласовывать визиты родственников со старшим сотрудником и ухаживающими для того, чтобы были внесены соответствующие коррективы в план мероприятий на день.
Курение
Курение запрещено в спальных комнатах и большом телевизионном салоне. Курить разрешается в маленькой телевизионной комнате и столовой (но не во время приема пищи). У нас есть также большое специальное помещение для курения, где Вы без ущерба для некурящих можете спокойно провести время.
Безопасность
Прежде чем Вы приедете в Оквуд, просьба поставить нас в известность, какими затруднениями Вы страдаете. Типичным примером этого может быть опасность падения, асфиксия, опасность ушиба при прогулке. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы обеспечить щадящий режим, который не ущемлял бы права и независимость наших гостей.
Заседание комитета больных
Эти заседания (собрания) учреждены и согласовываются с Чеширским комитетом. Если родственники имеют какие-то предложения, то они могут устно обратиться с ними к управляющему или же написать председателю комитета.
Претензии, жалобы
Если у Вас есть какие-нибудь жалобы во время Вашего пребывания в Оквуде, Вы можете узнать о порядке приема претензий старшего сотрудника. Жалобы в устной форме следует передавать старшему дежурному. Жалобы в письменной форме адресуются управляющему. Согласно этой процедуре Вы можете обратиться с жалобой в вышестоящую службу (орган). Контрольно-социальная служба (инспекция социальной службы) является независимым органом, она не только контролирует работу вне дома или проживания в нашем центре, но также инспектирует и проверяет (центр). Майк Шорт - главный инспектор, он имеет возможность контактировать с подобными службами в Торкингтон Лодже, Торкингтон Парке, Газел Гроуве, Стокпорте. Вы можете обратиться с Вашей жалобой в любую из этих служб. Но мы надеемся, что это никогда не произойдет.
III.3. Научно-практические подходы к реабилитации
в условиях Берлинского реабилитационного центра
Значение предмета реабилитации в медицине за последние годы значительно выросло. Это сводится к большому количеству пациентов с неврологическими дефицитами, при которых выздоровление посредством устранения болезней невозможно. Ведущее значение реабилитации обуславливается использованием высоких технологий, посредством которых удается реинтегрировать пациентов медицинским и социальным путем. Отличительным признаком реабилитации является то, что с самого начала определяются цель, методы реабилитации и команда специалистов, которые осуществляют реабилитационные мероприятия. Пациент при этом не является пассивным зрителем, а активно принимает участие в программе.
На примере организации реабилитационного процесса в Берлинском реабилитационном центре отмечаются отличительные особенности в методологии при реабилитации больных с различными нарушениями речи. Нарушения речи, коммуникации, возникшие при дефектах слуха и глотании, является реабилитационной прерогативой логопедии. Все нарушения речи выявляют посредством Теста Ахинской Афазии (ААТ). Он стандартизирован и утвержден, и состоит из многочисленных подтестов, высказываний больных, позволяющих определить вид нарушений речи (моторный, сенсорный, глобальный) и степень афазийного нарушения. Классические методы логопедии деблокирования и стимулирования в настоящее время все больше и больше расширяются опосредованными методами, которые ближе к бытовому языку общения. Групповая терапия и методы ведения разговора, которые исчерпывают общий спектр информационных возможностей, соответствуют больше реальным коммуникативным условиям, обучают репертуару информации и этим увеличивают мотивацию пациентов. Систематическая разговорная терапия и разработка ключевых слов и значений, в противоположность классическим методам стимулирования, показала хорошие результаты.
В реабилитационных мероприятиях по нейропсихологии наиболее интересной является тренинговая программа, которая адекватна способностям и потребностям пациентов. Тренинг внимания, в том числе длительного, селективного внимания, скорость обработки информации, способность концентрироваться на простых компьютерных программах, повышает результативность реабилитации у пациентов, имеющих различные нарушения внимания. При тренинге высших функций мозга с помощью компьютера выявляется ряд преимуществ: пациент сам определяет время тренинга, степень трудности задания, возможность их повторений, а также осуществление дальнейших упражнений в домашних условиях. Программа тренинга обычно направлена на активы повседневной жизнедеятельности.
Что касается нейроразвивающих методик PNF, Брунстрома, Руда, то автор считает, несмотря на их эффективность, а также теоретические и практические различия в этих методах, что сегодня не существует какой-либо ведущей методики, направленной непосредственно на ADL, которая отражала бы способности повседневной бытовой деятельности пациента, включая основные двигательные функции. Однако одним их возражений по данной точке зрения является то, что они применительны в большей степени к общим (глобальным) ADL-шкалам, при этом не учитываются параметры, полученные в результате специфических психотерапевтических тренировок. Группа немецких ученых сконцентрировала свою работу на поведенческом аспекте нейроразвивающих методов и их эффективности в различных стратегиях переучивания моторно-двигательных функций. Это требует дальнейших исследований и поиска оптимальных вариантов эффективности проводимой физиотерапии. При этом клинические результаты должны идти в ногу с данными функциональных исследований.
Реабилитационные мероприятия по эрготерапии состоят в тренинге бытовых навыков. Они указаны в шкале Barthel-Index (таб. 1).
Отличительной особенностью эрготерапии является использование сенсомоторного тренинга. Для пациентов, имеющих необратимые двигательные нарушения, применяются замещающие их функции биомеханические аппараты, электронная техника с компьютерной программой.
Эрготерапевты берут на себя обязанности по обучению инвалидов, пользованию техническими средствами реабилитации. Функции эрготерапевтов распространяются и на работу с семьей пациента. В период, когда реабилитант находится на этапе стационарной реабилитации, эрготерапевт исследует жилье пациентов с целью создания комфортных условий к его возвращению, а также обучает членов семьи методам социальной адаптации инвалидов в домашней среде.
Tabelle 1
Barthel-lndex
|
mit Hille | selbständig | |
1. Essen (Schneiden erlofderlich = mit HiHe) | ||
2. Transfer Rollstuhl-Bett und zurück (einschließlich Aulselzen im Bell) | 5-10 | |
3. Körperpflege (Gesicht waschen, Kämmen, Hasiegen, Zähne putzen) | ||
4. Toilettenbenutzung (An-. Ausziehen, Papiertienulzung, Spülen) | ||
5 Baden | ||
6. Gehen aul ebener fläche (wenn nur Hollstuhl, dann) | 10 (0) | 15 (5) |
7. Treppensteigen auf-ab | ||
8. Anziehen (mit Schuhe binden und Verschlüsse schließen) | ||
9. Darmkontrolle | ||
10. Blasenkonirolle |
|
Tabelle 2
| Kontrakturen Osteoporose | ||||||||||||||||
Muskeln | Schwäche Atrophie | ||||||||||||||||
Kreislauf | orthostalische Hypotension Verminderung des Blutvolumens Verminderung der Herzleistung Thromboembolien kardiovaskuläre Regulationsstörung | ||||||||||||||||
Atmung | Verminderung des Atemzeitvolumens hypostalische Pneumonie Lungenembolien vermindertes Abhusten erhöhter mechanischer Atemwiderstand | ||||||||||||||||
Harnwege | Hainsteine Harnstau und Inlekle erhöhter Restharn | ||||||||||||||||
Elektrolythaushall | negative Caiciumbilanz negative Stickslollbilanz negative Phosphat- und Schwetelbilanz Störung des Mg-. K-, Na-Haushalts | ||||||||||||||||
Hormonstörungen | verminderte insulinbindungsslellen erhöhte Pafathormonproduktion verminderte Androgen- und Spermabildung Wachstumshormon | ||||||||||||||||
Magen-Darm-Trakt | Obstipation. Appetitlosigkeit Gewichtsverlust | ||||||||||||||||
Haut |
Haulalrophie | ||||||||||||||||
Nervensystem | sensorische Depfivation depressive Verstimmung Abnahme intellektueller Leistung Koordinationsslörungen Gleichgewichtsstörungen |
Tabelle 3
|
Kraft, Ausdauer und Bewegungsumlang Beweglichkeit (ränge öl motion) passives Bewegen und Tiaklion Lagerung im Bett Konliakturenbehandlung Quengelgipse Krafttraining isotonisch isometrisch isokinetisch Ausdauertraining Schnelligkeitstraining |
Koordination Gleichgewichtsiraining im Siben im Stehen Siehtraining mit Hillsmitteln Gangschule Ataxie-Training |
Hiltsmittelschulung Rollstuhltiaining Translertraining Prolheseniraining Orthesenschulung |
Kondllionlerling Ergomelertraining Atemgymnastik Sporltherapie |
Andere Verfahren Bioteedback forced use Trickbewegungen |
Tabelle 4
|