Упражнения с Монтессори-материалом к кондуктивной карте №1
(образовательная программа)
ГЕОГРАФИЯ
ВОДА - СУША
Возраст 5-7 лет
Цель упражнения. Узнать различные виды земной поверхности (равнина, гора, холм, остров, полуостров), виды водоемов (река, озеро, море).
Материал. Фанерное или картонное поле (или лучше с выдвигающейся крышкой) с нарисованными озером, морем, рекой, равниной; горы (картонные или глиняные), остров, холм, полуостров; бумага для рисования карты, карандаши, билетики с названиями (река, озеро и т.д.).
Описание работы. Ребенок достает из коробки билетики, прочитывает их, развешивает или кладет к соответствующим предметам. (Работе предшествует трехступенчатый урок о незнакомых понятиях; остров, полуостров, холм, равнина). Затем ребенок рисует карту местности на листе бумаги.
Комментарий. Если работа с материалом проводится на кругу с группой детей, есть смысл дополнить ее их личными впечатлениями о природе, о реках, городах, где они побывали. Упражнение расширяет кругозор ребенка, пополняет словарный и понятийный запас.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ МАТРЕШКА
Возраст - 5-7 лет.
Цель упражнения. Дать понятие о городе, стране, континенте и их «взаимном» расположении.
Материал. Фигурки людей (мама, папа, ребенок), домик (выше фигурок), несколько домиков другого цвета. Картонное поле с надписью «город». Картонное поле большего размера с надписью «Россия», самое большое поле с надписью «Евразия» и условным изображением континента.
Описание работы. Учитель объясняет, что мама, папа и малыш живут в доме, а дом «живет» в городе, город «живет» в стране, страна - на материке. Затем ребенок должен сам собрать «матрешку», прочитывая надписи.
Комментарий. В процессе работы с материалом ребенок впитывает новые понятия - страна и материк (континент). В игре он бессознательно запоминает соотношение размеров континента и города, континента и страны.
СТРАНЫ ЕВРОПЫ
Возраст 5-7 лет.
Цель упражнения. Научиться находить страну на карте; узнавать флаги стран и названия их столиц.
Материал. Карточки с изображением больших европейских стран, маленькие флаги (картонные или тряпочные), билетики с названиями столиц, контрольная карта Европы (страны обозначены тем же цветом, что и на карточках). На контрольной карте нарисованы флаги и обозначены столицы.
Описание работы. Ребенок выбирает любую карточку с изображением страны и подбирает соответствующий флаг и билетик с названием столицы. (Работе предшествует трехступенчатый урок о флагах и столицах). Контроль осуществляется с помощью карты Европы.
Комментарий. Вывешенная в классе карта Европы и игры с ней (путешествия) будут постоянно поддерживать интерес ребенка.
КОНСТРУКТОР-ПЛАН
Возраст - 3-6 лет.
Цель упражнения. Научиться работать с планом местности и соотносить реальные предметы и их условное изображение.
Материал. Маленькие домики, мосты, деревья; река, озеро, дорога, вырезанные из картона; картонное или фанерное игровое поле; набор карточек с планами; бумага, карандаши.
Описание работы. Ребенок выбирает любую карточку с планом и располагает игрушки на поле в соответствии с планом. (Контроль осуществляется учителем). Когда материал хорошо освоен, ребенок может сам придумывать планы, располагая игрушки на поле в любом порядке.
Комментарий. Материал особо интересен тем, что ребенок может сам усложнять задачу. Поддержанию интереса к работе с планом способствует составление планов школьного двора, квартала. Упражнение способствует абстрагированию сознания. Малыш совершает действия, связанные с анализом пространственной обстановки, и активно работает с символами.
ИСТОРИЯ
КОВРИК БРЕМЕНИ
Возраст - 5,5-9 лет.
Цель упражнения. Запомнить цепь важнейших исторических событий - познакомиться с хронологией.
Материал. Разделенный на несколько частей: одним цветом выкрашено поле «до людей», другим - время «первых людей», третьим - время египетской и вавилонской цивилизаций, четвертым - время Греции и Рима, пятым - средние века (с этого момента начинаем вводить историю России), шестым - Новое время (XVII-XIX вв.) и последним - XX век. (Хронология событий дается только по векам). Короткие тексты о самом важном за это время, картинки, соответствующие текстам.
Описание работы. Ребенок разворачивает ковер и с помощью учителя укрепляет тексты в соответствующих цветных кусочках. Затем ползет вдоль ковра, читая тексты и подбирая к ним соответствующие картинки. (Контроль учителя).
Комментарий. Главная ценность материала в том, что ребенок понимает длину минувшего времени, понимает, какое множество событий случилось до его рождения. Ребенок сам определяет для себя, с каким периодом истории он будет работать. Всегда есть возможность раньше узнать то, что еще не было объяснено на уроках.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
Возраст - 5,5-9 лет.
Цель упражнения. Узнать и запомнить последовательность появления живых существ, узнать информацию о них, подобрать к картинке соответствующий текст.
Материал. Длинная лента с изображением животных в порядке их появления
на Земле (заканчивается появлением человека), короткие тексты о них. Вторая такая же лента без картинок и текстов, рисунки животных на отдельных карточках.
Описание работы. Ребенок ползет вдоль ленты, разглядывая картинки и читая тексты. Затем на пустой ленте, он раскладывает картинки в том же порядке.
Комментарий. Обычно невероятный интерес у детей вызывают истории о Динозаврах, поэтому есть смысл сделать побольше текстов об этом.
ЛИТЕРАТУРА
СЛОВА В ТРЕХ КОРОБОЧКАХ
Возраст - 2, 5-4 года.
Цель упражнения. Расширение запаса слов. Классификация предметов и
слов. Сопоставление предмета с его названием. Косвенно - подготовка к космическому воспитанию.
Три одинаковых коробочки, величиной с мыльницу, разных цветов: красного, желтого, зеленого. В красной коробочке лежат маленькие фигурки животных, в зеленой - искусственные растения, в желтой - предметы, которые относятся к жизни человека.
Описание работы.
1 часть. Ребенок приносит на рабочий стол коробочку и вынимает из нее фигурки по одной и ставит в ряд. Учитель просит малыша назвать известные ему предметы. Если попадаются неизвестные - учитель подсказывает.
2 часть. Трехступенчатый урок. Учитель ставит перед ребенком два известных ему предмета и один неизвестный. 1-я ступень: это... это... это... 2-я ступень: дай мне (или покажи)... Ребенок дает или показывает. 3-я ступень: кто (или что) это? (Ребенок называет словом).
3 часть. Ребенок уже знает названия предметов, лежащих в коробочках. Он приносит на свой стол сразу все, открывает их и устанавливает поодаль. Все предметы вынимаются из коробок и в беспорядке выставляются на стол. Ребенок берет игрушки по одной, называет их и раскладывает по коробкам: животных - в красную, растения - в зеленую, все, что относится к человеку, - в желтую. Малыш закрывает коробочки и относит их на место.
Комментарий. Расширение запаса слов ребенка, несомненно, может происходить и происходит вполне естественным образом, то есть через повседневную речь взрослых и других детей вокруг него. В этом смысле подобные упражнения можно назвать искусственными, оторванными от реальной жизни. Но если учесть, что в возрасте 2-4 лет ребенок переживает сензитивный период интереса к маленьким вещам, как замечала М.Монтессори и как наблюдают ее последователи, то занятия с малышом, разбирающим маленькие игрушки и при этом не знающим пока их названия, лишь помогут ориентироваться в мире слов. К тому же нельзя забывать, что вид деятельности ребенок выбирает сам и в момент затухания интереса может прервать занятие и убрать материал на место.
КАРТОННЫЕ СЛОВА
Возраст 2:5-4 года
Цель упражнения. Расширение запаса слов. Дифференциация слов. Соотнесение плоской фигуры и звучащего слова.
Материал. Коробка с вырезанными из картона фигурками, изображающими животных, растения, предметы быта человека.
Описание работы. Ребенок ставит на стол коробку с картонными фигурками. Он вынимает их по одной и выстраивает в три ряда: в одном - изображения животных, в другом - растений, в третьем - то, что можно отнести к человеку.
Комментарий. В работе с этим материалом ребенок переходит от маленькой игрушки - предметика к плоскостному изображению. Это важный шаг от конкретного к более абстрактному. Даже сам факт, что чайник или кровать, или собачку можно вырезать из картона и положить, а не поставить на стол, вызывает у малыша удовлетворение и восхищение. Он видит собственными глазами объемный и плоский предметы, которые называются одинаково, и это тоже восхищает его. Разумеется, фигурки легче вырезать из картона, чем подобрать среди игрушек, поэтому словарный запас малыша может быть существенно расширен. Если названия каких-то предметов ребенку неизвестны, то учитель через трехступенчатый урок может ввести их в его словарный запас. И это опять-таки произойдет совершенно незаметно для малыша.
КАРТИНКА - СЛОВО
Возраст 4 года
Цель упражнения. Интуитивное чтение, упорядочивание слов языка, сравнение слова и изображения предмета.
Материал. В конверте лежат карты с картинками, таблички со словами к ним, контрольные карты, где слово и картинки объединены. Материал может представлять несколько конвертов, подобранных по темам: цветы, одежда, животные. Важно, чтобы слова на табличках были просты для прочтения, не содержали трудностей.
Описание работы. Ребенок кладет перед собой конверт с картами. Он выкладывает на стол картинки, а затем подбирает к ним таблички со словами. Контрольные карты помогут малышу самостоятельно проверить выполненную работу.
Комментарий. Материал предъявляется ребенку после того, как пройдет этап работы с предметом и словом. Перед ним стоит теперь более абстрактная задача. Но пока малыш читает слова все еще интуитивно, по очертанию отдельного слова. В этом смысле большое значение имеет объем карточного материала. Ребенок продолжает расширять свой словарный запас и все больше интересуется предметами, изображенными па картинках.
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ
Возраст 4 года
Цель упражнения. Ребенок сопоставляет предмет со словом, его обозначающим. У него появляется представление о том, что слова, которые мы произносим, могут быть записаны на бумаге. Первое интуитивное словное чтение.
Материал. Коробочка с предметами, названия которых пишутся так, как читаются. Полоски чистой бумаги, карандаш или ручка. На дне коробочки лежит конверт с заранее заготовленными табличками, на которых написаны названия предметов. Эти таблички розового цвета, как и конверт. Примеры предметов и слов к ним: слон, конь, гном, тигр. Можно в отдельную коробку подобрать слова и предметы, начинающиеся с одной буквы: бант, бусы, банан.
Описание работы. Учитель предлагает ребенку расставить предметы на столе, раскрыть розовый конверт и разложить таблички из него рядом с соответствующими предметами. Ребенок делает это. И продолжает работу с другими идентичными коробочками. В ходе работы можно мешать то предметы, то таблички, а затем упорядочивать их.
Комментарий. Это одно из первых упражнений интуитивного словного чтения, которое выполняет ребенок, возможно, не знающий еще названий букв. Разумеется, прежде чем это упражнение станет для ребенка простым и желанным, учитель презентует ему сам материал. Есть особый способ его презентации, который мы не описываем здесь. Скажем только, что именно для презентации материала необходимы полоска бумаги и карандаш. Следует отметить, что этим упражнением открывается розовая серия Монтессори-материалов для детского чтения. Ребенок работает пока с очень простыми словами языка, сравнивая их с конкретными маленькими предметами. Интуитивное чтение нельзя назвать настоящим, реальным. Это лишь начало, первый шаг к тотальному чтению.
КНИЖКИ ИЗ «АЗБУКИ» Л.Н. ТОЛСТОГО
Возраст 4-6 лет.
Цель упражнения. Начальное сознательное чтение.
Материал. Самодельные книжки, на одной странице которых - картинка, а на другой - предложение, взятое из текстов «Азбуки» Л.Н. Толстого.
Описание работы. Ребенок читает предложения в книжке и разглядывает картинку, сравнивая их.
Комментарий. Тексты Л.Н. Толстого из «Азбуки» погружают ребенка в чистый, яркий, богатый русский язык, какого не найти ни в каких других современных текстах. Вот почему, интерпретируя Монтессори-материал для детского чтения, мы воспользовались именно толстовской «Азбукой». Кроме того, Лев Николаевич словно предугадал последовательность предъявления ребенку материала для чтения. Розовая серия «легких» слов Монтессори прямо повторяет III раздел «Азбуки» Л.Н. Толстого, где записаны слова без трудностей при прочтении. Многие его рассказы из «Новой азбуки»тоже могут служить основой для книжек Монтессори. Конструируя этот материал, мы пользовались также дневниковыми записями Ю. Фаусек,в которых она приводит много собственных текстов для первых книжек. Надо сказать, что эти тексты, по нашим наблюдениям, более сложны, чем толстовские, и дети переходят к ним позже.Наряду с классическимипервыми книжками, мы, разумеется, предлагаем и свои собственные, составленные педагогами детских группДома Марии Монтессори. Эти книжки тоже пользовались успехом у детей.
ГЛУХОЙ - ЗВОНКИЙ
Возраст ~ 5-6 лет.
Цель упражнения. Утончениефонетического слуха. Развитие интуиции.Упорядочивание фонетической системы языка. Фонетический анализ.
Материал. Поднос, разделенный на 3 части. Набор карточек с изображением согласнык букв. На обратной стороне - символы глухости или звонкости.
Описание работы. Ребенок ставит перед собой поднос с материалом. Он берет одну за другой смешанные карточки с буквами, озвучивает их, то есть произносит вслух звук, изображение которого видит, и раскладывает карточки в соответствующиеячейки подноса.
Комментарий. Работа с этим материалом углубляет ребенка в анализ русской речи. Он упражняется со звуками, произнося их вслух и интуитивно чувствуя разницу в звучании. Символы звуков - буквы играют в этом упражнении второстепенную роль. На этом этапе они уже хорошо знакомы ребенку по работе с подвижным алфавитом и шершавыми буквами. В построении материала можно усложнить его предложив ребенку парные карточки и для мягких согласных. Изображение звуков на карточках лучше давать в квадратных скобках, как транскрипции, объясняя тем самым, что мы упражняемся именно в фонетике, а не в грамматике, К этому материалу ребенок может взять соответствующие печатные листы с тестами и упражнениями.
КАК «ГОВОРЯТ» ЖИВОТНЫЕ
Возраст ~ 3-6 лет.
Цель упражнения. Расширение запаса слов. Тренировка в чтении отдельных слов. Космическое воспитание (зоология).
Материал, Коробка с двумя отделениями. В одном отделении лежат карточки с изображениями или (для читающих детей) с названиями животных, например: осел, кошка, утка, петух, кузнечик. Во-втором - карточки, на которых написаны названия звуков, произносимых этими животными: ревет, кукарекает, стрекочет, крякает.
Описание работы. Ребенок ставит перед собой коробку с материалом и выкладывает перед собой в ряд карточки с изображениями животных. Затем берет по одной карточке из другого отделения, где записаны названия звуков животных, И объединяет их. Например: утка - крякает, кошка - мяукает, петух - кукарекает. Когда все карточки выложены в ряд, ребенок может контролировать себя, переверну карточки, где на обратной стороне отмечена пара контрольных знаков.
Комментарии. Как известно, с рождения до б лет ребенок пережинает сензитивный период развития родного языка, поэтому именно в этот период особенно важно для него расширение словарного запаса. Одним из важнейших способов развития речи служат постоянный речевой контакт с ребенком взрослых ила старших братьев и сестер. Но слова запоминаются гораздо легче, если, кроме слуха, в работу включаются и другие органы чувств: зрение и тактильные ощущения. Предлагая ребенку упорядочивать ряд карточек, находить пары карточек, из которых одна соответствует другой, мы тем самым предоставляем ему возможность узнавания слов, пока не входящих в его словарный запас. При этом знаки на обороте карточек помогут повести эту работу без помощи взрослого, самостоятельно. Если материал взял ребенок, еще не умеющий читать, можно предложить ему в помощники кого-то из читающих друзей. И тому, и другому ребенку небесполезно работать с этим материалом. Попутно не умеющий читать приобщается к интенсивному чтению. Работа с материалом, кроме прочего, ведет к упорядочиванию сознания.
ЧИСЛА
Возраст - 4-5 лет.
Цель упражнения. Сопоставление буквенного изображения числа с его цифровым изображением. Интуитивное чтение.
Материал. В коробочке лежат таблички с написанными на них словами: один, два, три, четыре, пять и т. Д. К этому прилагаются квадратные маленькие карточки с цифрами от 1 до 10.
Описание работы. Ребенок вынимает из коробки карточки и упорядочивает их, раскладывая рядом слово и соответствующую цифру. Для этого он должен прочесть слово и распознать цифру.
Комментарий. Несмотря на то, что в этом материале ребенок работает с цифрами, упражнение лучше отнести к языковому, а не математическому. Малышу предоставляется еще одна возможность прочесть знакомые ему слова. Кроме того, группируя эти слова в одной коробочке, мы тем самым закладываем понятие числительных, которое придет позже с другими материалами грамматического цикла. Важно, чтобы цифры были обозначены в этом материале именно зеленым цветом, как в математическом Монтсссори-материале, чтобы цвет уже сейчас запечатлелся в сознании ребенка.
ШЕРШАВЫЕ БУКВЫ
Возраст - 3-4 года.
Цель упражнения. Утончение тактильного чувства. Изучение алфавита через тактильные ощущения. Подготовка к письму, соотнесение звука и его символа-буквы.
Материал. На табличках из толстого картона или на дощечках наклеены шершавые буквы из песчаной или бархатной бумаги. Шрифт письменный. Фон табличек голубой или розовый, в зависимости от того, какому звуку (гласному или согласному) соответствует буква. В отдельных коробках сложены заглавные буквы и прописные.
Описание работы. Ребенок ставит перед собой коробку с шершавыми буквами и вынимает из нее одну из табличек. Например, табличку с буквой «а». Учитель показывает ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву, будто написать ее. Ребенок повторяет это движение и в конце обведения называет букву. Он может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной буквы.
Комментарии. Это упражнение с классическим Монтессори-материалом при подготовке к механическому письму. Материал имеет свою строгую презентациями ребенку и логически встроен во всю систему подготовки к письму. Утончение тактильного чувства ко времени работы с этим материалом уже наблюдалось у малыша в упражнениях со специальным сенсомоторным материалом (шершавыми дощечками, парными табличками, лоскутками и т.д.). Теперь же тактильное чувство помогает ребенку освоить символьное изображение звуков. Перед упражнениями с шершавыми буквами необходимо обострить чувствительность кончиков пальцев, для этого можно сполоснуть руки теплой водой и вытереть насухо или потереть кончики пальцев друг о друга. Можно воспользоваться маленькой жесткой щеточкой. Предлагаемое описание работы с материалом не является его презентацией ребенку: но лишь одним из упражнений.
УЗНАЙ БУКВУ
Возраст - 4-5 лет.
Цель упражнения. Утончение тактильного чувства. Соотнесение тактильного упражнения образа со зрительным и акустическим. Изучение письменного алфавита. Подготовка к письму.
Материал.. Розовые и голубые картонные таблички (дощечки) с наклеенными на них шершавыми буквами. Шрифт письменный. Платок для завязывания глаз.
Описание работы. Ребенок кладет" перед собой несколько табличек с шершавыми буквами и закрывает глаза (или завязывает их платком). Он ощупывает шершавые буквы на табличках и пытается угадать, как они называются. Контроль осуществляет кто-то из детей или учитель.
Комментарий. Упражнение неоднократно описано в книгах М. Монтессори и ее последователей, например, Ю.И. Фаусек. Дети с большим удовольствием ощупывают буквы и называют их. Как обычно, для лучшей тактильной чувствительности они могут согреть пальцы в теплой воде или потереть щеточкой. Надо помнить, что узнавание шершавых букв не первое и не основное упражнение с этим материалом, но немаловажное в ходе подготовки ребенка к письму. Закрывал глаза, ребенок изолирует тем самым тактильное чувство: обостряя и утончая его. Через чувства он делает еще один шаг к работе разума, создавая образ, символ, знак кончиками пальцев.
ШЕРШАВЫЕ СЛОВА
Возраст - 4-6 лет.
Цель упражнения. Утончение тактильного восприятия письменного языка. Подготовка к письму. Развитие образного восприятия языковой символики. Концентрация внимания.
Материал. Коробка с картонными табличками, на которых буквами из шершавой бумаги написаны слова. К этому дается платок для завязывания глаз.
Описание работы. Ребенок кладет перед собой табличку с шершавым словом, завязывает или закрывает глаза и, ощупывая букву за буквой, соединяет их в слово. Контроль осуществляет старший ребенок или учитель.
Комментарии. Упражнение хорошо известно педагогам, которые работают с плохо видящими детьми. Изолируя тактильное чувство, мы обостряем и утончаем чувствительность кончиков пальцев, развитие которых, как известно, способствует постановке мышления. Одновременно с этим совершенствуется и механический процесс мысленного соединения букв в слова. Словесный отчет ребенка о «прочувствованном» пальчиком слове не всегда может быть осмысленным, переведенным в область понятия. Так что нельзя сказать, что ребенок прочел обведенное слово. Он выполнил лишь механическое действие и интуитивно угадал склад рядом стоящих букв. То есть он не прочел, а только сложил нечто из букв и произнес вслух это нечто. Дети очень любят угадывать слова, написанные шершавыми буквами. Это упражнение готовит их к плавному, незаметному переходу к осознанному письму и чтению.
ПИСЬМО НА МАНКЕ
Возраст - 4-5 лет.
Цель упражнения. Подготовка к письму. Утончение мелкой моторики.
Материал. Набор табличек с шершавыми буквами. Плоский поднос с насыпанной на него манной крупой тонкая палочка или деревянная спица.
Описание работы. 1. Ребенок ставит перед собой поднос с материалом. Он начинает работу с обведения двумя пальцами шершавой буквы на дощечке. Затем он делает этими пальцами то же движение, только на подносе с манкой. Сквозь манку проглянет изображение буквы. Его можно повторить езде и еще раз, встряхивая манку после каждого написания.
2. То же самое упражнение можно проделать с помощью палочки, обведя ею сначала шершавую букву, а потом проведя очертания буквы по манке.
Комментарий. Упражнение обычно нравится детям. Они и без специального материала с удовольствием пишут буквы пальцем в песочнице, прутиком по земле. Рука еще и еще раз имеет возможность тренировка координации движений и утончения мелкой моторики. Все лучше впитывает ребенок символьное обозначение звуков, образы букв.
СКЛАДЫ
Возраст - 4-5 лет.
Цель упражнения. Буквенный анализ слов. Подготовка к письму и чтению. Соотнесение звука и буквы. Складывание букв на слух.
Материал. Коробки с подвижным алфавитом, в которых каждая буква лежит в своей ячейке. При этом гласные вырезаны из голубого картона, а согласные - из розового.
Описание работы. Ребенок расстилает коврик и приносит на него коробку с подвижным алфавитом. Учитель выкладывает на ковер несколько известных малышу букв и предлагает сложить из них слово «МАМА». При этом он ясно произносит это слово, выделяя сначала первый звук «М», потом звук «А» и т.д. По слуху ребенок кладет на коврик буквы, изображающие эти звуки, складывая слово
«мама».
Комментарий. Было бы неверно думать, что действия малыша можно назвать сознательным письмом. В этом упражнении он только складывает знакомые ему буквы, но никак не «пишет» слово. Складывание - процесс механический. Ребенок не обращает внимания па смысл слов, которые строит. Вот почему в это время он абсолютно не готов к чтению, которое невозможно без понимания того, что читаешь. Л.Н. Толстой начинал свою «Азбуку» со знакомства детей именно со складами или слогами, не имеющими смысла при прочтении. В работе с подвижным алфавитом можно предложить детям выстраивать на ковре именно склады Л.Н.Толстого. Механическое складывание по своему значению можно назвать ключом, основой для будущего тотального чтения и письма. Заметим, что работу с подвижным алфавитом ребенок проделывает самостоятельно, без помощи взрослого, который может выступить лишь в роли дающего задание и контролирующего его выполнение. Складывать буквы ребенок может и на слух, и с предложенной ему карточки. При этом на карточке изображена либо картинка, либо слово - склад. Предлагая настоящие упражнения с подвижным алфавитом, помним, что все они реальны только после строго определенной презентации ребенку этого классического материала М. Монтессори.
ТАБЛИЦА СЛОГОВ
Возраст - 4-5 лет.
Цель упражнения. Механическое слияние гласного и согласного звуков и соотнесение их с буквами. Первые представления о слогах. Подготовка к письму и чтению.
Материал. Плоская коробка, в которой лежат таблицы с гласными и согласными, и коробочки со слогами по количеству таблиц.
Описание работы. Ребенок кладет перед собой одну из таблиц, открывает соответствующую карточку и достает из нее по одному слоги. Он ставит слог в соответствующую графу таблицы. Когда она полностью заполнена, переходит к следующей.
Комментарий. Работа, которую выполняет ребенок, чисто механическая. Мотив его далек от цели освоения слогового строения языка. Он просто хочет заполнить «марками» таблицу. Но поиск места для каждой «марки» заставляет его подсознательно объединить согласную с гласной и зафиксировать эти соединения в своей голове. Позднее, разбираясь в основах строя языка и его грамматике, ребенок без труда разделит слово на слоги. Ясной и естественной покажется роль гласного звука и его согласного соседа. Ребенок работает с материалом молча, проговаривая звуки, означенные символами, которыми он оперирует, про себя, внутренним голосом. Это также имеет чрезвычайно важное значение для полноценного впитывания внешних образов. Упражнение можно усложнить, собрав все слоги в общую коробку, а таблицы сведя в одну большую. Работа с этим материалом требует большой концентрации внимания.
МАТЕМАТИКА
ФИГУРЫ ИЗ ГВОЗДИКОВ
Возраст - 2,5-4 года.
Цель упражнения. Моделирование плоских фигур по точкам. Подход к математическим понятиям «точка», «отрезок», «вершина». Знакомство с построением геометрических фигур и косвенно - развитие мелкой моторики.
Материал. Пенопластовая или пробковая доска, выпуклые кнопки в плошке, цветные резинки. К этому прилагаются карты с начерченными на них цветным карандашом геометрическими фигурами: прямоугольником, параллелограммом, трапецией, ромбом, пятиугольником, шестиугольником.
Описание работы. Ребенок выбирает карточку с геометрической фигурой, считает, сколько у фигуры вершин, и накалывает соответствующее число кнопок на дощечку. Затем он натягивает на кнопки резинку таким образом, чтобы получилась очертания геометрической фигуры, нарисованной на карточке.
Комментарий. Работа с этим материалом является переходной от сенсомоторного к математическому развитию ребенка. В то же время он дает прекрасную возможность проживания таких сложнейших математических понятий, как «точка», «отрезок», «вершина». Малыш проживает их на зрительном, тактильном чувстве, через мелкую моторику руки. Математические понятия усваиваются фактически на подсознательном уровне.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ СОЛНЦЕ
Возраст -4-7 лет.
Цель упражнения. Умение считать пятерками, десятками. Умение пересчитывать предметы. Материал относится к первой группе математических материалов.
Материал. Два картонных круга (или деревянных), склеенных вместе, от которых расположены сто тонких шнурков в виде лучей солнца. Пятьдесят шнурков - лучей - синие, другая половина - красные. Картонные квадратики с цифрами от 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100, а также карточки с цифрами для счета по пятеркам.
Описание работы. Ребенок приносит на стол материал и расправляет лучи работы математического солнышка. Он начинает пересчитывать лучи с границы цвета. Отсчитав 10 красных лучей, он объединяет их математической скобкой. Ребенок продолжает пересчет лучей десятками. По желанию ребенка работа может закончиться на пятидесятом шнурке или быть продолжена до ста. Объединив лучи в десятки, ребенок берет карточки с цифрами и соответственно обозначает их. Работа может быть продолжена в том же духе, но с отсчетом лучей по пятеркам.
Комментарий. Упражнения с этим материалом позволяют ребенку еще и еще раз заниматься пересчетом отдельных чисел десятичной системы и группировать их в пятерки и десятки; подставляя карточки с цифрами к отдельным группам чисел, ребенок сопоставляет число и цифру, что важно для процесса абстрагирования.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ
Возраст - 3-10лет.
Цель упражнения. Развитие пространственных представлений.
Материал. Набор маленьких палочек (спичек без серы), небольшой комочек пластилина, рабочая дощечка (картонка).
Описание работы. Ребенок приносит на свой стол поднос с материалом. Он кладет перед собою рабочую дощечку и выкладывает на ней плоскую геометрическую фигуру, например, треугольник. Комочками пластилина он скрепляет спички. Таким же образом он моделирует и объемную фигуру, например, пирамиду, также закрепляя палочки-ребра пластилином.
Комментарий. Моделируя самостоятельно плоские и объемные фигуры, ребенок вполне реально проживает процесс их рождения, облегчая тем самым развитие пространственного воображения. Важно отметить, что с помощью этого материала ребенок чувственно знакомится со структурой геометрических плоских и пространственных фигур - их каркасом, создавая из ребер и вершин грани, а затем тела. При этом рука ребенка, его зрение и разум действуют вместе. С помощью этого материала ребенок может построить все геометрические фигуры, имеющие вершины и стороны. Можно предложить ребенку набор карточек с изображениями трехмерных многогранников.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА
Возраст - 4-6 лет. Для тех, кто уже умеет читать.
Цель упражнения. Сопоставление геометрического тела с его названием, написанным словом.
Материал. Корзинка с объемными геометрическими телами. Коробочка с табличками, на которых написаны их названия.
Описание работы. Ребенок приносит материал на стол и достает геометрические тела из корзинки, расставляет их перед собой. Затем он берет из коробки таблички с их названиями и раскладывает соответственно. Контроль осуществляет учитель.
Комментарий. С названием основных объемных геометрических тел ребенок уже знаком по работе с похожим сенсорным материалом. Но тогда малыш лишь получил общие представления о них и их названиях. Сейчас же ребенок, восстанавливай эти представления, поднимается на новую ступеньку - соединяет их с написанным словом. Эта работа носит абстрактный характер и непроста для ребенка. Он берется за материал только тогда, когда может уже читать с пониманием хотя бы отдельные слова. Работая с этим материалом, ребенок возвращается и к повторению уже знакомых ему через сенсорику свойств объемных геометрических тел. Это упражнение еще раз показывает свойство любого дидактического Монтессори-материала вести малыша от зоны его актуального развития к зоне ближайшего развития по Выготскому.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ
Возраст - 5-7 лет.
Цель упражнения. Умение составлять примеры на различные арифметические действия.
Материал. Коробка с двумя отделениями, в одном из которых сложены пластмассовые или картонные таблички с изображением цифр от 1 до 20, а в другом -пластмассовые знаки «+», «-», «больше», «меньше».
Описание работы. Ребенок приносит на стол коробку с материалом. Из содержимого коробки он составляет примеры и выкладывает их на столе перед собой.
Комментарий. Упражнения с этим материалом позволяют ребенку еще и еще раз продумать различные арифметические действия. В процессе работы он оперирует с такими понятиями, как «больше», «меньше», «сумма», «разность», «равенство», «умножение» и «деление». К работе с этим материалом ребенок может обращаться неоднократно, даже в тот период, когда некоторые из этих понятий ему неизвестны. Наличие в коробке с материалом разнообразных арифметических знаков дает возможность ребенку работать в зоне его актуального развития с прицелом на зону ближайшего развития. Незнакомые знаки вначале являются загадкой для ребенка, и эту загадку он, упражняясь, отгадает.
ДОМИНО
Возраст -- 4-6 лет.
Цель упражнения. Закрепление количественного выражения числа.
Материал. Картонные, деревянные или пластмассовые фишки. Каждая из них имеет изображение: на одной ее половинке несколько точек или предметов, а на другой - число от 0 до 20.
Описание работы. Ребенок берет наугад одну из фишек и выкладывает ее перед собой на столе, затем подбирает к ней парную и приставляет ее к первой, далее процесс повторяется. Работа может выполняться группой детей и носить характер обыкновенной игры в домино.
Комментарий. Упражнение нравится детям, очевидно, из-за четкой логической комбинаторики, не допускающей произвола. Для самоконтроля на оборотной стороне каждой фишки можно изобразить парные цветные знаки. Для ребят постарше можно предложить домино с числами от 1 до 100 и даже до 1000, используя для отображения крупных чисел прием Монтессори в Золотом материале: единицы изображать точками, десятки - отрезками, сотни - квадратами.
КИЛОГРАММ-ГРАММ
Возраст - 5-7 лет.
Цель упражнения. Ознакомиться с единицами веса: килограмм и грамм, научиться оперировать числами при взвешивании, записывая результаты.
Материал. Предмет весом 1 кг, предмет весом 1 г, бытовые напольные весы, аптечные весы или весы для опытов по физике с гирями (в граммах), корзинки с предметами разного веса (большая - для крупных предметов, весом 1-2 кг), карандаши, бумага.
Описание работы. Учитель дает ребенку в руку предметы весом в грамм и килограмм. Когда малыш почувствует разницу, учитель объясняет, что в 1 кг тысяча граммов (понятие «тысяча» уже знакомо ребенку). Затем ребенок взвешивается на весах и записывает, сколько килограммов он весит. Затем на аптечных весах он - взвешивает легкие предметы и записывает их вес. После этого он взвешивает любые предметы, подумав, какие весы понадобятся (для тяжелых предметов - напольные, для легких - аптечные).
Комментарий. Работа с весами придает наглядность арифметическим действиям, например, сложение ребенок может проверить уравновешиванием большой гири несколькими маленькими или проц