II.12. Введение в педагогику Монтессори
Анализ педагогической системы Монтессори и многолетний зарубежный опыт; показывают, что по многим своим педагогическим условиям монтессори-педагогика удивительно точно сообразуется с принципами и технологиями специальной педагогики.
Возможность каждого ребенка осваивать образовательную программу в условиях «индивидуального образовательного маршрута» позволяет объединять вместе нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности со всеми вытекающими отсюда комфортными для каждого условиями обучения, формирования социальных навыков и дружелюбного отношения между детьми, оказания учителем индивидуальной помощи тем, кто более других в ней нуждается, возможности для каждого ребенка повторять и закреплять материал так долго, как это ему необходимо.
Чрезвычайно значимым для специальной педагогики является содержательный компонент педагогики Монтессори: большое внимание уделяется сенсомоторному развитию ребенка, развитию у него речи и мышления, умению концентрировать внимание и сосредоточенно работать, умению контролировать себя, свою деятельность и поведение. Большое значение имеет и общность конечных целей Монтессори-педагогики и специальной педагогики: воспитание самостоятельного, независимого, социально активного и социально адаптированного человека.
Опыт интегрированного обучения детей в Германии (г. Мюнхен) показал, что в одной реабилитационной группе может находиться до 6 детей с различными отклонениями в развитии. Дети помогают друг другу, и через эту помощь стимулируется их самостоятельность. Например, ребенок с нарушением интеллекта катит кресло-коляску с ребенком, имеющим нарушение опорно-двигательной системы, глухой ребенок помогает слабовидящему ориентироваться в окружающей среде и т. п. Так как нет традиционных одновозрастных групп, на первый план здесь выходят социальные обучающие процессы между «опытными» и «неопытными» членами коллектива.
В последнее десятилетие наибольшую известность и популярность получила еще одна модель коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП называемая кондкутивной педагогикой. Это направление возникло в Венгрии в конце 40-х годов и получило широкое распространение во всем мире. Метод кондуктивной педагогики разработан Пето в 1945 -1967 гг., а в дальнейшем развит школой М.Хари 1971г.
Кондуктивная педагогика в настоящее время считается одной из наиболее эффективных методик для преодоления двигательных нарушений у детей с ДЦП без выраженных отклонений в психическом развитии.
Широкое применение этой системы в нашей стране тормозится тем, что право па подготовку специалистов по кондуктивной педагогике имеет только ассоциация кондуктивных педагогов. Подготовка осуществляется на платной основе только для стран-членов ассоциации.
Термин «кондуктивная педагогика» означает «обучение, организуемое кондуктором», в основе метода лежит педагогический подход к воспитанию функции, в котором основное внимание уделено медико-педагогической коррекции, направленной на выработку самостоятельной активности и независимости ребенка. Кондуктор - специалист знающий проблемы медицины, педагогики, лечебной физкультуры, логопедии, психологии.
Его основная цель-преодоление двигательной, речевой и психической недостаточности путем воспитания, развития и коррекции задержанных и нарушенных функций.
Кондуктор предлагает ребенку с помощью своеобразного аутотренинга расслабиться, принять нужное для каждого двигательного комплекса исходные положения. Ребенок в этот момент напевает мелодии помогающие ему расслабиться. Затем, переходя к активному движению по мере овладевания этим движением, он проговаривает его, например «Я стою», «Я иду», «Я пошел», « Я беру ложку» и т.д..
Задача кондуктора - помочь ребенку выполнить эти двигательные комплексы путем словесных указаний, подражательных движений, коррекции пассивными движениями неправильных положений тела и конечностей ребенка и его движений.
Он старается не давать указаний или приказов по выполнению того или иного движения. Жесткие указания - «сделай так», «сделай вот так» в системе кондукции отсутствуют.
Педагогический подход к развитию функции предполагает груповые занятия. В группу объединены дети с различными двигательными возможностями. Это рождает их стремление к совершенствованию своих двигательных навыков, подражанию тем детям, у которых они более развитые.
Постепенно в процессе специальных упражнений и повседневной деятельности движения совершенствуются. Повторение в повседневной деятельности двигательных образцов постепенно совершенствует моторику ребенка, речевое и психическое развитие.
Дети с трудностями в обучении и умственно отсталые дети как школьного, так и дошкольного возраста, развивающиеся в условиях Монтессори-педагогики, значительно опережают в интеллектуальном отношении контрольные классы и группы, показывают высокий уровень концентрации внимания, весьма активны, чувствуют себя уверенными в собственном успехе, у них редко наблюдается стремление уходить от социальных и образовательных затруднений.
Все это позволяет говорить о том, что резервы специальной педагогики в сфере помощи детям и подросткам с особыми образовательными потребностями не исчерпаны.