II.12. Введение в педагогику Монтессори

Анализ педагогической системы Монтессори и многолетний зарубежный опыт; показывают, что по многим своим педагогическим условиям монтессори-педагогика удивительно точно сообразуется с принципами и технологиями специальной педагогики.

Возможность каждого ребенка осваи­вать образовательную программу в условиях «индивидуального образовательного маршрута» позволяет объединять вместе нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности со всеми вытекающими от­сюда комфортными для каждого условиями обучения, формирования социальных навыков и дружелюбного отношения между детьми, оказания учителем индивиду­альной помощи тем, кто более других в ней нуждается, возможности для каждого ребенка повторять и закреплять материал так долго, как это ему необходимо.

Чрезвычайно значимым для специальной педагогики является содержательный компонент педагогики Монтессори: большое внимание уделяется сенсомоторному развитию ребенка, развитию у него речи и мышления, умению концент­рировать внимание и сосредоточенно работать, умению контролировать себя, свою деятельность и поведение. Большое значение имеет и общность конечных целей Монтессори-педагогики и специальной педагогики: воспитание самостоятельно­го, независимого, социально активного и социально адаптированного человека.

Опыт интегрированного обучения детей в Германии (г. Мюнхен) показал, что в одной реабилитационной группе может находиться до 6 детей с различными отклонениями в развитии. Дети помогают друг другу, и через эту помощь стимулируется их самостоятельность. Например, ребенок с нарушением интеллекта катит крес­ло-коляску с ребенком, имеющим нарушение опорно-двигательной системы, глу­хой ребенок помогает слабовидящему ориентироваться в окружающей среде и т. п. Так как нет традиционных одновозрастных групп, на первый план здесь выхо­дят социальные обучающие процессы между «опытными» и «неопытными» чле­нами коллектива.

В последнее десятилетие наибольшую известность и популярность получила еще одна модель коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП называемая кондкутивной педагогикой. Это направление возникло в Венгрии в конце 40-х годов и получило широкое распространение во всем мире. Метод кондуктивной педагогики разработан Пето в 1945 -1967 гг., а в дальнейшем развит школой М.Хари 1971г.

Кондуктивная педагогика в настоящее время считается одной из наиболее эффективных методик для преодоления двигательных нарушений у детей с ДЦП без выраженных отклонений в психическом развитии.

Широкое применение этой системы в нашей стране тормозится тем, что право па подготовку специалистов по кондуктивной педагогике имеет только ассоциация кондуктивных педагогов. Подготовка осуществляется на платной основе только для стран-членов ассоциации.

Термин «кондуктивная педагогика» означает «обучение, организуемое кондуктором», в основе метода лежит педагогический подход к воспитанию функции, в котором основное внимание уделено медико-педагогической коррекции, направленной на выработку самостоятельной активности и независимости ребенка. Кондуктор - специалист знающий проблемы медицины, педагогики, лечебной физкультуры, логопедии, психологии.

Его основная цель-преодоление двигательной, речевой и психической недостаточности путем воспитания, развития и коррекции задержанных и нарушенных функций.

Кондуктор предлагает ребенку с помощью своеобразного аутотренинга расслабиться, принять нужное для каждого двигательного комплекса исходные положения. Ребенок в этот момент напевает мелодии помогающие ему расслабиться. Затем, переходя к активному движению по мере овладевания этим движением, он проговаривает его, например «Я стою», «Я иду», «Я пошел», « Я беру ложку» и т.д..

Задача кондуктора - помочь ребенку выполнить эти двигательные комплексы путем словесных указаний, подражательных движений, коррекции пассивными движениями неправильных положений тела и конечностей ребенка и его движений.

Он старается не давать указаний или приказов по выполнению того или иного движения. Жесткие указания - «сделай так», «сделай вот так» в системе кондукции отсутствуют.

Педагогический подход к развитию функции предполагает груповые занятия. В группу объединены дети с различными двигательными возможностями. Это рож­дает их стремление к совершенствованию своих двигательных навыков, подража­нию тем детям, у которых они более развитые.

Постепенно в процессе специальных упражнений и повседневной деятельнос­ти движения совершенствуются. Повторение в повседневной деятельности двига­тельных образцов постепенно совершенствует моторику ребенка, речевое и психи­ческое развитие.

Дети с трудностями в обучении и умственно отсталые дети как школьного, так и дошкольного возраста, развивающиеся в условиях Монтессори-педагогики, зна­чительно опережают в интеллектуальном отношении контрольные классы и груп­пы, показывают высокий уровень концентрации внимания, весьма активны, чув­ствуют себя уверенными в собственном успехе, у них редко наблюдается стремле­ние уходить от социальных и образовательных затруднений.

Все это позволяет говорить о том, что резервы специальной педагогики в сфе­ре помощи детям и подросткам с особыми образовательными потребностями не исчерпаны.

Наши рекомендации