Смысл жизни: как его не потерять?
О бессмертии души
( Прослушивание вступления к опере Г.
Вагнера “Тангейзер”).
Музыка Вагнера... Вступление к опере “Тангейзер” представляет собой борьбу в человеке земного и небесного начал.
Вслушайтесь, какая тоска по Небу слышится в этих звуках, какое сознание своей ничтожности на земле. И как утверждает веру в загробный мир и в ликующую Вечность развитие последней темы.
Очищенная страданием, получив прощение ценою крестной жертвы, душа вступает в Вечность…
Перед нами словно разверзается небо! Звуки, все усиливающиеся и нарастающие, -- волны жизни, стремящиеся в высоту, прорвали, наконец, преграду, отделяющую землю от неба, торжествуя втекли в берега бессмертия и плещут у Самого Престола Господа Славы…
Какое величие, какая красота, какой охват!
Тут не “вера” уже. Ибо земное, с его муками и сомнениями, миновало. Тут уже видение “лицом к Лицу” с несомненностью…
Вагнер сумел взять робкую, сомневающуюся душу человеческую и поднять ее до небес…
***
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами…
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете…
В. Соловьев
***
Размышляя о Вечности…
Мы стараемся не думать о Вечности, ибо для нас это мысли о смерти. А мысль о смерти трудная и неприятная, вот и не хотим о ней не вспоминать. Мы всегда заняты, день заполнен: нужно подумать о будущем, чего-то добиться, в чем-то преуспеть. И вдруг – смерть! Сразу приходит конец всем нашим планам и надеждам.
Сегодня у ученых, изучающих проблему смерти, нет никаких сомнений в продолжении жизни после смерти тела. То, что раньше говорила нам Церковь, теперь подтверждается и наукой.
Недавно умершего человека иногда удается врачам оживить. Такие люди, прошедшие через временную смерть, рассказывают о своих переживаниях во время пребывания “по ту сторону”. Таким образом, оказалось, что человек, возвращенный к жизни, сохранял память о происходившем, мог рассказать, что он видел и слышал, когда тело его было мертвым. Значит, “личность” (или “душа”) не умирает одновременно с телом, а продолжает независимое существование. Если умершего удается оживить, душа возвращается в тело.
Многим известно это имя: архиепископ Лука – он же крупный ученый, хирург, профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (умер в 1961г.). Блестящий хирург, он совмещал церковное служение с хирургической работой в госпиталях. Перед операцией он всегда молился, а иногда даже совершал короткую службу прямо в операционной.
Глубокий мыслитель и специалист в области физических болезней человека, он бросил свой пытливый взгляд и на загробную жизнь души. В своей книге “Дух, Душа и Тело” он пишет: “Жизнь всех органов тела нужна только для формирования духа и прекращается, когда его формирование закончено или вполне определилось его направление”.
Часто мы задаемся вопросом: “Почему он умер таким молодым?” Или: “Зачем Господь забирает маленьких, они же еще безгрешны?” И невдомек нам, что милосердный Отец наш Небесный, видя всю будущую жизнь человека, забирает его в самый лучший период жизни.
Матери декабриста Кондратия Рылеева было открыто будущее ее сына. В три года младенец опасно заболел, находился при смерти, доктора не думали уже, что он доживет до утра. Бедная женщина, видя, как мучается и задыхается ее ребенок, заливалась горькими слезами. В отчаяньи упала она пред иконами Спасителя, Матери Божией и горячо молилась. Наконец, облокотившись возле кроватки ребенка, забылась она легким сном. И вдруг ясно услышала сладкозвучный голос:
-- Опомнись, не проси у Господа о выздоровлении ребенка… Он, Всеведущий, знает, зачем хочет, чтобы ты и сын твой избежали будущих страданий. Из благости, из милосердия Своего Я покажу тебе его будущее, – неужели и тогда будешь молить о его выздоровлении?
-- Да, буду, я на все согласна!
И вот перед ней возник длинный ряд комнат. Первая была та, где лежал умирающий младенец. Но он не умирал уже. Он тихо и сладко спал, улыбаясь во сне. Во второй комнате, куда позвал Голос, находился крепкий, резвый мальчик, он уже начинал учиться: кругом на столе лежали книги, тетради. Далее мать увидела сына юношей, затем взрослым, на службе.
Но вот уже предпоследняя комната. В ней сидело много незнакомых людей, они оживленно разговаривали, о чем-то спорили, шумели. Сын возбужденно им что-то доказывал, убеждал…
И вот последняя комната. Она была закрыта занавесом. Женщина хотела было уже направиться туда, как услышала Голос:
-- Одумайся, безумная! Когда ты увидишь то, что скрывается за этим занавесом, будет уже поздно! Лучше покорись, не выпрашивай жизнь ребенку, теперь еще ангелу, не знающему зла!
Но человеческое взяло свое:
-- Нет, я хочу, чтобы он жил!
Тогда занавес поднялся, и мать увидела… виселицу! Она громко вскрикнула и очнулась.
Ребенок проснулся здоровым, каким видела она его в первой комнате. Время шло, сон исполнялся во всех, даже мелких подробностях: и юность сына, и тайные сборища… А далее -- смерть, виселица.
-- Прав Ты, Господи, прав! – воскликнула мать, видя сына в последний раз.
К счастью, перед смертью, уже будучи в тюрьме, Кондратий Рылеев не раз призывал священника, искренне покаялся, причащался Святых Христовых Тайн…
Да, неисповедимы пути Господни! Всем Он желает спастись и в разум Истины прийти.
***
Только этого мало.
Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало,
Все горело светло,
Только этого мало.
Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала,
Мне и вправду везло,
Только этого мало.
Листьев не обожгло,
Веток не обломало…
День промыт, как стекло,
Только этого мало.
Так, душа человеческая, созданная по образу Бесконечности, не может насытиться вне Бога.
В Псалтири есть слова “бездна бездну призывает”. В христианской традиции эти слова понимаются как призыв бездны человеческой души к Бездне Бога…
Дано мне тело – что мне делать с ним
Таким знакомым и таким моим?
Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
На стекла Вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло…
Спустя десять лет после написания этих строк поэт Мандельштам скажет: “Я христианства пью холодный горный воздух”…
У БОГА ВСЕ ЖИВЫ
Всем нам известно, что умрем, но когда? Этого не знает никто. Смерть не назначает времени и не считает, сколько лет прожил человек. Просыпаясь утром, ни один из нас не может быть уверен, что доживет до вечера. Можно жить без Бога, но как без Бога умирать? Все мирское отходит, душа остается сама с собой…
Событие смерти, ее таинство – одно из главных событий во всей жизни человека. И потому никакие отговорки типа “некогда”, “недосуг” и т.п. не будут приняты ни совестью, ни Богом.
Душа наша понимает это, потому и живет в ней, говоря словами поэта А.С. Пушкина, “любовь к отеческим гробам”.
Надеюсь, мы никогда не доживем до тех лет, когда исполнится мечта “гуманистки” Елены Рерих: “Кладбища вообще должны быть уничтожены как рассадники всяких эпидемий” (Письма Е.Рерих 1929-1938. Т.2 – Минск, 1992г., с.252).
Для восточного мистицизма тело человека – тюрьма для души. По освобождении – сжечь и выбросить. Для христианства тело – храм души. И верим мы не только в бессмертие души, но и воскресение всего человека. Потому и появились на Руси кладбища, чтобы тела дорогих людей у христиан не в огненную бездну бросались, а клались в земляную постель…
Вечная жизнь – это не блуждание по галактикам, а то малое, чем мы живем. Если говорить о Вечности, значит, надо говорить о каждом дне, часе, минуте своей жизни. Ведь минуты превращаются в годы, годы – в жизнь, а жизнь – в Вечность.
Жить надо так, чтобы каждая твоя мысль, движение были открыты для Бога. Жизнь перед Богом – это и есть Вечная жизнь.
А смерть – это неверие в бессмертие, в победу Любви.
Да, по словам Анастасии Цветаевой тут только есть верующие и неверующие. Там – все верующие.
Смерти нет – это всем известно,
Повторять это стало пресно.
А что есть – пусть расскажут мне.., --
просила поэтесса Анна Ахматова. А “что есть”? -- родительские субботы, когда молимся мы об упокоении душ наших родных и близких, когда вспоминаем среди нашей обыденной суеты о Вечности.
Только вот ее, Вечность, мы выбираем себе уже здесь на земле: с Богом или Его противником.
ЛИСТЫ
На белом небе
все тусклей
Златится горняя лампада,
И в доцветании аллей
Дрожат зигзаги листопада.
Кружатся нежные
листы
И не хотят коснуться праха…
О, неужели это ты,
Все то же наше
чувство страха?
Иль над обманом
бытия
Творца веленье
не звучало,
И нет конца,
и нет начала
Тебе, тоскующее я?
***
Один расслабленный, промучавшись много лет, взмолился ко Господу с просьбой прекратить его страдания. Явился ему Ангел Господень и сказал: ”Господь предлагает тебе вместо одного года страданий, которые тебе нужно перенести на земле, испытать три часа мучений в аду. Выбирай”.
Страдалец подумал и выбрал три часа в аду.
Ангел отнес душу его в преисподние места ада. Всюду был мрак, теснота, везде духи злобы, вопли грешников – везде одни страдания.
Душа расслабленного пришла в невыразимый страх и томление, на его крики отвечало только адское эхо и клокотание геенского пламени. Никто не обращал внимания на его стоны и плач, все грешники были заняты своими собственными мучениями. Страдальцу казалось, что протекли уже целые века, и что Ангел забыл про него. Но вот, наконец, Ангел явился и спросил:
-- Каково тебе, брат?
-- Ты обманул меня! Не три часа, а многие годы я уже здесь в невыразимых мучениях.
-- Что за годы?! Прошел лишь один час, и тебе надлежит еще два часа пробыть здесь.
Тогда страдалец стал умолять Ангела вернуть его на землю, где он согласен страдать сколько угодно лет, лишь бы уйти из этого места ужасов…
Господь внял просьбе расслабленного, который с тех пор, оказавшись на своем болезненном ложе, с кротостью и благодарением терпел свои страдания, помня адские муки…
Часто можно услышать: “Как я хотела бы умереть во сне, неожиданно, безболезненно…” И не знает человек этот, что смерть внезапная, без покаяния страшна и часто является наказанием за грехи. Ведь в каком состоянии нас смерть застанет, в таком мы и останемся до Страшного суда. Дай Бог всем нам успеть приготовиться к переходу в Вечность!
Если болезнь действительно приближает к смерти, очень важно: во-первых, исповедоваться за всю свою жизнь, вспоминая грехи детства, юности, зрелости. Такое покаяние очищает человека, готовит к предстоянию на суде Божием.
Обязательно нужно причаститься Святых Христовых Таин, собороваться. Ведь принимая святое Причастие, мы соединяемся со Христом, Христос пребывает с нами и благословляет.
Мысль о смерти, память о ней – единственное, что придает жизни высший смысл. Смерть – это наша вера в бессмертие, в то, что все мы воскреснем и будем судимы за каждое наше дело, слово и помышление.
Н. Некрасов.
ДОБРАЯ ПАМЯТЬ
Каждый год, как наступит весна,
И зальются поляны водою, --
Вся деревня идет на погост,
На могилу – под липой густою.
С уваженьем колени народ
Перед этой могилой склоняет,
Шлют молитву простые сердца
За того, кто в земле почивает.
В ней схоронен простой мужичок,
Целый век боронивший, пахавший,
Но высокой души человек,
Ни корысти, ни злобы не знавший.
Был он другом всех бедных людей,
И, за каждого сердцем страдая,
Целый век прожил он для других,
Для других сам себя забывая.
Разлилася широко река,
Все, что ветхо, водой подмывая…
Он погиб в золотую весну,
Погибавших малюток спасая.
С той поры, каждый год по весне,
Как зальются поляны водою,
Вся деревня идет на погост,
На могилу – под липой густою.
Церковь часто называет уход праведников из земной жизни не смертью, а успением. Это не смерть личности, не сон, а мирный и счастливый переход в загробное существование. Праведники, уходящие с миром, видят приятное, светлое и обретают мир и покой душевный… Иногда при успении праведников бывает свет, дивный аромат, воспринимаемые всеми присутствующими.
Смерть людей озлобленных и нераскаянных, преследовавших ближних, очень трудна.Они умирают в отчаянии и ужасе, иногда в самое время перехода видят в загробном мире разных гадов и страшные фигуры, ожидавшие их. А что может предстать, если при жизни ты вошел в невидимое, но тесное содружество с духами злобы? И сейчас они поджидают, чтобы взять тебя в свое всегдашнее общество, во тьму кромешную.
Душа умершего грешника сама изменить свой характер и помочь себе уже не может. Она не может делать добрых дел. Высшая жертва – “положить живот свой за други своя” – тоже для нее невозможна. Но остается надежда на милость Бога и на помощь извне – молитвы Церкви, молитвы за душу умершего его родных и близких.
Особенно действенны молитвы за умерших, творимые в Церкви во время Божественной литургии. Вы подаете записку с именами тех, за кого просите священника помолиться. Из просфор священник вырезает частицы, которые в конце литургии будут опущены в Чашу и омыты Кровью Сына Божия. Это самое большое, что можно сделать за дорогих нам умерших людей. Вера, любовь, молитва – вот те духовные узы, которые соединяют живых с умершими.
Христианство учит: “Души святых и праведных и любящих нас умерших родственников молятся за нас, как и мы за них. Общение в молитве между живыми и мертвыми никогда не прекращается”. Они рядом с нами, помогают нам, часто предупреждают об опасности, просят наших молитв.
Известный польский драматург Домник Магнушевский рассказывает, что однажды днем, когда он задремал, его разбудил шум в соседней с его спальней комнате. Он увидел свою мать, умершую несколько лет тому назад. Она стояла у столика и, казалось, читала молитвенник.
Когда он в испуге вскрикнул, мать закрыла книгу и мгновенно исчезла. Магнушевский тотчас подбежал к столику и, открыв молитвослов на загнутом листке, нашел на том месте молитву об умерших…
Да, тот, другой мир, он рядом. Взирают на нас небожители, почившие предки наши, и скорбят, видя нашу жизнь, далекую от благочестия. Погрязли мы в грехах, окаменели души от них, нет стремления к добру, к покаянию. Мерзость и запустение разрастаются с неимоверной быстротой.
***
И Ты, Предстательница всем!
И Ты, Заступница скорбящим!
К Тебе о брате здесь лежащем,
К Тебе, Святая, вопием:
“Моли Божественного Сына,
Его, Пречистая, моли,
Дабы усопший из земли
Оставил все свои кручины!”
Все – пепел, прах и дым. И тень!
О, други, призраку не верьте.
Когда дыхнет в нежданный день
Дыханье тлительное смерти,
Мы все поляжем, как хлеба,
Серпом подрезанные в нивах…
Прими усопшего раба,
Господь, в селениях счастливых!
Св. Иоанн Дамаскин
***
Еще в 30-е годы ХХ столетия в Болгарии произошел удивительный случай, взволновавший всю страну. О нем тогда писали все газеты. Умер 14-летний мальчик. Когда его уже отпевали, он вдруг поднялся из гроба и начал безутешно плакать. Перепугавшиеся вначале родные стали его успокаивать, и когда это, после долгих стараний им, наконец, удалось, стали спрашивать ребенка о причине такого безудержного плача. И он рассказал им следующее:
“Когда я умер, то сразу же попал в те места, где мучаются грешники. Какие у них были страшные лица—я не могу этого забыть, а мук их я не в силах описать! Это так ужасно, что человек не может всего этого вообразить!
Потом повели меня в райские обители, и я увидел Пречистую Матерь Божию, как Она молилась за грешников и за весь мир. Лицо Ее, блиставшее дивной красотой, было измученное, слезы градом катились по нему. Увидя меня, Она сказала: “Ты не останешься здесь, ты вернешься на землю к людям. Скажи им, что они замучили Меня грехами своими. Я не в силах больше молиться за них, Я изнемогаю. Пускай они пожалеют меня!..”
Да, если наш грешный мир еще и существует, то потому, что над ним распростерт омофор Пречистой. Это Ее заступничеством нас Господь пока милует.
Как же нужно благодарить нам Пресвятую Богородицу, Заступницу Усердную рода христианского! Как нужно стараться стать лучше, живя по заповедям Божиим, чтобы в Вечности оправдаться пред Господом, удостоиться места, где радость и блаженство вечное и неисчерпаемое…
Смысл жизни: как его не потерять?
Свяшенномученик Мефодий Патарский указывает: ”Всякое душевное преступление есть болезнь… Правда – это здоровье, а неправда – болезнь”.
Всякий из нас, даже если мы отрицаем это, в определенной мере заражен греховными страстями и поэтому болен.
Помимо соматических и психических имеются еще и болезни духовные. Их симптомы образуют весьма пеструю, порой противоречивую картину. Один из признаков духовной трагедии выражается в том, что человек или не способен обрести смысл своей жизни или теряет его.
Сегодня многие люди, не исключая детей и подростков, страдают от утраты самих себя, смысла и коренных ценностей своего бытия. Смысл жизни становится тусклым и примитивным, а жизненный тонус – инертным и вялым.
Происходит катастрофическое обеднение духовных ценностей и бессмысленная гонка за излишними материальными благами, ради которых человек готов на все, вплоть даже до преступления.
“Если Бога нет, то все дозволено”, -- писал Федор Михайлович Достоевский. Поэтому очень важно, чтобы человек не замкнулся на духовной пустоте, повернулся к вере и обрел смысл жизни.
А через духовную эту пустоту проходили и многие известные люди. Вспомним Александра Сергеевича Пушкина.
26 мая 1828 года, в день своего рождения, А.С. Пушкин особенно тяжело переживал гнетущую внутреннюю опустошенность. Это был глубокий личностный кризис, своего рода вызов к Творцу, жалоба на слепой и жестокий рок, казалось бы, неотвратимо определяющий судьбу. Именно тогда поэт написал свои знаменитые “Стансы” о том, что жизнь есть дар, однако совершенно ненужный, лишний, бессмысленный:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожного воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум.
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Согласитесь, Александр Сергеевич мастерски описал симптомы своего духовного недуга. Стихотворение словно вырвалось из недр отчаявшейся души. Оно выразило не только личные переживания поэта, но и чувства, смутно или явно осознаваемые многими. Поэт уловил настроения, зарождающиеся в обществе: крах веры, хаос безверия, сумерки душ, в которых уже возгараются очаги будущих революций.
Святитель Филарет Московский почувствовал в этих стихах “стон потерявшейся души, ропот самопожирающего отчаяния”.
Архипастырь направил великому соотечественнику ободряющее послание, избрав ту же форму, лексику и стихотворный размер. На три четверостишия ответил тремя своими, каждому тезису противопоставляя антитезис:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум,
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум.
А.С Пушкин, окрыленный мудростью и молитвой святителя Филарета, с благодарностью ответил ему стихотворением:
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда Твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь Ты
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа палима,
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.
Как видим, бесцельность бытия, страх от неизбежности смертного часа, уныние христианство врачует молитвой, покаянием, надеждой на Бога, учением о бессмертии души, о “воскресении мертвых и жизни будущего века“.
Замечательны й художник русского слова Федор Михайлович Достоевский говорил, что только евангельская вера в бессмертие души наполняет жизнь смыслом и тем самым спасает ее.
”Ибо тайна бытия человеческого, -- утверждает писатель в романе “Братья Карамазовы”, -- не в том,чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорее истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были хлебы”.
Воистину, “не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим ” (Лк. 4, 4).
Грех оскверняет человека нравственно и поэтому удаляет от Божественной благодати. И, в конечном счете, именно разобщенность с Богом, расторжение благодатного общения с Ним лежит в основе нашего физического, психического и духовного неблагополучия.
О бессмертии души
( Прослушивание вступления к опере Г.
Вагнера “Тангейзер”).
Музыка Вагнера... Вступление к опере “Тангейзер” представляет собой борьбу в человеке земного и небесного начал.
Вслушайтесь, какая тоска по Небу слышится в этих звуках, какое сознание своей ничтожности на земле. И как утверждает веру в загробный мир и в ликующую Вечность развитие последней темы.
Очищенная страданием, получив прощение ценою крестной жертвы, душа вступает в Вечность…
Перед нами словно разверзается небо! Звуки, все усиливающиеся и нарастающие, -- волны жизни, стремящиеся в высоту, прорвали, наконец, преграду, отделяющую землю от неба, торжествуя втекли в берега бессмертия и плещут у Самого Престола Господа Славы…
Какое величие, какая красота, какой охват!
Тут не “вера” уже. Ибо земное, с его муками и сомнениями, миновало. Тут уже видение “лицом к Лицу” с несомненностью…
Вагнер сумел взять робкую, сомневающуюся душу человеческую и поднять ее до небес…
***
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами…
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете…
В. Соловьев
***
Размышляя о Вечности…
Мы стараемся не думать о Вечности, ибо для нас это мысли о смерти. А мысль о смерти трудная и неприятная, вот и не хотим о ней не вспоминать. Мы всегда заняты, день заполнен: нужно подумать о будущем, чего-то добиться, в чем-то преуспеть. И вдруг – смерть! Сразу приходит конец всем нашим планам и надеждам.
Сегодня у ученых, изучающих проблему смерти, нет никаких сомнений в продолжении жизни после смерти тела. То, что раньше говорила нам Церковь, теперь подтверждается и наукой.
Недавно умершего человека иногда удается врачам оживить. Такие люди, прошедшие через временную смерть, рассказывают о своих переживаниях во время пребывания “по ту сторону”. Таким образом, оказалось, что человек, возвращенный к жизни, сохранял память о происходившем, мог рассказать, что он видел и слышал, когда тело его было мертвым. Значит, “личность” (или “душа”) не умирает одновременно с телом, а продолжает независимое существование. Если умершего удается оживить, душа возвращается в тело.
Многим известно это имя: архиепископ Лука – он же крупный ученый, хирург, профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (умер в 1961г.). Блестящий хирург, он совмещал церковное служение с хирургической работой в госпиталях. Перед операцией он всегда молился, а иногда даже совершал короткую службу прямо в операционной.
Глубокий мыслитель и специалист в области физических болезней человека, он бросил свой пытливый взгляд и на загробную жизнь души. В своей книге “Дух, Душа и Тело” он пишет: “Жизнь всех органов тела нужна только для формирования духа и прекращается, когда его формирование закончено или вполне определилось его направление”.
Часто мы задаемся вопросом: “Почему он умер таким молодым?” Или: “Зачем Господь забирает маленьких, они же еще безгрешны?” И невдомек нам, что милосердный Отец наш Небесный, видя всю будущую жизнь человека, забирает его в самый лучший период жизни.
Матери декабриста Кондратия Рылеева было открыто будущее ее сына. В три года младенец опасно заболел, находился при смерти, доктора не думали уже, что он доживет до утра. Бедная женщина, видя, как мучается и задыхается ее ребенок, заливалась горькими слезами. В отчаяньи упала она пред иконами Спасителя, Матери Божией и горячо молилась. Наконец, облокотившись возле кроватки ребенка, забылась она легким сном. И вдруг ясно услышала сладкозвучный голос:
-- Опомнись, не проси у Господа о выздоровлении ребенка… Он, Всеведущий, знает, зачем хочет, чтобы ты и сын твой избежали будущих страданий. Из благости, из милосердия Своего Я покажу тебе его будущее, – неужели и тогда будешь молить о его выздоровлении?
-- Да, буду, я на все согласна!
И вот перед ней возник длинный ряд комнат. Первая была та, где лежал умирающий младенец. Но он не умирал уже. Он тихо и сладко спал, улыбаясь во сне. Во второй комнате, куда позвал Голос, находился крепкий, резвый мальчик, он уже начинал учиться: кругом на столе лежали книги, тетради. Далее мать увидела сына юношей, затем взрослым, на службе.
Но вот уже предпоследняя комната. В ней сидело много незнакомых людей, они оживленно разговаривали, о чем-то спорили, шумели. Сын возбужденно им что-то доказывал, убеждал…
И вот последняя комната. Она была закрыта занавесом. Женщина хотела было уже направиться туда, как услышала Голос:
-- Одумайся, безумная! Когда ты увидишь то, что скрывается за этим занавесом, будет уже поздно! Лучше покорись, не выпрашивай жизнь ребенку, теперь еще ангелу, не знающему зла!
Но человеческое взяло свое:
-- Нет, я хочу, чтобы он жил!
Тогда занавес поднялся, и мать увидела… виселицу! Она громко вскрикнула и очнулась.
Ребенок проснулся здоровым, каким видела она его в первой комнате. Время шло, сон исполнялся во всех, даже мелких подробностях: и юность сына, и тайные сборища… А далее -- смерть, виселица.
-- Прав Ты, Господи, прав! – воскликнула мать, видя сына в последний раз.
К счастью, перед смертью, уже будучи в тюрьме, Кондратий Рылеев не раз призывал священника, искренне покаялся, причащался Святых Христовых Тайн…
Да, неисповедимы пути Господни! Всем Он желает спастись и в разум Истины прийти.
***