Мы не сможем отменить основные периоды нашей жизни
Все изменения, которые происходят с живыми существами в этом мире, как физические, так и психические, находятся под контролем времени. Это очень легко понять, проследив развитие человеческого организма. Развитие нашего тела происходит строго последовательно. Изменения, протекающие в теле, можно заметить не только у любого из живых существ, населяющих нашу Вселенную, но также и во всех формах существования материи — атомах, молекулах, планетах и т. д.
Эти периоды последовательных изменений материи зависят от воздействия времени на Вселенную и состоят из определенных этапов. Например, человек, сталкиваясь с будущим временем, должен будет пройти через следующие этапы жизни. Сначала, после зачатия, мы развиваемся в утробе матери. Затем, последовательно, проходим периоды детства, юности, зрелости и старости, после чего приходит смерть.
Все эти периоды в нашей жизни неизбежны и протекают под влиянием времени. Это подтверждается в «Майт- рея-Упанишад» (6.14):
«Под влиянием времени рождаются все живые существа, в силу влияния времени они достигают роста, и под его влиянием они умирают».
Удивительно знать, что все объекты Вселенной проходят те же этапы, но продолжительность их жизни разная. Даже у молекул, атомов и различного вида энергий есть своя продолжительность жизни. То есть они тоже находятся под контролем времени. Например, ученые точно знают период распада урана. Уран — это маленький атом, химический элемент, занимающий в таблице Менделеева свое положение, и даже он не может избежать силы времени. Это также подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» (1.9.14):
«Все, что существует в этом мире, находится под контролем неизбежного времени. Время управляет всеми живыми существами на любой планете этого мира. Оно несет все своей силой, подобно тому, как ветер несет облака».
Комментарий А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады:
«Непреодолимое время (кала) контролирует даже деятельность воздуха., а также деятельность всех других материа.ль- ных элементов».
Подобные вещи описаны и в «Махабхарате», «Кала-ва- де» (12.227.69-98):
«Время непрестанно вращается, не спасется обреченный им на гибель. Время никогда не заблуждается и не на.ходится среди заблудших. Оно всегда — самое бодрое среди бодрых. Его, далекое, даже сильно ста.ра,ясь, никто не может предвидеть. Оно — древний., вечный закон, ра.вно похищающий жизнь всего живого. Время нельзя обойти, и перешагнуть через него тоже невозможно».
Читатель: Другими словами, даже планеты проходят этапы рождения, детства, юности, зрелости, старости и смерти?
Автор: Да, Вы поняли все правильно.
Читатель: А наша Земля тоже была юной?
Автор: Да, согласно Ведам, как и вся Вселенная, Земля была юной. А сейчас у нашей Вселенной, а также и у Земли, протекает период зрелости.
Читатель: Значит, согласно ведическому знанию, Земля была сотворена в период создания Вселенной?
Автор: Да, она была сотворена на определенном этапе создания Вселенной и будет уничтожена на определенном этапе ее разрушения.
Читатель: А сколько Вселенная уже прожила?
Автор: О промежутках жизни Вселенной мы поговорим позже. Сейчас же для простоты объяснения я могу сказать, что если всю продолжительность жизни Вселенной условно считать за 100 лет, то на данный момент времени она находится на 51 году своего существования.
Читатель: Удивительно, согласно Ведам, она прожила половину своей жизни.
Автор: Да, где-то так.
Читатель: Но я не понимаю, как это знание о закономерных изменениях, происходящих со всеми объектами Вселенной, связано с законами счастливой жизни.
Автор: Очень просто. В каждый определенный период жизни человек должен заниматься определенным видом деятельности. Поступая так, он обретет счастье.
Читатель: Что же должен делать ребенок?
Автор: Ребенок ничего не должен делать самостоятельно, для этого у него сначала должен созреть разум. Тем не менее, нужно создать видимость, что ребенок живет самостоятельной жизнью. Если родители создадут для него такие условия, в которых он через всевозможные игры будет изучать, как правильно жить, то детство человека будет счастливым и пройдет не напрасно.
Читатель: А в каком случае счастливой будет юность?
Автор: Юноша должен учиться. Если родители ребенка на первое место поставят то обучение, которое дает понимание смысла человеческой жизни и воспитывает характер, то такой удачливый ребенок вырастет счастливым человеком. Прежде чем своему ребенку давать профессиональные навыки, родители должны понять его предназначение. Каждый ребенок с самого рождения имеет в жизни свое предназначение.
Если родители развивают в ребенке разумность и хороший характер, то его предназначение постепенно всплывает само собой. С другой стороны, не нужно воспитание юноши ограничивать всевозможной математической, лингвистической, химической, физической информацией. Если совсем не уделять времени воспитанию характера ребенка и усиленно впихивать в его голову как можно больше разных наук, то он постепенно совсем перестанет понимать, в чем его предназначение. В результате, получив множество всевозможной информации, он так и не поймет, чем ему нужно в этой жизни заниматься. Поэтому нравственное воспитание ребенка должно стоять на первом месте, а его профессиональное образование — на втором. Кому нужны специалисты, которые не знают, как себя правильно вести на работе, и не понимают цели своей жизни? Они, даже имея хорошие профессиональные навыки, будут приносить всем одни лишь беспокойства и в конце концов станут несчастными людьми.
Я сейчас даже не говорю о тех детях, которые, вместо того чтобы учиться жизни, все свое время проводят у телевизоров и смотрят, как утята с пистолетами гоняются друг за другом, или прослеживают в компьютере перемещения мышеподобного человека. К сожалению, большинство детей сейчас занимаются именно этими глупостями. О каком счастливом будущем они могут мечтать?
Читатель: Но компьютерные игры развивают в ребенке ловкость, концентрацию внимания, сообразительность, усидчивость, быстроту мышления. Разве это плохо?
Автор: Все это, конечно, хорошо, но нужно понять, что для ребенка важнее: быть честным или быть ловким? Концентрация внимания на борьбе с окружающим миром не приводит к решению проблем. Сообразительность тоже бывает разной. Иногда ее называют хитростью, а иногда — рассудительностью. Усидчивость, направленная на воспитание в себе хороших качеств характера, приводит к счастью. Усидчивость, направленная на то, чтобы кого-то победить или обмануть, приводит в конечном счете к страданиям. Быстрота мышления иногда помогает быстро найти в ком-то недостатки, а иногда, наоборот, помогает быстро исправить ситуацию.
Большинство компьютерных игр основано на насилии и преодолении трудностей через насилие, борьбу, хитрость, наглость, жестокость. Разве это поможет ребенку быть хорошим человеком?
Читатель: Как я понял, Вы против не самих компьютерных игр, а тех вредных идей, которые там пропагандируются.
Автор: Да, я не против компьютеров, компьютерных игр и телепередач, я против того, что в наше время все эти занятия воспитывают отнюдь не те качества характера, которые сделают ребенка по-настоящему счастливым.
Читатель: Что же делать — отказаться от такого использования компьютеров и телевизоров для воспитания детей?
Автор: Вот именно! Нужно использовать компьютер и телевизор для воспитания детей, а не для подталкивания их сознания к деградации. Если у Вас в распоряжении есть компьютерные игры и телепередачи с достаточным уровнем нравственности, то можно использовать их в воспитании и обучении ребенка. Однако лучше всего просто больше с ним общаться, объясняя ему и показывая, как стать счастливым человеком.
Читатель: Чем же должен заниматься человек в период зрелости?
Автор: В период зрелости нужно пытаться выполнять свой долг перед семьей и обществом. Однако самая первая обязанность взрослого человека — изучать, в чем заключается смысл человеческой жизни.
Читатель: И в чем же смысл человеческой жизни?
Автор: В постижении счастья, изучении своей духовной природы. Так говорят Веды о смысле человеческой жизни.
Читатель: Думаете, что эта фраза мне о чем-то говорит?
Автор: Да, я понимаю, что мой ответ очень краток. Однако если Вы хотите услышать более полный ответ, то для этого нужно сначала подготовиться. Любое глубокое знание требует предварительного изучения.
Читатель: И изучение чего, по Вашему мнению, предваряет изучение самой главной темы, которую мы все обязаны понять?
Автор: Конечно же, законов счастливой жизни. Они основаны на Ведах. Веды написаны только с одной целью — сделать людей счастливыми.
Продолжим нашу тему. Итак, в зрелом возрасте человек должен трудиться на благо семьи и общества и стараться высвободить время для духовной практики, заниматься которой — первая обязанность человека. Только понимая все эти вопросы правильно, можно организовать себе счастливую семейную жизнь. Конечно, эта тема и тема воспитания детей требует отдельного изучения, и мы в будущем займемся детальным рассмотрением этих вопросов.
В пожилом возрасте человек обретает счастье, если он отбрасывает в сторону все лишние дела и углубляется в духовную практику. Именно эта деятельность является первой обязанностью пожилых людей. Тот мудрый человек, который это понял, даже в пожилом возрасте не остается одиноким, а становится еще более нужным всем. Пожилой человек, который занимается постижением истинного счастья, может дать очень полезный совет каждому, кто в нем нуждается.
Читатель: Значит, с возрастом обязанности человека меняются, и понимание этого делает человека счастливым. А если человек не меняет свою деятельность и, несмотря на смену возраста, продолжает делать то же самое, что и раньше?
Автор: Если человек не учитывает влияние времени на свое сознание и, несмотря на смену возраста, продолжает заниматься тем же самым, то его, несомненно, ждут страдания.
Читатель: Вы можете привести какой-то наглядный пример, подтверждающий этот закон счастливой жизни?
Автор: Таких примеров очень много. Например, если молодой человек, несмотря на то, что он уже вышел из студенческого возраста, избегает практической деятельности и продолжает учиться жизни только теоретически, то результатом такого поведения будут страдания. Несмотря на свои глубокие теоретические познания, он останется неучем. Он не будет понимать ровным счетом ничего в реальной жизни и станет объектом насмешек.
Человек, достигший пожилого возраста и продолжающий все свободное время усиленно зарабатывать себе на жизнь, поступает неправильно. Он лишает себя возможности увеличить время работы над собой, и поэтому неизбежно столкнется с неблагодарностью близких людей. Никто из близких не поймет, на какую жертву он пошел, пренебрегая перед смертью возможностью очистить свое сознание. Поэтому, общаясь с близкими родственниками, такие пожилые люди очень сильно нервничают, злятся и обижаются. Из-за неправильного понимания того, чему нужно уделять больше внимания в пожилом возрасте, в должный срок им придется оставить тело в состоянии глубокого разочарования.
До полового созревания девушка может играть с мальчиками в догонялки, но потом она должна остерегаться противоположного пола, иначе с ней могут обойтись нехорошо.
Забеременев, женщина должна понять, что она уже не может, как раньше, суетиться и бегать в магазин за продуктами. Если она этого не поймет, то ребенок может родиться неполноценным.
Если мать, не понимая, что ее ребенок уже вырос и нуждается в самостоятельности, продолжает относиться к нему по старинке, то результатом такого поведения будут страдания.
Читатель: Да, все это похоже на правду.
Автор: Тогда давайте подведем итог всему сказанному.
Вывод: каждый из нас должен понять, что для всех видов нашей деятельности существует определенный жизненный период. Если, несмотря на перемены, происходящие в теле и сознании, мы продолжаем делать то же, что и раньше, то нас ждут неизбежные страдания. Поняв этот закон счастливой жизни, можно заранее подготовить себя к тем переменам, которые должны будут произойти в нашей жизни. Действуя так, человек, несмотря на трудности, связанные с переменами, способен избежать стресса и, следовательно, оставаться невозмутимым и счастливым.
А сейчас, для дальнейшего изучения законов счастливой жизни, имеющих отношение к теме времени, попробуем более глубоко разобраться в самом понятии «время».