Роль туроператора на туристическом рынке
Комплектацией туристического продукта в соответствии с требованиями и пожеланиями клиентов, то есть формированием набора услуг под названием «тур», занимаются туроператоры.
Туроператор комплектует туры и формирует комплекс услуг для туристов, разрабатывает туристические маршруты, насыщает их услугами путем взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, готовит рекламно-информационные издания по своим турам, рассчитывает цены туров, передает туры турагенту для их последующей реализации туристам.
Основные функции туристических организаций: комплектующая; сервисная; гарантийная.
Комплектующая функция – это комплектация тура из отдельных услуг — для рецептивного туроператора; комплектация комбинированных туров из туров рецептивных — для инициативного туроператора; комплектация пакетов туров с транспортными и некоторыми другими видами услуг – для турагентств.
Сервисная функция – это обслуживание туристов на маршрутах и в офисе при продаже пакетов туров.
Гарантийная функция — это предоставление туристам гарантий по заранее оплаченным туристическим услугам в обусловленном количестве и на обусловленном уровне. Согласно действующему международному и российскому законодательству за качество предоставленной услуги полную ответственность перед туристом несет та организация, которая сформировала и продала ему пакет услуг, независимо от того, сама она предоставляет эти услуги или третье лицо (поставщик услуг).
Туроператор – это более крупная, чем турагент, компания. Она имеет головной офис и несколько филиалов – агентскую сеть. Независимо от собственной агентской сети, туроператор заключает агентские соглашения с независимыми турагентствами на продажу своих туров.
Туроператоры могут иметь разнообразные формы собственности: частную, государственную, акционерное общество, однако суть предпринимательской деятельности и рыночные функции от этого не меняются.
Туроператор всегда имеет запас туристического продукта для продажи, а турагент запрашивает определенный продукт (услугу), только когда клиент проявляет покупательский интерес.
По виду деятельности туроператоры бывают:
· операторами массового рынка – продают большое число турпакетов, в которые включаются чартерные авиарейсы в определенные пункты назначения, главным образом, в места развития массового туризма;
· специализированными операторами – специализируются на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране, на определенном виде туризма и т.д.).
В свою очередь, специализированные операторы подразделяются на туроператоров:
- специального интереса (например, организация сафари в Африке);
- специального места назначения (например, фирмы, специализирующиеся только на Англии или Испании);
- определенной клиентуры (бизнес-туры, молодежные и семейные туры и т.д.);
-специальных мест назначения (например турбазы и т.п.);
- использующих определенный вид транспорта (автобусы, теплоходы и т.д.).
По месту деятельности туроператоры бывают:
· местными (внутренними) – ориентируют турпакеты в пределах страны происхождения;
· выездными – ориентируют турпакеты на зарубежные страны;
· операторами на приеме – базируются в месте назначения (в стране назначения) и обслуживают прибывающих иностранных туристов в пользу других операторов и агентов.
Типы туроперейтинга.
Основываясь на географии туроперейтинга, можно выделить аутгоинговых, инкаминговых и инсайд-туроператоров.
АУТГОИНГОВЫЙ туроператор специализируется на разработке, продвижении и реализации выездных международных туров, то есть путешествий граждан своей страны за ее пределы. Это наиболее сложный, требующий приложения наибольших усилий и капиталовложений вид туроперейтинга.
Сложность аутгоинга составляют:
1. Необходимости досконального изучения продаваемого направления.
2. Необходимость деловых контактов с зарубежными партнерами, требующая учёта целого ряда факторов: (часовые пояса; особенности организации работы населения страны-реципиента и пр.)
3. Пессимистические перспективы и высокая стоимость издержек возможных судебных разбирательств туроператора с зарубежными партнерами.
4. Необходимость международных расчетов и большая зависимость от факторов косвенного влияния на туристский рынок.
Однако именно в сфере выездного туризма разворачивается самая жесткая конкурентная борьба между операторами.
В отличие от аутгоинга, ИНКАМИНГ-функция – это работа туроператора по разработке, продвижению и организации туров на территории собственной страны для иностранных граждан. Инкаминг напрямую связан с аутгоингом. Именно инкаминг является для властей наиболее приоритетным направлением туроперейтинга. Организация въездного туризма также требует от туроператора определенного уровня профессионализма и опыта работы с целью эффективного преодоления следующих проблем:
1. Проектирование и планирование туристского продукта должно подразумевать возможности своей модификации в зависимости от особенностей потребностей приезжающих туристов.
2. Инкам-туры требуют приложения усилий туроператоров для продвижения турпродукции на зарубежных туристских рынках.
Однако в отличие от аутгоингового оператора, инкам-туроператор может рассчитывать на поддержку властей своей страны, которые не меньше него самого заинтересованы в увеличении объемов инкам-туризма.
Преимущества инкаминга перед аутгоингом: бОльшие возможности в процессе планирования туров; непосредственная близость от туристов в ходе реализации тура.
ИНСАЙДИНГ (внутренний туроперейтинг) – вид туроперейтинга, планирующий, продвигающий и реализующий внутренний турпродукт - то есть туры по территории своей страны для своих сограждан. Инсайд-туроперейтинг базируется на туристском потенциале своей страны, и ориентирован на удовлетворение туристских потребностей своих сограждан. Внутренний туризм, так же, как и инкаминг, является важным приоритетом развития национального туристского рынка.
Отличительные черты инсайдинга – максимально недорогая информированность оператора о предпочтениях различных категорий своих граждан и о возможностях отечественного туристского потенциала. Одновременно инсайдинг значительно облегчает и удешевляет процедуру установления договорных отношений, необходимую для планирования и ценообразования тура, снимает необходимость оформления и распространения информации о местах пребывания на туристском рынке, не требует агрессивной рекламы и пропаганды.
Нюансы, ставящие инсайдинг в менее выгодное положение, чем международный туроперейтинг.
1. Меньшая, чем в международном оперейтинге, норма прибыли, притом исчисляемая в национальной валюте.
2. Размеры отдельных государств делают бессмысленным само существование инсайд-туризма и, следовательно, инсайд-туроперейтинга.
С целью выживания в условиях конкуренции и получения максимально возможной прибыли инсайд-туроператоры нашли единственный выход - приобретение комитментов в наиболее популярных среди сограждан отелях курортов либо туристских центров.