Последствия оскорбления святых личностей

Последствия критики особенно опасны, если она направлена на святых людей, — независимо от того, какой религиозной традиции они придерживаются. Веды говорят, что не существует худшего поступка, чем критика святого человека, потому что, осуждая его, мы искажаем свое восприятие мира. Одним таким поступком мы перечеркиваем все имевшиеся у нас заслуги и начинаем видеть окружающий нас мир в искаженном свете. Это ужаснейший поступок, и в Ведах он сравнивается с «танцем бешеного слона».

Слоны во время спаривания начинают вести себя буйно. Если до этого они ходили степенно, вытаптывая лишь небольшую тропинку, то теперь они за короткое время могут напрочь смести всю посадку сахарного тростника. Подобным же образом и человек «сметает» все ростки благочестия в своем сердце. Поэтому в Ведах говорится, что если человек не уверен в том, что не будет совершать оскорблений в храме, то лучше ему не ходить туда.

Однако если человек не будет посещать храм, то неизменно начнет деградировать. Поэтому Веды рекомендуют учиться вести себя уважительно в храме и в святых местах и стараться почитать святых людей. Без этого невозможно прогрессировать, а такая жизнь утрачивает смысл. Опасность критики и оскорблений в адрес святого человека заключается в том, что, совершив их, человек уже через несколько дней замечает, как все в его жизни постепенно рушится. Он начинает крайне негативно воспринимать мир, и первое, что с ним происходит, — он видит множество недостатков во всех окружающих его людях: в близких, коллегах по работе, детях и т.д. Он просто начинает вытаптывать сад хороших отношений, который сам же когда-то взращивал. Он начинает злиться, ругаться, кричать на всех, кто его окружает, а они в свою очередь начинают недолюбливать его, и этот снежный ком взаимной неприязни все увеличивается и увеличивается.

Существует единственный способ остановить этот снежный ком деградации, готовый покатиться, подминая все на своем пути, — пойти и попросить прощения у святого человека. Святой — это тот, кто всегда прощает, он не считает себя вершителем судеб и не считает себя судьей. Святой человек считает, что судьей является Бог. Как только человек попросит у святого прощения, процесс «вытаптывания» столь дорогой сердцу этого человека «посадки» мгновенно прекращается, как по мановению волшебной палочки.

Случается, что человек, зная о последствиях такой критики, чувствует, что оскорбил кого-то, но не знает кого именно. Действительно, бывает, что человек, оскорбив кого-то, сам даже не догадывается об этом. Например, идет по улице и видит: сидят нищие. Он швыряет в ноги пожилому нищему рубль и идет дальше, думая: «Как хорошо я поступил». Но, к несчастью для него, этот нищий оказывается святым человеком. Что произойдет с таким «благодетелем» дальше? Он начнет деградировать. В чем же он виноват?

Совершая какие бы то ни было поступки, необходимо соблюдать определенные правила. Давать милостыню, делать пожертвования любому нищему следует с уважением, потому что наши деньги, возможно, ему «сто лет не нужны». Он может быть святым человеком, принимающим пожертвования только ради того, чтобы люди, сделав их, очистили свое сознание. Все собранные деньги он просто относит в храм. Вот тебе и нищий! Человеку, который в правильном умонастроении сделает пожертвование святому, становится лучше; ему же, святому, и так хорошо — без этого пожертвования.

Итак, оскорбление святого может произойти неосознанно. Как это определить? Уже на следующий день человек, совершивший оскорбление, вдруг ни с того ни с сего полностью утрачивает энтузиазм заниматься самосовершенствованием, а все люди вокруг становятся его лютыми врагами. Так можно понять, что он кого-то совсем незаслуженно оскорбил. Если человек не знает, кого он оскорбил, то должен начать повторять молитву. Он должен молить Бога о прощении, и тогда через некоторое время все встанет на свои места.

Существует несколько разновидностей оскорбления святого. Первое: бить святого человека. Подобные примеры оскорблений встречаются в жизнеописаниях христианских святых. Когда Серафима Саровского били по спине, внезапно появился медведь, и все люди, которые участвовали в этом, погибли за исключением одного, который успел раскаяться. Если мы оскорбляем святых, то расплата приходит очень быстро.

Нельзя также ругать святого человека или завидовать ему. Очень непросто заметить проявление зависти. Допустим, человек приходит в храм и видит: идет очень полный священник, улыбается. Сразу у человека мелькает мысль: «Хорошо же тебя здесь кормят. Сам-то, наверное, ничего не делаешь». Если это святой человек, то с этого момента у того человека начнутся серьезные проблемы. Как определить: святой человек или нет? Самый простой способ — покритиковать его немного и на следующий день «получить веселую жизнь», после чего пойти просить прощения. Но этот способ я бы не рекомендовал, лучше такого не делать. Серьезные последствия могут произойти еще до того момента, как человек попросит прощение. Не станет же человек проверять на себе: хороший это хирург или нет?

Святого человека можно узнать по его речам. Если слова святого вначале режут по сердцу правдой своих замечаний, а затем сильно вдохновляют на духовную жизнь, то перед вами настоящий святой. Когда своими словами он раскрывает правду, то в первый момент это бывает довольно болезненно. Но если слышишь суровую правду от святого человека, это не вызывает обиды или раздражительности. Для того и ходят в храм, чтобы научиться общаться с голосом совести; сам человек не всегда способен признаться себе в правде, которая состоит в никчемности его жизни.

Далее, большим оскорблением является, если человек не относится к святому человеку с должным почтением.

Следующее — если человек злится на святого, когда тот дает советы. Если святой что-то по-доброму советует, и нас все-таки это задевает, то все равно злиться не нужно. Если мы собираемся задать святому человеку вопрос, то следует настроить себя так, чтобы не раздражаться независимо от того, что он ответит. Вот один случай. Однажды святой человек садился со своими учениками в поезд. К нему обратились несколько человек с просьбой: «Дайте благословение! Дайте благословение!» Он посмотрел на них с любовью и совершенно искренне сказал:

— Я благословляю вас стать когда-нибудь такими же, как я.

— Но ты же монах, у тебя нет семьи, а мы хотели получить благословение на успешный бизнес!

— Простите, но я считаю, что благословение такого рода не поможет вам стать счастливыми, поэтому я и дал вам другое благословение.

Эти люди стремглав выбежали из вагона, не сумев по достоинству оценить слова святого. Так что когда человек обращается к святому, то должен быть готов услышать не то, чего ожидает, а то, что хочет сказать ему через святого Сам Господь.

Оскорбление может быть скрытым, и тогда очень сложно понять, что вы оскорбили святого. Святым может быть и тот, кто внешне выглядит как падший человек. Некоторые святые совсем не заботятся о своем теле, однако их глаза светятся чистотой. Если мы презираем святого человека за его внешний вид, то и за это тоже придется страдать.

В прошлом какой-то человек мог быть ужасным грешником. Допустим, другой человек был раньше знаком с ним. Теперь же бывший грешник живет в храме и ведет себя очень смиренно. У знакомого, который встретил его в храме, возникает соблазн громогласно сказать: «А это кто еще такой? Так это же мой сосед-алкоголик, и он в священники подался. Так он же такое раньше вытворял!» Все: произошло оскорбление святого человека! Если человек уже много лет занимается духовной практикой и сжег всю свою плохую карму, а мы критикуем его за прошлые ошибки — у нас возникнут очень большие проблемы.

В процессе того, как человек продвигается к святости, занимается духовной практикой, на его пути могут случаться временные падения, и он может временно окунуться в плохую жизнь. Как определить, что это явление временное? Когда с человеком происходит нечто подобное, он хотя и старается избежать дурного поступка, но не может совладать с собой, например выпивает или что-то еще. Такое бывает. Если осуждать его за это, несмотря на то, что он внутренне борется с совершаемым грехом, а само это греховное действие — лишь временное явление, то, несомненно, мы совершаем оскорбление. Поэтому если человек занимается духовной практикой, но имеет при этом какие-то недостатки, лучше на всякий случай вообще не критиковать его. Только его наставник имеет право делать ему строгие замечания.

Также не следует критиковать святого человека за ошибки, которые уже почти исправлены.

Почему мы так много говорим о недопустимости критиковать святую личность? Этой теме я уделяю столько внимания по той причине, что подобная критика является очень опасной, от нее можно сильно пострадать.

Наши рекомендации