Качества характера, разрушающие правдивость
Если человек нечистоплотен, то грязь на теле затмевает его разум, сознание. Если сознание осквернено нечистоплотностью, человеку очень трудно видеть правду и совершать правдивые поступки. И как результат — нечистоплотность побуждает человека ко лжи.
Сама по себе ложь еще больше увеличивает лживость. Воровство также увеличивает лживость. Если человек своровал что-то, то, безусловно, ему придется обманывать.
Бесполезные ссоры — да и вообще любые ссоры — побуждают к лживости, потому что когда человек ссорится, он всегда стремится оправдать себя. Обсуждая с другими людьми своего обидчика, он, как правило, невольно приукрашивает самого себя.
Если человек испытывает сильный страх, то немедленно пытается найти защиту у того, в кого он верит. Если судьба подвесит нас вниз головой на девятом этаже, то мы закричим «мама». Это значит, что мы верим в маму. Почему мама? Потому что ближе, чем мама, для человека только Бог. Истинно верующий человек в подобной ситуации будет звать Бога, атеист перед смертью будет кричать «мама» или ругаться матом.
Есть такая байка. Человек, падающий с девятого этажа, думает: «Господи, я такой плохой, пожалуйста, прости меня за все грехи, дай мне возможность выжить, и я в тебя поверю». Такие мысли возникают даже у атеиста, когда он падает с девятого этажа, и Бог, услышав эти молитвы, цепляет его за сук дерева перед самой землей. Потом человек слазит с этого сука и думает: «Когда летишь с девятого этажа, какие только мысли не возникают в голове, даже в Бога поверишь». Конечно, буквально так в нашей жизни не происходит, но если совершен обман, то лживость всегда затмевает ум. Разум лжеца не способен связать произошедшие с ним события с истиной.
Когда человек чувствует, что счастье приходит откуда-то, то он верит в это. Надо понять, что верить в бренное тело, — глупость. Человек должен поверить в вечность. Неверие в вечное счастье рождает ложь, потому что правда — это вечные любовные отношения души с Богом. Каждый из нас на уровне чувств верит: несмотря ни на что, все будет хорошо. Почему возникает это чувство? Потому что душа бессмертна. Иначе откуда бы этому чувству взяться; ведь если посмотреть правде в глаза, у каждого из нас впереди только старость. Но чувство, что все будет хорошо, все равно остается с нами, и это значит, что мы бессмертны. Высшая сила всегда пребывает рядом с душой. Бог в своем аспекте Сверхдуши всегда остается рядом с душой.
Любое желание жить для себя рождает ложь. Самое сильное у человека — сексуальное желание. Если человек стремится удовлетворять свою похоть, ложь неустанно идет рядом с ним. Почему? Потому что для удовлетворения ненасытной похоти жены не хватит, и рано или поздно придется ей изменять. Желание жить для себя побуждает обманывать своих близких, которые ждут от нас верности и правдивости в отношениях.
Гнев тоже вызывает ложь. Человек в гневе не способен воспринимать объект своего гнева с позитивной стороны. Он забывает, что человек, на которого он гневается, имеет хорошие черты характера. Допустим, учительница поставила ученику двойку, и он гневается на нее: «Раньше я ее любил, а теперь даже не понимаю, за что я только мог любить ее». Потом она ставит ему пятерку, и его отношение к ней меняется: «На самом-то деле она нормальная училка. Ведь может же быть хорошей, хотя вчера и поставила двойку».
Так при позитивном настрое пробуждается память о хороших чертах характера того, кто обидел. Для этого не нужно ждать, когда обидчик «поставит нам пятерку», нужно простить его и пожелать ему счастья. Так, поменяв сначала свое отношение к нему, затем мы из своего ума начинаем излучать на него позитивную энергию; в результате он раскаивается, и отношения налаживаются сами собой. Только так можно повлиять на свою судьбу, другого пути нет. Но слабые, обиженные на правду жизни люди понять этого не могут. Они всегда ждут: «Пусть он сделает первый шаг мне навстречу, тогда и я отвечу тем же». Так в страданиях и обидах проходит эта бессмысленная жизнь.
Жадность также убивает правдивость и к тому же приводит человека к нищете. Жадный человек, оправдывая свои поступки, говорит: «Ну и что тут такого? Ну купила я себе двадцать пять платьиц. Все это нужно, все равно же что-то придется носить. Не мне, так детям достанутся. Ну посидим без еды какое-то время, ничего страшного, это же временно. Вот платья — это надолго, можно сказать, навечно, а мы будем сидеть временно». Какое человек имеет понимание счастья, тому он и будет отдавать свои жизненные силы. Чтобы жадность не оставила без штанов, нужно учиться правдиво и честно анализировать все свои желания. Самому сделать это очень трудно, поэтому нужно учиться воспринимать правду от других. В этом помогут честные друзья и наставники, которые легко поймут, где вами движет жадность, а где — правильное понимание вещей.
Если человек занимается развратом, он теряет чистоту сознания. Употребляя в пищу мясо, мы теряем милосердие, перестаем быть добрыми. Если человек потакает вредным привычкам, он утрачивает аскетизм. Он уже не соглашается на добровольные лишения. Вредные привычки мешают быть аскетичным. Если человек и добивается уважения с помощью азартных игр, сплетен или других нечестных приемов, то он немедленно утрачивает правдивость. К примеру, выиграл в «Спортлото» — все, правдивости становится ноль, и уже кажется, что деньги теперь всю жизнь будут сыпаться с потолка. Вроде бы и безобидное дело, но оказывается, что правдивость сразу теряется. Правдивый человек понимает: игрой в «Спортлото» просто дурят народ, что бы там ни писали, ни говорили.
Если человек аскетичен, он понимает, что вредные привычки не нужны: зачем их заводить? если человек милосерден, он никогда не станет есть мясо, потому что видит, что за этим стоит насилие. И если человек по своей природе чист, то он никогда не станет заниматься развратом, потому что для него это просто нечестное, грязное занятие.
А вдруг все, что было сказано здесь, неправда: где доказательства? Веды приводят эти доказательства, утверждая, что истина — в знании законов нравственности.
Критерии истинного знания
В Ведах приводятся критерии истинного знания. Первый критерий истинности знания — проверка временем. Время является самой сильной проверкой. Знание, проверенное временем, должно рассматриваться как истина или во всяком случае как нечто, приближающееся к истине. Веды были записаны пять тысяч лет назад и до сих пор ими руководствуются сотни тысяч людей. Это значит, что Веды проверены временем. Истинное знание применимо в любых жизненных ситуациях, оно практично и здраво.
Следующий критерий — истинное знание неизменно приводит человека к совершенству. Как выяснить, привело ли знание, проверенное временем, кого-либо к совершенству? В ведической культуре существуют исторические хроники, в которых описывается жизнь конкретных людей, которые достигли совершенства в результате обретения этого знания.
Постижение истинного знания радостно, и голос совести указывает на то, что это правда. Человек, который слушает истинное знание, испытывает счастье просто от его слушания.
Следующий критерий истинного знания — грехи человека исчезают на пути познания истинного знания, и он реально начинает ощущать, что жить стало легче. Жизнь человека, постигающего истинное знание, сразу начинает меняться. Он замечает, что жизнь его стала лучше, хотя он еще ничего не сделал, не предпринял никаких внешних шагов.
Следующий критерий истинного знания — оно дает вдохновение. Истинное знание позволяет установить связь с источником счастья. Таким образом, у человека, обратившегося к истинному знанию, возникает сильное желание воплотить его в жизнь. Ложное знание не дает столь сильного вдохновения, которое способно поменять характер. Истинное знание избавляет от вредных привычек и прививает положительные черты характера.
Самый главный критерий истинного знания заключается в том, что оно обладает силой не искажаться временем и непрерывно передается от учителя к ученику. Время не способно разрушить истинное знание, так как по своей природе это знание не материально, а духовно. В этом мире подвержены уничтожению только материальные объекты.
Если присутствуют все названные критерии, то такое знание заслуживает серьезного изучения. Человек не должен сразу доверяться знанию, он должен проверить, действительно ли оно является истиной. Это знание должно исходить от Бога или от посланника Бога.
Это знание должно быть проверено временем (тысячелетиями). Имеются примеры людей, которые с помощью этого знания уже достигли совершенства. Само изучение этого знания, а также следование ему должно менять жизнь человека и приносить ему счастье.
Веды говорят, что любое знание, идущее от Бога, является истиной: не важно, записано ли оно в Ведах или в других Священных писаниях. Человек, который идет религиозным путем, следуя божественному знанию, в свое время действительно достигнет истины. Но если он при этом оскорбляет людей, которые идут путем истинного знания, отличном от его пути, и верят в Бога по-другому, чем он, если он осуждает и даже ненавидит их, то такой человек никогда не придет к Богу. В Ведах говорится, что оскорбитель чувств верующих людей никогда не придет к Богу, пока не раскается и не избавится от своих оскорблений.
Человек, который не обладает истинной чистотой сознания, находится в состоянии эгоистической веры в Бога. Он считает, что только он верит в Бога правильно, все же остальные заблуждаются. Это эгоистическая вера. На самом деле истинно верующие люди никогда не противопоставляют свою веру какой-либо другой вере. Вера в благости несовместима с отрицанием того, что перед другим человеком Бог может предстать как-то иначе — в соответствии с мировоззрением этого человека и чертами его характера.
На высших планетах живые существа живут бескорыстной жизнью, и для них знание о Боге целиком и полностью открыто. Это прогрессивные живые существа. Согласно ведическому знанию, наша планета находится на уровне средних планетных систем. На ней преобладающее большинство людей находится в страсти.
Страсть проявляется в виде желания жить для себя, стараться не вмешиваться в чужую жизнь и никого не трогать. Может показаться, что это и есть правильный настрой. Однако подобное состояние по сути лишено бескорыстия. Такой человек считает: «Я воспитываю своих детей, потому что это мои дети», — то есть все сводит к понятию «мое». Или еще: «То, что мое, — хорошо; то, что чужое, — плохо. То, что связано со мной, — хорошо; то, что не связано, — плохо. Или же я просто не обращаю на это внимания». Когда человек находится в благости, он признает не «мое», а то, что приносит счастье. И тем, кто находится в страсти, такой человек кажется чудаком. Поэтому создается впечатление, что люди в благости находятся как бы вне общества, но на самом деле отгорожены друг от друга именно люди, пребывающие в страсти.
Страсть порождает одиночество. Даже жена с мужем, находящиеся в страсти, не являются близкими друг другу людьми, они даже не могут поговорить друг с другом искренне. Благостные же люди на самом деле гармонизируют общество. Они ведут за собой людей, потому что им верят. Они дают обществу законы, которые приносят ему благо, а не разрушают страну. Все счастье, которое только существует в мире, исходит от них. Их единицы, но окружающие от них становятся счастливыми. Бывает так, что люди в благости становятся изгоями в обществе. Это признак того, что такое общество сильно деградировало. Первый признак прогресса состоит в том, что люди начинают почитать тех, кто находится в благости. Люди в благости являются душой общества, хотя и не все их понимают. Для того чтобы понять благостного человека, необходимо самому стать правдивым.
Вопросы и ответы
Вопрос: Как отличить голос Сверхдуши от других голосов?
Ответ: Голос Сверхдуши дает умиротворение, приносит ощущение счастья, отсутствия сомнений. Другие голоса (к примеру, связанные с духами) могут вызывать безудержные желания, например, возвеличивать себя, считать себя провидцем. Голоса существ, которые ведут к деградации, также могут говорить какую-то правду. Но задача этих голосов — сбить человека с платформы истины. И первый признак того, что человек сошел с платформы истины, заключается в том, что он начинает задирать голову перед остальными и говорить: «Я являюсь для вас пророком, слушайте меня, дети мои». То есть он начинает вести себя так, будто на голову выше всех остальных, говоря: «Мне диктует истина, я нахожусь над вами, вы — подо мной». Это означает, что человек деградирует.
Первый признак разумности состоит в том, что человек не мнит себя выше окружающих людей, не считает себя лучше их. Когда эгоизм затмевает разум, такое состояние называется гордыней. Гордыня делает невозможным восприятие истины, и такой человек не способен воспринимать истину от другого человека. Ему больно слушать истину. Гордый человек затыкает уши, не желая слышать истину, и потому не может прогрессировать. Так что голос, который побуждает человека это не голос Сверхдуши. Голос совести всегда побуждает человека к скромности, ведет его к покаянию. Голос совести указывает человеку на его грехи и недостатки, свидетельствует, что до совершенства ему на самом деле еще далеко. Голос совести показывает нам все наше нутро.
Если человек говорит: «Я хочу слышать инопланетян», — то он их услышит, но вопрос в том, зачем он этого хочет. Веды говорят, что чего человек хочет, то он и получит. Человек должен стремиться слушать голос совести, но он не должен думать, что от этого он тут же получит массу приятных ощущений. Первое, что он получит, будет горькое питье трезвого восприятия собственных грехов. Веды говорят, что когда человек сталкивается с истиной, то сначала он пьет горькое питье и только потом сладкое. Сначала он видит горькую правду внутри себя и только затем сладкую. Если он способен вынести эту горькую правду и признать ее, то на смену ей немедленно придет сладкая правда.
Если же человек находится в страсти, то сначала он получает сладкую правду: «О, денежки!», — а потом горькую: «Зарплату не дали». Если человек находится в невежестве, то он по своей же инициативе вообще заглушает голос совести, так как борется с ним, ненавидит его, испытывая боль, исходящую от совести. Видя перед собой праведника, человек в невежестве начинает злиться, так как тот побуждает его к контакту с голосом совести. У злого человека любое соприкосновение с совестью всегда вызывает негодование.
Веды говорят, что правда одна для всех, но люди стремятся к ней с разных сторон. Каждый человек видит только ту грань, которая обращена к нему. И только истинный мудрец способен понять, что истина всеобъемлюща. Он не разделяет людей в зависимости от их веры, он просто видит в каждом из них присутствие истины. Следует знать, что хотя дороги к истине разные, но истина всегда одна и та же.
Глава вторая. Доброта
Законы нравственности точно так влияют на нашу жизнь, как влияют на нее, например, законы физики и химии. Но мы зачастую относимся к законам нравственности как к чему-то теоретическому и необязательному для исполнения. Согласно ведическому знанию, тонкое тело ума активно взаимодействует с окружающим миром и вовсе не является фантазией физиологов. Мы контактируем с другими людьми посредством наших мыслей и при помощи наших органов чувств. Например, когда мы смотрим на какого-то человека, то посредством наших взглядов, обращенных друг на друга, происходит реальное взаимодействие между нами. Это взаимодействие наполнено определенной силой, и мы реально ощущаем это, например, отворачиваясь от человека, который нам не приятен. Однако все-таки мы продолжаем не верить в это. Но верим ли мы, нет ли, такое взаимодействие реально существует, поэтому неслучайно кто-то каждый день думает: «Сегодня опять на работу, и глаза бы мои на начальника не глядели». Наш ум должен иметь определенные качества, чтобы такое взаимодействие принесло благо. Мы должны научиться принимать от окружающих страдания, которые они приносят нам своим взглядом, как груз судьбы, который положен нам по карме. Только так мы научимся трезво смотреть на этот мир. Согласно закону кармы, эгоистичное взаимодействие — будь то с людьми или с природой — всегда приносит страдания.
Попытаемся разобраться, что такое доброта. Многие считают, что добрым людям живется плохо, потому что на добрых «ездят». Те, кто считает так, заблуждаются, ибо не понимают, что же такое все-таки доброта. Доброта — это сила, которая дарует человеку способность переменить настрой окружающих его людей с плохого на хороший. Чтобы стать действительно добрым, нужно уметь не только терпеть боль, которая исходит от окружающих людей, но на их негативизм отвечать им любовью. Что, тяжело быть добрым? А легкого счастья в этом мире не бывает.
Доброта — одно из качеств святой личности. Доброта — это мать правдивости, точно так же, как правдивость — мать терпения. Без доброты стать правдивым человеком невозможно. Существуют четыре вида доброты, из них два приносят счастье и два — страдания.
Духовная доброта
Духовная доброта присуща человеку, который видит в себе и в других живых существах душу, и тогда он становится для всех как родственник. Он относится к святому, к простому или к падшему человеку, к своему родственнику и даже к растению по-доброму. То есть ему все равно, что мама, что собака: он любит всех без разбора — друзей и врагов. Понять эту категорию доброты непросто, а практиковать ее возможно только в том случае, если в каждом мы сможем видеть душу.
Точно так же, как художник не может объяснить, как создается шедевр, а просто говорит: «Ну, садишься и рисуешь», — так и человек, который видит душу, говорит: «Все живые существа мне дороги, потому что у каждого из них своя неповторимая судьба. Ведь и собака имеет душу, которая вечна и когда-то находилась в человеческом теле, а потом наделала глупостей и получила тело собаки». Он относится очень спокойно к тому, что тела сменяют одно другое в зависимости от поступков личности. Святой человек видит душу, ее прошлое и будущее. Святой человек спокойно относится к тому, что кто-то его не любит; он понимает, что эта нелюбовь к нему — не что иное, как проявление воспитательного процесса, который совершает над ним судьба.
Людей, обладающих духовной добротой, люди заурядные практически не понимают. Обычному человеку сложно понять, почему кто-то во всех жизненных ситуациях абсолютно безмятежен, почему в любых ситуациях у него не возникает беспокойств, почему он ни на кого не злится, не обижается, не сердится. Спокойное отношение к жизни возможно только в том случае, если человек познал карму — закон причинно-следственной связи, определяющий нашу судьбу. Он не нервничает, так как знает, почему собака лает: потому что она собака, и по-другому ей не жить. Он знает, почему пьяница пьет: потому что не может не пить, так как не способен справиться с собой.
Доброта в благости
Этот вид доброты более понятен, чем предыдущий, хотя и не всем, и он более доступен для нас. Для начала именно к нему мы и должны стремиться. Доброта в благости подразумевает бескорыстное желание творить добрые дела и никогда не творить зла. Просто человек хочет делать все по-доброму. Иногда ему тоже хочется разозлиться. Но поскольку он смиренно относится к своей судьбе, то не доверяет нахлынувшему на него негативному настрою. Поэтому он внимательно изучает по писаниям, как следует вести себя, чтобы не злить, чтобы все делать по-доброму; он всю свою жизнь сверяет с буквой святого закона.
Доброта в страсти
Доброта в страсти никогда не приносит истинного счастья: она дает лишь временное удовольствие, за которым следуют страдания. Доброту в страсти называют сентиментальной добротой, так как обладающий ею человек более добр к своим родственникам, чем ко всем остальным людям. Такому человеку как раз родственники и будут причинять больше всего страданий. Поэтому он, делая своим родственникам добрые дела, в глубине ума будет ненавидеть их за то, что они на нем ездят. Этот человек очень слабохарактерный, так как сильно привязан к наслаждениям, которые получает от своих близких, и потому не может быть с ними строгим. Из-за всего этого вокруг него процветают невоспитанность, хамство и обман. Он гордится своей добротой и постоянно всем на нее указывает.
Доброта в невежестве
Доброта в невежестве проявляется в том, что человек добрым становится лишь на время — в результате сильного испуга или потрясения, а затем утрачивает это качество. Например, муж постоянно бьет свою жену, и она решает вызвать милицию. Муж немедленно говорит ей: «Ой, слушай, у меня к тебе чувства поменялись. Прости меня, пожалуйста. Я так виноват перед тобой». Он вроде бы так искренне раскаивается. Женское сердце склонно верить всему, и потому жена говорит: «Ну ладно, милицию вызывать не буду». А на следующий день муж опять бьет ее. Это означает, что добрым он стал лишь на время под давлением обстоятельств. На самом деле это никакая не доброта, это просто обман себя и других.
Жена в этом случае также проявляет доброту в невежестве. Она думает: «Милицию я не вызвала, значит, поступила хорошо. Я добрая, а он этим пользуется». Какой из всего этого напрашивается вывод? Доброта — это не добро, а зло? Однако прежде чем делать подобный вывод, нужно хорошенько изучить, что же такое настоящая доброта.
Определение доброты
Доброта — это качество, изначально присущее душе. Душе это качество свойственно вечно. Доброта проявляется в склонности к позитивному мышлению в отношении других, в способности быть непритязательным по отношению к другим, в мягкости сердца. К этому следует добавить, что настоящая доброта всегда проявляется там, где есть правильное понимание того, как помочь другим людям, и там, где есть твердость характера, способная противостоять их недостаткам.