Качества характера, вытекающие из правдивости
Прежде всего правдивость дает бесстрашие. Человек, который стал правдивым, обретает бесстрашие. Правдивость и гармония с голосом совести обеспечивают победу в любых жизненных ситуациях. Допустим, человеку приставили к животу нож. Первое, что нужно сделать, — привести свое сознание в порядок, потому что, кроме этого, у человека нет никаких шансов избежать опасности; он не успеет даже рукой пошевелить, как нож вопьется ему в тело. В подобной ситуации деятельность должна протекать даже не на уровне ума, а на уровне разума.
В такой ситуации необходимо попытаться понять суть происходящего, и шаг, сделанный в этом направлении, немедленно обеспечит человеку божественную защиту. Человек должен понять, что происходящее с ним сейчас является высшей правдой по отношению к нему, что всего этого он, несомненно, заслужил. И, наоборот, единственной причиной, по которой нож может войти в тело человека, явится то, что он посчитает происходящее с ним незаслуженным по отношению к себе.
Преступник смотрит в глаза своей жертвы и ждет ее решения: правильно ли он поступает. Он ищет у жертвы этого ощущения несправедливости. Когда человек осознает, что с ним поступают правильно, он, несмотря на смертельную опасность, обретает умиротворение. Он понимает, что заслужил эти страдания в прошлом, возможно, в какой-то своей прошлой жизни — то ли из-за какой-то глупости, то ли из-за гадости. И тогда человек ощутит божественную защиту, и преступник тоже хорошо почувствует ее и вряд ли поднимет руку на такого святого человека. Однако если при этом человеку все же суждено покинуть землю, то правдивый настрой поможет ему сделать это правильно. Ведь последний момент жизни — это самый главный экзамен, который устраивает нам судьба, и в зависимости от того, как мы сдадим его, сложится наша следующая жизнь. Так написано в Ведах.
Вот в какой ситуации я однажды оказался. Я гулял по парку в спортивной одежде, ко мне подошли, приставили ножичек к животу и говорят: «Давай денежку». Я сразу попытался понять, что заслужил это. И как только я внутренне ощутил это, рука человека сразу обмякла. Я сказал: «Денег нет». И вымогатель сразу опустил руку. Он сказал:
— Давай я тебя до дома провожу.
— Зачем?
— А тут много всяких ходит.
Все это так и было, я ничего не придумал.
Каким же образом правдивость приводит к бесстрашию? Прежде чем сражаться за родину, человек должен оформить внутри себя идею, что он поступает правильно (если, конечно, война справедливая и он действительно поступает правильно). Если он этой идеи не примет, его будет одолевать страх. Человек, который не понимает, за что сражается, не может победить. У него нет нужной силы.
Правда — вот сила, которая движет человека к победе. Этот закон работает в любом деле, которое мы делаем. Если человек хочет устроиться на работу, то первое, что он должен осознать, — он заслужил то, что до сих пор не смог устроиться на работу. «Я действительно плохой человек, не могу устроиться на работу, я такой негодяй, что Бог меня наказывает». Если в таком сознании прийти к работодателю, то между вашим сознанием и его голосом совести возникнет гармония, и ему захочется помочь вам.
Если человек считает несправедливостью, что не может устроиться на работу, то он приходит куда-то в очередной раз, смотрит на работодателя обиженным взглядом, и тот думает: «Еще один. Работы для таких нет». Человек, который понял правду жизни, касающуюся его, становится спокойным, и у него исчезают проблемы. Он приходит и говорит: «У меня нет работы...» Он не привязан к результату, не трясется и не пытается нажимать психически. Он просто пришел узнать, есть ли работа. К такому человеку возникает неподдельное уважение.
Таким образом, правда — это сила. Если человек не понимает этого, то не будет счастлив в жизни. Почему? Потому что он не знает секрета обретения силы, делающей жизнь счастливой. Человек, который не имеет правдивости, не имеет и силы — он слаб. Человек должен совершать честные поступки, добрые дела, постоянно накапливая свою внутреннюю силу.
Обманывать не следует, потому что любой обман забирает силу.
Конечно, можно прикинуться правдивым человеком. Но это не сработает, потому что Сверхдуша не покупается на наши фокусы. Чтобы обрести подлинную правдивость, нужно признаться себе в том, что действительно заслужил все, что имеешь в своей жизни. Признать это очень трудно: «Я заслуживаю всего, кроме пьяницы мужа, я не считаю, что это справедливо». Или, например: «Почему соседская собака гадит у меня перед дверью? Потому, что мои соседи — свиньи».
Иногда даже такие глупости могут приходить в голову, если человек не хочет признаваться в том, что он заслужил все, что с ним происходит. Неправдивый человек не может в этом признаться себе. У него для этого нет сил. Он говорит: «Я бы был правдивым, но нет тех, кто бы помог мне сделать это». Однако Веды утверждают, что, как только человек начинает пытаться быть правдивым, его сразу окружают правдивые люди.
Судьба не такая примитивная вещь, как нам иногда кажется. Имеется такое высказывание: «Частных людей связывает добродетель, обыкновенных людей — удовольствие, а злодеев — преступление». Честные люди находят друг друга там, где присутствует добродетель. Они встречаются в храмах, в тех местах, где все стремятся к добродетели. Людей обыкновенных объединяет удовольствие, встречи происходят на вечеринках. А злодеев объединяют преступления. Что еще может их связывать? Если они повязаны, значит, вместе совершали какое-то преступление.
Человек, который испытал счастье, идущее от истины, живущей внутри, готов терпеть любые лишения, лишь бы опять испытать это состояние. Так правдивость помогает развить качество, называемое терпением. Если человек совершает правдивые поступки, он становится терпеливым, и наоборот, нетерпеливый человек — наверняка обманщик. Тот, кто обманывает, не способен терпеть. Для терпения ему не хватает внутреннего счастья. Действительно, человек может терпеть что-то по той причине, что у него где-то внутри хватает счастья оставаться спокойным. Когда счастье заканчивается, то кончается и терпение. Совершая правдивые поступки, человек предвкушает истинное счастье, дающее силы для того, чтобы терпеть невзгоды без раздражительности. По этой причине, если человек не чувствует счастья в том, что он делает, он не способен умиротворенно ждать.
Терпение бывает духовное, в благости, в страсти и в невежестве. Духовное терпение порождается твердой верой в Бога и непоколебимой преданностью Ему, победой над своим эгоизмом. Терпение в благости вызывается непоколебимой решимостью, упорной практикой йоги, благодаря которой удается контролировать деятельность ума и чувств. Терпение в страсти — это та стойкость, с которой человек устремляется к плодам, получаемым от религиозной деятельности, экономического развития или чувственного удовлетворения. Терпение в невежестве основывается на страхе; это та стойкость, которая не помогает преодолеть сон, страх, печаль, угрюмость и заблуждения. Такая глупая стойкость относится к невежеству.
Невежественное и страстное терпение порождаются неукротимой жадностью, его можно узнать по состоянию ума. Человек, собирающийся ограбить банк, тоже набирается терпения, но при этом у него нет спокойствия ума. Терпение же в благости означает спокойствие, мир и счастье, живущие в уме. Страстный человек тоже набирается терпения, когда он копит деньги на машину или когда строит дачу, но это терпение не приносит ему спокойствия ума. Он подвержен стрессам, так как в общении с людьми ему не хватает настоящего терпения. Только правдивый человек, который несет людям настоящее, бескорыстное счастье, легко терпит критику в свой адрес и совершаемое над ним насилие.
Жадный человек не способен терпеть критику в свой адрес. Для него это очень тяжело. Благостный человек способен на это, потому что знает, что любая критика может принести ему пользу. Правдивость — это сила, приносящая способность терпеть любые удары судьбы. Согласитесь: ведь всегда полезно выслушать чужое мнение о себе. Но понять эту непререкаемую истину может только правдивый человек. Правда позволяет ему понять, что, избавившись от недостатков, он станет счастливее. Поэтому, слушая критику в свой адрес, он предвкушает еще большее счастье, еще большую гармонию со Сверхдушой.
Ради этого он готов терпеть критику, он охотно принимает ее, думая: «Скорей бы сказали о моем следующем недостатке». Такое сильное стремление к правде, такое правдолюбие свидетельствует о высоком уровне сознания. Поверьте, это так.
Праведный человек — тот, кто способен слушать упреки в свой адрес. Человек же, который на малейшую критику реагирует злобно и агрессивно, праведным считаться не может. Человек, не имеющий терпения, не имеет также и правды внутри себя. Терпение возникает только из правдивости, другого способа обрести терпение нет. Только правдивый человек способен ждать в спокойном состоянии ума. Иногда человек злится и терпит, но это не является подлинным терпением: этот человек просто копит злобу. Если человек говорит: «Я терпеливо выслушал тебя, теперь ты меня послушай, услышишь от меня всю правду-матку», — значит, он не слушал терпеливо, а просто копил злобу, дабы выплеснуть ее потом. Терпеливого не могут разозлить слова другого человека.
Что же правдивость приносит человеку? Правдивость улучшает память и дает ясное видение будущего. Есть один хороший способ воспитать в себе честность. Надо попытаться вспомнить прошлое, трезво его оценить и затем попытаться понять свое будущее. Честный человек, который долгое время жил греховно, ясно видит, что в будущем ему придется страдать за содеянное.
А какие поступки приносят злую судьбу? Веды говорят, что человек, который ест мясо, в следующей жизни рождается животным только для того, чтобы испытать те же страдания, что и животные, мясо которых он ел. Признайтесь, не хочется верить в это! Смиренно прошу, признайтесь себе в этом. Я понимаю, что думать так очень больно, но разве, отказавшись понимать истину, мы станем счастливы? Трезвомыслящий человек понимает, что за страдания убитых животных мы должны расплачиваться страданием. Таков закон кармы.
Когда доят корову, ей люди кажутся ее детьми. Веды говорят, что когда корова видит человека, ей кажется, что перед ней стоит ее любимый теленок. У коровы по отношению к людям возникает материнское чувство, коровье молоко питает нас материнской любовью, поэтому Веды называют корову нашей матерью.
Некоторые люди полагают, что животные не имеют души. Признаком наличия души является тонкое тело. Тонкое тело ума состоит из характера. Животные имеют характер? Да. Они могут мычать, плакать, улыбаться, страдать. Есть у животных разум? Разум стремится к счастью. Корова стремится к счастью? Да. Дерево стремится к счастью? Да. Если оно растет в тени, то будет тянуться к солнцу. Каждое живое существо стремится к счастью и имеет свой характер. Это объясняется тем, что внутри каждого живого существа находится душа.
Если мы лишаем чью-то душу возможности пребывать в теле, это называется насилием. Веды говорят, что в этом мире невозможно прожить без насилия. Чтобы есть, требуется совершать насилие. Мы питаемся тонким телом живых существ, чтобы поддерживать свое тонкое тело. Когда человек убивает животное для того, чтобы съесть его, он зарабатывает себе плохую карму.
Дело в том, что животные — это высокоразвитые живые существа, и во многом они похожи на людей. Фактически одной ногой они уже стоят в человеческом теле, особенно это относится к крупному рогатому скоту. Говорится, что корова обретает человеческое тело уже в следующей жизни. На санскрите «мясо» звучит как «мамса»: мам — «я», са — «подобное», то есть «подобное мне». С древнеславянского мясо переводится так: «мя» — на меня, «со» — приставка, указывающая на принадлежность к чему-либо (примеры: соединение, соучастие, союз, созвучность). Таким образом, с древнеславянского слово «мясо» переводится как подобный мне. По-английски мясо — «мит»: ми — «я», ит — «это». То есть в переводе «мясо» — «это я». Древние люди были правдивее нас и понимали, что такое на самом деле мясо. Они понимали, что плоть животного неблагоприятно использовать в пищу, так как животное обладает кармой, которая подобна человеческой.
Веды утверждают: для того чтобы быть здоровыми и счастливыми, людям достаточно питаться растительными и молочными продуктами, в которых содержатся все незаменимые витамины и аминокислоты. Поступая так, мы ведем себя честно и не зарабатываем плохой кармы.
Правдивость дает сострадание. Правдивый человек понимает, что такое — страдание других живых существ, потому что он трезво воспринимает окружающий мир. Он не считает, что животное не имеет души. Раз оно визжит, когда его режут, значит, оно страдает. А за страдания, причиненные нами другим живым существам ради удовлетворения наших чувств, нам придется отвечать. Правдивость помещается в области груди, поэтому, если мы, говоря что-то, чувствуем, что из груди исходит нечто приятное, то, вероятнее всего, мы говорим правду. Человек, прислушивающийся к голосу совести, старается говорить одну только правду. Едва он откроет рот, чтобы сказать неправду, как у него внутри на мгновение все замирает. Так дает знать о себе голос совести.