Ребенок не желает с вами считаться
Задумайтесь на минутку, что значит слово «считаться». Кому малыш, собственно говоря, возражает, когда поступает по-своему? На самом деле вас просто раздражает, что он не соглашается с вами. Вы просите его повернуть в одну сторону, а он поворачивает в другую. При этом он «считается» – но только с собой, а не с вами. Назвать это вызовом? Не точно. Ребенок ведь не говорит: «Не буду!» Он лишь заявляет: «Я не хочу так делать…» Чем сильнее воля ребенка, тем активнее его протест. Один легко меняет свою точку зрения, другой меньше расположен принимать решение в вашу пользу. Если своим поведением малыш как бы говорит: «Я не хочу делать то-то и то-то», вашей задачей становится переориентировать его или каким-то образом настоять на своем, причем иногда вы не удерживаетесь от наказания ребенка.
Вы находитесь в гостях у знакомых, ваш 2-летний ребенок увлечен игрой. Вспомнив, что вам нужно мчаться на какое-то свидание, вы вежливо, но твердо просите ребенка оставить игрушки и пойти домой. Он либо притворяется глухонемым, либо жестами выражает свое несогласие. Вы повышаете голос – никакой реакции. Решив справиться с упрямцем, вы хватаете его и уносите силой, не реагируя на его вопли. Малышам не так-то просто переключиться с одного занятия на другое, уступая мгновенной прихоти собственных родителей.
Тайм-аут
Большинство 2-летних детей, не слушающих ваших замечаний, проще всего на время вывести из игры, чтобы они уяснили, что это последствие их непослушания. Нельзя превращать такой таймаут в серьезное наказание с сердитым выговором малышу, поскольку это будет идти вразрез с его воспитательной целью. Ребенок должен понять, что запрещенные приемы ведут к перерыву в игре. В зависимости от возраста и темперамента малыша вам придется отдалить его от других детей на 1–5 мин. Если ребенку трудно высидеть этот тайм-аут самостоятельно, побудьте рядом с ним. Несколько минут, проведенных вместе в спокойном состоянии, могут оказаться как раз тем, что нужно и вам, и вашему малышу. Вы можете посадить его на колени, обняв. Это прекрасно помогает настроить ребенка на то, чтобы он рассказал вам о своих переживаниях, помогите ему разобраться в самом себе.
Как поддерживать и сдерживать малыша
Зачастую дети далеко не так хорошо, как хотелось бы, общаются с другими детьми, да и взрослые не всегда любезны с малышами. Хотя родителям не следует постоянно опекать ребенка, трепетно оберегая его от любых колдобин на жизненном пути, иногда дети нуждаются в вашей поддержке и защите, поскольку в определенный период еще не могут защитить себя сами и противостоять давлению извне. Если в нашей семье кто-нибудь из старших детей, указывая на младшего, говорил: «Этот немой!», мы тут же вмешивались, считая это вредным и нечестным по отношению к малышу. Родительская интуиция должна подсказать вам, как приостанавливать такие угнетающие или подавляющие ребенка действия и слова.
Иногда совершенно безобидное на первый взгляд замечание может вызвать у ранимого ребенка реакцию подавления. Однажды я разговаривал в кабинете с мамой Томми, в то время как он пытался нажимать на детские весы. (Я уже осмотрел мальчика, он скучал и не хотел принимать участия в разговоре мамы и врача.) Я попросил Томми не нажимать больше на весы, причем, чтобы продемонстрировать свое доброе к нему отношение, добавил: «Пожалуйста». Томми повиновался, но сразу стушевался, как бы совершенно уничтоженный моим замечанием – оно подавило его. Выход нашла мама Томми: «Это потому, что вы очень строгий!» – сказала она. Томми воспрял духом (и я – тоже). Благодаря своей интуиции его отзывчивая мама поняла, как поддержать самооценку ребенка.
Несмотря на то что, как мне казалось, я вел себя в этой ситуации в совершенно приемлемой (с психологической точки зрения) манере, я располагал только книжными знаниями, в то время как мама Томми хорошо знала своего ребенка. На этой стадии развития у детей как раз складываются ментальные образы того, какая деятельность при каких условиях может осуществляться.
Визги и нытье
Однажды я рассказывал одной маме, что такое нормальное поведение 2-летнего ребенка. Ее малыш начал ныть. Она по привычке одернула его: «Прекрати канючить». Мы оба засмеялись, когда поняли весь парадокс ситуации. Вопли и визги детей в этом возрасте достигают своего пика. И дело не в нарочитой вредности, а в том, что малыши изучают как возможности своего собственного голоса, так и реакцию аудитории на такой близкий к сирене вой. Причем кажется, что самый громкий крик дети приберегают для традиционно тихих помещений.
А вот как мы перевоспитывали своих крикунов. Постарайтесь объяснить ребенку, какие тембр и громкость звука для вас наиболее приемлемы: «Поговори с папой своим красивым голосом…» Разговаривайте с малышом мягким тихим голосом, переходя при его криках на шепот. Можете поступить так же, как мы. Как только Мэтью начинал кричать, мы выносили его во двор и начинали прыгать вокруг него и кричать так же, как он, будто играя в ту же игру. В следующий раз, когда он опять начинал кричать в доме, мы вновь выносили его на улицу и повторяли ту же сцену. Потом при начинающемся крике мы говорили тихим голосом: «Кричать можно только на траве».
Мы старались закрепить у него в памяти, что кричать можно только на траве (т. е. вне дома) и только вместе. Вскоре эта шумная стадия развития прошла, и Мэтью забыл, что на траве надо кричать.
Шокирующая ценность криков и визгов на начальном их этапе заключается в том, что они заставляют всех, кто находится в пределах слышимости, остановиться и невольно внимать им. Дальше все просто: если прием сработал, ребенок продолжает им пользоваться. И если такие вопли – это единственный способ докричаться до вас и привлечь к себе ваше внимание, не рассчитывайте, что они вскоре прекратятся.
Малышей обязательно надо учить тому, что приятные звуки быстро находят у вас отклики. Когда ребенок обращается к вам нормальным голосом, постарайтесь ответить ему соответствующим образом, чтобы он понял всю выгоду такого обращения. Если же он начинает подвывать или хныкать, поскорее прервите его: «Джимми, ведь у тебя такой красивый голосок. Говори своим красивым голосом». После многократного повторения этого упражнения родителям будет достаточно, чтобы ребенок перестал хныкать, быстро поднять голову и сказать: «Красивым голосом, пожалуйста». Этим вы не только отучите ребенка ныть и хныкать, но и поможете развитию у него более совершенной речи. А о криках и воплях вскоре вы уже и не вспомните.
Сосание пальца
Некоторые дети уже рождаются с мозолистым большим пальцем – они сосали его еще в материнском чреве, и там никто не обращал на это внимания. У всех малышей практически ненасытная потребность в сосании, и больше всего, по их мнению, для этого подходит постоянно присутствующий большой палец руки. Это совершенно нормальное явление. Чтобы уж совсем успокоить родителей, скажу, что способность сосать самого себя – совершенно нормальный элемент развития ребенка. Проблема сосания пальца гораздо больше беспокоит родителей, чем наносит вреда самим детям. Возможно, родители при этом думают: «Что же это такое, неужели мой ребенок до такой степени обойден любовью и лаской, что сосет свой собственный палец?» Дело не в этом. Многие совершенно счастливые и хорошо ухоженные дети проводят большую часть своего младенчества с большим пальцем во рту. И в первые 2 года жизни это занятие очень редко ведет к каким-то ортодонтическим осложнениям. Однако продолжение привычки может привести к такому развитию верхней челюсти, что она начнет выдаваться вперед. Из собственного опыта мы знаем, что ни смазывание рук отвратительными по вкусу веществами, ни различные способы отвлечения, ни специальные перчатки – практически ничто не помогает. И если ваш ребенок продолжает сосать большой палец в таком возрасте, когда это может привести к каким-то нежелательным ортодонтическим последствиям, значит, он достаточно вырос для того, чтобы понять, почему сосание пальца повредит его зубам. Малыш, который сосет палец всю ночь напролет, – вот кто действительно вызывает опасения. Чтобы отучить его от этого, попробуйте дать ребенку какую-нибудь большую игрушку (например, плюшевого мишку, которого нужно держать обеими руками, в результате палец оказывается недоступен). Подходите к ребенку несколько раз за ночь и вынимайте у него палец изо рта. Если ваш малыш сосет палец в дневное время, старайтесь, чтобы у него почаще были заняты обе руки. А как только рот и большой палец попытаются встретиться, переключите его внимание на какую-то другую игру, при которой ему придется использовать оба больших пальца. У себя в кабинете, чтобы заставить ребенка вынуть палец изо рта, я обычно соблазняю его тем, что предлагаю «дать мне ладошку», а потом «дать две ладошки»! Старайтесь особенно не придираться к ребенку – постоянные замечания и одергивания могут только усилить эту привычку, поскольку концентрируют на ней внимание.
Для родителей, которым хочется, чтобы их малыш прекратил сосать палец и чтобы им в дальнейшем не пришлось тратиться на врача-ортодонтиста, предлагаем только один способ. В единственном известном нам исследовании на эту тему сравнивали 2 группы детей: 50 – с укоренившейся привычкой сосать большой палец и 50 – без этой вредной привычки. Можно ли как-то охарактеризовать тех, кто предпочитает сосать палец? Исследование показывает, что чаще это дети, которые находятся на искусственном вскармливании. Любители пососать палец, как правило, питаются по расписанию, а не в соответствии с собственными запросами. 96 % детей этой группы заставляют засыпать в одиночестве. В другой группе – у детей без этой привычки – были совсем другие характеристики. Чем позже ребенка отняли от груди, тем меньше вероятности, что он начнет сосать палец. Эти малыши обычно засыпали на руках у матери, часто около материнской груди, их не укладывали спать в одиночестве. Исследование показывает, что во сне дети как бы возвращаются на более раннюю стадию развития – к тому состоянию, в каком находились в материнском чреве; поэтому-то во сне и возвращается сосание пальца, и все эти действия рот – рука. Исследователи считают, что если позволить ребенку засыпать около материнской груди, его потребности в сосании будут удовлетворены, а привычка засыпать, засунув палец в рот, никогда не возникнет. Все это соответствует практическим наблюдениям; удовлетворение потребностей в раннем возрасте приводит к их постепенному исчезновению, те же из них, какие в свое время не были удовлетворены, имеют тенденцию возобновляться, иногда в виде нежелательных привычек. Годы нашей практики подтверждают, что те дети, которым позволено засыпать у материнской груди, которых кормят по желанию ночью и не дожидаясь положенного часа, в значительно меньшей степени подвержены возникновению этой неприятной привычки. Вот совершенно естественный и недорогой путь к тому, чтобы у детей не возникало привычки сосать пальцы.