Психолого-педагогические причины

БОЛЕЗНЕЙ МАЛЫША

Детские болезни для каждых заботливых мамы и папы воспринимаются как угроза успешности родительства и отнимают много сил и времени (а сегодня и денег), превращая жизнь всей семьи в бесконечное лечение и страдание. При этом большинство родителей склонны (вслед за не совсем компетентными врачами) полагать, что причинами насморка, ОРЗ, диатеза, расстройства желудка и прочих болезней малыша являются прежде всего микробы, вирусы и разные бактерии. Конечно, это глубокое родительское заблуждение.

Не менее опасными возбудителями болезней малыша могут быть нервозная атмосфера вокруг малыша, избытокэмоционально негативных переживаний членов семьи и информационных потоков: жутких звуков телебоевика (триллера) или рок-музыки, разрушительных ежедневных подробностей о террористических актах в программе новостей или агрессивных интонаций ссоры родителей, старших детей в семье, грохот близкой стройки или трамвайных колес. Даже излишние требования взрослых к малышу и необоснованные беспокойства родителей за ребенка, находящегося, например, у бабушки с дедушкой или в детском саду и, наконец, просто недостаток, дефицит эмоционально теплых отношений, сочувствия, внимания, признания, понимания.

Таким образом, причинами болезней могут быть не только медицинские показания, но и психолого-педагогические условия жизни, характеризующиеся доминирующе негативными, нервозно-агрессивными информационными воздействиями, порождающими аналогичные переживания малыша (по принципу эмоциональной синтонии – буквального заражения эмоциями других). Такие эмоции провоцируют и поддерживают у него переживания хронической тревожности - ожидание опасности даже там, где ее объективно не существует (!). Длительные негативные переживания, в свою очередь, провоцируют снижение защитных механизмов организма, «расбалансировку» функций иммунитета ребенка, что и является психологической причиной уже соматического заболевания. Известный психотерапевт, профессор, доктор психологических наук В.А.Ананьев считает, что болезнь – это знак, сигнал Господа человеку через его тело о неправильных мыслях и действиях (в нашем случае такой сигнал предназначается скорее родителям, чем ребенку). Согласно основному постулату науки психосоматика (направление в медицине и психологии) в основе многих заболеваний лежит реакций на эмоциональное переживание, вызывающее функциональные изменения и патологические нарушения в органах, предрасположенных к дисфункциям, заболеваниям (Малкина-Пых И.Г., 2005). Другими словами, хронические негативные эмоции могут вызвать заболевание того органа, который наиболее слаб.

Вспомним, что основная психофизическая задача родившегося малыша заключается в успешной адаптации – приспособлении к окружающему миру, выработке иммунитета к физически и психологически нестерильной обстановке. Построение собственных психозащитных сил – огромная работа для маленького организма и психики, требующая колоссального количества внутренней энергии. И взрослые могут оказаться здесь либо в роли «энергетического вора, вампира», провоцирующего болезни психосоциального фактора, либо первым и главным психоэнергетическим помощником в накоплении ребенком собственного опыта успешного противостояния «агрессии» внешнего мира. Заботливый родитель стремится, конечно, к обеспечению второй составляющей воспитания.

Родительская забота о здоровье малыша проявляется здесь в чутком отношении к успешной выработке ребенком собственных защитных механизмов. При этом как избыточная забота (гиперопека), так и недостаточная помощь (гипоопека) может привести к тому, что малыш будет слабо владеть средствами адаптации, приспособления к возникающим «опасностям»: холодному и сырому воздуху, солнечным лучам и новой еде, смене режима дня или другим бытовым событиям жизни.

Древние инстинктивные программы генетической защиты человека утрачивали свою востребованность в процессе развития цивилизации и теперь приспособление к среде зависит от психических возможностей человека во много раз больше, чем от физической его силы. Сегодня стало опасным не столько физическое оружие, сколько слово, порождающее переживание. Эмоции человека, способные мобилизовать организм на защиту, сегодня часто подавляются извне или самим человеком, встраиваясь в контекст социальных требований, перестают признаваться самим человеком как значимые и могут стать причиной разрушительных процессов в организме (Радченко А., 2001; Рудестам К., 1990).

Известно, что чем младше дети, тем теснее их эмоциональные состояния взаимосвязаны с телесными ощущениями и граница между эмоциональным и телесным самочувствием почти неразличима. Поэтому яркие эмоциональные события непосредственно отражаются на физическом состоянии организма малыша.

Любые сильные негативные психоэмоциональные нагрузки, присутствующие в жизни семьи (подавленное раздражение, гнев, обида, ссоры, скандалы, тяжелые болезни кого-то из взрослых и др.) лишают ребенка жизненно необходимой атмосферы – психологической поддержки и защиты - и оставляют его в одиночку бороться с нагрузками и напряжениями. Следствием такого его опыта жизни становятся болезни, которыми малыш транслирует взрослым об имеющихся у него дезадаптационных трудностях.

В первую очередь родителям необходимо быть бдительными и понимать то, что сильные эмоциональные события в восприятии малыша непременно отражаются на состоянии его организма. Довольно часто своей болезнью малыш сообщает родителям о своем душевном негативно-эмоциональном состоянии, и поэтому он первоначально нуждается в сочувствии и понимании, доминировании именно позитивной эмоциональной атмосферы вокруг него.

Таким образом, если родители хотят понять истинную причину недомогания малыша, необходимо разобраться в том, что происходит вокруг него, какие чувства и отношения наполняют его жизнь, какая помощь ему нужна для того, чтобы адаптироваться к окружающему миру.

О любой неприятной ситуации, в которой ребенок испытывает напряжение, он сообщает родителям плачем, криком, предупреждая об опасности. Родителю остается лишь «прочитать» эти эмоциональные предупреждения и адекватно среагировать на них (это тоже своеобразная тренировка чувственной культуры, весьма полезная для любого взрослого в сохранении своих жизнеспособных функций).

Однако если негативные переживания оказываются слишком сильными для малыша, то они начинают затрагивать телесные, физиологические процессы организма, становясь причиной патологических реакций. Рвота, желудочные спазмы, боли в животе, астматические приступы и прочее становятся событиями, вынуждающими родителей обращать внимание на ребенка. А такая вынужденная забота, как известно, будет требовать гораздо больших психических и материальных затрат. Отсюда вывод: гораздо выгоднее не допускать болезни и быть внимательными к проявлению потребностей малыша в родительской (а не гувернерской!) любви, внимании и заботе.

Болезнь может стать для ребенка средством эффективной борьбы с равнодушием взрослых, своеобразной формой физиологического протеста, когда у малыша закрепляется такой опыт, как устойчивая реакция на происходящие события: востребуемое им внимание и заботливое отношение он гарантированно получает «взамен» на его болезнь (см. табл. 24). Основатель современной психосоматики Франц Александер в 1950 г. предложил теорию, согласно которой симптомы вегетативного невроза являются физиологическим проявлением определенных эмоциональных состояний и напряжений. Невроз, а вслед за ним и необратимые изменения в органах проявляются при отсутствии действий вовне, сбрасывающих напряжение (Александер Ф., 2002)

Таблица 24

Наши рекомендации