Этапы жизни малыша в маминой вселенной
Согласно исследованиям Станислава Грофа, психологическое развитие человека до рождения и в процессе родов проходит четыре этапа – «перинатальные базовые матрицы».
На первом этапе - первой перинатальной«матрице любви» (от зачатия до начала схваток) - условия жизни для ребенка близки к идеальным. В этот период мама и ребенок настолько тесно связаны, что составляют единое целое, симбиоз, когда малыш фактически является органом ее тела. Ребенок и мать - как две струны, настроенные в унисон: физическое состояние и переживания матери во время беременности непосредственно сказываются на состоянии мышечного и психоэмоционального энергетического тонуса ребенка. Соединенный с материнским телом общим кровотоком, малыш чутко реагирует на малейшие изменения как физического, так и психоэмоционального состояния матери, накапливая таким образом уже свой эмоциональный опыт. Таким образом, отношения малыша с окружающим миром закладываются уже в период первой перинатальной матрицы.
Приведем несколько характерных примеров такого влияния:
Состояние будущей мамы | Состояние ребенка |
Если беременная мама находится в состоянии стресса (активизации психоэнергетических ресурсов), то | энергетический и мышечный тонус малыша будет повышен, стимулируя чрезмерную активность. |
Если беременность проходит в доминировании переживаний уныния, депрессии, то | энергетический тонус малыша будет снижен, что способствует накоплению опыта негативно-пассивных эмоций. |
Если у беременной мамочки отсутствуют физические нагрузки, и она избыточно питается, то | безусловные рефлексы будут слабо выражены, мышечные ткани малыша будут рыхлыми, а кожа дряблой. |
Что следует категорически избегать беременной матери:
· алкоголя, курения, бесконтрольного употребления лекарств;
· интеллектуальных перегрузок (например, подготовка к экзаменам и т.п.), что переключает сознание мамы от мыслей о малыше и повергает ее в состояние стресса;
· вредных излучений (телевизора, компьютера и т.п.);
· малоподвижного образа жизни;
· излишних физических нагрузок (профессиональных занятий спортом, тяжелой бытовой работы);
· мыслей о возможном прерывании беременности;
· ожидания ребенка определенного пола;
· нерационального питания.
Материнская матка является уникальной и таинственной вселенной для малыша, которая может быть дружественной и ласковой по отношению к своему маленькому обитателю, а может оказаться и враждебной. В первом случае ребенок чувствует себя защищенным, ощущая блаженство и спокойствие, умиротворение; во втором же случае эта «вселенная» оказывается не совсем пригодной для его жизни. Поэтому ошибочно полагать, что во внутриутробном периоде малыш существует изолированно от внешнего мира.
Психика малыша в эмбриональный период может развиваться в трех направлениях: идеальном, оптимальном и худшем.
Идеальность условий эмбриональной жизни малыша проявляется в том, что плацента постоянно снабжает его кислородом и питательными веществами, а также удаляет все ненужные продукты. Малыш защищен околоплодными водами от громких звуков и резких толчков. В материнском теле поддерживается постоянная температура. Удовлетворение всех потребностей без всяких усилий, в атмосфере цивилизованного комфорта позволяет ребенку накопить первичный опыт, ориентирующий его на жизнь в «хрустальном дворце». Врачам и психологам известно, что после такой идеально «лучезарной» беременности дети после рождения склонны быть капризными, излишне требовательными и эмоционально неустойчивыми, иррегулятивными.
В жизни идеальных условий не бывает. Поэтому необходимо находить «золотую середину» - такие мерные (умеренные) модели жизненных ситуаций, с которыми ему придется столкнуться в дальнейшем, после рождения. Это чувство меры беременной мамы окажет на развитие малыша лишь позитивно тренирующее влияние.
Оптимальность внутриутробной жизни малыша проявляется в том, что идеальные условия изредка нарушаются на короткое время: периодическое чувство голода у мамы либо случайное употребление ею какой-то неподходящей для ребенка пищи, умеренные физические нагрузки или небольшие перепады настроения, проведение некоторого времени в шумном окружении или поездка в автомобиле по российским дорогам. Кроме того, мама может простудиться. Сексуальная активность супругов, особенно в последние месяцы беременности, также может ощущаться ребенком как некоторый дискомфорт. В целом такие условия эмбрионального воспитания вполне допустимы.
Худшие условия существования эмбриона могут оказаться в результате перенесенных матерью тяжелых инфекционных заболеваний, заболеваний эндокринной системы, а также в случаях нарушения обмена веществ или сильного токсикоза. К психологическим факторам неблагоприятного воздействия на малыша относят сильные депрессивные (переживания утраты) или агрессивные (вспышки гнева) состояния матери, стрессы на работе и дома, пагубные привычки или жестокое обращение с будущей матерью. Ситуация может оказаться настолько плохой, что становится неизбежным выкидыш. Итак, современные научные представления о развитии эмбриона не оставляют сомнений в том, что на сознание ребенка оказывает влияние весь диапазон вредных воздействий уже на ранних стадиях эмбриональной жизни.
Переживания ребенка носят священно-духовное содержание, описываемое психологами как глубокое чувство космического единства и безмятежного блаженства, спокойной радости и умиротворения. Согласно С. Грофу, сознание малыша способно настолько расширяться, что охватывает всю Вселенную. Кроха может ощущать себя в этот период «не имеющим эго», может испытывать застенчивость и ущемленность из-за своей незначительности и в то же время чувствовать при этом свою значимость и важность до отождествления себя с Богом. Малыш имеет доступ к истинному знанию и мудрости вселенской значимости. Это знание не конкретной информации, а прозрение природы существования.
Маленькое примечание. Этот период развития специалисты сравнивают с «океаническим блаженством», которое по содержанию соотносится с «пиковыми переживаниями» А.Маслоу:
· ощущение целостности, единения и слияния;
· отсутствие усилий и легкость;
· полное использование своих возможностей;
· свобода от комплексов и блоков, заторможенности и страхов;
· выразительность и спонтанность;
· бытие здесь и сейчас, с чистой душой и духом;
· отсутствие желаний и нужд;
· одновременное проявление инфантильности и зрелости;
· переживание неописуемой красоты.
Интерпретировать эти переживания ребенка можно не только как генотипическую связь с опытом всех своих предков - своего Рода - и как перспективу развития событий будущей своей жизнедеятельности (происходящими пока через жизнь взрослых), но выражающейся как взаимосвязь мощных побудительно энергетических Божественных сил Природы, Космоса и социума.
Каковы же педагогические функции родителей в процессе поразительно интенсивного роста малыша за эти девять блаженно-ангельских месяцев эмбриональной жизни? (см. табл. 1) Таблица 1