Пропаганда культуры безопасности
Неотъемлемой частью профилактики правонарушений, травматизма, профессиональных заболеваний является пропаганда культуры безопасности всеми работниками ОУ, а не только преподавателями БЖ.
Цели и задачи пропаганды:
− снижение количества происшествий в ОУ;
− постоянное поддержание интереса к безопасности и охране труда;
− убеждение работников, обучающихся и воспитанников в необходимости мероприятий по безопасности и охране труда;
− воспитание сознательного отношения к безопасности;
− популяризация новых средств обеспечения безопасности;
− внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств охраны труда и безопасности;
− создание на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда и учебы.
Для осуществления пропаганды безопасности и охраны труда используются разнообразные формы, методы и средства, в первую очередь, личный пример персонала ОУ.
Формами пропаганды культуры безопасности являются конференции, совещания, семинары, школы передового опыта, радио- и телепередачи, фестивали, соревнования, игры КВН, экскурсии, выставки, кинодни и т. п.
Методы пропаганды культуры безопасности (способы передачи информации) включают рассказ, показ, демонстрацию натурных образцов, передовых приемов, лекции, беседы, консультации, личный пример старших.
Средствами пропаганды культуры безопасности служат кино, радио, телевидение, плакаты, фотографии, витрины, правила, инструкции, стенные газеты, «молнии» об авариях, несчастных случаях, о новых решениях (нормах), книги, строительные нормы и правила (СНиП), ГОСТ, кабинеты и уголки безопасности.
В последние годы широкое распространение получили компактные иллюстрированные пособия карманного формата, посвященные правилам безопасной работы для различных профессий, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим, правилам безопасного поведения в самых разнообразных ситуациях. Такие карманные памятки являются эффективным средством пропаганды безопасности и охраны труда, снижения травматизма на производстве и в ОУ.
Правильно организованная пропаганда безопасности и охраны труда призвана постоянно в различных местах и формах напоминать работникам, обучающимся и воспитанникам о потенциально опасных и вредных факторах на рабочих и других местах, о том, как следует вести себя, чтобы предупредить несчастный случай или ЧС. При этом пропаганда не должна быть навязчивой, излишне агрессивной, аляповатой, не должна мешать решению главных задач ОУ.
Средства наглядной агитации.Наглядная агитация используется как дополнительное средство внушения, убеждения, воспитания, обучения. Разбитая машина, вырезка из газеты, фотография с места происшествия, с места захоронения, стенгазеты, плакаты – все это относится к средствам наглядной агитации.
По содержанию они должны быть актуальными, информация – новой, художественное решение – эмоциональным. Изображенная ситуация должна быть типичной, выглядеть привлекательно. Всегда должна быть четко определена агитационная идея. Например, указать на явления, вызывающие положительное отношение. Или показать негативные факты и их последствия, побудить отрицательное отношение к изображенному. Можно построить стенд на противопоставлении отрицательного и положительного действий показом преимуществ правильного, безопасного поведения.
Главное требование, предъявляемое к средствам наглядной агитации, – это понятная, образная трактовка темы. Предпочтительнее использовать симметричные, законченные формы – круг, квадрат, прямоугольник. Хуже воспринимаются абстрактные формы. Изображения людей и животных, автомашин, оружия привлекают больше внимания, чем вид бытовых предметов. Средства наглядной агитации эффективнее, если в изображении отдельных объектов или ситуаций присутствует сатира, юмор.
Текст должен быть кратким, энергичным, доходчивым. Хорошо воспринимаются и запоминаются призывы, состоящие из коротких фраз, особенно рифмованных.
Различают следующие виды плакатов, макетов, фотографий, моделей по безопасности и охране труда:
− учебные – содержат сведения по программе обучения, представляют учебный материал в наглядном виде для облегчения его усвоения;
− инструктивные – раскрывают отдельные нормы и правила безопасности работы;
− агитационно-пропагандистские – призывают к безопасному поведению.
Очевидно, что правильнее всего разумное сочетание всех перечисленных подходов и приемов к созданию средств наглядной агитации в зависимости от темы и возраста обучаемых.
Следует отметить важность привлечения к подготовке средств наглядной агитации самих обучаемых и их близких.
Издавна существует озабоченность по поводу безопасности школы. Эта озабоченность связана не только с физическими факторами, но и психологические факторы также могут ассоциироваться с опасностью. Если мы посмотрим на школу глазами более застенчивых и уязвимых учеников, то сможем четко выделить те места в школе и на спортивных площадках, которые спрятаны от глаз взрослых и на которых возможны запугивание и устрашение детей. Некоторые нервные школьники стараются (хотя это и наносит ущерб их здоровью) не пользоваться туалетами. Лишь некоторые из них задерживаются в туалете достаточно долго для того, чтобы вымыть руки. Итак, в школах не должно быть помещений, куда "нет хода" взрослым. Следует предусмотреть, чтобы во все помещения можно было заходить запросто и в любое время. Необходимо выделить спокойные и безопасные помещения для застенчивых учеников, где они будут завтракать и обедать, где возможно ненавязчивое присутствие взрослых и где ученики смогут заниматься, читать, играть в спокойные игры или беседовать.
Ответственность за физическую и психологическую безопасность учащихся не должна ограничиваться пределами школы: для некоторых учеников путь в школу и из школы зачастую связан с опасностями, поскольку насмешки и запугивание могут иметь место в транспорте, на дорогах вокруг школы и даже рядом со школьными дверями.
Школы, занимающиеся укреплением своей безопасности, пытаются преодолеть ту изолированность от внешнего мира, в которой традиционно находилась школа. В этом свете они занимаются поиском путей для установления конструктивного взаимодействия между школами, родителями и более широкими кругами общественности. Необходимо создать у родителей ощущение того, что школа является для них домом, чтобы они могли свободно приходить в школу и уходить из нее; возможно, для этого потребуется специальная "родительская" комната.
Школам требуется проводить целенаправленную работу по информированию и приглашению в школу родителей, у которых их собственный опыт обучения в школе мог быть отрицательным или неприятным и которые очень холодно относятся к школе с точки зрения культуры или образования. Потребуется, чтобы преподаватели давали родителям пояснения об используемых подходах и добивались их активной поддержки, консультировались с ними по вопросам управления школой и устанавливали связи между целями и культурой школы и той обстановкой, которая окружает учащихся дома.
В школе, занимающейся вопросами безопасности, частыми гостями должны стать представители всех социальных слоев общества, различных социальных, культурных и религиозных групп, государственного сектора, деловых кругов и местных средств массовой информации, которые должны внести свой вклад в жизнь школы.
Участие и сотрудничество общества – двусторонний процесс, и школы должны не только получать вклад от общества, но и многое отдавать обществу. Школа, занимающаяся укреплением безопасности, серьезно относится к своим обязательствам перед обществом, Предполагается, что учащиеся будут работать не только на занятиях в классе, но и за пределами школы, участвовать в общественных проектах, вносить в них свой вклад и получать необходимые знания. Возможности здесь не ограничены. Приведем лишь несколько возможных примеров: опека пожилых людей, которые могут поделиться своим жизненным опытом; уборка мусора и получение знаний о вторичном сырье; создание уголков живой природы и изучение биологии.
Возможно, школам потребуется изучать опыт других школ, где для решения аналогичных проблем и вопросов мог быть использован такой подход, который будет рациональным и полезным и для них. Устанавливаются конструктивные связи и создаются коалиции школ, занимающихся укреплением здоровья, включая как местные начальные, так и средние школы. Школы, в которых вопросы безопасности решаются комплексно, могут выступить с уникальным почином. Приступить к выполнению функцию сетевых центров, из которых идеи и лучшая практика школы без опасности могут распространяться в другие школы.
Паспорт безопасности образовательного учреждения
Паспорт безопасности образовательного учреждения ввели в российскую юридическую практику в 2003 году по рекомендации правоохранительных органов. Его появление было обусловлено целым рядом факторов, в том числе и усилившейся террористической и диверсионной угрозой.
К числу объектов, подлежащих паспортизации, относятся: детсадовские дошкольные учреждения; школы.
Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) образовательного учреждения – информационно-справочный документ, созданный с целью предотвращения возможного ущерба вследствие актов терроризма или экстремизма, диверсий и содержащий подробную информацию о степени готовности того или иного школьного или дошкольного учебного заведения противодействовать актам техногенного или природного характера. Основными задачами паспорта безопасности образовательного учреждения являются:
1. Снижение тяжести последствий террористических актов, чрезвычайных и кризисных ситуаций – человеческих жертв, порчи имущества.
2. Проведение контртеррористических операций компетентными органами в образовательных учреждениях.
3. Определение мер по обеспечению антитеррористической и диверсионной безопасности в учебном заведении. Это касается, прежде всего, жизни и здоровья лиц, находящихся в образовательном учреждении.
4. Профилактика и предупреждение наступления ущерба от террористической деятельности, природных катаклизмов и катастроф.
Определенный законом порядок работы над паспортом безопасности ОУ является залогом его эффективности, объективности, реальности и актуальности. Один экземпляр предназначен для учреждения, где руководитель несет ответственность за хранение и доступ, а второй отправляется в местный орган управления образованием. Копирование документа, ровно, как и передача данных некомпетентным лицам строго запрещена.
Паспорт безопасности разрабатывается в 4-х подлинных экземплярах (срок разработки 30 дней); Каждый экземпляр Паспорта согласовывается с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с соответствующими территориальными подразделениями Управления Федеральной службы безопасности России и Главного управления внутренних дел. После согласования Паспорт безопасности направляется на объект.
Паспорт безопасности образовательного учреждения
ПАСПОРТ ОУ (примерный)
Раздел 1. Общие сведения об образовательном учреждении
№ п/п | Наименование показателя | Значение показателя |
Полное и сокращенное наименование образовательного учреждения в соответствии с его уставом | Федеральное Муниципальное общеобразовательное учреждение Кольская основная общеобразовательная школа № 20 Муниципального образования Кольский район Мурманской области МОУ Кольская ООШ № 20 | |
Почтовый адрес, телефон, факс, электронная почта | 184380, Алтайский край, г. Бийск, ул. Приморская, д. 8 | |
Ведомственная принадлежность | Система образования | |
Вышестоящая руководящая организация (полное наименование, почтовый адрес, телефон, факс, электронная почта) | Отдел образования администрации муниципального образования, 184381, г.Бийска, пр. Советский, д. 50, тел. (881553) | |
Форма собственности (областная, муниципальная, частная) | муниципальная | |
Должностные лица, отвечающие за безопасность образовательного учреждения, с указанием фамилии, имени, отчества, рабочих и домашних телефонов: а) руководителя образовательного учреждения; б) специально уполномоченного лицо для решения в сфере его деятельности задач в области защиты работников и обучающихся от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны; в) специалиста по охране труда и безопасности образовательного процесса | Майзерова Елена Георгиевна – директор школы, Подольская Валентина Александровна – учитель географии, ОБЖ, специально уполномоченное лицо по вопросам ГО и ЧС, Андрушкив Елена Вячеславовна – заведующий хозяйством, специалист по охране труда и безопасности | |
Общая численность обучающихся (воспитанников) | ||
Общая численность работников | ||
Размещение образовательного учреждения по отношению к транспортным коммуникациям (ближайшая ж.-д. станция, аэродром, морской или речной порт и расстояние от них (км)) | Железнодорожная станция – 0,5 км |
Раздел 2. Возможные аварийные ситуации на объектах образовательного учреждения в результате чрезвычайных ситуаций
№ п/п | Наименование показателя | Значение показателя |
Взрыв, пожар, приведение в критическое состояние установок или сооружений (водо-газопроводы, трансформаторные, электрощитовые, котельные и т.п.); приблизительная оценка радиуса (м) и площади (кв. м) зоны поражения, образующейся в результате чрезвычайной ситуации | Возникновение пожара в учебном корпусе учреждения: в подвале, на 1 этаже, на 2 этаже, в левом крыле, в правом крыле, в центре учебного корпуса – зона поражения для каждого случая отдельно: Критическое состояние теплового узла – зона поражения: радиус 3 м, площадь 20 кв.м Критическое состояние трубопровода для подачи тепловой энергии – зона поражения: Критическое состояние водопровода – зона поражения: Критическое состояние электрощитовой – зона поражения: Критическое состояние канализационных трубопроводов – зона поражения | |
Наименование, характеристика, общее количество используемых или хранящихся опасных и вредных веществ (ЛВЖ, ГСМ, газовые баллоны и др.) (далее – ОВВ). | Не применяются | |
Краткое описание технологического процесса, на котором основано функционирование нагревательных установок котельных (с указанием количества и физико-химических параметров используемого опасного вещества) | Не применяются | |
Оценка возможного числа пострадавших (в т.ч. смертельных случаев) в случае возникновения чрезвычайной ситуации среди персонала и обучающихся (воспитанников) | (делаются расчёты в зависимости от вида ЧС, пропускной способности эвакуационных выходов, места расположения укрытий и убежищ и др.) | |
Обеспеченность персонала и обучающихся (воспитанников) средствами индивидуальной защиты | Персонал – 10% Обучающиеся – 5% | |
Наличие укрытий и убежищ для персонала и обучающихся (воспитанников), их краткая характеристика, готовность к приему укрываемых | Укрытия и убежища в учреждении отсутствуют | |
Условия возникновения и сценарии развития аварийных ситуаций на объектах образовательного учреждения в результате внезапного прекращения функционирования сооружений и установок жизнеобеспечения (иллюстрируются ситуационными планами) (прилагаются) | Прекращение подачи тепла - выход из строя трубопровода для подачи тепловой энергии (сценарий – приложение №__). Прекращение подачи холодной воды – выход из строя водопровода (сценарий – приложение №__). Прекращение функционирования канализационных трубопроводов – обрушение грунта, проорав трубопровода, засорение канализационных колодцев (сценарий – приложение №__). Прекращение подачи электрической энергии – порыв электрических сетей с высокой стороны, выход из строя электрощитовой учебного заведения |
Раздел 3. Возможные чрезвычайные ситуации на объектах образовательного учреждения в результате диверсионно-террористических акций
№ п/п | Наименование показателя | Значение показателя |
Возможные сценарии несанкционированного проникновения посторонних лиц на объекты образовательного учреждения, захвата персонала, обучающихся и воспитанников в заложники, вывода из строя объектов, оборудования (иллюстрируются ситуационными планами) (прилагаются) | Сценарий несанкционированного проникновения посторонних лиц в учебный корпус образовательного учреждения, захвата персонала, обучающихся и воспитанников в заложники – приложение №__ Сценарий вывода из строя объектов, оборудования – приложение №__ | |
Оценка возможного числа пострадавших (в т.ч. смертельных случаев) в случае диверсионно-террористической акции (аварии) среди персонала и обучающихся (воспитанников) | (делаются расчёты в зависимости от вида ДТА (аварии) |