Рост и развитие ребенка дошкольного возраста.
Оценка физического и нервнопхического развития.
Физическое развитие медицинская сестра оценивает по центральным таблицам, но можно воспользоваться следующими показателями:
1) масса тела: в 5 лет — 20 кг, на каждый недостающий до 5 лет год отнимаем по 2 кг, а на каждый последующий год — прибавляем по 3 кг;
2) длина тела: в 5 лет — 110 см, на каждый недостающий до 5 лет год отнимаем 8 см, на каждый последующий — прибавляем 6 см;
4) окружность головы в среднем увеличивается на 0,5-1 см в год;
окружность грудной клетки ребенка до 7 лет на столько сантиметров превышает окружность груди, сколько лет ребенку.
Психическое развитие.
В дошкольном возрасте идет интенсивное развитие структуры и функции головного мозга, возрастает роль коры в регуляции поведения, усложняются эмоции, ребенок становится более независимой личностью.
Организация питания.
С ростом активности ребенка, темпов его развития и расширением ассортимента потребляемых продуктов начинает расти и аппетит. Основные требования в организации питания: питание 4-разовое, суточный объем пищи 6-летнего ребенка примерно 2 л;
энергетическая ценность 1800 ккал/сутки;
1) соотношение Б : Ж : У = 1 : 1 : 4,5, или на 1 кг массы тела в сутки белка — 3,5-4 г
(преобладание животного белка), жиров 3,5- 4 г, углеводов — 10-15г.
питание должно быть витаминизированным, содержать необходимые микроэлементы,
Воспитание гигиенических навыков.Медицинская сестра должна участвовать в воспитании у дошкольника гигиенических навыков, к которым относятся:
самостоятельно пользоваться туалетом, умываться, применяя мыло;
с помощью взрослых пользоваться душем и ванной; ежедневно чистить зубы (2 раза в день), полоскать после еды; к 6-7 годам самостоятельно стричь ногти на руках и ногах; ежедневно менять нижнее белье, девочкам — ежедневно подмываться;
переодеваться дома в удобную домашнюю одежду; ложась спать, переодеваться в белье для сна.
Подготовка малыша к поступлению в ясли
предусматривает обеспечение правильного воспитания и своевременного развития малыша, а также укрепление его здоровья. Именно это является залогом хорошего состояния малыша как в период адаптации к дошкольному учреждению, так и в течение всего периода пребывания в детском коллективе.
Прежде всего, необходимо обратить внимание на правильную организацию режима дня – сна кормления и бодрствования. Если имеются какие-либо отклонения от нормального режима дня, то их обязательно нужно исправить не позднее, чем за месяц до поступления ребенка в ясли, его режим дня должен быть максимально приближен к ясельному.
Наблюдения показывают, что в семье часто неумело организовано питание детей - долго используют бутылочку с соском, не прививают элементарных гигиенических навыков, укладывают на дневной сон с укачиванием, приучают малыша к постоянному присутствию взрослого у его кровати, организуют сон в абсолютной тишине. В результате такой малыш плохо ест, спит, капризничает. А если малыша не приучили к общению со сверстниками, к доброжелательному отношению к детям и взрослым, то он наверняка будет много плакать и скучать в яслях. Чтобы предупредить эти нежелательные явления, надо четко следовать рекомендациям врачей, тщательно следить за состоянием здоровья ребенка, соблюдать установленный режим дня.
До поступления в ясли отучите ребенка от вредных привычек (засыпание с укачиванием, кормление с отвлечением книжкой, игрушкой, сосание пальцев, соски, и т.д.). И, напротив, приучите засыпать самостоятельно, есть ложкой, пить из чашки, играть с игрушками. Старайтесь, как можно меньше брать его на руки.
В период подготовки к яслям важно оздоровить ребенка, укрепить его здоровье. За 1-2 месяца нужно пройти осмотр у врачей -специалистов: невропатолога, хирурга и других в детской поликлинике, сделать необходимые анализы, сделать профилактические прививки. А если выяснится, что ваш ребенок страдает тем или иным заболеванием, то в детское учреждение его можно отправлять только после соответствующего курса лечения под контролем участкового врача.
В период полготовки целесообразно психологически настраивать самого малыша: заинтересовать его посещением яслей, знакомством с детьми и игрушками, ни в коем случае не «пугать» яслями.
С персоналом группы, куда поступает ваш малыш, необходимо познакомиться заранее, сообщить воспитательнице и няне ласкательное имя ребенка, к которому он привык дома,
рассказать им о привычках малыша, особенностях его поведения и других подробностей домашней жизни ребенка.
Только выполнение всех медико-педагогических рекомендаций, вы сможете подготовить своего ребенка к вступлению в новую для него жизнь - жизнь в детском коллективе.
Как организовать жизнь ребенка в период адаптации к яслям?
Прежде всего, не забудьте забрать малыша из яслей пораньше. Первое время пребывания в группе - трудное, надо привыкать ко всему новому. Приводите ребенка вначале всего на 2-3 часа, постепенно увеличивая время пребывания в яслях с учетом его поведения. Часто дети в первые 2 дня не плачут, так как у них в это время преобладает интерес - ориентировочная реакция на все новое.
Но спустя 2 дня они начинают капризничать, плакать и очень страдают, если за ними долго не идут родители.
В выходные дни также следуйте ясельному режиму, не нарушайте его и в другие дни недели.
Если у ребенка к моменту поступления в ясли все же сохранилась привычка к укачиванию, сосанию пустышки, то отучить от нее надо постепенно, сначала дома, а потом уже в детских яслях, договорившись с персоналом. Малыш может принести в группу любимые игрушки, книжки или предметы, с которыми он не расставался дома. Это поможет ребенку легче и безболезненно привыкнуть к дошкольному учреждению, и скоро малыш с удовольствием будет посещать ясли.
Надо помнить, что плач малыша «пересаженного из домашнего гнезда в детский коллектив», не просто каприз ребенка (поплачет и перестанет), это проявление психического стресса, вызванного ломкой сложившихся привычек. Поэтому и рекомендуют в первое время пораньше забирать малыша домой, относиться к нему максимально бережно.
На территории дошкольного учреждения, где дети гуляют, предусмотрены игровые и спортивные площадки, зеленые насаждения. Работникам учреждений известны санитарные нормы для оборудования, в том числе детской мебели и игрушек, режима помещения, в котором спят, едят, играют дети. В то же время особые требования предъявляются и к персоналу детских учреждений, от соблюдения правил личной гигиены, внешнего вида сестер-воспитательниц и нянь - людей, ближе всего обращающихся с детьми. Они, как и родители, должны быть образцом для малышей во всех отношениях.
Как правило (большинство детей в нашей стране посещают детские сады) медицинская подготовка к школе осуществляется в детском дошкольном учреждении по одному плану, составленному детской поликлиникой, в ведении которой находится детский сад. Дети, не посещающие дошкольные учреждения, перед школой проходят диспансеризацию.
Ребенка осматривают все специалисты детской поликлиники, проводят санацию очагов хронических инфекций, выявляют и лечат хронические заболевания, санируют зубы, детей с нарушениями речи направляют к логопеду, детям с нарушением зрения проводят коррекцию его очками. Ребенку при подготовке к школе проводят анализ крови, мочи, кала на яйца глистов и все необходимые профилактические прививки. Все результаты проведенных осмотров и анализов заносят в карту школьника (форма 026/у—80), которую выдают на руки родителям для предъявления в школу. Последним осматривает ребенка участковый педиатр, который делает общий вывод о состоянии здоровья ребенка и определяет группу для занятий физическим воспитанием в школе.
Возраст, лет | Моторное развитие | Сенсорное развитие | Умственное развитие, речь | Игровая деятельность | Поведение, навыки |
1,5 | Неуклюже бегает, поднимается по лестнице, держась за перила | Ориентируется в формах (шарик, кубик) | Обобщает предметы по существенным признакам; использует при общении более сложные слова | Имитирует в игре действия взрослых; играет в одиночку | Самостоятельно ест ложкой жидкую пищу |
Хорошо бегает | Подбирает по образцу предметы разных цветов | Понимает простой рассказ о событиях прошлого; выполняет простые логические последовательные действия; употребляет в речи прилагательные | Играет в одиночку | Частично самостоятельно одевается | |
Поднимается по лестнице, чередуя ноги | Правильно показывает и называет цвета | Часто задает вопросы «почему?», «зачем?» в речи использует сложные предложения | Участвует в ролевых играх (езда на машине, «дочки-матери»), Играет с другими детьми | Полностью сам одевается, аккуратно самостоятельно ест и пьет | |
Свободно координирует движения рук, любит лазать | Ориентируется в пространстве; узнает предметы на ощупь | Знает время года, суток, считает до пяти, называет сюжет картин; речь грамматически правильная | Участвует в коллективных сюжетно- ролевых играх | Самостоятельно умывается, вытирается, умеет пользоваться вилкой | |
Формируется правильная осанка; четко координирует движения пальцев (мелкая моторика) | Ориентируется в сторонах собственного тела; может расставить предметы в возрастающем и убывающем порядке | Рассуждает о прочитанном, речь фразовая, с хорошим произношением | Сюжетный замысел игры усложняется, в игре подчиняется определенным правилам | Стремится быть полезным окружающим; по- является чувство ответственности | |
Движения точны и энергичны; прыгает на месте, чередуя ноги | Определяет новые формы (ромб, овал) | Считает до десяти, последовательно называет дни недели, времена года | Проявляет устойчивый интерес к игре, в игре отражает жизнь окружающих людей | Свободно пользуется ножницами; поддерживает чистоту и порядок в доме | |
Выполняет ритмические движения в указанном темпе, вдевает нитку в иголку | Правильно указывает основные различия геометрических форм | Считает до десяти и обратно; решает простые задачи на сложение и вычитание; знает буквы | В ходе игры анализирует свою деятельность; игра может продолжаться несколько дней | Испытывает сложные моральные переживания за свои и чужие поступки; проявляет инициативу в уборке комнаты, уходе за цветами |