Рост и развитие ребенка дошкольного возраста.

Оценка физического и нервнопхического развития.

Физическое развитие медицинская сестра оценивает по центральным таблицам, но можно воспользоваться следующими показателями:

1) масса тела: в 5 лет — 20 кг, на каждый недостающий до 5 лет год отнимаем по 2 кг, а на каждый последующий год — прибавляем по 3 кг;

2) длина тела: в 5 лет — 110 см, на каждый недостающий до 5 лет год отнимаем 8 см, на каждый последующий — прибавляем 6 см;

4) окружность головы в среднем увеличивается на 0,5-1 см в год;

окружность грудной клетки ребенка до 7 лет на столько сантиметров превышает окружность груди, сколько лет ребенку.

Психическое развитие.

В дошкольном возрасте идет интенсивное развитие структуры и функции головного мозга, возрастает роль коры в регуляции поведения, усложняются эмоции, ребенок становится более независимой личностью.

Организация питания.

С ростом активности ребенка, темпов его развития и расширением ассортимента потребляемых продуктов начинает расти и аппетит. Основные требования в организации питания: питание 4-разовое, суточный объем пищи 6-летнего ребенка примерно 2 л;

энергетическая ценность 1800 ккал/сутки;

1) соотношение Б : Ж : У = 1 : 1 : 4,5, или на 1 кг массы тела в сутки белка — 3,5-4 г
(преобладание животного белка), жиров 3,5- 4 г, углеводов — 10-15г.

питание должно быть витаминизированным, содержать необходимые микроэлементы,

Воспитание гигиенических навыков.Медицинская сестра должна участвовать в воспитании у дошкольника гигиенических навыков, к которым относятся:

самостоятельно пользоваться туалетом, умываться, применяя мыло;

с помощью взрослых пользоваться душем и ванной; ежедневно чистить зубы (2 раза в день), полоскать после еды; к 6-7 годам самостоятельно стричь ногти на руках и ногах; ежедневно менять нижнее белье, девочкам — ежедневно подмываться;

переодеваться дома в удобную домашнюю одежду; ложась спать, переодеваться в белье для сна.

Подготовка малыша к поступлению в ясли

предусматривает обеспечение правильного воспитания и своевременного развития малыша, а также укрепление его здоровья. Именно это является залогом хорошего состояния малыша как в период адаптации к дошкольному учреждению, так и в течение всего периода пребывания в детском коллективе.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на правильную организацию режима дня – сна кормления и бодрствования. Если имеются какие-либо отклонения от нормального режима дня, то их обязательно нужно исправить не позднее, чем за месяц до поступления ребенка в ясли, его режим дня должен быть максимально приближен к ясельному.

Наблюдения показывают, что в семье часто неумело организовано питание детей - долго используют бутылочку с соском, не прививают элементарных гигиенических навыков, укладывают на дневной сон с укачиванием, приучают малыша к постоянному присутствию взрослого у его кровати, организуют сон в абсолютной тишине. В результате такой малыш плохо ест, спит, капризничает. А если малыша не приучили к общению со сверстниками, к доброжелательному отношению к детям и взрослым, то он наверняка будет много плакать и скучать в яслях. Чтобы предупредить эти нежелательные явления, надо четко следовать рекомендациям врачей, тщательно следить за состоянием здоровья ребенка, соблюдать установленный режим дня.

До поступления в ясли отучите ребенка от вредных привычек (засыпание с укачиванием, кормление с отвлечением книжкой, игрушкой, сосание пальцев, соски, и т.д.). И, напротив, приучите засыпать самостоятельно, есть ложкой, пить из чашки, играть с игрушками. Старайтесь, как можно меньше брать его на руки.

В период подготовки к яслям важно оздоровить ребенка, укрепить его здоровье. За 1-2 месяца нужно пройти осмотр у врачей -специалистов: невропатолога, хирурга и других в детской поликлинике, сделать необходимые анализы, сделать профилактические прививки. А если выяснится, что ваш ребенок страдает тем или иным заболеванием, то в детское учреждение его можно отправлять только после соответствующего курса лечения под контролем участкового врача.

В период полготовки целесообразно психологически настраивать самого малыша: заинтересовать его посещением яслей, знакомством с детьми и игрушками, ни в коем случае не «пугать» яслями.

С персоналом группы, куда поступает ваш малыш, необходимо познакомиться заранее, сообщить воспитательнице и няне ласкательное имя ребенка, к которому он привык дома,

рассказать им о привычках малыша, особенностях его поведения и других подробностей домашней жизни ребенка.

Только выполнение всех медико-педагогических рекомендаций, вы сможете подготовить своего ребенка к вступлению в новую для него жизнь - жизнь в детском коллективе.

Как организовать жизнь ребенка в период адаптации к яслям?

Прежде всего, не забудьте забрать малыша из яслей пораньше. Первое время пребывания в группе - трудное, надо привыкать ко всему новому. Приводите ребенка вначале всего на 2-3 часа, постепенно увеличивая время пребывания в яслях с учетом его поведения. Часто дети в первые 2 дня не плачут, так как у них в это время преобладает интерес - ориентировочная реакция на все новое.

Но спустя 2 дня они начинают капризничать, плакать и очень страдают, если за ними долго не идут родители.

В выходные дни также следуйте ясельному режиму, не нарушайте его и в другие дни недели.

Если у ребенка к моменту поступления в ясли все же сохранилась привычка к укачиванию, сосанию пустышки, то отучить от нее надо постепенно, сначала дома, а потом уже в детских яслях, договорившись с персоналом. Малыш может принести в группу любимые игрушки, книжки или предметы, с которыми он не расставался дома. Это поможет ребенку легче и безболезненно привыкнуть к дошкольному учреждению, и скоро малыш с удовольствием будет посещать ясли.

Надо помнить, что плач малыша «пересаженного из домашнего гнезда в детский коллектив», не просто каприз ребенка (поплачет и перестанет), это проявление психического стресса, вызванного ломкой сложившихся привычек. Поэтому и рекомендуют в первое время пораньше забирать малыша домой, относиться к нему максимально бережно.

На территории дошкольного учреждения, где дети гуляют, предусмотрены игровые и спортивные площадки, зеленые насаждения. Работникам учреждений известны санитарные нормы для оборудования, в том числе детской мебели и игрушек, режима помещения, в котором спят, едят, играют дети. В то же время особые требования предъявляются и к персоналу детских учреждений, от соблюдения правил личной гигиены, внешнего вида сестер-воспитательниц и нянь - людей, ближе всего обращающихся с детьми. Они, как и родители, должны быть образцом для малышей во всех отношениях.

Как правило (большинство детей в нашей стране посе­щают детские сады) медицинская подготовка к школе осуществляется в детском дошкольном учреж­дении по одному плану, составленному детской поликли­никой, в ведении которой находится детский сад. Дети, не посещающие дошкольные учреждения, перед школой проходят диспансеризацию.

Ребенка осматривают все специалисты детской поликли­ники, проводят санацию очагов хронических инфекций, выявляют и лечат хронические заболевания, санируют зу­бы, детей с нарушениями речи направляют к логопеду, детям с нарушением зрения проводят коррекцию его очка­ми. Ребенку при подготовке к школе проводят анализ крови, мочи, кала на яйца глистов и все необходимые профилактические прививки. Все результаты проведенных осмотров и анализов заносят в карту школьника (форма 026/у—80), которую выдают на руки родителям для предъявления в школу. Последним осматривает ребенка участковый педиатр, который делает общий вывод о со­стоянии здоровья ребенка и определяет группу для заня­тий физическим воспитанием в школе.

Возраст, лет Моторное развитие Сенсорное развитие Умственное развитие, речь Игровая деятельность Поведение, навыки
1,5 Неуклюже бегает, подни­мается по лестнице, держась за перила Ориентируется в формах (шарик, кубик) Обобщает предметы по су­щественным признакам; использует при общении более сложные слова Имитирует в игре действия взрослых; играет в одиночку Самостоятельно ест ложкой жидкую пищу
Хорошо бегает Подбирает по образцу предметы разных цветов Понимает простой рассказ о событиях прошлого; выполняет простые логические последовательные действия; употребляет в речи прилагательные Играет в одиночку Частично самостоятельно одевается
Поднимается по лестнице, чередуя ноги Правильно показывает и называет цвета Часто задает вопросы «почему?», «зачем?» в речи использует сложные предложения Участвует в ролевых играх (езда на машине, «дочки-матери»), Играет с другими детьми Полностью сам одевается, аккуратно самостоя­тельно ест и пьет
Свободно координирует движения рук, любит лазать Ориентируется в пространстве; узнает предметы на ощупь Знает время года, суток, считает до пяти, называет сюжет картин; речь грамматически правильная Участвует в коллективных сюжетно- ролевых играх Самостоятельно умывается, вытирается, умеет пользоваться вилкой
Формируется правильная осанка; четко координирует движения пальцев (мелкая моторика) Ориентируется в сторонах собственного тела; может расставить пред­меты в возрастающем и убывающем порядке Рассуждает о прочитанном, речь фразовая, с хорошим произношением Сюжетный замысел игры усложняется, в игре подчиняется определенным правилам Стремится быть полезным окружающим; по- является чувство ответственности
Движения точны и энер­гичны; прыгает на месте, чередуя ноги Определяет новые формы (ромб, овал) Считает до десяти, после­довательно называет дни недели, времена года Проявляет устойчивый интерес к игре, в игре отражает жизнь окружающих людей Свободно пользуется ножницами; поддерживает чистоту и порядок в доме
Выполняет ритмические движения в указанном темпе, вдевает нитку в иголку Правильно указывает основные различия геометрических форм Считает до десяти и обратно; решает простые задачи на сложение и вычитание; знает буквы В ходе игры анализирует свою деятельность; игра может продолжаться несколько дней Испытывает сложные моральные переживания за свои и чужие поступки; проявляет инициа­тиву в уборке комнаты, уходе за цветами

Наши рекомендации