Анатомо-физиологические особенности кожи.
У ребёнка первого года жизни кожа гладкая, бархатистая, бледно-розового цвета. Она хороша кровоснабжается за счёт развитой капиллярной сети. Кровеносные сосуды широкие хорошо проницаемые.
Морфологические особенности:
• кожа имеет два основных слоя: эпидермис и дерму (собственно кожа).
• Между ними находится базальная мембрана (представлена рыхлой клетчаткой);
• эпидермис верхний слой кожи, у детей раннего возраста сочный, рыхлый, легко
ранимый;
• базальная мембрана не имеет «шипов», в результате чего основные слои кожи слабо связаны друг с другом. Вследствие этого, у новорожденных эпидермис легко отделяется от дермы;
Волосяной фолликул Роговой слой.
Потовая железа.
Подкожно-жировой слой
Строение кожи
- Дерма - собственно кожа: богато васкуляризирована;
· Сальные железы функционируют во время эмбриональной жизни. При рождении кожа новорожденного покрыта первородной смазкой, и имеются беловато-желтые точки на носу и щеках. Сальные железы хорошо развиты, выделяют много секрета до 3—4 месяцев, затем секреция их уменьшается и вновь увеличивается в подростковом возрасте;
- Потовые железы к моменту рождения сформированы, но их выделительные протоки плохо развиты, в связи с чем потоотделение у маленьких детей несовершенно. Потовые железы начинают функционировать с 3-4 месяцев;
- Волосы у новорожденных детей не имеют сердцевины, и поэтому они мягкие, «пушковые»,
легко выпадают и сменяются на первом году жизни несколько раз; - Подкожно-жировая клетчатка у детей раннего возраста хорошо развита и интенсивно нарастает в первые 6 мес.; Этот слой играет защитную роль предохраняет от потери тепла и как запас питательного материала. Жировая ткань новорожденных представлена тугоплавкими жирами, что обеспечивает более плотный тургор тканей у детей первого года жизни; у новорождённого имеется скопление бурой жировой ткани (30-80 гр) основная её функция обеспечивать более высокий уровень теплопродукции не связанной с мышечными сокращениями. Исчезает через несколько месяцев.
- Потери жира у детей происходят вначале на животе, затем на конечностях и в последнюю очередь на лице.
Функции кожи
• Защитная функция кожи— несовершенна, так как ее поверхностные слои тонкие,
нежные, легко ранимые м. б. входными воротами инфекции. Заживление ран идёт быстрее чем у взрослых.
• Терморегуляционная функция- недостаточна развита. Ребенок быстро охлаждается
вследствие богатого кровоснабжения, большой относительной поверхности кожи.
• Дыхательная функция— хорошо развита. Отдача СО2 в окружающий воздух. Необходимо регулярное проведение гигиенических ванн.
• Выделительная функция— хорошо развита в результате большой поверхности кожи, обильного ее кровоснабжения, тонкого слоя эпидермиса.
Витаминообразующая функция- играет важную роль. Под действием ультрафиолетовых лучей (УФЛ) в коже образуется антирахитический витамин Д регулирующий фосфорно-кальцевый обмен.
Осмотр кожи проводится в теплой светлой комнате. Руки должны быть тёплыми и чистыми. Ребёнка полностью раздеть, старших детей раздевать по частям.
Состояние кожи ребёнка оценивается по его цвету, влажности, эластичности, тургору, чистоте.
Кожа здорового ребёнка нежно розового цвета, гладкая, умеренно влажная м.б. смуглая, цвета загара. Изменение цвета кожи (цианоз, покраснение, желтушность) – свидетельствуют о наличии заболевания.
Для определения чистоты кожи осматривают всю её поверхность на наличие сыпи, кровоизлияний, шелушения и др.
Эластичность определяют захватив большим и указательным пальцем правой руки кожную складку на животе, около пупка. В норме кожа быстро расправляется, если эластичность снижена кожа расправляется медленно (при заболеваниях желудочно-кишечного тракта).
Тургор кожи – это сопротивление ощущаемое при сдавливании пальцами всех мягких тканей. Определяется на плече, бедре (внутренней поверхности). Снижение тургора м.б. при остром и хроническом расстройстве питания.
Величину подкожно-жирового слоя определяют на уровне пупка или у нижнего края рёбер взяв вертикальную складку. В норме она = 1-1,5 см, при пониженном питании меньше 1 см при избыточной массе более 1,5 см.
Слизистые оболочкиу здорового ребёнкарозовые чистые,гладкие, влажные.
Слизистую глаз осматривают, оттягивая вниз нижнее веко.
Слизистую рта осматривают с помощью шпателя. Осматривают слизистую языка, щёк, дёсен, миндалин. Бледность или покраснение её, сухость, язвочки, налёты, кровоизлияния – говорят о заболевании ребёнка.
Язык должен быть чистым, розовым, влажным с умеренно выраженными сосочками. У детей с диатезом м.б. «географический» язык с пятнами неправильной формы, краями белого цвета. Налёт серовато-белого цвета говорит о заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при запорах. Налёт коричневого цвета – при заболеваниях печени.
Уход за кожей и слизистыми оболочками должен быть постоянным, тщательным, не причинять ребёнку неприятных ощущений.
Умывание, подмывание, туалет кожных складок, стрижка ногтей, туалет носа, ушей, гигиеническая ванна – основные элементы ухода.
Необходимо следить за чистотой одежды и правильным подбором обуви. Она не должна быть тесной и жёсткой. Одежда должна хорошо сохранять тепло, не задерживать кожных испарений, легко впитывать влагу, не стеснять движений ребёнка.
Медсестра и мать не только должны соблюдать правила личной гигиены, но и воспитывать у ребёнка гигиенические навыки и потребность в чистоте.
Лекция №7
План лекции