Отличие психотерапии от тренинга
Прежде всего, внимание студентов обращается на то, что расцвет применения групповой психотерапии для коррекции психологических проблем начинается в 30-х годах двадцатого столетия. Ей предшествовал психоанализ Фрейда, роль которого в создании психотерапии как «лечения при помощи психологического воздействия на человека» переоценить трудно.
В 1946 году благодаря, прежде всего, исследованию групповой динамики К. Левина, появляется еще один вид оказания психологической помощи – тренинг. Вниманию студентов предлагаются основные отличия этих двух типов оказания психологической помощи:
- психологический тренинг направлен в основном на развитие самосознания личности, выявления перспектив самореализации, на развитие положительного отношения к себе и другим. Психотерапия же способствует личностному изменению клиента;
- в тренинге необходимый метод – обратная связь. В психотерапии руководитель предлагает свои собственные интегрирующие впечатления, служащие катализаторами процесса, реализуемого клиентом;
- тренинг – более структурирован (задается цель каждой встречи, задачи, упражнения для достижения этой цели и т.п.), психотерапия менее структурирована, неопределенна;
- в тренинге учитываются групповые процессы, психотерапия существует не для группы, а для каждого человека, т.е. группа «обслуживает» каждого человека;
- в тренинге обязательна активность каждого участника, в психотерапии внешняя активность может быть минимальна или вообще отсутствовать;
- тренинговая группа, поэтому, ограничена количеством 9-15 человек, психотерапевтическая группа может насчитывать до 50-60 человек.
1.2. Психоанализ и бихевиоральная психотерапия
Внимание студентов также обращается на то, что революционные изменения в психотерапии происходят вслед за возникновением новых психологических теорий и концепций личности, которые основываются на теоретико-методологических воззрениях трех психологических направлений.
Так как психотерапия «отпочковалась» от медицины благодаря в основном З. Фрейду, то по аналогии с медициной можно говорить о представлении о норме (в психотерапии – о личности), представлении о патологии (в психотерапии – о личностных нарушениях) и логически вытекающим из этого представлении о задачах и способах лечения.
Студентам предлагается обратиться к психотерапиям как выражению теоретических воззрений психоанализа и бихевиоризма.
Для психоанализа основная детерминанта личностного развития и поведения – первичные влечения и потребности. Невроз – следствие их вытеснения в бессознательное и конфликта с сознанием, поэтому задача психотерапии – осознание пациентом этого конфликта.
Для бихевиоризма личность – есть поведение, невроз – неадаптивное поведение, возникшее в результате неправильного научения. Основная задача психотерапии – обучение пациента новым, адаптивным способам поведения.
При всей несхожести психоанализа и бихевиоризма их объединяет директивность и манипулятивность. Человек (пациент) оказывается существом бездуховным, объектом, жертвой обстоятельств, судьбы. При этом психотерапевт принимает на себя ответственность за «излечение пациента» и принимает соответствующую роль «учителя», врача. Это - «медицинская модель», ассиметричная, лишенная равенства, т.к. сам психотерапевт определяет «чего» и «как» надо достичь в процессе «лечения».
1.3. Принципы гуманистически ориентированной психотерапии
Основная тема гуманистически ориентированной психотерапии – использование внутреннего опыта организма для изучения и изменения его личности. При этом вниманию студентов предлагаются следующие принципы гуманистически ориентированной психотерапии:
в центре внимания гуманистически ориентированной психотерапии - здоровая личность, которая не может самореализоваться, самоопределиться и т.д. Так как в фокусе внимания понятия, которые нельзя «технологизировать» (одиночество, смысл, страх смерти, эмпатия, самоактуализация и др.) в гуманистически ориентированной психотерапии нет техник и технологий;
недирективность. Этот термин предложен К Роджерсом в 1942 году как «утверждение высшей ценности в праве каждого индивида быть психологически независимым и поддерживать свою психологическую целостность». Однако, внимание студентов обращается на то, что в дальнейшем недирективность (из-за некорректного применения ее на практике) стала ассоциироваться с совокупностью техник, посредством которых избегалась любой ценой директивность. В связи с этим с 1969 года Роджерс использует термин «клиент-центрированный подход», а термин недирективность дается им в кавычках.
позитивность как значимость врожденных (Роджерс, Маслоу) и благоприобретенных в результате психотерапии личностных изменений. Иными словами, безграничная вера в человека, в его внутренний потенциал. При этом не фиксировать внимание на неудачах – одно из условий успешной психотерапии
отказ от насилия над собой. Задача психотерапевта «не ломать» личность, не рушить ее жизнь, а помочь клиенту научиться быть таким, какой он есть;
ориентация на настоящее, принцип «здесь и теперь». Студентам напоминается, что умение жить в настоящем – одна из важнейших характеристик зрелой личности;
целостность, предполагает уход от излишней рациональности, свойственной человеку второй половины двадцатого века. Поэтому гуманистически ориентированная психотерапия иррациональна, ориентирована на соединение души, тела, интеллекта, чувств.
1.4. Основные положения гуманистически ориентированной психотерапии
1. Изменения личности в процессе психотерапии – результат контакта человека с собственной сущностью. Человек начинает чувствовать внутреннее Я и действовать с опорой на этот источник силы и мудрости.
2. Ощущение внутреннего Я – результат упорядочивания внутренних переживаний, посредством которых может быть создан новый синтез.
3. Психотерапевт – сборщик информации, из которой отбирает частицы опыта клиента и соединяет их вместе в интегрирующее впечатление, которое возвращает клиенту в форме отраженных чувств, метафоры, суждения о скрытых причинах происходящего или предложения провести некий эксперимент. Клиент это использует в качестве катализатора для организации своих собственных переживаний на уровне сознания.
1.5. Роль руководителя психотерапевтической группы
Внимание студентов обращается на то, что может быть две позиции руководителя. Психотерапия может быть центрированной на руководителя (как, например, гештальтерапия) или центрированной на участнике (например, клиент-центрированная терапия К. Роджерса). Но в любом случае, даже, если руководитель внешне пассивен, но внутренне он всегда активен. При этом руководитель:
1. должен создавать атмосферу безопасности и доверия, поощрять свободу выражения чувств и мыслей:
2. для этого он должен быть с клиентом, не забегая вперед, но и «не отставая» от его переживаний, придерживаться принципа «здесь и теперь»;
3. чтобы это стало возможным, сам психотерапевт должен быть честным и правдивым (конгруэнтным, по выражению Роджерса), не бояться признаться, что чего-то не знает или не понимает. Поэтому гуманистически ориентированная психотерапия отрицает модель так называемого «приятного человека», который всегда улыбается, спокоен, никогда не злится. Это непрямое агрессивное манипулирование клиентом;
4. руководитель оказывает поддержку клиенту, которая ему необходима, но она должна быть наименьшей из всех возможных.
1.6. Роль группы в психотерапевтическом процессе
Внимание студентов обращается на то, что первоначально психотерапия существует в форме индивидуальной психотерапии. Сам термин «групповая психотерапия» приписывается Морено (1934 год). На сегодняшний день это очень популярный вид психотерапии. Несмотря на то, что кажется, что в ней меньше уделяется внимания каждому участнику, групповая психотерапия имеет ряд преимуществ:
группа своего рода микрокосмос, общество в миниатюре, отражающее скрытые факторы внешнего мира, которые в группе становятся очевидными;
возникает определенное ощущение комфортности, когда человек находится в группе «равных», т.е. тоже имеющими проблемы, а не с терапевтом;
группа выступает драматизирующим фактором в работе с индивидуумом, актуализируя мысли, фантазии по принципу «здесь и теперь»;
группа является динамическим процессом. Однако студентам напоминается, что, в отличие от тренинга, это не является определяющим. В психотерапии группа создает фон для индивидуальной работы над собой;
экономические преимущества, участие в группе дешевле, чем прохождение курса индивидуальной психотерапии.
Внимание студентов также обращается на особенности групповой работы в гуманистически ориентированной психотерапии. Количество человек в группе может варьировать от 4 человек до 50 и более человек. Активность членов группы может быть разной, но в любом случае личностные изменения, за счет идентификации с клиентом, с которым работает психотерапевт, происходят и у тех участников группы, которые внешне не проявляют активность. При этом в групповой гуманистически ориентированной психотерапии:
- основной акцент делается на поиске аутентичности и открытости во взаимоотношениях, поэтому в центре групповой работы – свободное самовыражение и самораскрытие
- группа должна давать ощущение безопасности, поэтому участник может отказаться от выполнения упражнения или прервать его в любой момент;
- в группе не должно быть оценок и интерпретаций;
- группа может облегчить процесс самоисцеления, т.к. дает возможность осознания своего опыта в рамках «здесь и теперь», от членов группы тоже можно получить интегрирующее впечатление (хотя они сами не подозревают об этом);
- группа является основой получения переживаний в настоящий момент, благодаря тому, что человек идентифицируется с другими.
Группа в гуманистически ориентированной психотерапии, как правило, не отбирается, за исключением особых случаев, определяемых ее целями (группа пожилых людей, или детей с определенными психологическими синдромами и т.п.).
1.7. Критерии эффективности и методы гуманистически ориентированной психотерапии
Частота проведения психотерапии может быть различной – от одного раза в неделю до ежедневных встреч и определяется возможностями и ее целями. Оптимальной длительностью считается один-полтора часа.
Внимание студентов обращается на то, что существуют три критерия эффективности психотерапии:
1. с позиций психотерапевтического направления
2. с позиций клиента
3. с позиций социальной адаптации клиента
При этом отмечается, что гуманистически ориентированная психотерапия имеет отсроченный эффект. По данным исследований К. Роджерса изменения личности происходят не только в процессе психотерапии, но и от 6 до 18 месяцев спустя.
Студентам напоминается, что определяющим являются теоретико-методологические воззрения психотерапевта, а не применяемые методы в психотерапии. Поэтому в гуманистически ориентированной психотерапии могут применяться самые разнообразные методы, которые применяются и в психоанализе и в бихевиоральной психотерапии: ролевая игра, дискуссия, самовербализация и др.
В качестве особых методов упоминаются следующие.
Визуализация – метод самовнушения и саморегуляции путем создания в воображении яркого образа того, к чему стремится человек.
Медитация как сосредоточение, концентрация на мысли, образе, предмете, либо внутренняя работа над своими переживаниями. Главная ее задача – привести человека к самому себе, к центру собственной самокоррекции и личностного роста. При этом особое внимание студентов обращается на то, что в случае самостоятельного проведения медитации нужно соблюдать ряд правил. Медитация – серьезное столкновение с драматическими, часто неосознаваемыми конфликтами, поэтому, если во время медитации возникли тяжелые чувства, пугающие ощущения, медитацию лучше отложить на время, в любом случае не допускать насилия (не заставлять себя делать ее), медитация, проводимая самостоятельно, не должна длиться больше 10-15 минут.
1.8. Литература к модулю
1. Боуэн М. В-Б. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С. 24-33.
2. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения: уроки Джеймса Бюдженталя. М.: Смысл, 2001. 197 с.
3. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб: Питер, 2001. 294с.
4. Интегративный подход в психологии (новые исследования). С.-Петербург: 2004.
5. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. М.: Смысл, 1999. 425 с.
6. Менегетти А. Введение в онтопсихологию. Пермь. 1993.- 64с.
7. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994. 144 с.
8. Мэй Р. Сила и невинность. М.: Смысл. 2001.-319 с.
9. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. М «Гиль-Эстель»,1993. 240с.
10. Рассказова Е.И. Жизнестойкость и выбор будущего в процессе реалибилитации//Гуманитарные проблемы современной психологии.2005, № 7. С. 124-126.
11. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с анг. / Общ.ред. и предисл. Исениной Е.И. М.:Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. С.73-210.
12. Роджерс Н. Творчество как усиление себя. //Вопросы психологии. 1990. №1. С.164-168.
13. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
14. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М., 1994. Вып. 4.
15. Франкл. В. Человек в поисках смысла. Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ.ред. Л.Я.Гозмана и Д.А.Леонттьева. М.:Прогресс, 1990. С. 5-22.
1.9. Контрольные вопросы к модулю
1. Классификация видов психотерапии.
2.Основные положения гуманистически ориентированной психотерапии.
3.Отличие гуманистической психотерапии от психоанализа и поведенческой психотерапии.
4. Психоанализ и гуманистическая психотерапия.
5. Личностно-ориентированный подход К.Роджерса.
6. Роль терапевта и группы в гуманистически ориентированной психотерапии.
7. Методы и приемы гуманистической психотерапии.
8. Критерии эффективности гуманистической психотерапии.
1.10 Практические задания к модулю
Практическое задание 1
Студентам, исходя из уже полученных знаний о гуманистически ориентированной психотерапии, предлагается обсудить в группе на основе трех критериев эффективность гуманистически ориентированной психотерапии.
Практическое задание 2
Студенты разбиваются на подгруппы. Им предлагается вспомнить методы коррекции и самокоррекции, изучаемые в других курсах и спецкурсах, и определить, возможно ли их применение в гуманистически ориентированной психотерапии. Затем уже в группе все вместе обсуждают различные точки зрения, предлагаемые представителями подгрупп.
Модуль 2. Психосинтез
2.1. Краткая история.
Начинается знакомство студентов с гуманистически ориентированной психотерапией с психосинтеза, как самого «древнего» вида этой психотерапии.
Каждая психотерапия «несет» отпечаток автора. Основоположник психосинтеза – Роберто Ассаджоли начал его создавать с 10-х годов двадцатого столетия. Он современник Фрейда и Жане. Первоначально учился психоанализу, и Фрейд считал его своим последователем в Италии. Сам Ассаджоли считал психоанализ полезным, но недостаточным для понимания целого спектра трудностей, сопровождающих человеческое существование. Он подчеркивает важность опыта и личностного «трансперсонального» развития.
Внимание студентов обращается на то, что Ассаджоли начинает создавать психосинтез еще до появления экзистенциально-гуманистической психологии. В 50-60-ы годах он начал находить подтверждение своей позиции в логотерапии, трансперсональной психологии, в идеях Маслоу, хотя в отличие от него Ассаджоли, как и другие представители экзистенциального крыла гуманистической психологии, считал, что личность от природы не является гармоничной и целостной. Но, как и Маслоу, верил, что социальные и групповые конфликты можно разрешать мирным путем.
Следует отметить, что процесс синтеза – повсеместное явление в природе и в мире людей. Термин психосинтез тоже не принадлежит Ассаджоли. Уже Жане говорил о «ментальном синтезе», о синтезе пишет и Фрейд, Юнг, Кречмер и др. В представлении Ассаджоли психосинтез носит всеобъемлющий характер, и это понятие у него встречается в нескольких значениях.
2.2 Значения понятия «синтез»
Научный синтез. Внимание студентов обращается на то, что Ассаджоли создавал психосинтез все время ассимилируя идеи различных наук и теорий, которые с его точки зрения могли понять человеческое существование и помочь человеку приобрести «совершенство в несовершенстве». Поэтому цель психосинтеза – помочь человеку научиться жить более полно и глубоко. Иными словами, Ассаджоли объединил все достижения того времени в области образования, психотерапии и медицины. Поэтому этот вид психотерапии основывается на:
психосоматической медицине, согласно которой любые заболевания, в т.ч. и органические, в большой мере обусловлены влиянием психологических факторов;
психологии религии, которая изучает различные проявления религиозного сознания и мистических состояний;
исследованиях сверхсознательного и его проявлений (типа интуиции и озарения), гениальности, творческой деятельности (в т.ч. на работах Маслоу);
парапсихологии, засвидетельствовавшей существование телепатии, телекинеза, жизни после смерти;
восточной психологии (особенно индийской), как древней, так и современной;
холистическом подходе в психологии личности (Голдстейн, Маслоу, Мерфе, Перлз, Штерн и др.);
социальной психологии и психиатрии (Салливан, К. Левин и др.);
активных методах лечения и развития личности (аутогенная тренировка Шульца, медитативный подход, психодрама Морено, Берне и др.).
Индивидуальный психосинтез. Второе значение термина «психосинтез» связывается Ассаджиоли с жизнью каждого человека. Психосинтез – это, прежде всего, динамическая, даже драматическая концепция психической жизни, предстающей как непрерывное взаимодействие и борьба множества разных сил с объединяющим центром, который постоянно пытается управлять ими, согласовывать их между собой и использовать.
В психосинтезе применяется множество методических приемов, нацеленных в первую очередь на развитие и совершенствование личности, а затем – гармонизацию ее отношений с «Я» и все более полное объединение с ним. Эти две фазы – «личностный» и «духовный» психосинтез.
Психосинтез, согласно Ассаджоли, может служить:
1. методом психического развития и самопостижения для тех, кто хочет стать хозяином жизни;
2. методом лечения психических и психосоматических расстройств, обусловленных либо острым конфликтом сознательного и бессознательного, либо глубинными кризисами, которые нередко предшествуют фазе самопостижения;
3. методом интегрального воспитания и развития не только различных способностей ребенка, но помогает ему обнаружить и осознать свою истинную духовную природу и построить гармоничную личность.
Межиндивидный синтез. Большое влияние на Ассаджоли оказали экзистенциализм и трансперсональное движение, получившие широкое распространение в двадцатом столетии. Двадцатое столетие – необычное время: экологического разрушения, насилия и смерти, неустойчивой экономики, ядерной угрозы. Все это угрожало культуре и цивилизации. В тоже время в этом глобальном кризисе шла мобилизация человеческих сил, и во всем мире искались пути сопротивления, смягчения, трансформации этих деструктивных тенденций. Таким образом, это время упадка и прорыва. Никто не может устраниться от коллективного контекста, а это предполагает ответственность каждого человека «как части» общего. Иными словами, каждый человек – часть «безнадежно» запутанной части жизни другого, никому не избежать этой судьбы, считал Ассаджоли. Нужно усилить чувство, что люди одна семья, уникальная, способная жить в мире. В связи с этим индивидуальный психосинтез – частный случай более широкого принципа всеобщего закона межиндивидного и космического синтеза. Все индивиды взаимосвязаны и включены в духовную реальность, каждый является ее частью. Поэтому вся жизнь Вселенной – борьба между множеством и единством, усилием и стремлением к единению. Высший синтез – узы любви всех.
2.3 Принципы психосинтеза
1. Открытость и всесторонность. Психосинтез показывает, как большое количество так называемых подходов к личностному развитию взаимосвязаны и как в этой системе они могут быть использованы альтернативно или одновременно от случая к случаю, чтобы поддержать процессы личностного роста. Психосинтез – попытка не только соединить все лучшее, что было в предыдущих психологических практиках, но и придать им новое значение.
2. Наличие внутренней мудрости. Внимание студентов обращается, что этот принцип ничем не отличается от его применения в других видах гуманистически ориентированной психотерапии. Данный принцип гласит, что каждая личность имеет внутреннюю силу и понимание, необходимое для жизни, чтобы обходить препятствия и реализовать собственные таланты и дарования. В личности есть все необходимые для этого ресурсы. Личность просто может сначала не знать этого, или не иметь доступа к этим ресурсам, но каждый человек лучше других знает, что он хочет. Мы открываем себя через других, пишет Ассаджиоли, но имеем внутри нас все необходимое для этого открытия. В этом психосинтез родственен логотерапии и трансперсональной психологии.
3. Ответственность. Человек способен брать ответственность за свою жизнь, стать все меньше и меньше зависимыми от внешнего руководства. В этом психосинтез родственен экзистенциальной психологии с ее подчеркиванием личной ответственности и свободного выбора.
4. Целостность. Студентам объясняется, что этот вполне традиционный принцип для экзистенционально-гуманистических теорий, в психосинтезе приобретает свою специфику. Согласно Ассаджоли, существуют как бы два «Я» на различных уровнях сознания: личное и высшее. Личное Я (self) – центр организации жизни. Высшее Я (высшая self) – область чистого сознания, понимаемая в пределах внутреннего опыта. Каждый способен к обнаружению и познания селф, т.е. может исцелить себя и управлять саморазвитием. Основная цель – освободить или помочь освободить энергию Высшего self. Для этого нужно составить целое, синтезировать индивидуальность вокруг Личного self, а затем совершить синтез между Личным и Высшим self. Анализ и синтез открывают бесконечный процесс посредством чего self познается и выражается наиболее полно.
5. Развитие. Оно идет по направлению к синтезу различных аспектов организма и полного расцвета физического, эмоционального, ментального и духовного существования. Психосинтез – единство тела, души, духа. Существует много препятствий этому процессу, но они лишь фон, способствующий для мобилизации ресурсов, необходимых для их преодоления. Это может быть обращение к неосознанным препятствиям, что делает сходным психосинтез с психоанализом, но студентам напоминается, что эти психотерапии различаются, т.к. первая из них не фокусируется на патологии, а имеет дело с внутренними тенденциями организма, ориентированными на путь целостности и гармонии.
6. Отождествление. Существуют принципы, которые в тоже время являются и средствами, с помощью которых селф исцеляется. К ним относится и отождествление, которое происходит постоянно и неосознанно в человеческом опыте и является большой составной частью личностного роста и изменения. Для лучшего понимания этого, студентам предлагается пример. Водитель не может починить автомобиль, он прерывает эту деятельность, а затем возвращается к ней и быстро обнаруживает неисправность. Это происходит благодаря тому, что он разотождествился с проблемой.
7. Практика новых паттернов. Результатом развивающегося самосознания являются поведенческие и отношенческие изменения. Хотя само осознание помогает, но обычно этого недостаточно, чтобы вызвать длительные личностные изменения. Для того, чтобы новые паттерны, обнаруженные в сознании, были полно выражены, они должны практиковаться в многочисленных новых отношениях до тех пор пока не станут обычными на уровне автоматизма. Только тогда селф полностью реализуется. В этом психосинтез родственен бихевиоризму, однако, есть важное отличие: в психосинтезе селф активно видоизменяется под влиянием внутренней работы, а не внешнего окружения.