Обучающий эксперимент в психодиагностике аномального развития.

Для определения обучаемости как способности к усвоению знаний в специальной психологии применяется обучающий эксперимент. Принцип обучающего эксперимента разрабатывался в детской патопсихологии Н.И. Непомнящей, а для диагностики умственной отсталости – А.Я. Ивановой.

Любая методика модифицируется следующим образом: избираются заведомо трудные для ребенка задания, а затем экспериментатор обучает ребенка решению задачи. Помощь экспериментатора строго регламентирована в виде фиксированных инструкций – кратких «уроков». В качестве показателя обучаемости учитываются:

- количество и качество помощи, необходимой для правильного выполнения задания (процесс формирования навыка);

- возможность и качество словесного отчета о проделанной работе;

- возможность переноса сформированного навыка в новые условия.

В задачу экспериментатора входит обеспечение регистрации не только конечного результата, но и самого процесса, способов, при этом применяемых. Каждое из экспериментальных заданий может быть представлено как задание с несколькими степенями сложности. Понятие «степень сложности» включает:

- характеристику объема материала, с которым действует ребенок во время выполнения задания;

- степень участия экспериментатора в разъяснении ребенку пути выполнения задания;

- виды помощи, которые могут быть предложены ребенку в процессе выполнения задания.

Как можно заметить, такая последовательность оказания помощи поочередно влияет на разные этапы психической деятельности, позволяя разобраться в том, на каком из этапов произошло нарушение. Таким образом, обучающий эксперимент может выступать как универсальный метод диагностической, коррекционной, развивающей и обучающей работы с детьми с нарушенным психическим развитием.

60. Педагогическая характеристика ребенка с отклонениями в развитии.

Категорию детей с задержкой психического развития принято называть «дети с трудностями в обучении».

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Внимательное изучение учащихся с ЗПР показывает, что в основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности. У детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – качественно иная структура дефекта. Детям с ЗПР целесообразно оказывать комплексную психолого-педагогическую помощь, включающую индивидуальный подход учителя при обучении, индивидуальные занятия с сурдопедагогом, психологом в сочетании с медикаментозной терапией по индивидуальным показаниям.

Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Клинические и психологические исследования, проведённые Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре генезисных типа задержки психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического происхождения

ЗПР конституционального происхождения.Состояние задержки психического развития определяется наследственностью. Основной фон его настроения преимущественно положительный: перепады в настроении бывают редко, обиды быстро забываются.

ЗПР соматогенного происхождения.

Дети этой группы рождаются у здоровых родителей. Задержка развития – следствие перенесённых в раннем детстве заболеваний, влияющих на развитие мозговых функций: хронических инфекций, аллергии, дистрофии, стойкой астении, дизентерии. В школе дети данной категории прежде всего испытывают большие трудности в адаптации к новой сфере. Проблема данных детей в школе – трудности в обучении

ЗПР психогенного происхождения.

Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, соматически здоровы. Нередко очагом формирования данной детской аномалии являются неблагополучные семьи: асоциально-попустительские и авторитарно-конфликтные. В асоциально-попустительской семье ребёнок растёт в атмосфере полной безнадзорности, эмоционального отторжения в сочетании со вседозволенностью установок.

В авторитарно-конфликтной семье жизненная атмосфера ребёнка пропитана ссорами, конфликтами между взрослыми. Основная форма родительского воздействия – подавление и наказание систематически травмирует психику ребёнка.

ЗПР церебрально-органического происхождения.

Нарушение темпа развития интеллекта и личности обусловлено в данном случае более грубым и стойким локальным нарушением созревания мозговых структур.

Причинами разнообразных отклонений в развитии мозга является патология беременности, в том числе тяжёлый токсикоз, перенесённый матерью вирусный грипп, гепатит.

Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетается у детей этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы, проявления которой более глубокие и грубые, чем у детей с описанными выше ЗПР. Ведущий мотив – игра, что ведёт к постоянному конфликту между «хочу» и «надо».

Наши рекомендации