Любовь как путь реализации личности

«Любить — это находить в счастье другого свое собственное счастье».

Лейбниц

Притча о Любящем Сердце.

В один из солнечных дней красивый парень стоял на площади посреди города и с гордостью хвастался самым прекрасным сердцем в округе. Он был окружен толпой людей, которые искренне восхищались безупречностью его сердца. Оно было действительно идеально – ни вмятинки, ни царапинки. И каждый в толпе соглашался, что это самое прекрасное сердце, которое они когда-либо видели. Парень был очень этим горд и просто сиял от счастья.

Неожиданно из толпы вперед вышел старик и сказал, обращаясь к парню: «Твое сердце по красоте и близко не стояло рядом с моим!» Тогда вся толпа взглянула на сердце старика. Оно было помято, все в шрамах, в некоторых местах куски сердца были вынуты и вместо них были вставлены другие, которые совсем не подходили, края сердца были рваными. К тому же в некоторых местах в сердце старика явно не хватало кусочков. Толпа уставилась на старика – как он мог сказать, что его сердце красивее? Парень взглянул на сердце старика и засмеялся: «Ты, возможно, шутишь, старик! Сравни свое сердце с моим! Мое идеально! А твое?! Твое сердце – это мешанина шрамов и слез!» «Да, – ответил старик, – твое сердце выглядит идеально, но я бы никогда не согласился обменяться нашими сердцами. Смотри! Каждый шрам на моем сердце – это человек, которому я отдал свою любовь – я вырывал кусок моего сердца и отдавал этому человеку. И он часто взамен отдавал мне свою любовь – свой кусок сердца, которое заполняло пустые пространства в моем. Но поскольку кусочки разных сердец точно не подходят друг к другу, поэтому у меня в сердце есть рваные края, которые я берегу, потому что они напоминают мне о любви, которой мы делились.

Иногда я отдавал куски моего сердца, но другие люди не возвращали мне свои – поэтому вы можете видеть пустые дыры в сердце – когда ты отдаешь свою любовь, не всегда есть гарантии на взаимность. И хоть эти дыры приносят боль, они мне напоминают о любви, кото­рой я делился, и я надеюсь, что в один прекрасный день эти кусочки сердца ко мне вернутся. Теперь ты видишь, что означает истинная красота?»

Толпа замерла. Молодой человек молча стоял ошеломленный. Из его глаз стекали слезы. Он подошел к старику, достал свое сердце и оторвал от него кусок. Дрожащими руками он протянул часть своего сердца старику. Старик взял его подарок и вставил в свое сердце. Потом он в ответ оторвал кусок от своего избитого сердца и вставил его в дыру, образовавшуюся в сердце молодого человека. Кусок подошел, но не идеально, и некоторые края выступали, а некоторые были рваными. Молодой человек посмотрел на свое сердце, уже не идеальное, но более красивое, чем оно было раньше, пока любовь старика не коснулась его. И они, обнявшись, пошли по дороге.

Любите друг друга, дарите счастье близким людям и не забывайте почаще улыбаться и говорить им приятные, нежные слова!

Семь уровней любви

Вся наша жизнь — это вечный поиск Любви и великая школа возвышенных взаимоотношений. Наш путь начинается с грубых животных инстинктов и достигает своего совершенства в среде чистых духовных эмоций. Мы рождены только лишь для того, чтобы научиться взаимоотношениям обитателей духовного мира. Потребность бескорыстно любить заложена в каждом и напоминает нам о нашей духовной природе, а также о том, что наш истинный дом — это царство Бога, мир чистой любви. Недаром именно светлые, чистые взаимоотношения являются основой любых представлений о счастье.

Чтобы вызвать к себе любовь окружающих, мы должны обладать притягательными для других качествами. Это значит, что, искренне стремясь к возвышенным отношениям, мы просто вынуждены становиться лучше. Если человек хочет приносить другим радость – это указывают на то, что он счастлив и хочет поделиться с ними своей любовью. В противовес этому, любое действие, совершенное с намерением причинить боль другим, сообщает о том, что этот человек глубоко несчастен и подсознательно хочет силой привлечь к себе внимание и отомстить за недостаток любви. Любой наш поступок – это, по сути, поиск или проявление любви. Из-за нищеты сердца люди испытывают одиночество и страшную пустоту в жизни, начинают пить и употреблять наркотики.

Любой негативный поступок человека – это крик о помощи. Как это ни парадоксально, больше всего в любви нуждается именно тот, кто в данный момент меньше всего ее достоин. Святые люди испытывают сострадание к таким людям, и даже в обмен на боль стараются согреть их теплом своей души: любовь нельзя купить или украсть, ею можно только поделиться. Одна из основных причин страданий многих людей в наше время – это то, что они начинают ценить материальные приобретения больше, чем развитие своих хороших качеств, которые привлекают любовь окружающих. Обращая внимание лишь на ценность подарков, а не на проявления любви, со временем люди приходят лишь к глубокому разочарованию.

Научиться любить – это внутренний труд. Лишь бескорыстно отдавая любовь, мы постепенно сами становимся достойными ее. И если человек не пытается себя обмануть, то, чтобы обрести настоящую любовь, ему придется пожертвовать ленью, самолюбием, завистью – всем тем, что мешает проявиться нашим хорошим чертам. Путь любви — это нелегкий путь отказа от всепоглощающей корысти к обретению полной внутренней свободы, свободы от эго.

Христианская традиция выделяет два типа сознания: греховность и святость. Но мы не становимся святыми в одно мгновение. Веды сравнивают духовный рост с прорастанием лианы любви и подробно описывают различные стадии этого роста. Любовь между мужчиной и женщиной стали воспевать поэты средневековья, и с тех пор понятие любви значительно ограничилось. В действительности же, любовь является энергией связи души со Всевышним, со всеми Его проявлениями.

Разумеется, раскрытие способности любить отражается и на всех отношениях человека с окружающими, и в первую очередь – с самыми близкими ему людьми. Поскольку душа – понятие женского рода, индийские писания связывают различные стадии пробуждения божественной любви с именами великих женщин и богинь древней ведической традиции: Рати, Шачи, Савитри, Парвати, Сарасвати, Лакшми и Шримати Радхарани.

1. На первом уровне восприятия мира находятся люди, для которых смысл жизни – материальные приобретения и сексуальные наслаждения. Такие семьи весьма нестабильны и легко распадаются, если хотя бы один из супругов находит себе другого более сексуального или финансово более обеспеченного партнёра.

Владельцы СМИ-индустрии сегодня намеренно стаскивают и удерживают людей на этом материалистическом потребительском уровне, поскольку это им помогает управлять обществом посредством финансов. Сегодня все фильмы, ток-шоу воздействуют на человека так, чтобы люди видели смысл своего существования в приобретении все большего количества товаров и услуг, и строили взаимоотношения, главным образом, лишь на основе половой близости и финансовой выгоды. На этом уровне человек создает семью, побуждаемый, в основном, только лишь половым чувством. Этим начальным уровнем развития любовных отношений заведует Рати – целомудренная жена Камадева (Купидона). Всевышний Господь наделил этого прекрасного полубога способностью пробуждать плотские желания в сердцах живых существ для того, чтобы продолжать жизнь во Вселенной.

2. Те, кто возвысились над корыстными устремлениями и находят счастье в достижении поставленных перед собой творческих целей, являются очевидными двигателями прогресса. Они совершают великие открытия, живут ради искусства, строят мосты через Ла-Манш, внедряют новейшие технологии и всячески стремятся изменить внешнюю жизнь общества к лучшему. Такие личности могут привлекать значительные материальные ресурсы благодаря тому, что используют их для осуществления творческих целей.

Если первый уровень объединяет тех, чей смысл жизни – приобретение, то на второй ступени находятся люди творчества. Благодаря тому, что деньги для них – не цель, а средство, они обладают сильной внутренней энергией, которая позволяет им добиваться успеха в жизни и проживать ее более ярко и насыщенно. Подобное притягивает подобное, поэтому женщины, которых восхищают такие целеустремленные личности и которые готовы разделять вместе с ними любые трудности, тоже находятся на этом уровне внутреннего развития. Его олицетворяет собой Шачидеви, супруга царя небес – Индры (в греческой традиции – Зевса). Эта богиня служит мужу так же, как любящая рабыня служит своему господину. Благодаря самопожертвованию таких женщин, их мужья могут достичь любой поставленной ими для себя цели. Именно о них говорится, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина!

Дороти Карнеги, чей муж стал всемирно известным бизнес-консультантом, в своей книге «Как помочь мужу преуспеть в деле» приводит замечательный пример: в конце 90-х гг. прошлого века, в электрической компании в г. Детройте работал молодой механик за 11 долларов в неделю. Трудился он по 10 часов в день, а, приходя домой, зачастую по полночи работал у себя в сарае, пытаясь изобрести новый тип двигателя. Его отец считал, что парень тратит время впустую, соседи называли его сумасшедшим, никто не верил, что из этих занятий выйдет что-либо путное. Никто, кроме его жены. Она помогала ему работать по ночам, по нескольку часов держа над его головой керосиновую лампу. Синели руки, зубы стучали от холода, она то и дело простужалась, но она так верила в мужа!!!

Спустя годы из сарая раздался шум. Соседи увидели, как по дороге без лошади, в одной телеге ехали сумасшедший и его жена. Чудака звали Генри Форд. Когда, беря интервью у Форда, один журналист поинтересовался, кем бы Форд хотел стать в следующей жизни, гений ответил просто: «Кем угодно, лишь бы рядом со мной была моя жена!»

«Верьте в своего мужа и, если он стоит того (а если вы вышли за него замуж, видимо, он того достоин), положите свои силы во имя его успеха. Мой муж не знает, сколько что стоит в магазине, зато я могу проснуться ночью и сказать, в каком ящике лежит тот или иной документ, и на какой странице содержатся сведения, необходимые ему сегодня. Сортировать носки и стирать пыль – скучноватое занятие. Но ведь вы можете учиться вместе с мужем, чтобы однажды оказаться полезной ему. Вы можете подарить ему атмосферу, в которую всегда будет приятно возвращаться, вы можете создать ему надежный тыл. Жена своего мужа – это сложная профессия; это женщина, которая преуспела в ста и одной специальности. Идеальная домохозяйка, отлично разбирающаяся в делах своего мужа, – лучшее, что может пожелать для себя мужчина. Освободите его от рутины, и он станет Богом в своем деле», — эти слова принадлежат Мэйми Эйзенхауэр, её муж стал президентом Америки.

Мужчины более приспособлены для открытой активной деятельности в обществе, но необходимую для этого психическую силу и вдохновение они получают от женщин. Как ледокол ломает лед благодаря работе двигателя, так и мужчина получает огромную внутреннюю силу благодаря заботе и поддержке своей верной любящей жены. Мужчины подобны бойцам на передовой линии фронта. А их верные жёны подобны труженикам тыла, которые поставляют на передовую продовольствие, боеприпасы, одежду. И любая победа – это победа в равной степени и солдат, и тех, кто оказывал им поддержку из тыла.

Здесь очень важно отметить, что женщина может действительно посвятить себя служению мужу и это не будет ухудшать его качеств характера только в том случае, если мужчина поднялся над потребительским отношением к жизни и его цель – как минимум, творческая самореализация в служении обществу. Если мужчина мечтает, чтобы женщина служила ему как Шачидеви – ему нужно подняться хотя бы до этого уровня. Главное качество мужчины – дать женщине, детям чувство защищенности: уверенность, что он их не предаст и не бросит. Чувство защищенности даёт только истинный правитель и муж. Это возможно только на уровне высоких стремлений мужчины.

3. По мере духовного роста творческие люди постепенно приходят к пониманию, что путь к счастью и процветанию лежит не только через внешние изменения в обществе, а в большей степени – через развитие таких общечеловеческих ценностей, как милосердие, справедливость и доброта. Те, кто искренне стремятся развить в себе возвышенные качества характера, находят умиротворение и радость в чистых и возвышенных отношениях. Благородство души является главной отличительной чертой людей, находящихся на этом уровне и выше. Олицетворением любви, проявляемой на этом уровне, является принцесса Савитри, которая оставила царскую роскошь и ушла жить в лесную хижину, чтобы верой и правдой служить благородному Сатьявану, очарованная красотой его души. Целомудрие Савитри и сила ее любви поразили даже повелителя смерти Ямараджа, который был вынужден уступить её просьбе и продлить срок жизни её мужа.

Когда человек целенаправленно совершенствует свой внутренний мир, он начинает ценить красоту внутреннего мира других. И чем больше человек развивает хороших качеств в себе – тем больше он видит хороших качеств в других. И поскольку те пары, которые возвысились до этого уровня, ценят не материальные вещи, не красоту внешнюю или таланты и положение в обществе, а отношения и красоту внутреннюю, добродетель,- их отношения не ослабевают со временем. Начиная с этого уровня, уже не существует разводов. Это – уровень совершенства земной, всем понятной любви, которую воспевают в стихах все мирские поэты, романтики. Поэтому этот уровень пробуждения любви олицетворяет собой земная женщина, принцесса с планеты Земля. На этом уровне красота и глубина взаимоотношений двух любящих друг друга сердец превосходят силу смерти, и в следующей жизни они встречаются снова.

4. Те пары, которые, преодолев притяжение внешних материальных вещей и развив так в себе все хорошие качества, начинают использовать их в служении другим, поднимаются на еще более высокую ступень отношений, на которой они начинают заботиться о благе всех окружающих. На этом уровне человек осознаёт важность и ценность исполнения каждым своего долга и, следуя ему, он получает поддержку, защиту всех сил мироздания. Так же, как каждая здоровая клеточка тела, которая исправно выполняет свою особую функцию в организме, получает защиту иммунной системы и все необходимые ей питательные вещества от других органов тела, так и человек, ставший здоровой клеточкой мироздания, исправно исполняющий свои обязанности ради блага других, получает поддержку, защиту общественного и космического организма.

Закон этого мира таков: Если ты полезен социуму – социум позаботится о тебе.

Дхарма защищает того, кто защищает дхарму. Человек, достигший этого уровня осознания своих отношений с Вселенной, уже не заботится о себе, своём будущем. Он заботится только о том, чтобы приносить пользу другим, обществу, исполняя свой долг и хорошо понимая, что весь окружающий мир и все силы Вселенной заботятся о том, кто заботится о других, исполняя свой долг.

Практически все древние восточные культуры основывались на этом надежном фундаменте исполнения каждым своего долга в духе служения обществу. Древнеяпонская культура Бусидо является одним из таких примеров достижения внутренней и внешней гармонии через выполнение долга. Слово «самурай» в переводе означает «слуга». Истинный самурай – это совершенный слуга, безупречно владеющий своими чувствами и лишенный даже тени корысти.

Приверженность дхарме – бескорыстное выполнение своих обязанностей – являлось так же сутью культуры Древней Индии и ведического мировоззрения в целом.

Бескорыстное служение по своей сути соответствует изначальной природе души и поэтому несет с собой умиротворение и внутреннюю радость, которые являются причиной и следствием дальнейшего духовного просветления.

На этом уровне муж и жена заботятся о благополучии общества и помогают друг другу так же, как помогают друг другу любящие брат и сестра. Именно в таком умонастроении служит Господу Шиве его жена Парвати – сама олицетворенная Мать-Природа, олицетворяющая собой этот уровень. Не заботясь о своём личном удобстве, Шива и Парвати заботятся только о благополучии других. Воспитание детей, наделенных всеми добродетелями, становится служением Богу и обществу супругов, возвысивших свое восприятие жизни до этого уровня. Неудивительно, что Ганеш – старший сын Шивы и Парвати почитается как самый добрый полубог индийского пантеона, устраняющий препятствия на пути духовного и материального прогресса тех, кто идут по пути добродетели. А младший их сын Картикея – главнокомандующий армии полубогов,- всех светлых сил во Вселенной.

Чем выше духовный уровень человека, чем он бескорыстнее, тем меньше его интересует богатство, но тем доступнее оно становится, и в этом кроется глубокий секрет этого мира иллюзий. Пример этому — сам Господь Шива. Являясь повелителем всех мистических сил и выполняя любые желания всех, кто ему поклоняется, сам он не заботится даже о том, чтобы построить себе дом, и живет просто под деревом. Несмотря на то, что в его подчинении находится вся могущественная материальная энергия, он полностью умиротворен и ни в чем не нуждается. Большую часть своего времени всеблагой[4] Шива проводит в медитации, созерцая Всевышнего Господа своим внутренним зрением и заботясь только о благополучии всех живых существ во Вселенной.

Этот уровень связан с пробуждением мудрости и необыкновенных способностей в человеке. Это – мистический уровень Мастера Жизни: когда человек входит в гармонию с окружающим миром и, не желая большего, чем ему необходимо для жизни, посвящает себя благополучию других, Мать-Природа берёт на себя полную заботу о нём.

5. Исполняя свой долг ради блага других, человек начинает осознавать совершенство устройства космического мироздания и, наполняясь глубокой признательностью к Всевышнему, начинает ощущать Его присутствие во всём сущем и всё более и более глубокое желание действовать под Его руководством. На этом уровне человек начинает получать знания на уровне откровений. Бог даёт все необходимые знания и правильное понимание Священных Писаний тем, кто предаётся Ему, принимает Его руководство. Поэтому пятый уровень пробуждения любви к Богу олицетворяет Богиня Знания Сарасвати, – супруга творца материального космоса Брахмы (в славянской традиции — Сварога). На этом уровне взаимоотношения супругов приводят к взаимному их духовному росту, поскольку каждый из них своими поступками, качествами вдохновляет другого служить Господу – лучшему доброжелателю всех существ ещё лучше. Люди, находящиеся на этом уровне, рассматривают духовное развитие как главную цель своей жизни, и действуют так, чтобы их каждый поступок приносил радость Всевышнему. На этом уровне человек избавляется от материальных желаний и следующие два уровня совершенствования любви проходят уже полностью на духовной платформе. Поэтому если первые пять уровней, связанные с материальным восприятием жизни олицетворяли Богини и женщины материального мира, то следующие два олицетворяют Богини, живущие в высшей всепроникающей сфере, духовной.

6. Те, кто достиг просветления, осознают всем своим существом, что лишь только духовный прогресс может по-настоящему сделать человека счастливым и принести мир в этот мир, процветание всем людям. Они могли бы сидеть в святом месте, молиться и наслаждаться духовным блаженством общения с Богом, но ради прогресса других просветлённые люди идут проповедовать в массы, жертвуя всем, в том числе и духовным своим индивидуальным прогрессом. Духовным возвышением через самопожертвование можно назвать такое состояние души, когда человек жертвует своим духовным прогрессом ради духовного прогресса других, и таким образом приближается еще ближе к Всевышнему. Практически все основатели истинных мировых религий действовали, исходя из умонастроения, присущего этому уровню. На этом уровне любовь ко всем живым существам побуждает человека жертвовать всем, даже самой своей жизнью ради духовного возвышения других.

Умонастроение святых этого уровня в книге «Предание себя Богу» раскрывает Джон Фейворс: «Вчера, мой дорогой Господь, я пытался взывать к Тебе. Я вопрошал: «Дорогой Господь, я очень долго был вдали от Тебя, пытаясь делать Твоё дело в этом материальном мире.. Не кажется ли тебе, что пришло время вернуть меня Домой – в Твою божественную обитель?»

Твой любящий взгляд пронизал всё моё существо и, вместо того чтобы разгневаться на меня, самодовольного и высокомерного, Ты с превеликой заботой попросил моего духовного учителя просветить меня.

Духовный учитель сказал: «Сынок, пойдём со мной. Посмотри вон на того слепца, что ковыляет по улице, натыкаясь на людей. Когда твое сострадание станет столь сильным, что ты будешь готов занять его место, освободив его от страданий, тогда ты будешь достоин возвращения в царство Бога».

Я задумался над положением слепца, и сострадание переполнило моё сердце.

Духовный учитель сказал: «Сынок, пойдём со мной. Посмотри на этого немого. О многом он хотел бы рассказать, многое выразить, но, поскольку не может говорить, никто не

обращает на него внимания, и это делает его несчастнейшим человеком в мире. Когда ты будешь готов занять его место, чтобы избавить его от этих терзаний, ты станешь достоин возвращения в царство Бога».

Я задумался над положением немого, и сострадание переполнило моё сердце.

Духовный учитель повёл меня дальше. Он сказал: «Посмотри на инвалида, прикованного к постели. Представь, как он обременяет своих так называемых друзей и родственников. Они испытают огромное облегчение, когда он в конце концов умрёт. Когда твое сострадание станет столь сильным, что ты будешь готов занять его место, освободив его от страданий, тогда ты станешь достоин возвращения в царство Бога»

Я задумался над положением инвалида, и сострадание переполнило моё сердце.

Духовный учитель двинулся дальше: «Теперь сюда, любимый сын. Посмотри на этого бездомного. На исходе дня его никто не ждёт. У него нет ни семьи, ни дома, а когда он устанет и пытается найти место, где бы отдохнуть, над ним издеваются или его хватает полиция. Когда твое сострадание станет столь сильным, что ты будешь занять его место, освободив от страданий, тогда ты станешь достоин возвращения в царство Бога».

Я задумался над положением бездомного, и сострадание переполнило моё сердце.

Духовный учитель обратил мое внимание на семью беженцев. Они жили, словно животные, гонимые от одной опасности к другой. Не имея ни пищи, ни крова, ни защиты, они, хоть и свободные внешне, были заточены в темницу отчаяния. У некоторых их них на глазах убивали их близких. Панический страх гонит их из города в город, из лагеря в лагерь в попытке стряхнуть с себя кошмар прошлого. Избавления они дождутся лишь от смерти, преследующей их буквально по пятам. Мой духовный учитель повторил: «Когда твое сострадание к этим душам, сынок, станет столь сильным, что ты будешь готов занять их место, освободив от страданий, тогда ты станешь достоин возвращения в царство Бога».

Я задумался над их отчаянным положением, и сострадание переполнило моё сердце.

Духовный учитель велел мне посмотреть на беспомощного ребенка, который постоянно подвергался насилию со стороны тех, кто должен был его оберегать. Невинное дитя снова и снова к родителям и к другим людям, ища любви и защиты, но получало в ответ только большее насилие. Увы, малыш научился воспринимать мир как враждебную среду, где взрослые существуют лишь затем, чтобы причинять ему боль.

«И снова, сын мой, я должен сказать тебе, что, лишь когда твое сострадание к этой душе будет столь сильным, что ты пожелаешь занять её место, освободив от страданий, ты станешь достоин возвращения в царство Бога».

Не успел я опомниться, как духовный учитель уже сказал мне: «Пойдём дальше. Посмотри на эту пожилую женщину. Она отдала свою жизнь семье и друзьям, но сейчас, когда она постарела, и её красивое лицо покрылось морщинами, никто и смотреть на неё не хочет. Даже самая незначительная ее просьба вызывает в них такую ярость, что они часто бьют ее. Члены ее семьи хуже хищников. Они отбирают у нее все ее деньги и вообще все нажитое за долгую жизнь, с нетерпением ожидая ее смерти, чтобы забыть о ней раз и навсегда».

Духовный учитель посмотрел на меня полными слез глазами. Я даже представить себе не мог, насколько он глубоко переживает участь этих несчастных. Слезы текли по его щекам, когда он сказал прерывающимся голосом: «Когда твое сострадание станет столь сильным, что ты не только захочешь занять их место, но и с готовностью согласишься вечно жить на этой адской планете, предоставив другим наслаждаться твоими прежними заслугами; когда ты откажешься от всего, что могло бы способствовать твоему освобождению, ради освобождения всех этих людей – только тогда ты станешь достоин вернуться домой, в царство Бога».

Тяжкие невзгоды этих людей переполняли меня. Я думал: «Возможно ли, чтобы хоть кто-нибудь обладал настолько глубоким, самоотверженным состраданием?» Но прежде, чем я успел выразить эту мысль словами, я снова заглянул в лицо моего гуру и понял, какая удача мне выпала: видеть перед собой такую великую самоотверженную душу и следовать её наставлениям. Я знал теперь, что он с радостью откажется от всех своих личных интересов ради того, чтобы другие души наверняка вернулись в царство Бога.

Истинный слуга Бога отдает себя Ему очень самоотверженно, чтобы побудить Бога помочь ему в деле возвышения этой планеты. Такое глубокое сострадание и такая преданность делу заставляют почувствовать Бога должником этого слуги, и Он с любовью помогает ему произвести серьезные изменения. Конечно, Господь не допустит, чтобы Его любимый слуга вечно страдал за других. Но неподдельная готовность впустить в себя чужую боль является толчком для того, чтобы тебя самого впустили в царство всевозрастающей любви. Духовность высшего уровня – это не вопрос, что Бог может дать тебе. Это вопрос, что ты постараешься сделать с своим сознанием, чтобы совершить что-нибудь существенное для Бога и мира».

Корысть – это забота своём благополучии, о своём счастье, в том числе и духовном. Тогда как любовь – это забота о благополучии, счастье других. Когда люди заботятся только лишь о себе – общество раздирается войнами. Но когда люди в любви заботятся друг о друге – общество во всех отношениях процветает. Поэтому шестой уровень пробуждения любви олицетворяет Богиня Процветания Лакшми – жена Господа Вишну.

7. Чувства, которые питает Шримати Радхарани к Шри Кришне[5], являются наивысшим, непостижимым проявлением любви. На этом уровне не существует ничего, кроме всепроникающей бескорыстной любви, которая способна управлять даже самим Богом. Достигнув этого уровня, человек утрачивает двойственное восприятие мира и перестает считать кого-то хуже, а кого-то – лучше. Для такого человека не существует врагов, горя и зла, потому что он видит во всём одну только любовь Бога к нам и сам он стал воплощением любви к Богу. Тот, кто обрел такую возвышенную любовь, воспринимает весь окружающий мир всецело духовным и уже в этой жизни становится обитателем духовного мира.

Духовный рост или наша способность любить прямо пропорциональны нашему отказу от корысти во всех ее проявлениях. По мере нашего отказа от корысти наше служение близким и окружающим начинает приносить нам все больше и больше внутреннего удовлетворения и внутренней радости, постепенно становясь нашей потребностью и превращаясь в любовь. Если человек сосредоточен только на личной выгоде и собственных удовольствиях, то процесс работы ему никакой особенной радости не приносит; его интересует лишь результат: сколько ему заплатят, или что он за это получит. Но на более высоких уровнях та же самая деятельность может восприниматься как хобби и стать наградой уже сама по себе.

Изменение нашего сознания и пробуждение чистой любви ничего не стоит нам в денежном отношении и не требует сверхъестественных усилий. Необходимо только добавить духовную составляющую в повседневную жизнь, и все происходящие вокруг события вдруг станут приобретать для нас совершенно другое значение.

Имитация любви

«Фрейд – мой личный враг; все обман, и все – ложь!»

Анна Ахматова

Мы живем в то время, когда из-за потребительского отношения к жизни люди стремятся выжать из жизни как можно больше, а взамен отдать как можно меньше усилий. Поэтому все более популярны становятся быстрорастворимые суррогаты на искусственной основе: суп быстрого приготовления, пюре быстрого приготовления, любовь быстрого приготовления…

Сейчас многие люди не хотят тратить душевные силы на пробуждение чистой любви так же, как не хотят тратить время на приготовление пищи. Но чем больше люди потребляют «ароматизаторов, идентичных натуральным» вместо настоящей, здоровой пищи, тем больше болеют. И чем больше занимаются сексом без любви, тем несчастнее они становятся. «Отношения, идентичные натуральным»… Стремясь к безудержному потреблению, человечество постепенно скатывается до уровня двуногих животных, рекламируя распущенность и случайные связи как величайшее достижение современности. Но людей это «достижение» не делает счастливее.

Статистика указывает, что молодые люди, рано начавшие половую жизнь, в два раза чаще страдают от депрессий и в полтора раза чаще подвержены суициду. Фрейд утверждал, что половая распущенность способна осчастливить весь мир, но большинство семей становятся несчастными и распадаются именно по причине супружеских измен. Семья – это ячейка общества. Если люди несчастливы в семьях, то как может стать счастливым все общество?

Безответственные сексуальные отношения сейчас маскируются под вывеской «гражданского брака». Это мотивируется тем, что «Какая разница, есть печать в паспорте или нет?». Но это не так. Разница есть. Был проведен опрос. Мужчинам и женщинам, живущим в «гражданском браке» по отдельности во время анкетирования задавали вопрос: «Есть ли у Вас жена/муж?». 90% девушек, живущих в сожительстве ответили, что живут с мужем. В то время как 70% мужчин, живущих в «гражданском браке» ответили, что они холосты и находятся в поиске. По статистике, «гражданские браки» редко заканчиваются регистрацией отношений, поскольку являются разновидностью блуда, когда двое вроде бы живут вместе, но каждый при этом одним глазом смотрит по сторонам: «Может быть, с кем-то другим создать зарегистрированный настоящий семейный союз?»

В таких отношениях женщина не получает защиты, поскольку мужчина в них получает всё то, что он хочет, но не берёт за женщину подлинной, настоящей ответственности.

Как правило, парни, которым нужен лишь секс, говорят девушке: «Если ты меня любишь, то докажи это!» и требуют «доказать» это физической близостью. Но если бы парень действительно любил девушку, он бы никогда не сказал этого. Это означает, что он девушку не только не любит, но даже не уважает, потому что толкает на риск забеременеть, сделать аборт, никогда не иметь детей и всю оставшуюся жизнь мучиться чувством вины. Разве это любовь?? Такая «любовь» – проявление потребительского отношения к жизни, к другим.

Потребительские отношения убивают зачатки всех прекрасных чувств. Если юноша рано познает «взрослую жизнь», если он успел поменять несколько сексуальных партнеров, то он уже просто не сможет писать трепетные стихи своей возлюбленной, а благоговейное отношение к представительницам прекрасного пола сменяют пошлые шутки. Люди теряют свою возвышенную индивидуальность, когда соглашаются с тем, что любовью можно «заняться».

Опустившиеся люди обычно стремятся развратить и всех остальных, в глубине души завидуя их чистоте. Иногда опустившиеся сверстницы насмехаются над своей скромной и целомудренной подругой: «Ты еще девственница? Значит, ты дурнушка и никому не нужна! А мы вот среди парней "популярны"». Но истина проста: эта девушка в любой момент может стать такой, как они, но они никогда не смогут стать такой, как она. Они это хорошо понимают, и именно поэтому стараются «помочь» ей стать такой, «как все». Но имитация любви является предательством своих идеалов и поэтому опустошает сердце, в результате чего человек начинает презирать самого себя. Если человек не уважает себя, то он не сможет уважать и других: «каждый судит по себе!»

Ещё не очень давно разводы были большой редкостью. Они и сейчас редки в тех культурах, в которых у молодых людей нет половых контактов свадьбы. Потому что интимная близость – как скотч: чем больше «приклеиваний» – тем связь с другим новым партнером слабее. Это особенно важно для женщин. Поэтому не стоит спешить. Как пел Виктор Цой, «Жизнь стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать!!»


Наши рекомендации