Мистицизм и вербальная коммуникация
Мистицизм предлагает несколько оптимальных моделей общения любовников друг с другом. Вероятно, единственное и важнейшее указание по эффективному межличностному общению советует говорить в терминах правого полушария. При таком подходе человек высказывается с позиций собственного мнения, своей точки зрения, вкуса и перспективы, чувств, предпочтений, «нравится» и «не нравится», ожиданий и желаний, а не с позиций называния, оценивания, теоретизирования, морализации, классифицирования и других когнитивно-концептуальных принципов левостороннего анализа.
Конечно, это не случайность, что «разговор чувств» ныне является одним из наиболее широко рекомендуемых психологами брака средств коммуникации. Этот приём служит основой для десятков хороших книг по самопомощи, помогающих совершенствовать уверенность в себе. Такие тренинги появились в середине 70-х, во время расцвета бихевиоралыюй терапии.
Общение в терминах сознания правого полушария – это не просто дань сентиментальности. Современный философ Чарльз Стивенсон в своей весьма убедительной книге «Этика и язык» доказал, что «это хорошо, а это плохо» логически значит просто «это мне нравится, а этого я не одобряю; и хочу, чтобы вы со мной согласились!».
Вот поэтому интуиция и сострадание в соединении с сокровенными чувствами обоих партнёров являются ключами мистического подхода не только к нравственности, но и к доброжелательному вербальному общению близких людей.
Общение в терминах правой стороны мозга идёт рука об руку с мистической философией человеческих связей, и это предполагает, что партнёры действуют по отношению друг к другу спонтанно, скорее в соответствии с интуитивными чувствами, внутренним состраданием, человеческой сердечностью, чем с навязанными извне этическими указаниями. Вот почему мистицизм не морализирует, не устанавливает определённых стандартов правильного и неправильного поведения.
Тантризм, по Бхарати,
«более свободен от определённых ценностей, чем нетантрические традиции; он оставляет без внимания морализации и прочие нравоучительные клише».
«Даосская философия совершенно безразлична к морали, – поясняет Херрли Крил. – Всё относительно. «Правильно» и «неправильно» – это лишь слова, которые мы можем применять к одному и тому же; зависит это лишь от того, с какой пристрастной точки зрения мы на это смотрим».
Уокер говорит, что у гнозиса:
«нет ничего общего с моралью... Законы, религиозные, нравственные и социальные, здесь ни при чём».
То, что этика не устанавливается раз и навсегда, а полагается на чувства и вкус, отмечал Людвиг Виттгенштейн в классическом «Логико-философском трактате» («Tractatus Logico-Philosophicus»):
«6.4.2 ...невозможно существование правил этики.
6.4.21 ...этику нельзя облечь в слова. Этика трансцендентальна. (Этика и эстетика – одно и то же)».
То, что этика невыразима словами, но является собственно делом чувств и сострадания, есть основополагающая философская причина невозможности диктовать правила мистического брака. Вместо фиксированных, внешних правил и ролей, которых, по мнению различных моралей, должны придерживаться пары, мистицизм рекомендует любовникам доверять собственному внутреннему чувству любовного сострадания и сопереживания и строить общение друг с другом на этой основе.
Нравственность, с другой стороны, применяет абстрактные, эмоционально насыщенные слова, как «добрый, злой, правильный, неправильный, справедливый и несправедливый», к действиям, которые говорящий одобряет или не одобряет. Такие этические термины можно отнести к разряду побудительных определений, и они очень сильно эмоционально окрашены. Вот они и возникают в политической риторике, рекламах и других елейных разглагольствованиях, вдобавок к их роли рычага управления массами населения в руках имперских религий.
Мораль – это один из примеров того, как такие религии пытаются развивать сознание левого полушария. То же делает и гипноз, так как чем больше люди действуют на уровне слов, тем уязвимее они для вербального внушения и управления. Поэтому все массовые религии применяют бесконечные количества словесных повторов и морально не одобряют правостороннего, или изменённого сознания, запрещая с различной степенью суровости музыку, танцы, алкоголь и прежде всего – секс.
Но «добро» и «зло» сами по себе лишены какого бы то ни было внутреннего значения, это целиком относительные понятия, изменяющиеся в соответствии с целями, ценностями и мотивациями людей, применяющих их. На самом деле, поскольку они относятся исключительно к области концепций, они даже не существуют нигде, кроме как в виде идей в воображении левого полушария. Нельзя иметь ведро добра или чемодан со злом.
Конечно, не стоит принимать отказ мистицизма от морализирования за предложение любовникам или кому угодно вести себя странно или беспорядочно. Мы не предлагаем также забыть о законах и о порядке. Однако, похоже, пора нам уже перестать наивно полагаться на закон и мораль как ключи к созданию крепких любовных связей или успешных браков. Более того, большинству людей не нужны морализации, а как раз те, кому они «нужны», не руководствуются ими в своих действиях.
Самые обеспокоенные индивидуумы либо плюют на всякое сострадание и общественную сознательность, либо используют мораль для прикрытия каких-либо своих эмоциональных неполадок. Вот почему дорога в ад так часто вымощена добрыми, нравственными намерениями, как в любовном партнёрстве, так и вне его. Левосторонние, моральные оценки не удерживают нас на пути любви. Они отвращают нас от знания и веры в природное людское сострадание наших сердец.
Технику общения, как и технику секса, невозможно исчерпывающе описать словами. Но она может стать действительно полезной тем, кто неустанно находится в поиске добрых советов, важных для человека и для пары. Например, практически вся литература по самоутверждению рекомендует активное восприятие.
Когда вы слушаете человека, отдавайте этому всё своё внимание, и физически, и эмоционально, используйте зрительный контакт, кивайте, наклоняйтесь к говорящему и давайте ему понять, что вы слушаете и понимаете сообщение, а особенно чувства, скрывающиеся за рассказом. И что очень важно, прислушивайтесь к себе, к чувствам, которые вызвал у вас партнёр, и старайтесь понять, что в вас пробудило именно такую эмоциональную реакцию. Затем поделитесь своими чувствами и открытиями с партнёром.
Моногамия
Мистицизм одобряет моногамный союз и партнёрство мужчины и женщины как равноценных половинок духовного и физического единства не только во время мистического секса, но на протяжении всей их совместной жизни. Невозможно точно указать, чем стоит людям заниматься в мистическом браке, ибо такой брак предполагает спонтанное состояние ума, когда партнёры не исполняют точно установленных ролей.
Точно так, как пары остаются вместе, не вступая в брачные отношения, так и супруги действуют, чувствуют и ведут себя любовно без религиозных заповедей и вне ролей, назначенных мужу и жене традицией. Вместо этого они относятся друг к другу как к людям, поступают спонтанно, и воспринимают действия другого в непрерывном потоке чувств.
Пара в том случае будет вести себя, руководствуясь состраданием, разумом и любовью, а подчас и героически, если поведение каждого соответствует его настоящим собственным чувствам, а не тогда, когда этого от него требуют наложенные извне правила этики.
Нельзя сказать, что мистические отношения легки, потому что не существует моральных правил. Они означают практически обратное: новое отношение к любовной связи, в которой каждый достаточно уязвим, чтобы полностью раскрыться перед партнёром, и достаточно сострадателен, чтобы понимать и уважать внутренний опыт партнёра. Это совсем не легко, требуется отвага и любовь к приключениям, чтобы открыться и поверить свои чувства партнёру, а ещё нужна сила для того, чтобы вытерпеть, переварить и принять его честность и прямоту.
В своей классической книге «Природа, мужчина и женщина» Алан Уотс приходит к выводу, что «спонтанность в конечном счёте – это полная искренность». Таким образом, спонтанность мистического брака требует, чтобы мужчина и женщина относились друг к другу честно, как личности, которыми они в действительности являются, а не чтобы они придерживались ролей или концептуальных запрограммированных образов себя и другого.
Роль мистического секса
В отношении мистического секса важны следующие вещи: является ли он средством, которое позволит справиться со свойственной нашей культуре проблемой эротификации женоненавистничества, и хотя успешные взаимоотношения едва ли нуждаются в таком лекарстве, всё же и в них мистический секс способен привнести благо и пользу.
Он может стать просто чудом для тех пар, у которых есть проблемы в сексуальной сфере их отношений, их обеспокоенность такими проблемами часто не поддаётся описанию и столь же невыразимо вредна, сколь мистический секс полезен.
Даже для тех пар, любовная жизнь которых в порядке, мистический секс – это способ разделить близость, вневременное единство, настоящую неторопливую физическую близость и пик эмоционального опыта, который связывает партнёров всё теснее каждый раз, когда они занимаются любовью.
Мистический секс даёт свободу от стресса и напряжения, и физического, и эмоционального. Он дарует готовность прощать и возможность целительного восстановления глубины и любви между партнёрами. Каждый опыт мистического секса – это перерыв, передышка от мышиной возни повседневности, на которую каждый день обречён каждый из нас поодиночке.
Заниматься мистическим сексом – значит припасть к источнику спокойствия и восстановления, вновь зарядить истощённые эмоциональные запасы. Это место, куда можно вернуться, путь в рай, который любовники каждый раз теряют, расставаясь, это – обоюдное вознесение к благословению, к миру и спокойствию, из которого больше нет пути никуда. Ты уже здесь, ты прибыл, и ты продолжаешь экстатический полёт вне идей, разума и тела.
Мистический секс может стать частью процесса выздоровления и на эмоциональном, и на физическом уровне (с точки зрения мистицизма они – одно и то же), это его воздействие объясняется жизненной потребностью человека в близости, прикосновении и привязанности. Это потребность не оргазмическая, и даже не сексуальная; это нужда в физической близости, желание обнимать и быть в нежных, любящих объятиях. Это мечта, которая сопровождает нас от колыбели до старости.
В ходе одного из классических лабораторных опытов современной психологии доктор Гарри Харлоу продемонстрировал, что, когда детёнышам макаки резус давали необходимую пищу и кров, но лишали их физической привязанности, они, вырастая, проявляли эмоциональные расстройства, подобные человеческим, включая шизоидную трудность в общении с нормально воспитывавшимися обезьянками.
Это указывает не только на причину некоторых психических заболеваний человека, но и на способ, которым такие расстройства могли передаваться из поколения в поколение: у детей родителей, не выказывавших любви и привязанности, могут развиться аналогичные расстройства.
Именно потребность в близости в сочетании с тем, как плохо многие мужья занимаются любовью, может быть причиной того, что большинство опрошенных женщин говорят, что они предпочли бы, чтобы к ним относились с любовью, а не чтобы их вовлекали в «акт». К счастью, мистический секс предлагает оба вида контакта одновременно, он не может не содействовать укреплению моногамного единства любой любящей пары.
Доктор Эндрю Вейл доказал, что для человека также является естественной потребность в изменённых состояниях сознания, которая часто выражается, к сожалению, в злоупотреблении наркотиками и алкоголем. Это стало распространённейшей проблемой нашей культуры.
Этот кризис находит выражение в нынешнем огромном числе разводов, вызванных тем, в первую очередь, что такое хроническое злоупотребление наркотиками препятствует опыту близости в целом, и мистическому единству партнёров в частности. Возможно, изменённые состояния сознания, возникающие при мистическом сексе, станут здоровым удовлетворением потребности в таких состояниях, которая сейчас удовлетворяется наркотиками и алкоголем.
Таким образом, мистический секс поможет в решении наших трагических проблем, связанных с пагубными привычками и злоупотреблениями.
Мистические традиции никогда не противостояли наркотикам и алкоголю как таковым. Вакх был богом пива и вина, а опьянение рассматривалось как прямое восприятие вина и нематериальное единство с ним, а поэтому почиталось божественным состоянием. Но такой способ употребления вина и других опьяняющих веществ приберегался для особых, специально организованных случаев, связанных с посвящениями и обучением.
Тогда вино становилось помощником в восприятии, способности проникать в сущность и понимать себя и космос. Но это совсем не походило на нынешнее спастическое и эксцентричное злоупотребление алкоголем и наркотиками, при котором насильственное применение изменяющих сознание веществ призвано помочь бежать от реальности, вызывает иллюзии и притупление чувств и неосознанное параноидальное бегство от людей, – метод и цель в точности противоположны тому, какие ставят перед употреблением наркотиков мистические традиции.
Мистический секс, любовные ласки, которые вызывают изменённое состояние ума, или мистический опыт, – вот подход к сексу, рекомендовавшийся всеми мистическими традициями, этими религиями, которые делали упор на сознание правого полушария мозга и отношение к жизни, полное праздника, творчества и рыцарских взаимоотношений. При том, что мистицизм отвергает брак как концепцию и институт, он одновременно приветствует моногамный союз мужчины и женщины как наиболее естественное их состояние.
Я надеюсь, что, прочтя эту книгу, вы убедились, что мистицизм не такое уж странное, непонятное и таинственное нечто. А мистический секс не является необычным и недостижимым, и испытать его на себе не так уж трудно. Он не строится на волшебстве и фантазии, помпезной морали и медитациях, на обещаниях будущих прекрасных вознаграждений где-то в отдалённом месте и времени.
Возможно, если мистический секс что-нибудь и даёт нам – то это понимание того, что достижение естественного единения с космосом у нас в руках. Это лишь вопрос отношения, состояния ума, знаний, основанных на чувствах – и на принятии этого чувства, реальности, жизни и себя самого, отдельно взятой личности.
«Что вы сделали со своим даром секса? – спрашивает Кафка. – Это была неудача, – вот всё, что они скажут в конце. А ведь всё могло бы легко получиться. Пустяк, такая мелочь, что и не заметишь, решала в пользу неудачи или успеха».
Хотелось бы, чтобы эта книга стала для вас этой мелочью, помогла понять то, в чём состоит разница между неудачей и успехом. Или между успехом – и полнотой всей жизни.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение